Последние данные по Государственным расходам в Германии (EUR млрд.)
Какой объем расходов бюджета в Германии?
- Объем государственных расходов в Германии упал до 170 EUR млрд. (204.642 млрд. USD) в четвертом квартале 2020. Максимальный объем достигал 171 EUR млрд., а минимальный 95.39 EUR млрд.
- Данные публикует Ежеквартально Федеральное статистическое управление.
История данных (EUR млрд.) по годам
Данные
Период
Дата
170 | 4 кв./20 | 24.02.2021 |
172 | 3 кв./20 | 24.11.2020 |
169 | 2 кв./20 | 25.08.2020 |
166 | 1 кв./20 | 25.05.2020 |
166 | 4 кв./19 | 25.02.2020 |
164 | 3 кв./19 | 22.11.2019 |
163 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
143.22 | 1 кв./19 | 23.05.2019 |
История по Государственным расходам по канслерам (EUR млрд.)
Расходы на национальные проекты
На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.
Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:
- Демография – 742,5 трлн руб.
- Здравоохранение – 243,2 трлн руб.
- Образование – 171,6 трлн руб.
- Жилье и городская среда – 102,6 трлн руб.
- Экология – 108 трлн руб.
- Безопасные и качественные автомобильные дороги – 117,4 трлн руб.
- Производительность труда и поддержка занятости – 6,4 трлн руб.
- Наука – 54,9 трлн руб.
- Цифровая экономика РФ – 150,2 трлн руб.
- Культура – 21,7 трлн руб.
- Малое и среднее предпринимательство – 56,3 трлн руб.
- Международная кооперация и экспорт – 97,5 трлн руб.
- Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры – 373,4 трлн руб.
Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен . Основная информация по планируемым доходам и расходам казны есть в пояснительной записке ().
Заглавное изображение: epp.genproc.gov.ru
Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!
Бюджет доходов. Этапы формирования продаж (доходов)
Это важнейшая часть в формировании бюджета на будущий год. В первую очередь стоит проанализировать динамику продаж 2020 года. После этого рекомендую разработать план продаж на 2021 по номенклатурным группам (прогнозные объемы реализации и отпускные цены с учетом детализации по покупателям). Не забудьте убедиться, что план продаж содержит выручку без НДС (для предприятий-плательщиков НДС).
Также стоит заложить возможные колебания курсов валют, учесть уровень инфляции и влияние пандемии (возможны задержки платежей со стороны контрагентов, снижение выручки). После всего проверьте форму бюджета на арифметические ошибки.
Опыт 2020 года показал снижение покупательской способности, поэтому один из сценариев, которые следует рассмотреть – это сценарий падения доходов.
Ситуация может быть откорректирована путем переориентации на другие категории покупателей, для чего предприятию следует провести анализ групп. Также драматическая ситуация связана с производственными предприятиями и организациями, оказывающими услуги в области туризма. В противовес можно рассмотреть развитие иных направлений бизнеса, в частности 2020 год показал активное увеличение доходности интернет торговли, службы доставки и онлайн услуг. Таким образом, при формировании стратегических планов развития предприятия следует ориентироваться на ситуацию в стране и мире, и, возможно, корректировать направления бизнеса.
При формировании бюджета необходимо запланировать доходы, которые предприятие ожидает получить в 2021 году. При бюджетировании доходов рекомендуем, в том числе, проанализировать:
- структуру продаж (направления бизнеса, номенклатурные группы, группы покупателей);
- динамику продаж прошлых периодов;
- динамику цен.
В бюджете на 2021 при анализе цен также необходимо учесть инфляцию (официальные данные публикуются на здесь и здесь). Для предприятий, которые занимаются экспортом-импортом, необходимо учесть изменения курсов валют, так как предприятие может понести убытки из-за колебания курсов (информацию можно посмотреть здесь). То есть предприятие должно проанализировать валютные риски и, возможно, прибегнуть к договорам хеджирования.
Как показала практика 2020 года, для многих предприятий с ВЭД возникла ситуация, когда груз простаивал на таможне из-за закрытия границ и ситуации с коронавирусом, что привело к потерям. Таким образом, при планировании бюджета на 2021 необходимо учесть негативный опыт развития событий, и возможно искать поставщиков на территории РФ.
Производственные предприятия в 2020 году пострадали в наибольшей степени из-за простоев. Для их бюджетирования необходимо спрогнозировать продажи с учетом конъюнктуры на рынке (при неверном прогнозе будет завышен и план производства) оценить остатки готовой продукции на складах, а также возможность закупки необходимого сырья и материалов, чтобы не допустить дефицита или переизбытка сырья. Следует также оценить производственные мощности, трудовые и финансовые ресурсы. Ошибка в данном разделе повлечет за собой невозможность выполнить план производства и, как следствие, срыв поставок продукции покупателям.
§ Доходы, поступления в бюджете Германии
Источники доходов бюджета Германии по Федеральным министерствам и ведомствам вы можете просмотреть в таблице 2, выше на странице. Далее в таблице 4 представлены доходы в бюджете страны по видам доходов, отсортированные по сумме дохода с возрастанием.
Таблица 4. Доходы бюджета Германии на 2020 год по видам доходов
Вид дохода | Доходмлн. Евро | в % к сумме бюджета |
---|---|---|
Собственные ресурсы ЕСEU-Eigenmittel | -32’760.00 | -9.05 % |
Налоги и приравненные к налогам платежиSteuern und steuerähnliche Abgaben | 332.00 | 0.09 % |
Другое | 919.95 | 0.25 % |
Административные доходыVerwaltungseinnahmen | 10’795.44 | 2.98 % |
Прочие доходыÜbrige Einnahmen | 24’994.61 | 6.90 % |
Федеральные налогиBundessteuern | 88’856.00 | 24.55 % |
Налоги, распределяемые между федерацией, землями и коммунамиGemeinschaftsteuern und Gewerbesteuerumlage | 268’862.00 | 74.27 % |
ИТОГО: | 362’000.00 | 100.00 % |
Далее в диаграмме 3 представлены доходы бюджета Германии по министерствам и ведомствам, данные для диаграммы взяты из таблицы 2, находящейся выше на странице. Согласно данной диаграмме, подавляющее большинство доходов Германии – это налоги, в бюджете они определены строкой “Главное финансовое управление” (нем. Allgemeine Finanzverwaltung).
Устройство государственного бюджета Германии
В Германии действует трехуровневая система бюджета:
- Федеральный бюджет.
- Региональный (земельный) бюджет.
- Бюджет общины (местный). Их в стране 11 000.
Кроме того, функционируют различные внебюджетные фонды.
Весь бюджет Германии делится на доходную и расходную части. Доходная часть формируется за счет налогов, которые дают 4/5 поступлений в бюджет. Не связанные с налогами поступления – это прибыли разных организаций, рентные платежи и иные виды.
Расходная часть бюджета связана с деятельностью на уровне федерации, земель, общин. Доля государственных расходов составляет около половины ВВП страны. В 80-е и 90-е годы ХХ века она постепенно уменьшалась.
Важная статья расходов Германии – это военная сфера. Военный бюджет Германии составляет около 30 % (по другим данным – менее 2 %) от общего объема бюджета.
Также большое значение имеют расходы на экономику. В них входят траты на коммунальное хозяйство, жилищное строительство, транспорт, промышленность (добывающую и перерабатывающую), связь, сельское хозяйство. Основная часть расходов (90 %) связана со строительством инфраструктуры.
Гораздо меньше средств идет на образование и науку – до 5 %. Невелики траты и на управление – 3 %. В качестве базовой денежной единицы с 2002 года применяется евро, до этого использовалась немецкая марка. Первый бюджет, изданный в 2002 году, имел расходную часть объемом 247 млрд евро.
Бюджет ФРГ на 2019 год
Наибольшую часть доходов федерального бюджета формирует налог с оборота капитала. Наполнение земельных бюджетов зависит от того, какие предприятия активно функционируют на их территории. Поскольку планирование финансов предполагает перераспределение ресурсов между субъектами, бюджетный процесс начинается еще летом, чтобы к концу осени утвердить окончательный вариант документа. Общая сумма расходной части бюджета в 2019 году установлена в пределах 335,5 млрд евро, это почти на 2% больше, чем было запланировано на 2017 год. Пропорционально возрастут затраты на оборону (до 38, 45 млрд – на 1,23% от объема производства), что можно расценить как реакцию на призыв Трампа. Ведь американский президент не раз указывал на неисполнение членами НАТО обязательств по финансированию коллективной безопасности в размере 2% от ВВП. В целом бюджет Германии на 2019 год в цифрах немного вырастет по сравнению с предыдущим годом. Больше денег выделят на культуру (почти на 23%), на интеграцию уже прибывших беженцев , а также на предотвращение предпосылок для массовой миграции во всем миренаправят около 21 млрд евро. Планируется некоторое снижение государственного инвестирования в 2019 году (до 35,7 млрд евро), но одновременно в финансовом прогнозе на 2019 год закладывается его восстановление (до 36,2 млрд евро). Благодаря накопленной «финансовой подушке» в размере 14 млрд евро правительство может выдвинуть предложения по снижению налогов. Предпосылки для такой инициативы создает фиксируемый уже несколько лет подряд рост немецкой экономики, а также стойкий политический запрос на это, сложившийся в обществе.
Бюджет ФРГ на 2021 и 2021 годы
Наибольшую часть доходов федерального бюджета формирует налог с оборота капитала. Наполнение земельных бюджетов зависит от того, какие предприятия активно функционируют на их территории. Поскольку планирование финансов предполагает перераспределение ресурсов между субъектами, бюджетный процесс начинается еще летом, чтобы к концу осени утвердить окончательный вариант документа.
Общая сумма расходной части бюджета в 2021 году установлена в пределах 335,5 млрд евро, это почти на 2% больше, чем было запланировано на 2021 год. Пропорционально возрастут затраты на оборону (до 38, 45 млрд – на 1,23% от объема производства), что можно расценить как реакцию на призыв Трампа. Ведь американский президент не раз указывал на неисполнение членами НАТО обязательств по финансированию коллективной безопасности в размере 2% от ВВП.
В целом бюджет Германии на 2021 год в цифрах немного вырастет по сравнению с предыдущим годом. Больше денег выделят на культуру (почти на 23%), на интеграцию уже прибывших беженцев , а также на предотвращение предпосылок для массовой миграции во всем миренаправят около 21 млрд евро.
Планируется некоторое снижение государственного инвестирования в 2021 году (до 35,7 млрд евро), но одновременно в финансовом прогнозе на 2021 год закладывается его восстановление (до 36,2 млрд евро).
Благодаря накопленной «финансовой подушке» в размере 14 млрд евро правительство может выдвинуть предложения по снижению налогов. Предпосылки для такой инициативы создает фиксируемый уже несколько лет подряд рост немецкой экономики, а также стойкий политический запрос на это, сложившийся в обществе.
В 2021 году Германия приняла бюджет, в котором расходная часть составила 356,4 млрд евро. Это на 6% больше, чем в 2021 году. В том числе суммы на оборону заложены в размере 43,2 млрд евро (на 4,75 млрд больше, чем в 2021 ), на социальные нужды (145,3 млрд евро), цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам.
Возможные коррективы
В связи с тем, что финансовый план ФРГ был утвержден еще до выборов в парламент, существует небольшая вероятность, что после формирования Кабинета министров в документ могут быть внесены изменения. В частности, одна из политических партий выступает за снижение налогового бремени на бизнес и уменьшение процента актуального переизбытка средств с целью увеличения размера государственного инвестирования.
Последние пять лет Германия придерживается стратегии schwarze Null, то есть “черный ноль”. Она базируется на том, что планируемые расходы финансируются из доходов бюджета, а не за счет получения новых кредитов .
Несмотря на политическую паузу в стране, бюджетная политика Германии вряд ли будет реформирована кардинально, поскольку нужно признать, что, хоть идея сбалансированного бюджета и вызывает разногласия, экономика ФРГ остается крупнейшей в Европе.
Может, и хуже
— Цифры выглядят очень правдоподобно, — дала «Известиям» оценку руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. По ее словам, при низких ценах на нефть главным для федерального бюджета риском становится снижение потребительского спроса. Это означает, что в казну будет поступать меньше НДС — главного источника ненефтегазовых доходов.
Казна
Фото: Global Look Press/Friso Gentsch/dpa
Дополнительный риск — падение экономики Китая, добавили в Центре стратегических разработок. По состоянию на февраль индекс производства в Китае снизился более чем на 15%. При этом КНР занимает порядка 13% в структуре российского экспорта, подчеркнули там.
Более того, падение китайского ВВП в I квартале оказалось даже более драматическим, чем ожидалось. Экономика республики сократилась на 6,8% против прогнозируемых большинством экспертов 6%.
С точки зрения директора центра финансовой политики Финансового университета при правительстве РФ Вадима Понкратова, прогноз по доходам федеральной казны в 15,2 трлн вряд ли достижим при нынешнем курсе национальной валюты. Чтобы получить достаточные для такого уровня нефтегазовые доходы, доллар должен стоить не менее 85 рублей.
Расходная часть
Обязательства в пределах федеративного образования могут отличаться между собой. Общим, согласно Основному закону, является принцип стремления к возможно равному доступу всех жителей страны к социальным благам и услугам. Именно поэтому наибольшая доля затрат приходится на эти расходы – до 60%. Кроме обеспечения государственных обязательств перед населением, из федерального фонда финансируются:
- оборонная сфера;
- внутренние инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство и промышленное производство;
- обслуживание суверенного долга;
- работа госаппарата и прочее.
За счет финансов земель и общин могут реализовываться и другие проекты, предварительно одобренные правительством.
Последние данные по Государственному бюджету в Германии (EUR млрд.)
Какое сальдо государственного бюджета в Германии?
- Дефицит государственного бюджета в Германии упал до 68.41 EUR млрд. (82.35 млрд. USD) в третьем квартале 2020. Максимальный профицит достигал 40.63 EUR млрд. , а дефицит -68.41 EUR млрд.
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
История данных (EUR млрд.) по годам
Данные
Период
Дата
-68.41 | 3 кв./20 | 22.02.2021 |
-1.74 | 1 кв./20 | 25.08.2020 |
7.09 | 3 кв./19 | 24.02.2020 |
24.28 | 2 кв./19 | 28.11.2019 |
7.47 | 1 кв./19 | 29.10.2019 |
5.87 | 3 кв./18 | 21.02.2019 |
36.06 | 2 кв./18 | 20.11.2018 |
10.72 | 1 кв./18 | 24.07.2018 |
История по Государственному бюджету по канслерам (EUR млрд.)
Бундестаг принял рекордный бюджет Германии на 2020 год
Расходная часть бюджета ФРГ составит 356,4 млрд евро. Правительство заложило в проект увеличение расходов на оборону, социальные нужды, цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам.
Бундестаг в пятницу, 23 ноября, принял федеральный бюджет на 2020 год. В поддержку соответствующего проекта проголосовали 366 депутатов, 284 были против, сообщает агентство dpa.
Контекст
Америка заставляет Германию перевооружаться
Вашингтон ультимативно потребовал от партнеров по НАТО довести расходы на оборону до 2 процентов их ВВП. Все последние десятилетия доля ассигнований на армию в Германии снижалась. (17.02.2017)
Правительство ФРГ одобрило проект бездефицитного бюджета на 2018 год
Расходная и доходная часть бюджета составят 341 миллиард евро каждая. Это позволит правительству инвестировать в будущее и выполнять международные обязательства страны. (02.05.2018)
Расходная часть бюджета утверждена в размере 356,4 млрд евро, это почти на 13 млрд евро больше, чем в 2018 году. Правительственная коалиция заложила в проект увеличение расходов на оборону (43,2 млрд евро, или на 4,5 млрд больше, чем годом ранее), социальные нужды (145,3 млрд евро), цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам. Отмечается, что бюджет будет способствовать созданию 8750 новых рабочих мест в министерствах и федеральных ведомствах.
Как и в предыдущие пять лет, ФРГ планирует отказаться от новых заимствований, последовательно придерживаясь стратегии, известной как “черный ноль” (schwarze Null). Она подразумевает, что запланированные расходы финансируются не новыми кредитами, а исключительно из доходов бюджета.
В то же время оппозиция считает, что “черный ноль” в бюджете 2020 года достигается лишь за счет использования резервов и различных уловок правительства. Фактически же бюджет находится ниже “нулевой линии”, заявили представители оппозиции в ходе прений в бундестаге.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Четверть расходов – на оборону
В 2016 году Россия потратила на оборону 3 триллиона 889 миллиардов рублей (60,82 миллиарда долларов). Это почти четверть всех расходов российского бюджета. У Германии и США эта доля значительно меньше – 11% и 15% соответственно.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Расходы в двойном размере
Совокупные расходы России на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2016 году составили 5 триллионов 832 миллиарда рублей (в пересчете 91,5 миллиарда долларов). Это более чем вдвое больше аналогичных расходов Германии, которые составили 44,7 миллиарда долларов.
Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия
Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью “Национальная оборона”. Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.
Расходные статьи
«Из чего складывается бюджет?» – вопрос несложный. Он складывается из различных источников. Все доходы общегосударственного фонда — это совокупность поступающих в казну национальных средств в виде налоговых и не налоговых сборов.
Основное
Примерно 84% поступлений формируются на основе налоговых отчислений. Здесь понимают налоги на хозяйствование предприятий, все косвенные налоги государства, связанные с реализацией продукции и услуг.
Под национальными затратами понимают политику хозяйствования внутри РФ. Деньги делятся на текущие затраты и капитальные расходы. Текущие расходы направляются на стабилизацию общегосударственной политики. Деньги также уходят на субсидии и субвенции. Все капитальные отчисления уходят на инвестиции и развитие инноваций.
Относительно целей, деньги можно поделить на:
- Военные затраты. Они направлены на поддержание национальной безопасности страны, в том числе на поддержание армии в боевом состоянии, а также на формирование бюджета МВД.
- Затраты на здравоохранение страны.
- Заработную плату Президенту РФ, а также политикам страны. Все чиновники не имеют право заниматься коммерческой деятельность, поэтому заработная плата им начисляется непосредственно из казны страны.
- Общегосударственные отчисления, направленные на выплаты страховым организациям. Такие выплаты направлены на содержание государственных учреждений, на стабилизацию работы муниципальной сферы экономики.
- Экономическое расходование. Все экономические траты направляются на субсидии отдельным отраслям хозяйствования. Деньги уходят в первую очередь на погашение . Казна для таких трат часто пополняется драгоценными металлами и резервной валютой.
- Внешнеполитическое потребление. К ним относят расходы на политическую деятельность государства за его пределами. Затраты, направленные на стабилизацию рыночных отношений между соседними странами.
Оплата министерств
Характерно, что правительство каждый год распределяет средства между министерствами. Одновременно прописываются цели расходования денег. К примеру, бюджет министерства науки на 2020 год составил 403,8 млн евро. Для этой области характерно, что вырастает финансирование образования студентов, а также выделяются деньги на курсы повышения квалификации преподавателей.
На казну здравоохранения государство выделило примерно 1,2 млрд евро. Деньги выделяются на повышение зарплат медиков в особенности. Также повышается качество медицинских услуг, на которые государство выделяет деньги из казны.
Для министерств по статистике выделено до 457,17 млн евро. Дополнительное финансирование будет выделяться на повышение качества дорожного полотна. Сюда также относят расходы на улучшение качества проложенных железнодорожных линий.
Таким образом ведется выделение средств на другие бюджеты государства.
Правительственные затраты
Расходы связаны с отчислением денежных средств на содержание института города, а также на поддержание цикла государственных закупок товаров и другого рода услуг.
Национальные закупки товаров и услуги могут быть самого различного вида – начиная с расходов на строительство за счет бюджета школ, других медицинских учреждений и поддержание в порядке дорог, а также объектов культуры, и заканчивая приобретением сельскохозяйственной продукции. К таким правительственным расходам относят и все внешнеторговые закупки. Отличительный признак этих закупок в этом, что средства на них расходуются из казны.
В современных рыночных условиях бюджет является мощным рычагом правительственного регулирования экономики и воздействия на хозяйствование страны. Бюджет сегодня — это многоплановый документ, передающий все многообразие государственных функций, выполняемых им.
Прочее
Все государственные расходы выступают в следующих формах:
- Форма государственного заказа, распределяемого на конкурсной основе.
- Строительство за счет вложения капитальных вложений.
- Расходы на оборону страны и другие сферы управления экономики.
Основная доля всех государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей с самоуправлением.
Важно, чтобы политика расхода денежных средств была целенаправленной. Нужно соблюдать баланс между затратами и доходами для избежания возникновения ситуации дефицита и профита гос
бюджета.
Экономика Германии [ФРГ] – обзор за 2013 год.
Первый квартал 2013-го для экономики Германии был трудным. Казалось, что рецессия, которая охватила половину стран Европейского Союза, добралась и до ФРГ. Но, в конечном итоге, начиная со второго квартала 2013-го года, немцам удалось изменить ситуацию и увеличить свою экономику, её валовой внутренний продукт на 208 млрд. 870 млн. евро.
Рынок Германии.
Валютный рынок Германии. Курс евро.
Германия входит в зону евро, поэтому валютой пребывающей в обращении и конвертируемой в иные международные резервные валюты является также евро. Курс евро по отношению к американскому доллару был относительно стабильным, хотя отрицательная динамика роста ВВП Еврозоны в первые три квартала 2013 года и наоборот хорошая динамика роста экономики США несколько девальвировала евро по отношению к доллару США. Так соотношение евро к доллару США на протяжении первых 9 месяцев в среднем составляло €1 : $1,30, но к концу года ЕС преломил стагнационные процессы и евро укрепился до $1,36.
Рынок 10-ти летних облигаций Германии.
На фоне большинства нестабильных экономик Европейского Союза Германия выглядит уверенно и стабильно, демонстрируя положительную динамику. Гособлигации Германии принадлежат к числу самых ликвидных на европейском и мировом рынках, поскольку на них всегда существует повышенный спрос со стороны инвесторов. Повышенный спрос сказывается на самих облигациях двояко, с одной стороны доходность по немецким облигациям почти вдвое ниже американских , с другой стороны стабильный спрос, который по оценкам специалистов превышает предложение на рынке более чем на 50%, определяет ликвидность самих облигаций, поэтому покупать их инвесторам выгодно. Доходность немецких облигаций выросла в течении года до среднего значения ≥ 1,6%.
Индекс фондового рынка на протяжении всего года стабильно рос, за исключением февраля, июня и августа месяцев. К концу года рынок преодолел отметку в 9500 индексных пункта, хотя в начале года отметка немногим превышала 7500 и. п.
Валовой внутренний продукт Германии.
В 2013-м году валовой внутренний продукт Германии вырос до $ 3,634,822,579,319. В постоянных ценах ВВП Германии увеличился к IV кварталу до € 625,52 млрд. Валовые накопления основного капитала, т. е. вложения в основные фонды составили € 108,99 млрд.
Бюджетная система Германии
Поддерживаемая канцлером Меркель задача формирования бюджета по принципу без дефицита и без внешних кредитов успешно выполняется в последние четыре года. Благодаря высокой налоговой нагрузке в 2017 году профицит бюджета составил почти 14 млрд евро. Классически структура бюджета федерации выглядит просто:
- доходная часть – поступления от налогов, акцизов и пошлин;
- расходная – в основном социальные и инфраструктурные проекты, оборонные затраты и госзаказ.
Поскольку Германия изначально строилась на условиях федерации, здесь не на словах работает принцип децентрализации. Это выражается еще и в том, что каждое федеральное образование, земля или община составляют свой бюджет, подчиняясь общему законодательству. Правила составления финансовых планов страны и то, из чего складывается бюджет Германии, изложены в Конституции.
БЮДЖЕТ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДЕФИЦИТНЫМ
Причин у этого было много — от расточительной политики заимствований, приведшей к необходимости выплачивать огромные проценты, до непростого исторического наследия, доставшегося гигантскому по германским меркам городу, две неравных части которого четыре десятилетия существовали в состоянии вынужденного разделения.
Однако с 2012 года ситуация отчетливо начала меняться к лучшему: доходы превысили расходы. В прошлом году городским финансистам удалось повторить этот успех.
На 2014-15 годы принят так называемый двойной бюджет, который в Берлине тоже надеются свести с профицитом. «Если нам немножко повезет», как предусмотрительно заметил финанцсенатор, то есть городской министр финансов Ульрих Нуссбаум.
Если эти надежды сбудутся, то подряд четыре годовых бюджета с прибылью — такого в современной истории германской столицы никогда прежде не бывало. И одним везением такое объяснить невозможно.
Рабочий вариант
В последний раз федеральный бюджет на 2020–2022 годы официально корректировался в феврале. Согласно внесенным в документ изменениям, доходы по итогам 2020-го ожидались на уровне 20,6 трлн рублей. Потратить планировалось 19,7 трлн. Таким образом, профицит должен был составить 900 млрд.
Весной Минфин должен был подготовить новый вариант финансового плана — с учетом обновленного прогноза социально-экономического развития МЭР. Однако, как ранее писали «Известия», министерства отложили изменения в эти документы на неопределенный срок.
Казна
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Впрочем, оценки для внутриведомственного использования сделаны. Более того, по словам близкого к правительству источника, существует масса сценариев развития ситуации, и они динамично меняются. «Известия» выяснили подробности базового варианта прогноза федерального бюджета, его «рабочую версию».
Ориентировочная цена нефти за 2020 год, по словам источника, составит $20 за баррель. Согласно изменениям, внесенным в бюджет в феврале, этот показатель планировался на уровне $57,7.
Ожидаемая сумма доходов федеральной казны — 15,2 трлн рублей. Собеседник «Известий» уточнил, что в этом показателе пока не учтены поступления от покупки Сбербанка у ЦБ. Сколько денег будет перечислено в бюджет в результате этой сделки в 2020 году, еще предстоит определить. Как сообщали «Известия», Минфин приобрел Сбербанк за 2,14 трлн рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). По условиям сделки, 300 млрд из этой суммы Банк России оставит себе, а остальное перечислит в бюджет в виде прибыли в течение нескольких лет.
Расходы казны, по словам источника, увеличиваются до 20,8 трлн рублей, то есть более чем на триллион по сравнению с официальным планом.
Бюджет расходов
Этапы формирования затрат (расходов) можно разделить на семь шагов. Во-первых сформируйте структуру затрат исходя из опыта 2020 года, при этом при составлении бюджета нужно учесть регулярность затрат и влияние пандемии (возможно формирование дополнительных резервов).
Не забудьте уделить особое внимание статьям, связанным с IT (в силу специфики удаленной работы сотрудников и консультантов), с рекламой (для продвижения товара в условиях снижения спроса). Учитывайте налоговую нагрузку и колебания курсов валют и уровень инфляции
После всех этих шагов проверьте форму бюджета на арифметические ошибки.
В зависимости от системы управленческого учета на предприятии и методики формирования бюджетов существует много вариантов расчета будущих расходов (затрат). Например, если затраты на логистику и хранение существенны – следует сформировать отдельный бюджет данных расходов. Как правило, бюджет на административно-хозяйственные расходы составляют на основе заявок подразделений. Бюджет на оплату труда персонала – исходя из стратегии бизнеса, c использованием данных службы персонала и бухгалтерии.
2020 год был ознаменован тем, что предприятия перевели часть сотрудников на удаленную работу. В данном случае ряду предприятий удалось сократить расходы на аренду. Одновременно с этим возникли трудности в работе с персоналом
Поэтому крайне важно обратить внимание на кадровый учет и желательно осуществить кадровый аудит, что позволит избежать ошибок и штрафов со стороны работодателя.
В 2021 году стоит особое внимание уделить расходам на IT департамент, который обеспечит доступ сотрудников и внешних консультантов к базе данных. Также не будет излишним уделить повышенное внимание программному обеспечению бизнеса.
Еще одна важная статья расходов для 2021 года – расходы на маркетинг и рекламу. Предприятия вынуждены бороться за клиента, и в силу того, что активная реклама способствует продажам, следует уделить пристальное внимание данной статье. Распространенной ошибкой является формирование бюджета расходов на рекламные мероприятия в пик сезона (при сезонной деятельности)
Следует откорректировать бюджет за этот период.
Особое внимание следует уделить и налоговой нагрузке. В 2021 году не планируется изменение ставок по налогу на прибыль (20%)
НДС и прочие косвенные налоги при составлении бюджета не учитывают. Что касается налогов на ФОТ, ставку следует взять 29%-30%.
Распределяется она следующим образом:
- в ПФР 22 % до достижения предельной величины. В 2020 году предельная величина составила 1 292 000 руб;
- в ОМС 5,1 %;
- в ФСС 2,9 % до предельной величины. В 2020 году предельная величина по ФСС составляла 912 000 руб.
При бюджетировании расходов следует анализировать:
- структуру расходов/затрат (необходимо разработать структуру статей бюджета и определить состав расходов по центрам финансовой ответственности)
- регулярность затрат (к нерегулярным затратам можно отнести, например, дью-диллидженс)
- прошлый опыт с корректировкой на будущее
В заключение следует отметить, что бюджетирование является неотъемлемой частью эффективного функционирования предприятия, и следует особое внимание уделить назначению ответственных за формирование бюджета лиц. Также использовать мировой опыт в выборе модели бюджетирования, учитывая специфику конкретного предприятия.