Экономика в XIX веке
Жилой квартал в центре Ахена
Главный вокзал Ахена
Благосостояние Ахена в те годы находилось в связи как со знаменитыми ещё с древних времён минеральными источниками, так и со значительно развитой, особенно благодаря открытию в то время громадных залежей каменного угля, промышленностью и оживлённой торговлей. Уже в XII веке золотые, серебряные и граверные изделия Ахена пользовались хорошей репутацией. Особенно процветало также суконное производство. В обоих городах — Ахене и Буртшайде — в 1872 году насчитывалось: 62 суконные фабрики, 26 прядильных заведений, 13 заведений для прядения наволочных сетей, 9 чесальных фабрик, 18 фабрик для изготовления иголок и булавок, 16 табачных фабрик, 3 перчаточные фабрики; кроме того, в нём много чугунолитейных заводов, фабрик для производства машин, сукнострижных ножниц и паровых котлов и множества других вещей. Благодаря своему положению при соединении многих железных дорог, Ахен стал также очень оживлённым торговым центром. Кроме произведений местной промышленности, торговля производится ещё шерстью, хлебом, вином, кожей, мехами, деревом, металлами, каменным углём и т.п. Он служил хлебным рынком для Бельгии и средоточием многих горнозаводских обществ.
Интерьеры Собора; гробница Карла Великого; коронационный трон
Внутри Собора шел частичный ремонт (к моему некоторому разочарованию, хотя надо относиться к этому с пониманием). Поэтому, а также потому, что фотографирование платное и довольно дорогое, я украдкой сделал лишь несколько снимков. Плохого качества, конечно.
Строительство собора начал около 800 года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии и др.) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. Ядром собора служит Дворцовая Императорская капелла в византийском (характерно архаичным) стиле.
В середине Дворцовой капеллы лежит камень с надписью «Carolo Magno». В Соборе находятся:
гроб с останками Карла Великого, умершего в 814 году
трон, служивший Императорам, когда они после церемониального обряда приветствовали Имперских князей
Всего в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 г.) и Фердинандом I (1531 г.) были помазаны 35 Германских Королей и 14 Королев.
В 1798 году знаки Императорского достоинства были перенесены из Аахена в Вену, где экспонируются в сокровищнице дворца Гофбург.
Рыночная площадь
Расположенную поблизости от Собора Рыночную площадь украшает городская ратуша в готическом стиле, датируемая 1353 годом.
Ратуша Аахена, конец XIX века
Фасад Аахенской ратуши
задняя сторона Аахенской ратуши
Экстерьер Ратуши богато декорирован скульптурами, один из примеров которых я покажу в более крупном виде:
Внутри ратуши находится зал, в котором короновались Императоры. Она была реставрирована в XIX веке, и ее стены покрыты фресками, представляющими сцены из жизни Карла Великого. Сцены, конечно, чисто мифические: например, изображена битва франкского войска под предводительством Карла с маврами, которой в реальности никогда не было; или разрушение Карлом капища саксов — тоже придуманное событие:
Перед ратушей находится фонтан с бронзовой статуей Карла Великого, воздвигнутой в 1620 г. (сама статуя изготовлена в бельгийском городе Динант):
Фонтаны Аахена
Отдельного внимания заслуживают «курьезные» фонтаны Аахена. Их много, и с каждым из них связана какая-нибудь легенда или история.
фонтан «Куриный вор»
На курином рынке раньше продавались куры и яйца крестьянами из окрестных деревень. Однажды вор украл двух куриц, сунул их в карманы и попытался ускользнуть. Однако несушки от волнения так раскудахтались, что вор был под смех и крики разоблачен и схвачен. В память об этом в 1913 году отлили бронзовую фигуру, увенчавшую фонтан.
Очень симпатичен Кукольный фонтан, бронзовые фигуры которого шутливой форме символизируют события истории Аахена:
Примеры архитектуры Аахена
источник Элизы, конец XIX века
Я еще некоторое время прогуливался по улицам, рассматривал здания, представляющих разные архитектурные эпохи и стили:
Carolo Magno
Эти слова начертаны на камне, который находится в самом центре капеллы, и обозначают место, где изначально размещалась могила Карла Великого.
В 1000 году гроб монарха был раскрыт по приказу императора Оттона Третьего. В одной средневековой летописи, найденной в монастыре в Новалезе и относящейся к 1048 году, есть запись о том, что труп Карла Великого предстал перед глазами тех, кто присутствовал на эксгумации останков, прекрасно сохранившимся. Как свидетельствует этот документ, император был одет в белые праздничные одежды и сидел в кресле со скипетром в руках и с короной на голове.
В 1165 году могилу вновь вскрыли по приказу Фридриха Первого Барбароссы, который собирался канонизировать Карла Великого. Тогда нетленные останки были ненадолго выставлены для всеобщего обозрения и стали объектом религиозного поклонения. Затем император велел переложить их в богато украшенный ящик, а в 1215 году его преемник Фридрих Второй велел заключить их в другой драгоценный гроб.
В этом последнем богато декорированном саркофаге останки Карла Великого до конца 18 века покоились на алтаре хора храма. Затем было принято решение перенести гроб в ризницу. При этом знаки верховной власти, находившиеся в саркофаге, в 1798 году отправили в Вену в качестве важнейших государственных реликвий.
Что касается белого мраморного стула, на котором будто бы давно умерший Карл Великий (император) был найден сидящим, то позже его обложили золотом, и сегодня он выставлен на всеобщее обозрение. Известно, что до 1531 года он использовался в качестве трона. Именно на нем восседали императоры после церемонии коронования.
Распад империи Карла Великого
К сожалению, за внешним благополучием и силой созданной Карлом империи обнаружилась ее непрочность. У многочисленных народов, населявших ее территории, не было общей культуры и языка, они находились на разных этапах развития.
Завоевателю приходилось постоянно устраивать военные походы, чтобы удерживать те или иные территории, не желающие подчиняться.
Власть Каролингов опиралась на многочисленных графов, епископов и местных владык, которые ждали момента, чтобы сделать свои владения независимыми и перехватить в них правление.
В 814 году Карла Великого не стало – по одной из версий, он подхватил воспаление легких после купания. Еще при жизни король составил документ, согласно которому три его сына – Карл, Пипин и Людовик – должны были поделить земли поровну. Однако в 810 году не стало Пипина, а в 811 – Карла Молодого. В 813 году Карл назначил сына Людовика своим наследником и соправителем.
Людовик, будучи императором, также поделил владения между сыновьями, которые после долгих междоусобиц решили разделить империю.
Так, в 843 году состоялся «Верденский раздел»: одному брату досталась современная Франция и часть Нидерландов, другому – земли нынешней Германии, а третьему – север Италии, швейцарские земли и значительная часть Нидерландов.
Интерьер капеллы[править | править код]
Ступени к алтарю
Палатинская капелла представляет собой классическую трёхнефную базилику с тремя апсидами. Поскольку храм задумывался как частная капелла, предназначенная для узкого круга лиц, размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину. Интерьер капеллы поражает не стремительностью пространственного размаха и многоплановостью замысла, а общей гармонией основных элементов, продуманностью целого и мелочей.
Каждый из боковых нефов отделен от широкого главного пятью колоннами из египетского гранита и зелёного мрамора с позолоченными коринфскими капителями. Заимствованные из арабской архитектуры широкие стрельчатые арки, покоящиеся на колоннах, не соединяются в непрерывный ряд, убегающий к алтарю: колонны далеко отстоят друг от друга, и их капители не образуют единой зрительной горизонтали. В свою очередь горизонталь стены над арками и в особенности чёткая линия карниза препятствуют развитию движения вверх. Таким образом, горизонтальные и вертикальные ритмы взаимно уравновешиваются.
Амвон и пасхальный канделябр
Пол капеллы, украшенный инкрустацией из мрамора, гранита и порфира, выполнен в стиле Космати, обогащённом местными арабскими мотивами. Это один из самых полно сохранившихся полов XII века, выполненных в технике штучной мозаики (opus sectile). Работавший при дворе Рожера проповедник по имени Филагат сравнил его красочные мраморные плиты с «весенним лугом, с той разницей, что цветы вянут и умирают, а этот луг пребудет вечно». Ещё более сложный рисунок имеет пол в пресвитерии: к порфировым дискам и сложным геометрически узорам добавлены изображения двух львов, “охраняющих” врата в алтарной перегородке, и двух змей по бокам “охраняемого” ими алтаря.
Потолок центрального нефа представляет собой редкий для Европы и свойственный мечетям фатимидского Египта и Магриба деревянный сталактитовый плафон. Он украшен куфическими надписями и фигурами пирующих, музыкантов и плясунов, которые воплощают относящиеся к царской власти понятия победы, власти и щедрости. Филагату этот плафон «с корзинками» напомнил сияющий золотом «звёздный хор». Потолки боковых нефов решены менее замысловато.
В капелле пространственно выделяются восточная (пресвитерий и апсиды) и западная (королевское место) части. Они подняты над полом капеллы на пять ступеней и венчаются мозаикой с изображением Христа Пантократора. Таким образом, в капелле реализована классическая византийская концепция симфонии — согласия и взаимодополняемости духовной и царской властей.
Бронзовые двери украшены узором в виде аканта, ручки выполнены в виде львиных голов. Особое место в капелле уделено мозаикам: они полностью покрывают поверхность апсид, заполняют место над колоннами, отделяющими боковые нефы от главного, верхний регистр стен боковых нефов и западной стены. Нижний регистр этих стен украшен сложными мраморными инкрустациями.
Отдельный интерес представляют амвон и пасхальный канделябр капеллы. Амвон поддерживается четырьмя мраморными колоннами с коринфскими капителями и завершается двумя парапетами. Первый, расположенный ближе к центру храма, парапет выполнен из красного порфира, заключённого в беломраморную окантовку с рельефными растительными орнаментами, подставкой для Писания служит фигура орла — символ евангелиста Иоанна Богослова. Второй, находящийся ближе к апсиде, парапет выполнен из белого мрамора с рельефными геометрическими орнаментами, подставкой здесь является фигура льва, символизирующего евангелиста Марка.
Рядом с амвоном расположен мраморный пасхальный канделябр — дар архиепископа Гуго Палермского в честь коронации Вильгельма I Злого. Основанием канделябра служат фигуры четырёх львов, пожирающих других животных и людей, тело колонны представляет собой сложную композицию из человеческих фигур, животных и растений. Венчают канделябр три полуобнажённых мужских фигуры, поддерживающих собственно подсвечник. Изображённые сюжеты и манера их исполнения позволяет отождествить автора канделябра с одним из мастеров, работавших над капителями клуатра Монреале, а именно с Мастером путти.
Наружный осмотр Собора
Издали виден шпиль Собора — сакрального центра Аахена:
Сначала я «ритуально» обошел его вокруг и немного пофотографировал фрагментами:
Аахенский Собор, конец XIX века
Потом собрался войти внутрь, но дверь оказалась запертой. Я в первое мгновение буквально обмер от огорчения (было бы крайне обидно приехать сюда зря)… однако меня быстро успокоил тот факт, что вокруг здания скопилась большая толпа, а изнутри Собора слышались какие-то звуки. Вскоре произошло оживление толпившейся у ворот публики. Я остановился и стал ждать. Спустя пару минут зазвучала торжественная музыка, двери раскрылись, и из Собора вышла пара — жених и невеста. Одетые так, как я видел только в фильмах про старое время (по крайней мере, до Первой Мировой войны). Маленькие дети, шедшие позади, придерживали длинный шлейф белого платья невесты. А дети постарше, стоявшие снаружи, принялись забрасывать молодоженов лепестками роз. Народ разразился аплодисментами и радостными криками.
История
См. также: Ахенский императорский дворец
Площадь Катчхоф и южный фасад Ахенской ратуши
Основание Ахена относится ещё к эпохе римлян, которые заложили город из-за минеральных источников и назвали его Aquisgranum, вероятно, в честь Аполлона Грануса. В первый раз эти источники упоминаются при императоре Александре Севе́ре.
В начале Средних веков Ахен часто служил резиденцией франкских королей, но своим блеском он обязан Карлу Великому, который в конце 790-х годов сделал Ахенский дворец своей зимней резиденцией, а в 807 году — столицей Франкского государства. Карл умер и был похоронен в Ахене в 814 году. Он почитается как святой покровитель города.
С 1306 года Ахен имел статус «вольного города святого римского престола». Здесь короновались императоры, происходили императорские сеймы (всего 17). В 1520 году в Ахене был последний раз коронован император Священной Римской империи Карл V. Перенесение акта коронования во Франкфурт, религиозные распри XVI и XVII столетий, сильный пожар 1656 года привели к упадку города.
Влияние города было незначительным и ограничивалось воздействием на ближайшее бенедиктинское аббатство и небольшой окрестный городок. Высокий уровень проституции и некоторый интерес к горячим источникам позволил привлечь небольшие средства в экономику города. Приезжие посещали источники в основном для лечения сифилиса и лишь с XIX века для лечения ревматизма. В 1668 году здесь был проведен первый Ахенский конгресс, закончивший Деволюционную войну. Второй съезд в Ахене завершил в 1748 году Войну за Австрийское наследство, третий конгресс в 1818 году относился к периоду решения вопросов, связанных с судьбой постреволюционной Франции.
Во время войны времён французской революции Ахен в 1793 году был занят французами и по мирному договору в Люневилле 1801 года перешёл к Франции, при этом был сделан главным городом Рурского департамента. В 1815 году город перешёл к Пруссии.
В 1885 году Ахен насчитывал 111 196 жителей, а Ахенский округ — 554 568 жителей, из них 519 753 католика, 20 264 протестанта, 77 христиан других вероисповеданий и 4429 евреев. Весь округ занимал пространство в 4154 км² и имел 11 уездов.
Во время Второй мировой войны Ахен был взят армией США и стал первым немецким городом, взятым силами антигитлеровской коалиции.
Ахен делится на старый внутренний город и на новый внешний; кроме того, есть ещё несколько красивых мест за старой городской стеной.
Реликвии имперского храма
Ахенский собор стал последним пристанищем не только для Карла Великого. В 1002 году в соборе был погребен и Оттон Третий.
Кроме останков монархов в ризнице храма хранятся такие важные реликвии, как исподнее платье Девы Марии, выполненное из желтовато-белого полотна, и ткань, в которую был завернут сразу после рождения в Вифлиеме Младенец Христос. Последний кусок ткани очень напоминает часть мужской одежды, поэтому считается, что, скорее всего, его изготовили из рукава рубахи св. Иосифа.
Собор Ахена является местом хранения и плата, которым было обернуто блюдо с усеченной главой св. Иоанна Предтечи, а четвертая реликвия храма – это кусок материи, являющейся частью ткани, опоясавшей чресла Христа во время жестокой казни через распятие.
Подтверждений того, что они являются подлинными, нет, однако, как уже было упомянуто выше, известно, что их повелел привезти с Востока Карл Великий (император).
В 19 веке был введен обычай, согласно которому реликвии показывались каждые 7 лет в середине лета. Кроме того, в ризнице Ахенского храма и по сей день хранятся сосуды искусной работы и несколько малоизвестных католических святынь. Там же находится священный бюст Карла Великого со встроенным в него фрагментом черепа императора и редчайшее каролингское Евангелие 9 века, а также крест с печатью Лотаря Второго, который относится к началу 11 века.
Массовые паломничества
Кафедральный собор епархии Аахена каждые несколько лет становится объектом паломничества. Известно, что в Средние века наплыв желающих увидеть его реликвии был настолько большим, что верующие заполнили не только площадь и все балконы прилегающих зданий, но и расположились на их крышах. В результате город Ахен стал свидетелем страшной трагедии, так как произошло обрушение, ставшее причиной множества человеческих жертв.
Тысячи паломников посещают Ахенский собор и сегодня. Особенно велик наплыв верующих, когда демонстрируют реликвии храма. Последнее такое событие произошло в 2014 году. Для выноса и выставления на показ святынь, хранящихся в сокровищнице собора, была построена специальная сцена. На ней с 20 по 29 июня проводились мессы. Для участия в этих религиозных обрядах в город Ахен съехались представители евангелической, экуменической и греко-ортодоксальной христианских конфессий.
Теперь вы знаете, чем известен имперский собор Ахена. Храм может гордиться своей богатой историей. Этот собор, фото которого представлены в статье, является настоящим чудом мировой архитектуры, и его обязательно стоит увидеть хотя бы для того, чтобы восхититься талантом средневековых архитекторов и строителей.
Библиография
- Debey, «Die Münsterkirche zu Aachen und ihre Wiederherstellung» (Ахен, 1851).
- Quix, «Hist. Beschreibung der Münsterkircne zu Aachen» (Ахен, 1840).
- Бок (Bock), «Der Reliquienschatz des LiebfrauenMünsters zu Aachen» (Ахен, 1860).
- Бок (Bock), «Karls d. Gr. Pfalzkapelle und ihre Kunstschätze», (2 т., Кёльн, 1867).
- Гаген, «Geschichte Aachens von seinen Anfängen bis zur neuesten Zeit» (2 т., Ахен, 1873—74).
- Квикс, «Geschichte der Stadt Aachen, nach Quellen bearbeitet» (2 т., Ахен, 1841).
- Кессель (Kessel), «Geschichtliche Mittheilungen über die Heiligthümer der Stiftskirche zu Aachen» (Кёльн, 1874).
- Лерш, “Aachener Recbtsdenkmäler (Бонн, 1871).
- Лерш, «Neuester Führer in und um Aachen» (3-е изд., Ахен, 1881).
- Лерш, «Zeitschrift des Aachener Geschichtsvereins» (Ахен, с 1879).
- Лерш, «Aachen, Burtscheid und seine Umgebung» (4-е изд., Ахен, 1865).
- Нольтен (Nolten), «Archäologische Beschreibung der Münster- und Krönungskirche zu Aachen», (Ахен, 1818).
- Флосс (Floss), «Geschichtliche Nachrichten über die Aachener Heiligthümer» (Бонн, 1885)
Резной потолок с росписями[править | править код]
Фрагмент резного потолка (над мозаикой, иллюстрирующей творение Господом человека по образу и подобию своему)
Помимо византийских мозаик, Палатинская капелла славится резным арабским потолком, выполненным мастерами эпохи Фатимидов и характерным для Египта и Магриба. Мукарны (специфические «соты» потолка) расписаны уникальными изображениями и куфическими надписями. Помимо растительных орнаментов (традиционных для мусульманской архитектуры), в росписях отмечаются сюжеты откровенно «светского» содержания, изображающие досуг (охота, пир, игра в шахматы, и т.д.) и профессиональную деятельность людей (музыканты, танцоры, военные), немыслимые для позднейшей мусульманской традиции:
Появление таких «запретных» образов связывается с персидским влиянием, сумевшим закрепиться на «окраинах» мусульманского мира, к которым можно отнести и завоёванный норманнами Палермо. Помимо мукарн на потолке можно видеть и так называемые «лакуны» — восьмиугольные ячейки-звёзды с геометрическим узором внутри и арабскими надписями по периметру.
Кроме Палатинской капеллы, резной арабский потолок теперь можно увидеть только в одной сицилийской церкви — соборе Монреале. Потолок в Монреале погиб во время пожара 1811 года и был впоследствии восстановлен по эскизам. В отличие от Монреале, потолок Палатинской капеллы сохранился в первозданном виде.
Фреска в крипте: Богородица с Младенцем
Природа
Краеведение
В мире палеоботаники Ахен известен с середины XIX века своими песчаными отложениями, содержащими фоссилизированные части растений. Так называемая ахенская формация относится к верхнему мелу (сантон, 82-86 миллионов лет), область распространения — лесной массив южнее Ахена, базис Лоусберга и Сальваторберг. В песках ахенской формации находят куски окремнелой древесины со следами ходов древоточцев, а также окаменелые ветви, шишки и орешки, отпечатки листьев конца мезозойской эры. Растительные остатки этого периода встречаются на планете гораздо реже, чем, например, отпечатки растений каменноугольного периода (которыми Ахен тоже известен).
Дворец Карла Великого в Ахене
В 797 году король франков Карл Великий завладел частью Европы. Свою столицу он разместил в Ахене, на севере современной Германии. Там он решил построить дворец, который был бы таким же прекрасным, как дворцы Рима и Византии.
Резиденция со школой
Поместье в Экс-ла-Шапель было настолько обширным, что Карл Великий мог разместить в нем правительство и администрацию своего королевства.
Карл Великий выбрал Ахен (Экс-ла-Шапель), поскольку любил этот маленький городок на севере Германии. В нем били горячие источники, позволявшие купаться даже зимой. Король хотел, чтобы его резиденция была красивой, величественной и богато украшенной, чтобы она могла соперничать великолепием с дворцами Рима и Византии. Король поручил архитектору Одону из Меца воздвигнуть дворец; несколько зданий для королевской семьи, придворных и сановников; бани вокруг горячего источника и капеллу. Как в античном Риме, в банях должен был размещаться бассейн, достаточно большой, чтобы принять сто человек! В королевской резиденции Карл Великий повелел также построить школу, чтобы сановники, помогавшие ему управлять королевством, учились читать, что было редкостью в те времена. Карл Великий заботился о возрождении системы образования и для бедняков. При монастырях и церквах возникали школы. Сам король брал уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он также поручил монахам позаботиться о создании в королевской резиденции богатой библиотеки.
Дворцовая капелла
Капелла называлась “дворцовой”, поскольку входила в ансамбль дворца. Ее построили не в виде креста, а в форме восьмигранника. Трехэтажная, богато украшенная мозаикой, она была увенчана куполом восемнадцатиметровой высоты. Карл Великий присутствовал на религиозных церемониях, сидя на троне на втором этаже, тогда как придворные находились на первом. Своды часовни были выполнены в романском стиле: камни обтесывались так, чтобы свод имел дугообразную форму. В центре кладки находился замок свода, который поддерживал ее равновесие. Романский стиль распространился по всей Северной Европе. Более трех веков так строили церкви, дворцы и замки.
Эта часовня в романском стиле имела свою особенность: она была восьмигранной формы. Карл Великий велел украсить купол мозаикой, мрамор для которой он вывез из Италии.
Карл Великий присутствует на мессе, сидя на троне, находившемся на втором этаже часовни.
Мрамор из Италии
Чтобы достроить часовню, не хватало мрамора. Это не стало препятствием для Карла Великого, который обратился к папе и получил от него разрешение демонтировать римские памятники, чтобы получить глыбы камней и колонны, которые он приказал доставить из Италии. Карл Великий пожелал также, чтобы его королевский трон был похож на трон Соломона, царя Израиля.
Место захоронения Карла Великого
В ночь на Рождество 800 года в Риме папа короновал Карла Великого императором Западной Римской империи. На следующий год государь въехал в свою официальную резиденцию. Там он и скончался от лихорадки в 814 году. Говорят, что останки Карла Великого покоятся в старинном саркофаге, находящемся в капелле. До нашего времени дворец не сохранился, а капелла стала ядром Ахенского собора.
Мой блог находят по следующим фразам
• чудеса мира
• Индейцы, высотники
• ФАРОССКИЙ МАЯК картинки
• здание парусник где
• тауэрский мост в лондоне
• сады альгамбры
Борьба со смертной скукой
Вынужден повториться: и тут местные жители берут пример с Карла Великого, который любил, отдыхая от ратных и государственных трудов, повеселиться и подшутить над приближенными (часто весьма грубо). Вот и ахенцы всегда были большими мастерами розыгрышей. Иные хватали через край. Из преданий следует, что «фирменное» здешнее чудовище — тот самый Бахкауф, который ревностно оберегал пресные воды, был в то же время решительным противником горячительных напитков и пожирал всякого не в меру набравшегося и особенно шумного гуляку, если тому случалось столкнуться с ним на темной улице, особенно вблизи какого-нибудь фонтана или купален. Правда, после уже известной нам встречи с Пипином Коротким монстр «числился погибшим», но все же время от времени всплывал (в прямом и переносном смысле) и давал о себе знать. К примеру, в начале 1605 года по городу поползли слухи, что в горячем ключе на горе Бюхель вновь объявилось чудовище, правда, людей оно теперь не ест, но грабит. Отцы города всполошились и отправили в ночную разведку стражников. Те доложили, что грабежом действительно занимается страшный зверь с кривыми клыками и острыми когтями, поймать же его никак не удается. Продолжалось это довольно долго и завершилось самым малопочтенным образом
Однажды диковинный зверь напал на сильно подгулявшего кузнеца, но тот, будучи человеком недюжинной силы, отважно вступил в единоборство и в конце концов с помощью сбежавшихся на шум соседей его скрутил. Ряженым чудищем оказался стражник Ганс Пальман (тот самый, что предводительствовал городской разведкой)
«Шутник», как лаконически сообщает хроника, был «взят под стражу, высечен рутенами и изгнан из города Ахена навсегда».
Но это крайность. А так — сегодня в Ахене масса вполне обычных культурных «аттракционов», какие можно найти в любом европейском городе. Местный театр, к примеру, даже пользуется некоторой славой за пределами Германии. Однако самое интересное — это те мероприятия, которые проходят только здесь, придавая городу сугубо индивидуальное обаяние.
Например, февральский карнавал. Дело поставлено на широкую ногу: ведает им специальная городская Карнавальная комиссия, созданная еще в начале XIX столетия. Причем праздник этот столь важен и любим ахенцами, что они называют его «пятым временем года». Все начинается всегда в один и тот же день — 11 февраля. Потом две недели идут разнообразные концерты и балы-маскарады, а в качестве заключительного «аккорда» публике предлагается Детский костюмированный парад. Центральное же событие карнавала — вручение еще одной городской премии, медали «За борьбу со смертельной серьезностью». Поощряют ею «за остроумие и человечность, проявленные при исполнении служебных обязанностей». Идея экзотической награды возникла еще в 1950 году, когда городской прокурор Дугдаль на время карнавала постановил отпустить на поруки всех подследственных. Карнавальный комитет был так поражен этим поступком (город тогда входил в английскую зону послевоенной оккупации, и времена стояли «невегетарианские»), что решил отметить своеобразную заслугу прокурора перед человечеством — новой премией, которая с тех пор исправно присуждается отличившимся в этом смысле политикам, юристам, дипломатам и прочим деятелям.
И вот еще что: приезжего уже на вокзале в Ахене встречают бронзовые фигуры лошадей, которые далее будут попадаться ему по всему городу в самых разных видах — гранитных, плетенных из соломы, пряничных. И даже перед новым зданием университета красуется синий конь с огромным компакт-диском на спине. Дело в том, что Ахен всемирно знаменит своими международными состязаниями по конному спорту. Ежегодно в конце лета на местный ипподром, который ценится как один из лучших в мире, съезжается вся лошадиная элита. Многие светские дамы специально возвращаются пораньше из отпуска, чтобы показаться на этом мероприятии в традиционных широкополых шляпах.
Известные уроженцы и жители
- См. также Родившиеся в Ахене
- Реберг, Карл-Зигберт — немецкий социолог
- Мис ван дер Роэ, Людвиг — архитектор-модернист
- Жирарден, Дельфина де — французская писательница
- Гёц, Карл Отто — художник-абстракционист
- Паулина фон Маллинкродт (1817—1881) — католическая святая
- Der Graf (нем.)русск. — музыкант, основатель группы Unheilig
- Гарретт, Дэвид — скрипач-виртуоз
- В Ахене умер в 1892 г. находившийся здесь на лечении Михаил Валентинович Шаховской-Глебов-Стрешнев — супруг последней владелицы подмосковной (ныне в черте Москвы) усадьбы Покровское-Стрешнево Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой (урожд. фон Бреверн).
Где похоронен Карл Великий
Не утихают споры вокруг гробницы Карла Великого. В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno», но прах императора покоится не под ним. Согласно монастырской летописи, в 1000 году захоронение Карла было вскрыто, где обнаружили тело в белом облачении, сидящее в кресле с короной на голове и скипетром в руках. После этого останки императора несколько раз перекладывали в разные гробы, наконец, в XVIII веке останки перенесли в ризницу.
Стул, на котором якобы сидел почивший Карл Великий, использовали императоры при коронации.
Трон Карла Великого
Сын Карла Великого Людовик Благочестивый останавливался во дворце нечасто — он проводил здесь время зимой до Пасхи. Последующие императоры Ахен и вовсе не жаловали. Полюбился дворец Карла императору Оттону II. Но большую часть времени за пфальцем следили графы Лотарингские.
К началу XIV века дворец лежал в руинах. Жители города возвели на месте тронного зала городскую ратушу, в которую встроили сохранившуюся башню дворца. В XVI веке королевская коронация была перенесена во Франкфурт, так что некогда роскошный город Ахен пришел в упадок.
Наука и образование
Университетская клиника Ахена
В Германии город знаменит своим техническим университетом, который славится высоким уровнем инженерного образования. Университет входит в TU 9 (ассоциация девяти лучших технических университетов Германии) и IDEA League (ассоциация пяти ведущих вузов Европы). В него входит большое количество институтов, разбросанных по всему Ахену. Присутствие в городе крупнейшего технического университета Германии и ряда других весомых учебных заведений делают Ахен настоящим технологическим и научным центром. В городе расположены десятки исследовательских институтов, лабораторий и конструкторских бюро. В Ахене разрабатываются автомобильные моторы, электротехника, программное обеспечение, медицинская техника, армейская, авиационная и космическая техника. Центром развития медицинской науки является уникальный медицинский центр «Университетская клиника Ахена».