Традиции праздника
Поскольку радость победы наступила после угрозы почти неминуемой гибели, Пурим принято отмечать весело и шумно, в том числе карнавалами и довольно обильными возлияниями. Хотя требование напиваться так, чтобы не отличать слов «будь проклят Аман» от слов «будь благословен Мордехай», это всего лишь старая шутка, но вино на Пурим действительно льется рекой.
У европейских евреев традиционным пуримским угощением считаются сдобные треугольные булочки с начинкой из мака, изюма или варенья, которые называются гоменташ («уши Амана»).
На Пурим принято устраивать веселые представления Пуримшпили (эта традиция сохранялась даже во времена самых страшных гонений на евреев), посвященные событиям праздника. Сегодня в ходу осовремененные варианты древней истории. В этот день также несколько раз читают Книгу Эстер, обязательно при большом скоплении народа. Во время Пуримшпилей, когда произносится слово «Аман», дети весело трещат специальными трещотками, так чтобы даже имени злодея не было слышно.
В Израиле на Пурим проходят ежегодно многолюдные красочные карнавалы, где можно увидеть молодых людей в самых замысловатых и неожиданных нарядах. Некоторые историки связывают эту традицию с более поздней европейской карнавальной культурой. Еврейские учителя по-своему объясняют традицию надевать маску на Пурим. Дело в том, что евреям порой приходилось под страхом смерти внешне отрекаться от своей веры, однако в душе они всегда оставались привержены единому Богу. Надевая маску, чтобы закрыть лицо, они в душе смеялись над идолами, и Господь видел, что они остались ему верны.
Пурим также считается детским праздником: в этот день в Израиле и в других странах в еврейских семьях дети по традиции получают ценные подарки или специальные «пуримские» деньги. Щедрое одаривание детей на Пурим — дань памяти истории. Согласно преданию, даже перед лицом неминуемой гибели от рук подручных Амана еврейские учителя продолжали учить детей Торе, веря, что Господь не допустит их гибели.
Интересные факты
О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные:
- Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания всю страну.
- Общины уже давно считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира, они владеют акциями крупных производственных компаний.
- Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные регионы стран на планете.
- Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.
- Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии.
- Последние 10-летия созданием построек в общинах занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн. Архитектура кибуцей была представлена в павильоне Венецианского биеннале в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.
- Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты (в т.ч. и некоторые знаменитости), мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались здесь жить.
В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность и гордость кибуцников осталась прежней. Поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологии пока рано.
Израильские кибуцы в теории
Интересно, что идея их создания была принесена в Землю Обетованную с России, вместе с волной иммигрантов в период с 1904 по 1914 гг. Это было связано с серией жесточайших еврейских погромов, прокатившихся по всем губерниям Российской империи, и антисемитскими настроениями, преобладавшими в тогдашнем обществе. Переселенцы-энтузиасты взяли как шаблон, идеи европейских и русских революционеров-социалистов, дополненные духом национального возрождения, религиозной моралью и идеологией Аарона Гордона.
То есть, подразумевалось создание коммун, связывающих людей общими взглядами и стремлениями, с равными условиями труда и разделением его плодов, общим имуществом и удовлетворением социальных потребностей каждого. Другими словами, кибуц, это отдельная община, занятая на сельскохозяйственных работах, которая пользуется общими орудиями труда и делит выращенный урожай поровну – модель первобытно-общинного строя в современных реалиях.
Как живут кибуцы сейчас
Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.
Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.
Дети членов кибуцев обучаются за счет коммуны до степени бакалавра, то есть среднее и высшее образование является для них бесплатным. При необходимости кибуцы оплачивают лечение и образование за границей.
Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.
Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.
Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.
Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.
Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.
Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.
Попасть в кибуц: как это возможно
Если вы хотите попасть в кибуц, то вам придется пройти несколько этапов на этом пути, но все возможно: главное — захотеть. Всего в Израиле, в настоящее время, функционирует более двухсот пятидесяти кибуцев. Для начала, вам следует выбрать те кибуцы, которые интересуют вас более всего, взвесив все плюсы и минусы, за и против, а также собрав все необходимые преимущества, принципиальные для вас.
Вы подаете заявку в секретариат со всеми необходимыми документами, затем вы три года числитесь как кандидат в члены кибуца: это своего рода испытательный срок. Уже после этого, ваша кандидатура одобрится или не одобрится на собрании кибуца.
Льготы для пенсионеров Израиля в 2021 году
Не только правительство Израиля всячески пытается улучшить условия жизни пожилых людей. Многие благотворительные ассоциации, организации и фонды стараются помогать старикам.
Кроме пенсионных выплат, различных видов пособий и доплат, израильским пенсионерам доступен и ряд социальных льгот, существенно повышающих уровень и качество их жизни. Среди основных можно назвать следующие:
- Оплата половины стоимости проезда в общественном транспорте и в поездах.
- Скидки на оплату полетов израильскими авиалиниями.
- Снижение стоимости парковки на 25 %.
- Бесплатное или со значительной скидкой до 50% посещение музеев, театров,, выставок и кинотеатров.
- Освобождение от уплаты арнона либо предоставление скидки.
- Льготы по оплате электроэнергии, услуг телеканалов и покупке лекарств.
- Предоставление социального жилья.
- Льготы по уплате налога на землю.
- Компенсация стоимости медицинской страховки.
- Льготы на банковские услуги: Освобождение от оплаты обслуживания; Льготный овердрафт; Бесплатная выдача чековых книжек.
Большинство льгот предоставляются автоматически по достижению человеком определенного возраста.
Как решить вопрос со связью туристам
Выход, естественно, существует. Крупные операторы сотовой связи выпускают предоплаченные карты сотового трафика. Собственно, это примерно, то к чему мы привыкли в странах бывшего СССР. «Селком» выпускает карту Talkman, «Партнер» – Big Talk, а YouPhone – PreTalk. Для покупки карточки мобильного оператора в Израиле предъявлять паспорт не нужно.
Карточки первых двух операторов продаются во всех магазинах сотовых телефонов и в офисах компаний, которые есть в любом крупном торговом центре, а также аэропорту Бен Гурион.
Карточки оператора YouPhone распространяются на автомобильных заправках, в отделениях почты, газетных киосках и сети супермаркетов Mega.
Цена карт Big Talk и Talkman составляет 50 шекелей (13,5$), из них 40 (10,8$) кладется на счет. Пополнять счет можно, приобретая карточки пополнения, либо непосредственно в офисах компаний. Минимальное пополнение в этом случае – 60 шекелей (16,2$). Стоимость карт пополнения 50, 75, 125 и 200 шекелей или 13,5; 20,25; 33,75 и 54$. Входящие звонки в Израиле бесплатны.
Минимальная стоимость карты PreTalk составляет 20 шекелей (5,4$). В эту стоимость включено 60 минут разговоров по Израилю, но действует такая карта только 30 суток, а цена разговора зависит от того, сколько дней будет действовать карта и сколько минут вы оплатили при ее покупке.
Таким образом, сотовая связь в Израиле для туристов не особенно дорога, а качество у нее прекрасное.
Доступ к интернету в Израиле по Wi-Fi
По количеству жителей страны, имеющих персональный доступ к интернету, Израиль занимает одно из ведущих положений в мире. Для приезжих это отражается в том, что за исключением мест массового туризма, таких, как Тель-Авив, Иерусалим, Нетания, Хайфа, Эйлат, найти интернет-кафе крайне сложно. Однако это вовсе не означает, что интернет в Израиле для туристов недоступен.
Проблема решается посредством точек доступа Wi-Fi. Такие точки есть практически во всех кафе и ресторанах. Обычно эта услуга бесплатна, вам нужно лишь узнать у официанта пароль для доступа к сети. Правда, в некоторых заведениях за это просят плату, но она не особенно высока.
Есть Wi-Fi и на пляжах в Хайфе, Тель-Авиве и Нагарии. Правда, там он имеет низкую скорость, и прием не слишком устойчив.
Большая часть операторов сотовой связи предлагает приобретение специального интернет-пакета. Купив модем 3G и SIM-карту к нему, вы получите беспрепятственный доступ в сеть и сможете даже смотреть интернет-телевидение в Израиле по всей зоне покрытия оператора. Правда, стоимость этой услуги довольно высока. Минимальный пакет из модема 3G и SIM-карты обойдется вам примерно в 400 шекелей (108$). Нужна ли вам такая услуга решать, конечно, вам.
Провайдеров интернета в обетованной земле достаточно много. Кроме непосредственно доступа к сети некоторые из них предлагают и попутные услуги, в частности, международную и междугороднюю телефонную связь по ценам ниже, чем у операторов связи. Отличные возможности в этом плане обеспечивает интернет в Израиле у компании «Безек».
Как живут кибуцы сейчас
Жизнь в кибуцах Израиля сегодня с материальной точки зрения кардинально отличается от жизни первопроходцев. Современные кибуцы – это высокоразвитые предприятия в различных областях деятельности, в том числе и сельскохозяйственной. Трудом членов этих коммун бесплодные ранее земли превращены в цветущие сады.
Доходы кибуцев позволяют им обеспечить прекрасное здравоохранение и содержание в старости своим членам.
Впрочем, в разных кибуцах правила могут отличаться. В укладе таких поселений вообще произошли серьезные изменения.
Так, в некоторых кибуцах произошло неполное обобществление. Дома, а кое-где и земля находятся в частной собственности членов общин и могут переходить по наследству. Есть даже такие кибуцы, где зарплаты их членов не равны, а зависят от трудового участия.
Различаются поселения и по степени ортодоксальности: строгость соблюдения религиозных правил в различных кибуцах разная. Изменилась и специализация кибуцев, в частности, появились коммуны, занимающиеся приемом и обслуживанием отдыхающих.
Но, независимо от устройства кибуцев, уровень жизни в таких поселениях очень хороший и существенно превосходит средний уровень жизни в странах СНГ.
Дети членов кибуца, несмотря на то, что всю свою жизнь содержались на средства общины, после службы в армии имеют право сделать выбор: становиться ли им членами коммуны или уйти и строить жизнь самостоятельно. Никакого крепостничества там нет.
Стать членом кибуца может человек в возрасте до 35 лет. Нужно пройти своеобразный испытательный срок, год прожить и проработать в кибуце. После этого сам человек и старые члены коммуны принимают окончательное решение.
История Пурима
Евреи отмечают Пурим в память о событиях, по преданию происшедших в древней Персии в 355 году до нашей эры во времена правления царя Ахашвероша. Этого царя мы хорошо знаем из истории Древней Греции под именем Ксеркс, или Артаксеркс.
Во времена Ахашвероша в огромном персидском царстве, в котором царила относительная веротерпимость, жили в том числе евреи, исповедовавшие монотеистическую религию (веру в единого Бога). Все шло хорошо, пока царедворец Аман, обидевшись на уважаемого при дворе еврея Мордехая не замыслил уничтожить всех последователей иудаизма. Дело в том, что Мордехай (который был приближен ко двору за то, что в свое время спас царю жизнь) отказался поклониться тщеславному Аману. Мордехай вовсе не был гордецом, скорее наоборот: будучи богобоязненным, он не мог кланяться никому, кроме Бога. Однако злой Аман затаил обиду и оклеветал перед царем всех евреев.
Ахашверош поверил навету и отдал приказ уничтожить все еврейское население своего царства. Царь даже также кинул жребий, когда должна была начаться резня. Выпало на 13 число месяца адар (конец февраля — начало марта). («Пурим» на иврите означает жребий, отсюда название праздника).
Узнав о страшном жребии, Мордехай уговорил свою племянницу Эстер принять участие в смотринах претенденток на освободившееся место царицы. Мордехай надеялся, что его племянница сумеет переубедить Ахашвероша, и тот отменит кровавый приказ. Эстер, которая была хороша собой, приглянулась царю и стала одной из его жен.
Надо сказать, Ахашверош был довольно суровым властителем: место жены освободилось после того, как он изгнал свою предыдущую супругу — знатную Астинь (Вашти) из древнего уважаемого рода. Царица провинилась, отказавшись танцевать обнаженной во время царского пира.
Юная Эстер сначала колебалась, когда Мордехай потребовал от нее подвига во имя спасения своего народа, но затем решилась. Рискуя не только быть изгнанной, но и лишиться жизни, она явилась перед царем незваной, что по тем временам было неслыханным поступком. Однако красота, роскошный наряд и благоухание девушки (помогли драгоценные благовония) так поразили Ахашвероша, что он согласился принять участие в пире, который устроила для него Эстер. Во время пира молодая царица призналась, что она еврейка и попросила у царя милости и заступничества.
Ахашверош поверил своей жене, велел казнить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая, но резню отменить не смог. Царский приказ, скрепленный жребием, отменить не мог даже тот, кто его отдал. Однако в виде особой милости царь разрешил евреям вооружиться и дать отпор погромщикам. В жестоком бою, который произошел 13 адара, как можно догадаться, евреи одержали убедительную победу, иначе праздновать было бы нечего.