Что собой представляет немецкая школа
Особый интерес вызывает немецкая школа не как образовательная система, а как место, где дети проводят большую часть своего времени. Расписание построено так, чтобы посещение учебного заведения выпадало на первую половину дня.
Начало занятий зачастую в 8 утра, окончание – в час пополудни. Старшеклассники могут задерживаться на дневные занятия. Семьи, где оба родителя работают, могут отправить ребенка в группу продленного дня.
Первый день учебного года в каждом регионе устанавливается индивидуально. Но он никогда не приходится на 1 сентября. Обычно это вторая неделя первого месяца осени.
График каникул также находится в ведомстве субъектов Федерации.
Посещение школы – не просто обязанность, но и административная ответственность немецких граждан. Родители не могут себе позволить оставить ребенка дома просто потому, что сегодня его некому вести в школу. Прогульщиками здесь занимается полиция.
Отпроситься на день-два, потому что вам удалось купить билеты на самолет по хорошей цене и дата вылета немного не совпадает с началом каникул, тоже не получится без согласования этого вопроса с директором. При этом подписанное разрешение нужно захватить с собой, иначе сотрудники аэропорта обязательно поинтересуются, а знают ли в школе, что ученик отсутствует. Если ребенок заболел, это обязательно должно быть подтверждено медицинской справкой.
У малышей начальной школы нет строго разделения программы по предметам. Например, на уроке NaWi они рассматривают темы по естественным наукам – география, химия, природоведение, физика, биология. Оценивание знаний в начальной школе не применяется. Табель выдается 2 раза за весь учебный год.
Перемены между занятиями имеют разную продолжительность. Первый и второй урок чаще всего вообще не разделены временем на отдых. А вот большая перемена предназначена для проведения ее на свежем воздухе.
Обязательного обеда для школьников здесь нет. Предполагается, что завтракает ребенок дома, а с собой берет ланч. Малыши обедают в школьной столовой после 12.00. Старшеклассники посещают кафетерий.
Форма для школьников в государственных учебных заведениях в прошлом столетии была отменена. Сегодня ею пользуются только в частных школах и то не во всех.
То, как выглядят школы в Германии, тоже привлекает внимание иностранцев. Обычно к ним примыкают спортивные площадки и ухоженные зоны для досуга, где ученики могут отдохнуть на перемене.. Примечательно то, что все учебные заведения здесь являются инклюзивными
То есть дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми. Но это касается только физических увечий. Для учащихся с умственными отклонениями разработана такая форма обучения, как школа-интернат
Примечательно то, что все учебные заведения здесь являются инклюзивными. То есть дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми. Но это касается только физических увечий. Для учащихся с умственными отклонениями разработана такая форма обучения, как школа-интернат.
Среднее образование в Германии
Среднее образование (Weiterführende Schulen) в Германии состоит из двух ступеней (Sekundarstufe I и II) и очень дифференцировано. Некоторые школы позволяют детям посещать пробные уроки, чтобы они с родителями смогли лучше сориентироваться при выборе специализации школы.
В Германии есть старшие школы I уровня:
- основные (Hauptschule) с 5 по 9/10 класс;
- реальные (Realschule) с 5 по 10 класс;
- гимназии (Gymnasium) с 5 по 9/10 класс;
- общие (Gesamtschule) с 5 по 10 класс, позволяющие получить аттестат любого типа.
Основные школы рекомендуются детям с невысокими способностями. Образовательная программа нацелена на подготовку к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Выпускники после окончания идут работать либо получают профессиональное образование.
В реальные школы идут дети со средними показателями успеваемости и способностей. После 10 класса они могут получить профессиональное образование. Самые способные имеют возможность перейти в школу II уровня.
В гимназиях дается классическое образование. В них принимают детей с высокими показателями тестов Grundschule (начальной школы).
В зависимости от федеральной земли также встречаются школы вторичная (Саксония-Ангальт, Бремен, Берлин), рабоче-реальная (Баден-Вюртемберг), общеобразовательная (Тюрингия) и другие.
В немецкой системе образования есть также старшие школы II уровня:
- гимназия (Gymnasium) с 10 по 12 классы;
- с тремя образовательными системами (Schularten mit drei Bildungsgängen) с 11 по 13 класс.
Посещение школ II уровня не является обязательным. В них идут те, кто планирует продолжить обучение в ВУЗах. После окончания выдается общий аттестат (Abitur) или аттестат по определенным предметам (Fachabitur). Abitur позволяет поступить в университет и другие высшие школы. А вот Fachabitur позволяет продолжить обучение только в специализированных институтах.
Государственные школы
Обучение в государственных школах Германии бесплатно как для граждан, так и для иностранцев. Основным критерием зачисления в основную, реальную школу или гимназию являются показатели успеваемости.
Частные школы
В Германии порядка 2 тыс. частных школ. Обучение в них платное. В основном это гимназии, часто с пансионом. Основная программа обучения одобрена министерством образования и почти не отличается от государственных школ. Дополнительно могут предлагаться иностранные языки, углубленное изучение определенных предметов, творческое развитие. Единичные школы предлагают обучение на немецком и английском.
Как поступить в немецкую школу?
Для граждан Германии и легально проживающих в стране иностранцев для зачисления детей в начальную школу достаточно заявления. Для старшей школы понадобятся рекомендации начальной школы. Если иностранец приехал в страну позже, потребуются тест на знание немецкого, выписка об успеваемости за два последних года и характеристика из прежней школы.
Посещение школы II уровня не является обязательным, поэтому недавно приехавшему ребенку-иностранцу попасть в государственную школу трудно. Обычно им рекомендуют частные школы.
Школы в Германии в 2019 году: график работы
Система образования в России построена на единстве. Государственные
учреждения начинают и заканчивают работу в один и тот же день. Это касается и
каникул — ни в одном провинциальном городке нашей родины детей не заставляют
учиться на Новый Год.
В Германии система работает иначе. Все школы начинают год в разное время, с
отличием в пару недель. Это помогает избежать пробок на автострадах, давок в
канцелярских магазинах. Типичных для наших реалий километровых очередей за
тетрадями и записей в салоны красоты на месяц вперед нет.
Школы начинают работать в разное время
Каникулы в Германии устраиваются чаще, но длятся меньше. Летом школьники
могут рассчитывать всего на шесть недель отпуска вместо привычных трех месяцев.
Забрать ребенка в учебное время не получится — посещаемость в школах
контролируется строго. Чтобы школьник мог пропустить занятия, нужна веская
причина. Простое «хотим полететь в отпуск в середине октября» не подойдет. Вне
каникул директора отпускают подопечных только из-за болезни, необходимости
срочного санаторного лечения или проблем с родственниками.
При полете за границу с собой придется взять заявление, подписанное лично
администрацией учебного заведения. Если разрешения выехать в учебное время нет,
в аэропорту вас могут просто не пустить на рейс.
Пропуски в школах Германии учитываются по следующей системе:
- Менее 3 дней. Нужна объяснительная записка от родителей с указанием причины прогула.
- Более 3 дней. Требуется медицинская справка.
Родителей школьника, неоднократно замеченного в пропусках без уважительной
причины, штрафуют. К прогульщикам приходит милиционер и просит объяснить
причину отсутствия на занятии. Если она неуважительная — ребенка отправляют в
школу, а на опекунов заводят дело.
Профессиональное обучение
Система профессионального образования в Германии предполагает:
- профессиональную подготовку;
- профессиональное обучение;
- повышение профессиональной квалификации;
- профессиональное переобучение (переквалификация).
Получают профессиональное образование выпускники реальных и основных школ.
Профессиональная подготовка предназначена для тех, у кого уровень обученности относительно низок. И в процессе подготовки они получают элементарные навыки работы по профессии.
Профессиональное обучение способствует повышению теоретических знаний и совершенствованию навыков на практике, но только после предварительной профессиональной подготовки.
Повышение профессиональной квалификации и переквалификация предназначены для усовершенствования существующих и приобретения дополнительных знаний по выбранной специальности. Помогают адаптироваться к обновлениям технического процесса или подтянуть существующую квалификацию для поднятия ранга.
В доказательство о переобучении человек получает удостоверение, в котором отображаются оценки за сданные экзамены. А значит, удостоверение указывает на обновление знаний, приобретение практических возможностей и опыта в производственном процессе определенного уровня.
Переквалификация и получение дополнительных навыков
Шестая ступень немецкой системы образования Weiterbildung – дальнейшее обучение. Сюда относится второе высшее, получение докторских степеней, а также тысячи различных профессиональных курсов в народных школах Volkshochschule. Девиз этой ступени: “Обучайся всю жизнь”.
В итоге при такой системе для получения высшего образования немцам нужно проучится 13 лет в школе и гимназии, а затем ещё 4 или 6 в ВУЗе. То есть, в лучшем случае, начав учиться с шести лет, к 23 можно получить диплом бакалавра, а к 25 – магистра. Это если не делать пауз в обучении и хорошо успевать. В реальности же немцы с высшим образованием в 27-28 лет только начинают карьеру. Но так как пенсионный возраст в Германии поднят до 67, ничего страшного. Работать предстоит так долго, что даже и в 30 начать не грех.
29-10-2012, Степан Бабкин
Школьные каникулы в Германии
Немецкие школы уходят на каникулы не одновременно. Время немецких летних каникул определяется на несколько лет вперёд на специальной конференции в федеральном министерстве культуры при участии представителей от каждой земли.
Остальные периоды отдыха для школьников земли определяют самостоятельно и сообщают график министерству.
Поэтому искать расписание каникул имеет смысл только с привязкой к федеральной земле по запросу Ferienkalender.
Земли разбиты на 5 групп:
- Бранденбург, Берлин, Гамбург, Мекленбург-Передняя Померания, Шлезвиг-Гольштейн.
- Бремен, Нижняя Саксония, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия.
- Северный Рейн-Вестфалия.
- Гессен, Рейнланд-Пфальц, Саар.
- Баден-Вюртемберг, Бавария.
Начало летних каникул в одной группе синхронизируется. Между группами, наоборот, дата отличается.
Смысл такого “плавающего” графика — не допустить максимальной загрузки автострад в стране, когда родители школьников в первый день каникул отправляются в отпуск.
Пятая группа всегда заканчивает школьный год последними из-за религиозной специфики. Наличия короткого перерыва на праздник Пятедесятницы не позволяет уйти раньше, иначе школьники не получили бы достаточно времени для подготовки к экзаменам после паузы.
Система школьных каникул построена на принципе “лучше чаще, но короче”. Перерывы между каникулами обычно три-пять недель, длительность от недели до двух месяцев летом. Учитывая, что в Германии закон не позволяет оставлять ребёнка дома одного без присмотра, кому-то из родителей часто приходится работать на половину ставки.
Grundschule — начальная школа
В Германии 15500 начальных школ. Обучение для немцев начинается с 5-6 лет. До этого дети обычно ходят в детский сад.
Первый этап обучения называется Grundschule. Этот период длится четыре года в 14 федеральных землях. В Берлине и Бранденбурге — шесть лет.
Как правило, первые классы организуются для одногодок. Но существует экспериментальная модель совместного обучения в первом и втором. Если школа набрала мало первоклашек, также допускается смешение классов.
Немецкие дети на первый урок отправляются с сюрпризами в конусообразных пакетах.
Немецкая традиция для первоклашек — Schuhltüte
Традиционно немцы отправляют детей в первый класс в обнимку с большим ярким бумажным пакетом конусообразной формы. Наряду с новеньким ранцем, Schultüte — обязательный атрибут первого школьного дня ребёнка.
Назначение пакета — отпраздновать и подсластить переход из садика в школу.
Правильным считается сделать конус своими руками. Тогда результат получится оригинальнее. Но не возбраняется и покупка.
Форма и расцветка важна, но содержание куда важнее. В строжайшем секрете в шультюте кладётся:
- Пенал — Federmäppchen.
- Ручки — Kugelschreiber.
- Карандаши — Bleistift.
- Точилка — Bleistiftspitzer.
- Стёрка — Radiergummi.
- Фломастеры — Filzstift.
- Ножницы — Schere.
- Линейка — Lineal.
- Клеящий карандаш — Kleber.
- Акварельные краски — Tuschkasten.
Дополнительно не возбраняется положить подарки, воздушные шарики и, разумеется, сладости. Сверху поселяется плюшевый зверёк, если место осталось.
Начальная школа в Германии длится 4-6 лет и часто заканчивается разделением детей по способностям.
Обучение в начальной школе
Распорядок дня зависит от типа школы. Общеприняты 2 формата:
- Volle Halbtagsschule — школы “полудневки”, когда ежедневный учебный план с 8:00 до 13:00 содержит одинаковое количество уроков. К обязательной программе дополнительно подмешиваются факультативные занятия, когда школьник сам решает, какой предмет посещать.
- Verlässliche Grundschule — школы с продлёнкой. Занятия планируются исходя из требований школьной программы, а остаток времени заполняется кружками, секциями, прогулками.
Конкретные форматы в разных землях серьёзно различаются. Обязательные уроки бесплатны, а за дополнительные нередко приходится доплачивать. Цены зависят от города, количества детей и доходов родителей.
Уроки ведутся учителями, а остальное время за детьми обычно присматривают работники, которые обходятся школе дешевле. В этом преимущество школ с обязательной программой — родителям не приходится доплачивать за продлёнку.
Школьная программа начальной школы включает математику, немецкий и занятия объединённые термином Sachunterricht — познавательный урок. Последний содержит знания по пяти основным направлениям:
- социально-культурное,
- естествознательное,
- историческое,
- техническое,
- географическое.
Фактически, дети получают базовые знания об окружающем мире. Просто вместо отдельных предметов как история, география, природоведение, познавательная часть преподаётся в рамках единой концепции.
Содержательно программа учит:
- чтению,
- правописанию,
- орфографии,
- запоминанию,
- базовой арифметике,
- основам геометрии,
- пониманию часов и времени,
- физическим, химическим и биологическим базовым знаниям,
- истории города и региона,
- участию в дорожном движении как пешеход в первом классе и как велосипедист в третьем-четвёртом,
- элементам политики и истории государства,
- демократической и социальной компетенции.
Факультативно преподаются:
- музыка,
- рисование,
- спорт,
- компьютерная и медийная грамотность.
Помимо основной программы факультативно или добровольно-принудительно проводятся этические, религиозные или культурные занятия, специфичные для конкретной школы.
Особенность немецкого 4 класса — первые уроки сексуального воспитания. Для иммигрантов данное явление часто становится культурным шоком.
У начальных классов основные предметы ведёт Klassenlehrer — классный руководитель. Он ведёт класс до перехода к следующей ступени немецкого образования.
А что дальше?
- После окончания начальной школы на основании оценок, родители принимают решение, куда ребенок пойдет учиться дальше.
- Это может быть либо главная школа Hauptschule, проучившись в которой до девятого класса немец может распрощаться со школой, получив базовое образование.
- Здесь не преподают каких-либо сложных предметов, а дают только базовые знания, необходимые в простой жизни.
- После окончания такой школы немцы идут получать какую-нибудь рабочую специальность.
Далеко не всех такой вариант устраивает: если в начальной школе учеба ребенку дается легко, то обучение можно продолжить в Realschule (так называемая, «настоящая» школа).
Здесь начинают учебу с шестого класса и преподают более сложные предметы, такие как алгебра, иностранные языки, а также ряд практических предметов, например, компьютерную грамоту.
Обучение в этой школе продолжается до 10 класса. На более высоком уровне ведется обучение в гимназиях, но сюда имеют право поступать только дети, закончившие начальную школу с наивысшими баллами.
По сложности обучения это приблизительно похоже на российскую общеобразовательную школу. Здесь преподают такие сложные предметы как:
- основы химии,
- физики,
- два или три иностранных языка.
По сравнению с Realschule, в гимназии учатся на 2-3 года дольше и последние пару лет гимназию называют колледжем. Здесь уже идет разделение по специализации и интересам. Учащиеся даже могут отказаться от одного или двух предметов, которые не нравятся или не подходят к их специализации.
Однако, есть ряд основных предметов, от которых отказаться невозможно.
Итогом учебы в колледже является курсовая работа объемом в 30 листов, которая является своеобразной подготовкой к студенческой жизни.
По окончании гимназии учащийся получает так называемый абитур, который дает право на поступление в университет. Как правило, молодые люди получают его в 18 или 19 лет.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка
А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Дошкольное образование в Германии
Воспитание детей в Германии начинается с дошкольных учреждений. Они имеют давние традиции, поскольку первые такие заведения появились более 200 лет назад. И сегодня, так же, как и в XIX веке, главной целью их работы является гармоничное развитие личности ребенка и его подготовка к школе.
Обычно дети находятся в саду только до обеда, во второй половине дня уходят домой. Впрочем, для тех семей, где взрослые работают полный рабочий день, есть своеобразная «продленка» – малыши находятся там до вечера.
Ежедневно около 30 % немецких детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают садик, и к 6 годам они уже прекрасно подготовлены к школьному обучению. Для остальных с пятилетнего возраста организованы подготовительные занятия под общими названиями Schulnachmittage, Vorbereitungsjahr, Vorschule. Здесь пятилетки в течение года проходят подготовку к школе.
Стоимость обучения
В Европе давно ввели плату за дополнительные дисциплины и это считается нормой. Так, дневная школа стоит €15800–17700 за год обучения, а учеба в пансионате от 33900 € в год.
Стоимость среднего образования обычно включает:
- обучение;
- проживание в резиденции;
- питание (полный пансион);
- учебные материалы;
- экскурсионные программы;
- развлекательные мероприятия;
- медицинская страховка;
- занятия английским и немецким языком.
ВУЗы, разумеется, берут цену выше за свои услуги. Но учитывая, что студет может еще и подрабатывать, даже платное обучение не омрачит получение знаний. Обучение в немецком ВУЗе €5000–32000 за год обучения.
Стоимость высшего образования обычно включает:
- обучение;
- учебные материалы.
Можно ли получить образование бесплатно
Для некоторых категорий граждан образование предоставляется со льготными вычетами или бесплатно. Нужно учитывать законодательство земли, к которой относится учебное заведение. Мигранты, получившие вид на жительство или имеющие статус беженца, могут получать субсидии на обучение и языковые курсы.
Некоторые ВУЗы предоставляют бесплатные места для талантливых ребят (победителей международных олимпиад).
Какие есть стипендии и гранты для иностранцев
Немецкая система образования поддерживает иностранных студентов за успехи в учебе, награждая их грантами и стипендиями.
- Немецкая социальная сеть e-fellows уже 12 лет предлагает студентам со всего мира необычную поддержку при обучении в Германии. Стипендия предполагает скидки на интернет и телефонную связь, абонемент в интерактивную библиотеку, бесплатное посещение престижных семинаров и практик, доступ к базе данных образовательных программ и интерактивных лекций по интересующим темам.
- Стипендия имени Йоханнеса Рау для политологов и правоведов. Институт партийного права и истории партий Германии и Европы (Institut für Deutsches und Europäisches Parteienrecht und Parteienforschung, PRuF), действующий при Университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе дает уникальную возможность получить высшее юридическое образование при полном пансионе совершенно бесплатно. Программа предусмотрела 4 льготных места в год для студентов из Европы и стран СНГ. Для получения шанса на поддержку предоставляют диплом магистра по юридическому направлению.
Особенности для программ стажировок и учебы по обмену
Многие не зря стремятся уехать на учебу по обмену или на стажировку, так как немецкое образование очень ценится местными работодателями и дает отличный толчок к построению карьеры. Студенты по обмену могут получить некоторые преимущества.
- Стипендия общества по обмену GFPS для студентов из стран СНГ позволяет иностранцам на конкурсной основе побороться за 5 месяцев обучения в одном из 3 выбранных абитуриентом ВУЗов Германии. Оплачивается проживание, медицинская страховка, общество GFPS помогает оформить необходимые документы. Недостаток в том, что в платный ВУЗ соискатель вносит плату сам.
- Программа обмена языковыми ассистентами (Fremdsprachenassistentenprogramm) между Германией и многими странами мира существует уже более 100 лет. Смысл в обмене преподавателями языка между странами. Особенность состоит в том, что к педагогу прикрепляют ассистента-студента, для которого преподаваемый язык родной. Бесценный опыт общения получают обе стороны, практика доказала высокую эффективность метода.
Стоимость услуг преподавателей в немецком ВУЗе
Вузы Германии считают своим богатством основной преподавательский состав. Плюс коммерческих заведений в возможности тесного общения с педагогами, индивидуального подхода к каждому студенту, чего от государственных учреждений не получишь. Стоимость частного обучения высока, поэтому только 10-я часть студентов пользуется привилегиями.
- Один час общения с лектором ВУЗа стоит от 50 до 70 евро.
- Практическое индивидуальное занятие в аудитории стоит от 40 до 80 евро в час, а групповое от 30 до 40.
Каникулы
Каждые три-пять недель между школьными семестрами устраивают каникулы, которые длятся около недели, а летом 2 месяца. Детей нельзя оставлять без присмотра до девятилетнего возраста, иначе родителям придется отвечать в суде.
Поэтому часто, тот из родителей, кто меньше зарабатывает, либо сидит дома, либо работает с неполной занятостью. Те, кому позволяют средства, нанимают кого-нибудь, кто бы присматривал за детьми.
Как правило, занятия в школе начинаются в середине сентября. Однако каждый административный округ вправе определять самостоятельно учебный график и время начало каникул. Чем и пользуются туристические фирмы, взвинчивая цены на семейный отдых во время каникул (учитывая, что школу пропускать запрещено и родителям не остается другого выбора).
Система дошкольного образования в Германии
Система дошкольных учреждений в Германии по российским меркам не очень удобна. Это связано со временем работы детских садов. К примеру, садики чаще всего работают с 7 до 12 часов дня. Но вас могут попросить забирать ребенка на обеденный перерыв, а потом привести его обратно. А если сад работает до четырех часов вечера, раньше забрать ребенка вы никак не сможете. В отличие от российских детских садов, в Германии не проводятся дошкольные занятия с детьми. Садики не контролируются Министерством образования, поэтому для них не разработана соответствующая программа. Образованием детей занимаются непосредственно родственники или отдают малышей в развивающие кружки.