Министерство ВВС
Wikimedia Commons, 2012
Здание Министерства ВВС (Ministerio del Aire) в Мадриде было построено по проекту Луиса Гутьерреса Сото в 1943–1958 годах. Гутьеррес был поклонником Шпеера и в 1949–1950-м ездил в Германию изучать его постройки. Тем не менее здание получилось совершенно национальным по духу. Легко узнаваемым образцом стал Эскориал, из-за чего мадридцы прозвали сооружение Monasterio del Aire («воздушный монастырь»).
Алькасар в Толедо
Также Гутьеррес ориентировался на Алькасар в Толедо — укрепленный замок, еще один образец стиля Хуана де Эрреры.
Героическая оборона толедского Алькасара в 1936 году (в итоге он был взят республиканцами) была одной из ключевых мифологем франкистской идеологии. Сейчас это гигантское сооружение занимает Генштаб ВВС Испании.
Сердце каталонской столицы
Сюда стали переезжать буржуа, тщательно пытающиеся перещеголять аристократию. Быстро нажившие богатство люди хотели, чтобы их дома были уникальными, и для самовыражения новой прослойки общества уже не подходили все известные стили архитектуры Барселоны. Горожане взбунтовались против скучных построек, похожих друг на друга. Молодые авторы мечтали “одеть” новый квартал в яркие одежды, и это у них получилось. После завершения строительства район расцветал за счет того, что представители буржуазии украшали его роскошными особняками.
Сейчас элитный Эшампле, который является сердцем столицы, представляет собой потрясающую смесь красоты и рационализма. Здесь никто не найдет двух одинаковых зданий, и в этом состоит главная особенность стиля модерн (арт-нуво). В подобного рода строениях можно увидеть и мозаику, и скульптурные работы, и витражи.
Национальная архитектура
Из-за значительных климатических и топографических различий по всей стране национальная архитектура демонстрирует обильное разнообразие. Известняк, сланец, гранит, глина (обожженная или нет), дерево, трава используются в различных регионах, а также структуры и распределение различаются в значительной степени в зависимости от региональных традиций. Некоторые из этих конструкций – это дома (как cortijo (крестьянский хутор), carmen (сад), barraca (сарай), casona (старинный родовой дом), caserío (хутор), pazo (родовое имение), alquería (ферма)), а также следующие строения:
Hórreo – амбар на возвышении в Галисии и Астурии, фото: Uspn, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Casona montañesa – каменный дом типичной Кантабрии, фото: P. B. Obregón, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Испанский дом в чилийской деревне, построенной еще в колониальный период, фото: Marchiguano, общественное достояние
Masía (дачный домик) в Кастеллоне. Masías произошли от римских домов, фото: Tafol, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Ветряные мельницы Кампо-де-Криптана, Ла-Манча, фото: Lourdes Cardenal, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Перевод статьи английской википедии.
При подготовке статьи использованы материалы английской википедии – https://en.wikipedia.org/wiki/Spanish_architecture.
( это окончание статьи, начало здесь)
От: Михайлова Александра,  
Скрыть комментарии (1)
- Архитектура Москвы 60-ые 70-е годы глазами венгерских туристов
- Архитектура неоклассицизма в Германии и Австрии
- Архитектура неоклассицизма – примеры зданий, региональные особенности
- Архитектура барокко и рококо в Англии
- Архитектура и быт Японии конца 19 начала 20 века
« Архитектура Испании, достопримечательности | Красивые и оригинальные заборы и ворота, фото » |
Поствизантийская архитектура в православных странах
В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.
В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.
Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.
Работы Гауди
Фото: Каса Мила в Эшампле
Стоит отметить, что над всей архитектурой Испании в современный период преобладает только одно имя – Антонио Гауди. На протяжении 40 лет своей карьеры он подарил Барселоне огромное количество прекрасных зданий, парков и скульптур. По оригинальности он превзошел в своих работах всех испанских архитекторов, так как очень удачно сочетал различные стили: ар-нуво, мавританский, готический и сюрреалистический.
По мере своего развития в его работах стало появляться все больше элементов живой природы. Он копировал формы ящериц или птиц, создавал невероятные композиции из камня. Наиболее диковинной и яркой работой этого архитектора можно считать дом с волнистым фасадом и причудливыми дымовыми трубами Каса Мила в Эшампле, который был возведен в 1905-1907 гг.
Но вершиной его творчества слал храм Саграда Фамилия, который украшало 12 шпилей, мозаика из битого стекла и влетающий под небеса неф. Такому зданию просто нет больше аналогов во всем мире. Начато строительство этого грандиозного здания в 1883 году, а к 1914 он вложил в стройку и реализацию проекта все средства, причем, на продолжение работы архитектор стал просить помощь у своих друзей и меценатов. Умер великий мастер в 1926 году пол колесами трамвая.
Каталонский модернизм – настоящий природный дар
В Каталонии в 19 веке наблюдается настоящий культурный подъем. В это время именно здесь отмечен период роста промышленности, городов и национального самосознания жителей региона. Естественно, такое положение дел способствовало расцвету литературы и различных направлений искусства.
Именно в этом регионе наблюдается зарождение нового направления архитектуры — модернизма, который стал одним из разновидностей популярного в Европе стиля ар-нуво. Барселона стала расширять свои границы, а на новых улицах испанские архитекторы стали реализовывать многие свои фантазии и строить экспериментальные сооружения, с которыми ранее Испания даже не встречалась.
Именно в это время стали появляться многоквартирные дома и особняки для промышленников. Во многом новое направление придерживалось традиций готического стиля. Общее особенно ярко прослеживалось в скульптурном оформлении плоскости сооружения, но в целом это был совершенно новый современный стиль.
Благодаря новым промышленным достижениям и производству из различных материалов стали доступны совершенно новые формы при формировании оснований и каркасов зданий. На смену сплошным прямым линиям стали приходить плавные изгибы, появились оконные проемы обрамленные кирпичной кладкой, В моду вошли естественные формы и конструкции, которые напоминали многие природные явления, например формы арок, повторяли изгибы пари движении воды.
Чтобы усилить эффект от построек в новом стиле, фасады зданий раскрашивали в самые яркие и непредсказуемые цвета, использовалась облицовка декоративной плиткой. Но стоит отметить, что модернизм прижился очень быстро именно в Каталонии, в остальных регионах Испании от нового стиля старались держаться в стороне.
Новое направление неоклассицизм
Фото: Базилика Божьей Матери Пилар в Сарагосе
Уже в конце 18 века испанские архитекторы, как и зодчие Европы, стали склоняться к более рациональному и зрелому. Теперь отдавали предпочтение неоклассицизму, в котором правильным направлением считалось подражание древней благородной архитектуры. Влияние этого направления не стало стишком обильным и ограничилось всего несколькими зданиями, которые были выполнены по заказу короля Карла Третьего в целях облагораживания Мадрида.
Самым известным архитектором того времени стали Хуан де Вильянуэва. Именно по его проекту началось строительство музея Прадо, что открылся только через 30 лет. Классицистические идеи этого направления реализованы с характерными чертами и барокко, но при этом образные колонны выполнены достаточно простыми и без дополнительного декора. Также проектами Вильянуэва стали виллы в Эскориале, на которых король размещал своих гостей.
Другим представителем неоклассицизма в архитектуре стал Вентура Радригес (сын каменщика). Он стал автором непритязательного фасада кафедрального собора в Памплоне. Также Родригес принимал участие в проведении реконструкции базилики Божьей Матери Пилар в Сарагосе, именно его вариант получился более ярким, так как он понял, что здание будет смотреться более эффектно с 11 куполами и 4 минаретами.
XXI век в испанской архитектуре
рекомендуемая иллюстрация: Башня Агбар
В 2006 году выставка «На месте: новая архитектура в Испании» прошла в МоМА. Она определила Испанию как страну, которая в последнее время стала известной в качестве международного центра дизайнерских инноваций и передового опыта, это показано в том, что для участия в выставке были отобраны семь архитекторов, награжденных Притцкеровской премией. Как сказал Теренс Райли, в то время ответственный за архитектурный отдела МоМА: «не существует «испанского» архитектурного стиля. Но здесь есть повышающийся уровень качества и красоты в рамках новых проектов, вероятно, больше, чем в других частях мира». Куратор также заявил, что в Испании ведется большое строительство, а еще большее – в Китае. «Тем не менее, в то время как в Китае невозможно найти практически ни одного интересного предложения, их достаточно много в Испании. Их разнообразие и линии, открытые новому, удивительны». В 2006 году Терминал 4 аэропорта Барахас по проекту Ричарда Роджерса и Антонио Ламеды выиграл британскую премию Стирлинга. Торре Агбар или башня Агбар в Барселоне по проекту французского архитектора Жана Нувеля сочетает в себе различные архитектурные концепции, в результате получилась поразительная конструкция из железобетона с фасадом из стекла с оконными проемами, вырезанными из конструкционного бетона. Есть и другие небольшие проекты в таких городах, как действующий в Авилесе культурный центр Нимейер или «город культуры» Айзенмана в Сантьяго-де-Компостела, оба не были завершены, но открылись в 2010 году. С 2008 года Испания пережила рецессию конца 2000-х годов особо жестоким образом, и особенно в строительстве, испытавшем резкий спад. Многие из государственных и частных архитектурных проектов были отменены или отложены на неопределенное время.
В 2011 году Международный культурный центр Оскара Нимейера был открыт в Овьедо, Астурия. Это единственная работа бразильского архитектора Оскара Нимейера в Испании. В его составе пять элементов: открытая площадь, купол, башня, зрительный зал и многоцелевое здание.
Византийский стиль в архитектуре
Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.
Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:
- усложнение геометрии зданий;
- более свободное использование классических элементов;
- использование кирпича и штукатурки для декора строений;
- бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.
Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.
Палладианский стиль или палладианство в архитектуре
Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.
Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:
Федеральный стиль
Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте. Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.
На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.
Позолоченный век и конец 1800 годов
После американской гражданской войны и до рубежа 20-го века появилось множество всевозможных стилей в архитектуре США. Эти движения можно классифицировать как поздний викторианский период, стиль королевы Анны, Shingle style (черепичный стиль), Stick style — вариант неоготики, воплотившейся в деревянном зодчестве. Все эти тенденции назывались «викторианцами» из-за их схожести с европейскими архитектурными направлениями времен позднего британского периода королевы Виктории. Наиболее влиятельными американскими зодчими этого периода можно назвать Ричарда Морриса Ханта, Фрэнка Фернесса, Генри Хобсона Ричардсона.
В тот американский период безудержного богатства и роскоши промышленные и коммерческие магнаты заказывали особняки, воспроизводящие европейские дворцы в стиле Ренессанса. Таким примером служит Biltmore Estate (поместье Билтмор) рядом с Эшвиллем в Северной Каролине. Оно выстроено архитектором Ричардом Моррисом Хантом для Джорджа Вашингтона Вандербильта в стиле Шато периода французского Возрождения по подобию Шато-де-Блуа, французского королевского замка. Поместье площадью 16 622,8 кв. метра по сей день является самым большим частным особняком в Соединенных Штатах.
Особенности строительства испанских замков для обороны
Фото: Замок Бельвер на Мальорке
Ни одна страна не может похвастаться тем, что в период расцвета готического романского стиля, было построено огромное количество замков. Основная часть оборонительных сооружений возведено в Кастилии. Некоторые из них на самом деле представляли действительно мощные оборонные сооружения, а некоторые внешне только казались крепкими и надежными.
Последние, когда приходило время в реальных сражений, просто рассыпались. Многие богатые испанцы предпочитали заниматься строительством для личного проживания не резиденций, а оборонительные сооружения, как ложные, так и реально надежные. Очень часто мавританские крепости становились основанием для строительства.
Замки не отличались какой-то особой композицией. Большая часть из них была возведена в соответствии с традиционными канонами оборонительных сооружений. В центре общей конструкции была одна центральная крепость, в этот период уже в Европе стали появляться другие более совершенные модели.
Одним из ярких сохранившихся примеров находится на Мальорке – это замок выполненный в готическом стиле замок Бельвер. Это круглое сооружение, которое смягчает и украшает стрельчатые арки.
Как и в храмовых сооружениях в замках присутствовали и мавританские элементы. А образцом в стиле мудехар можно считать кирпичный замок Кока возле Сеговии, построенный в 15 веке. В то время, как богатые испанцы прятались за стенами своих замков, испанские города также укреплялись и усиливались. В 11 веке была построена мощная крепостная стена с 88 башнями, которая и сегодня располагается около города Авилу на Месете. В период расцвета готики стенами стали окружаться такие города, как Толедо, Морелья, Санта-Фе.
Архитектурные стили античности
Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.
Древнегреческий стиль
Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:
- архаический,
- классический,
- эллинизм.
Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).
Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.
- В архаике — дорический и ионический.
- Во времена классики добавился коринфский.
- Эллинизм использует все три.
Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.
Древнеримский стиль
Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.
Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.
Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия
Неоклассический стиль
рекомендуемая иллюстрация: Музей Прадо по проекту Вильянуэвы
Чрезвычайно интеллектуальные постулаты неоклассицизма имели в Испании меньший успех, чем гораздо более выразительный стиль барокко. Испанский неоклассицизм был распространен в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, основанной в 1752 году. Основным представителем был Хуан де Вильянуэва, который адаптировал достижения Берка в области возвышенного и красоты к требованиям испанского климата и истории. Он построил Музей Прадо, который объединил три программы – академия, концертный зал и музей – в одном здании с тремя отдельными входами. Это было частью амбициозной программы Карла III, который намеревался сделать Мадрид столицей искусства и науки. Очень близко к музею Вильянуэва была построена астрономическая обсерватория. Он также спроектировал несколько летних домиков для королей в Эль Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал главную площадь Мадрида. Ученики Вильянуэвы Антонио Лопес Агуадо и Исидро Гонсалес Веласкес распространили неоклассический стиль в центре страны.
О, сколько там открытий чудных!
В лазурной стране испанских предков задействовано превеликое множество архитектурных достопримечательностей и стилевых открытий. Перечислить их все не представится возможным из-за обилия таковых. Архитектура Испании насчитывает тысячи памятных мемориалов и сооружений. Перечислим главные и значимые творения рук именитых людей:
- Храмы готического стиля – Алькасар, Бургас и Севилья, Толедо и Таррагон.
- Замки и дворцы – Рахаделя и Аргимона, Виласара и Медиона, Мантаплана и Манресана, Аренч де Эмпорда и Монтсори, а также сотни каменно-лепных творений.
- Каталонский национальный музей с готическим кварталом и монастырём Монтсеррата, парки Гуэля и Цитадели.
- Дома Кальвета, Мила, Винсенса и капелла фамильной саграды.
Такими изысками может похвастать не каждая мировая империя. То, что вложено в Испанию, это все заслуга когда-то обитавших здесь редких кустарей и спецов.
Свой уникальный путь Астурии
Фото: Дворец Санта-Мария-дель-Наранко
Когда территорию Испании завоевали мавры, только Астурия в 7 веке устояла под их натиском. Поэтому именно здесь формировалась свою уникальная дороманская архитектура, которая объединила в себе античное и вестготское зодчество. Но и новые элементы при строительстве зданий также появились. Для новых зданий этого периода были характерны:
- Цилиндрические своды;
- Использование при поддержке контрфорсов;
- Прямые линии оснований;
- Маленькие арки и своды.
Такой стиль наиболее ярко прослеживается в постройках храмового типа, которые сохранились. Его придерживались ещё долгое время при возведении различных построек. Наиболее сохранившиеся постройки располагаются в Овьедо и окрестностях. По стилю выполнения видно, что дороманская архитектура переживала два периода развития.
- Период правления Альфонса Второго, когда церкви по проектам архитектора Тиода строились на подобии здания в Сан-Хулиан-де-лос-Прадос (ок. 830 г).
- Второй период пришелся на время правления Рамиро Первого. При строительстве отдавалось предпочтение монументальным пропорциям.
Ярким представителем и примером архитектуры Астурии можно считать дворец Санта-Мария-дель-Наранко, построенный в 848 г. Это двухэтажное здание, которое оформлено с использованием романских колонн, арак и сводов.
Дороманские архитектурные стили
Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена
- Меровинговского царства (5 — 8 вв),
- эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
- Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.
Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.
Меровингский стиль
Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция
Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.
Каролингский стиль в архитектуре
Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)
На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.
Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.
Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.
Оттоновский стиль
Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия
Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.
Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.
Обучение архитектуре в Барселоне
Испания – это один из признанных архитектурных центров. Ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться средневековыми замками, готическими соборами, изумительными творениями Антонио Гауди и футуристическими строениями Сантьяго Калатравы.
Осуществляя выбор за тем, где пройти обучение архитектуре за рубежом, стоит, в первую очередь, обратить внимание на страну, где зародились такие архитектурные стили, как изящное испанское барокко и стиль мудехар, гармонично сочетающий в себе арабские и европейские архитектурные приемы и стили. Город Толедо, расположенный недалеко от испанской столицы Мадрида, как единый комплекс внесен в список мирового наследия человечества ЮНЕСКО
По количеству памятников мирового наследия, внесенных в список ЮНЕСКО, Испания уступает лишь Италии.
Обучение архитектуре в Испании является одним из наиболее популярных направлений получения высшего образования в стране. Даже несмотря на застой в строительном секторе, интерес к профессии архитектора в Испании остается высоким.
Как получить архитектурное образование в Испании
В 1744 году Король Испании Филипп V основал в Мадриде Королевскую Академию Трех Благородных Искусств (живопись, скульптура и архитектура), которая с 1757 года стала выдавать официальный диплом Архитектора. До этого вопрос получения статуса архитектора в Испании регулировался на уровне гильдий. В 1844 году в Мадриде была открыта первая в Испании Высшая техническая школа архитектуры, в 1875 году была открыта Высшая техническая школа архитектуры в Барселоне.
Получить архитектурное образование в Испании можно только в высших учебных заведениях. Традиционно для обучения архитектуре в Испании при университетах образованы специальные Высшие технические школы или университетские центры. Некоторые школы и центры исторически были основаны раньше, чем сами университеты, и затем вошли в их состав. В настоящее время возможность получения архитектурного образования предоставляют около 30 университетов в Испании.
Архитектор в Испании отличается от своих европейских коллег по полноте полученного образования
В Испании большое внимание уделяется инженерной и математической составляющей, в то время как во многих европейских странах профессия архитектора становится постепенно все больше только творческой. Диплом архитектора в Испании позволяет не просто составлять красивые проекты, но и делать необходимые расчеты с инженерной точки зрения, то есть контролировать процесс создания нового здания сначала и до конца.
Влияние Болонской декларации на изучение архитектуры в Испании
Болонская декларация была подписана в 1999 году. Ее целью стало стремление создать единое европейское пространство высшего образования для взаимного признания дипломов, полученных в разных странах, и тем самым улучшить географическую мобильность выпускников вузов. Присоединение Испании к Болонскому процессу привело к серьезному реформированию учебных планов многих факультетов. По мнению многих специалистов, больше всего изменения коснулись в том числе архитектурных факультетов.
Раньше достаточно было диплома. Однако стоит отметить, что ряд университетов сделали своеобразный синтез и увеличили количество лет Grado до 6 лет, придав ему тем самым статус магистратуры. В таком случае не требуется прохождение дополнительной магистратуры.
Стиль нео-мудехар
В конце XIX века в Мадриде возникло новое архитектурное движение в каччестве возрождения архитектуры мудехар. Нео-мудехар вскоре распространился и на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Айюсо воспринимали искусство мудехар как специфический и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые из особенностей древнего стиля, например, подковообразные арки и украшения для фасадов из кирпича абстрактной формы. Он стал популярным стилем для строительства арен и других общественных сооружений, но также и для жилья из-за использования дешевых материалов, в основном кирпича для создания экстерьеров. Нео-мудехар часто использовался в сочетании с нео-готическими элементами.
Архитектура стекла и железа
Во время промышленной революции железо и стекло использовались в качестве основных материалов исключительно при строительстве вокзалов, хранилищ, производственных зданий и выставочных павильонов. Архитекторами, больше всего повлиявшими на развитие этого стиля, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио, хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовали и другие архитекторы, например, Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер.
Ампир и Французкий классицизм
Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.
Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж
Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
Ещё его зовут
- Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
- Высоким классицизмом или
- Наполеоновским стилем (по периоду правления).
Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.
Триумфальная арка в Париже.
Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Соответствия:
- В Британии — Регентский стиль,
- в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
- в США — федеральный стиль.
Смотрите видео по теме:
Предыстория
Архитектура мегалита
Навета-дес-Тудонс (Naveta d’Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние
В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.
Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.
Иберийская и кельтская архитектура
Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) – деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.
Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые – прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.
Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.