Стоимость растаможки
Однозначного ответа на вопрос – какова стоимость растаможки авто из Японии в России, нет, так как итоговая сумма зависит от многих факторов:
- Возраста автомобиля (подсчитывается с момента выпуска, а не последнего оформления).
- Рабочего объема двигателя.
- Соответствия транспортного средства экостандарту Евро-5.
- Статуса покупателя – физическое или юридическое лицо.
Для расчета суммы пошлины в зависимости от возраста машины существует несколько категорий:
- Автомобиль без пробега (новый).
- Автомобиль возрастом от 1 до 3 лет (приравнивается к новому).
- Автомобиль возрастом от 3 до 5 лет.
- От 5 лет и выше.
Кроме этого, на сумму влияет тип силового агрегата – дизель, бензин или электричество, а также его объем. Если покупатель ввозит транспортное средство, возраст которого составляет более 7 лет, расходы на растаможку могут превысить стоимость самого автомобиля. Если из Японии ввозится транспортное средство, собранное на территории России, таможенный сбор рассчитывается исходя из суммы в 1 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Грузовой транспорт проходит растаможку по другой схеме – здесь в расчет берут еще и грузоподъемность авто.
В первых двух случаях покупателю придется оплатить совокупный таможенный сбор, который включает в себя:
- Оплату за таможенное оформление транспортного средства.
- Акцизный сбор.
- НДС.
- Таможенную пошлину.
Рассчитывая сумму акциза, сотрудники таможни отталкиваются от мощности двигателя. Сумма таможенного платежа рассчитывается исходя из кода ТН ВЭД ТС. Что касается грузового транспорта, собранного в РФ, то его ввозят по той же ставке, что и легковой – 1 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Таким образом, для всех транспортных средств, произведенных в России, используется льготный тариф. Льготами при растаможке пользуются также физлица.
Таблица для расчета таможенных пошлин
Б/у автомобили от 3 до 5 лет | Б/у автомобили старше 5-ти лет | ||
Объем двигателя, см3 | Ставка за 1 см3 в евро | Объем двигателя, см3 | Ставка за 1 см3 в евро |
до 1000 | 1,5 | до 1000 | 3 |
от 1000 до 1500 | 1,7 | от 1000 до 1500 | 3,2 |
от 1500 до 1800 | 2,5 | от 1500 до 1800 | 3,5 |
от 1800 до 2300 | 2,7 | от 1800 до 2300 | 4,8 |
от 2300 до 3000 | 3 | от 2300 до 3000 | 5 |
более 3000 | 3,6 | более 3000 | 5,7 |
Пошаговая инструкция покупки машины в Японии в 2021 году
Ввоз автомобилей в РФ регламентирует Таможенный кодекс. Чтобы приобрести машину в Японии и легализовать автомобиль на территории РФ, необходимо:
- Выбрать подходящий автомобиль, ознакомившись с предложениями на онлайн порталах. Здесь можно заранее проанализировать цены.
- Выбрать способ покупки. Можете отправиться в Японию самостоятельно или обратиться к посреднику. Второй способ предпочтительнее. Так вы избавите себя от лишних хлопот. Однако если вы решили ехать за автомобилем самостоятельно, необходимо оформить визу на весь период пребывания в Японии.
- Связаться с продавцом, уточнить особенности транспортного средства и заключить сделку. Затем происходит снятие автомобиля с учета. Для этого нужно посетить ближайшее отделение дорожной полиции.
- Новый владелец вносит таможенный депозит. Разрешено перечислить средства заранее или предоставить непосредственно на границе. Сумма перечисляется на счет таможни или вносится в кассу. Расчёт депозита происходит с учётом вставок, отраженных в Приложении 2 к Решению евразийской экономической комиссии “Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования”.
- Гражданин организует доставку автомобиля в Россию. Если после завершения морской части пути планируется передвижение на автомобиле, необходимо оформить страховку.
- Когда автомобиль прибыл на границу, заполняется таможенная декларация. Документация и машина из Японии внимательно проверяются. Сотрудники таможенной службы определяют точный размер сборов. Вы имеете право ввезти авто временно. В этом случае растаможка не осуществляется. Езда на такой машине по территории РФ возможна в течение 1 года. В последующем допустима пролонгация периода. Если вы решите растаможить машину, процедуру можно выполнить непосредственно по месту жительства.
- Проверка завершается. Если неточностей не выявлено, гражданин получает ПТС на транспортное средство.
Аукционные торги
Структура аукционов
Аукционные торги в Японии максимально компьютеризированы и напоминают биржевые залы. Но там нет классического аукционного или биржевого ажиотажа – все проходит в спокойной и комфортной атмосфере. Товара, как и покупателей, всегда достаточно и все обычно получают то, что хотят: продавцы свою цену, покупатели свой товар, а посредники свою комиссию.
Структура автомобильных аукционов состоит из трех основных площадок:
- Площадка торгов – просторные помещения с огромными экранами на стене и большим числом персональных мест, оснащенных компьютерной специализированной техникой.
- Площадка осмотра продающегося транспорта – это обычно огромная автостоянка, где все предметы торгов сгруппированы по основным параметрам (географическая зона, производитель, техническое состояние, ценовой сегмент и т. п.). На такой площадке можно непосредственно осмотреть и даже проверить интересующий вариант в ходу.
- Площадка диагностики и предпродажной подготовки – блок технических боксов, где в режиме конвейера проводится очистка и обследование поступающих машин, устранение некоторых дефектов (без глубокого ремонта), проверка на юридическую чистоту, внесение данных о лоте в аукционный лист и компьютерную базу.
Транспорт на аукционах реализуется по различным схемам согласования с продавцом: он может назначить конечную планку, при достижении которой машина автоматически продается, а может оставить цену открытой и лично следить за ходом продажи, имея на связи аукционного брокера, или же оставить все на усмотрение своего агента.
Особенности участия в аукционах
Есть и одна основополагающая особенность японских аукционов: сами вы купить там ничего не сможете. Упс…
Таковы требования японского законодательства: участвовать в торгах и делать ставки имеют право только авторизованные дилеры, или их представители (агенты, брокеры), которые ежегодно вносят владельцам аукционных площадок немалые суммы за допуск к участию в данном бизнесе.
Кстати, не все дилеры имеют непосредственное представительство в зале торгов, некоторые участвуют в продажах дистанционно, при помощи спутниковой связи или специализированных интернет-ресурсов с ограниченным доступом. Большинство непосредственных участников торгов японцы, но встречаются и иностранцы, в том числе и россияне – это в основном агенты-представители опять же японских дилеров, ориентированных на российский рынок.
Ответственность за управление нерастаможенным ТС
Может быть административной или уголовной. Основанием для административной ответственности служат следующие нарушения:
- Несвоевременная оплата таможенных платежей – штраф до 2500 рублей.
- Несвоевременная подача декларации или других обязательных документов – штраф до 2500 рублей.
- Если авто оформлялось как ввозимое временно и не покинуло территорию РФ в установленный срок – штраф до 2500 рублей.
Такая же сумма штрафа предусмотрена при нарушении любого запрета и ограничения.
Что касается уголовной ответственности, то она может иметь место только в случаях неуплаты владельцем пошлины в крупных и особо крупных размерах. Такое возможно при ввозе дорогого автомобиля, когда приходится платить крупную сумму таможенной пошлины. Если покупатель ее не уплатит, ему грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей. При злостном уклонении от уплаты пошлины может последовать лишение свободы сроком до 2-х лет.
В случае неуплаты таможенной пошлины в особо крупных размерах срок лишения свободы может достигать 5 лет. Однако следует отметить, что на практике в подавляющем большинстве случаев к нарушителям применяются только штрафные санкции. К лишению свободы прибегают только в том случае, если покупатель намеренно скрыл факт перевозки машины.
Возможно ли уменьшить стоимость таможенного оформления
Действующим в 2021 году на территории РФ законодательством определен ряд льгот при таможенном оформлении:
- От уплаты пошлины полностью освобождаются лица, имеющие статус переселенцев либо беженцев на ПМЖ в Россию. Распространяется эта норма на людей, с момента въезда которых на территорию страны прошло не более 3 лет. Ввозить на таких условиях можно машины, изготовленные на заводах постсоветского пространства, в том числе и работающих в РФ. То есть схема беспошлинного ввоза транспортного средства из Японии предусматривает поиск и последующую покупку машины, сошедшей с конвейера отечественного автопроизводителя. И такой вариант вполне возможен – при переезде в Японию на ПМЖ многие россияне обычно берут с собой автомобиль, который вскоре меняют на новую модель.
- Не подлежат обложению пошлиной раритетные транспортные средства.
Кроме того, заметная экономия достигается за счет покупки машины с малым объемом силового агрегата (до 2,3 л). Еще один вариант – приобрести японский автомобиль, ввезенный на территорию одного из государств Таможенного Союза (Армения, Киргизия, Казахстан, Беларусь) – таможенные платежи там ниже, чем в России.
Однако при таком подходе к решению транспортной проблемы автолюбитель столкнется с дополнительными затратами, например, на переоформление машины, ее перемещение к месту жительства и т. д.
Аукционы Японии — принципы работы
Японские аукционы работают также как и российские, по тому же принципу. На них заявляют стартовую цену и наконец, кто предложит больше всех, тот и может купить. Здесь действуют следующие правила, по которым можно приобрести авто на аукционе в Японии:
- Продавцом может быть только организация. Если на торги выходит сам хозяин, который выставляет машину, участие посредника для него обязательно.
- Правом участия со стороны покупателя наделяют только брокеров.
Будущий покупатель определяет, какой автомобиль на аукционе в Японии он хочет приобрести самостоятельно. Ему приводят список схожих моделей, которые соответствуют его запросу. Здесь же указывают цену, за которую удалось реализовать авто с аукциона в Японии. Это помогает покупателю самому, без посредников сориентироваться и прикинуть, сколько денег нужно. По каждому лоту дают стартовую цену, которая будет шаг от шага расти. Обычно начинают с 3-5 тысяч йен. При этом, продавец из Японии оглашает максимальную стоимость, за которую может быть продан его автомобиль с аукциона.
Схожим образом продают ТС на ходу и под запчасти.
Парковки в Японии
Парковка в Японии – это самая наболевшая авто тема в мегаполисах Японии. Для того, чтобы купить машину в Японии Вам потребуется т.н. свидетельство о приобретении Гаража (車庫証明 Shako Shoumei), и главное условие, гараж должен находится в пределах 2км от дома. Это свидетельство дают также, если Вы арендуете парковку, т.е. не обязательно ее покупать.
НО сюда не включаются различные почасовые парковки и т.п.
Также, для получения этого свидетельства не обойтись без полиции, Вы сдаете все чертежи гаража туда и только после их одобрения у Вас получится приобрести автомобиль в Японии.
План расположения гаража и сам план гаража
Насколько мне известно, в целом процедура занимает месяц.
Также, в некоторых домах уже “встроен” гараж. Очень удобная штука. Вот несколько примеров такого решения.
Гараж встроен в жилой многоквартирый дом
Также, есть парковки такого типа – они находятся прямо под линиями JR прямо рядом с домами.
Как привезти машину из Японии в Россию без уплаты пошлины
К законным вариантам обхода таможенных сборов относятся:
- Временный ввоз транспортного средства.
- Ввоз автомобиля, который зарегистрирован в соседнем государстве.
- Ввоз в процессе оформления вида на жительство.
- Ввоз автомобиля согласно правилам Таможенного Союза из Беларуси и Казахстана.
- Ввоз согласно программе переселения.
- Ввоз транспорта, «возраст» которого более 30-ти лет (раритетный).
Все эти варианты хотя и являются полностью законными, имеют целый ряд неприятных ограничений, которые в большинстве случаев делают ввоз по перечисленным схемам попросту невыгодным. Разумеется, существует ряд «серых» и «черных» схем ввоза автомобилей на территорию РФ, но такая деятельность чревата уголовной ответственностью по всей строгости закона.
Toyota Corolla Sedan
Легендарная модель не уступает своих позиций больше тридцати лет. В 2019 году состоялась премьера 12 поколения переднепривоного седана класса «С», и модель сразу была признана одной из лучших.
Внешний вид седана выполнен в фирменном стиле, который разделяют хэтчбек и универсал Королла, но благодаря форме кузова седан выглядит и престижней, и солидней.
Интерьер Toyota Corolla не отличается скромностью, но здесь нет ни одной вычурной детали – все солидно, богато и сдержанно.
На торпедо расположен 8-дюймовый экран мультимедийного комплекса, приборная панель имеет 7-дюймовый монитор, дополняет картину спортивный руль и современные кресла с 21 вариантами регулировки.
Строится седан на платформе TNGA (GA-C), а это обозначает низкий центр тяжести, усиленный на 60 % кузов и многорычажку сзади. Все это способствует максимальному сцеплению с дорогой и четкое вхождение в повороты на скользкой дороге на скорости.Для модели 2020 года была пересмотрена моторная линейка. В базе присутствует 1,6-литровый атмосферный двигатель с отдачей 132 л. с.
Экономичную версию с гибридной установкой представляет бензиновый 1,8-литровый мотор продуктивностью 98 л. с. и электромотор мощностью 72 л. с. В совокупности, расход топлива для города в такой компоновке не превышает 3,9 литров.
Виды аукционов в Японии
Все аукционы автомобилей, которые проходят на территории Японии, можно разделить на несколько подгрупп.
- Аукционы, проходящие в режиме онлайн. И таких аукционов значительно больше, чем других видов. В чём суть таких аукционов? С девяти утра до шести вечера, иногда до десяти, торги ведутся в режиме реального времени. Стоит отметить, что торги проводятся по местному времени, а оно соответствует времени в Якутии. Один лот разыгрывается в течение 15-40 секунд. Та цена, за которую хозяин автомобиля желает продать машину, неизвестна. Если торги завершаются на той цене, которая хозяина не устраивает, то авто получает статус Not Sold.
- Тендерная площадка. На таких площадках обычно продаются машины, которые были использованы в бизнесе, а также корпоративные авто и арендные. Утром можно и нужно сделать ставки, а результат появится только вечером, когда все торги закончатся. В данном случае как-то проконтролировать весь процесс нельзя. Система зафиксирует ту ставку, которая была самой большой, и выдаст результат.
- Сток, где цена зафиксирована. Купить авто из Японии можно на том аукционе, куда поступают все машины, не проданные в режиме онлайн. Здесь всё прозрачно и стоимость авто известна. Цена может повыситься в том случае, если покупатели торгуются между собой.
Плюсы и минусы приобретения с аукциона
У такого типа покупок есть целый ряд преимуществ:
- Ценовое преимуществ. Здесь примерно за полмиллиона российских рублей можно купить приличное не старое ТС. На автомобильном рынке России это исключено, автомобиль будет либо старый, либо «нечистый» юридически, либо сильно уступать в качестве из-за скрытых недочетов не очень умелого ремонта.
- Честность. Японские аукционы предельно прозрачны. Против каждого лота укажут подробно год схода авто с конвейера, даты ремонтов, информацию об общем состоянии. Каждый автомобиль оценивают профессионалы. Эксперты уверяют, что ошибка практически исключается на 100%. В России очень часто продавцы искажают или умалчивают информацию, чтобы быстрее продать ТС.
- Высокая конкуренция между площадками, весьма жесткий, щепетильный отбор принимаемых автомобилей.
Но есть и другие стороны у такой покупки, а именно:
- Длительность растаможки и перегона машины. Это долгая процедура. За такое время законодательство, относящееся к правилам ввоза может измениться, что часто влечет дополнительные расходы.
- Потенциальному покупателю приходится полностью довериться посреднику, разговаривая с ним по телефону, а если тот обманет (случаи очень редки, но все же они есть), то об этом станет известно только спустя несколько месяцев.
- Ехать за машиной за границу выгодно жителям не всех российских регионов. Так во Владивостоке «японца» можно купить и дешевле, чем точно такую же модель в Стране восходящего солнца.
- Подделки аукционных листов.
- Сомнительный статус праворульных машин в России (в Японии они составляют большую часть).
Получается, что риски у такой покупки все же есть. Следует также помнить о возможности под видом аукциона нарваться на перекупщиков, что чревато не только накрученной ценой. Они очень часто перепродают машины, пострадавшие при наводнениях или тайфунах, а потом приведенных в «новый» вид — на аукционы такие авто не принимают.
Требования к покупаемому автомобилю в Белоруси с последующей переправкой в Россию
Автомобиль, ввозимый в РФ, обязан соответствовать стандарту Евро-5. Правило закрепило Решение совета Евразийской экономической комиссии №78 от 14 октября 2015 года. Euro 5 – экологический стандарт, действующий на территории Таможенного союза. Он был принят для минимизации количества вредных веществ, которые попадают в воздух из выхлопных газов автомобиля. Устанавливаются следующие нормы:
- СН — до 0,05 г/км;
- CO — 0,8 г/км;
- NO — до 0,06 г/км.
Бензин и дизельное топливо также нельзя продавать ниже стандарта Евро-5.
Сертификат, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям Евро-5, входит в список обязательной документации, необходимой для пересечения российско-белорусской границы. Однако существует нюанс. Согласно положениям ТК ЕАЭС, потребность в предъявлении документа возникает только в случае, если автомобиль ввозится из-за рубежа. Когда выполняется транспортировка машин через границы стран-участниц Евразийского экономического Союза, допустимо перемещение любого транспорта. Белоруссия и Россия входят в состав ЕАЭС. Фактически сертификат не нужен. Однако его отсутствие может повлечь за собой возникновение проблем. Постепенно ситуация исправляется. Однако лучше иметь сертификат при себе.
Документ предоставляет таможенная служба или специализированные центры сертификации. Бумагу можно оформить в Белоруссии. Однако документация, полученная там, не всегда действительна, поскольку в 2013 году многие учреждения, занимающиеся сертификацией, потеряли аттестат из-за выявленных нарушений, но продолжили предоставлять сертификаты. Подобное мошенничество практически не принесет вреда, если машина в действительности относится к классу Euro 5.
Определить соответствие транспортного средства установленным требованиям можно без детального анализа параметров
Достаточно обратить внимание на страну-производителя и год выпуска. В перечень автомобилей, точно попадающих под нормы стандарта, входят:
- машины, выпущенные в США после 2010 года;
- транспортные средства, сошедшие с конвейера стран Европейского Союза после 2010 года;
- автомобили, выпущенные в Китае, Японии и Кореи в 2013 — 2014 годах.
Физлица не имеют право в 2021 году ввозить в Белоруссию китайские транспортные средства. Однако запрет на вывоз не установлен.
При растаможке во внимание принимают возраст автомобиля из Белоруссии. Если машина выпущена до 2007 года, получить сертификат безопасности в 2021 году практически невозможно
Такое транспортное средство не пропустят через границу РФ. Исключение составляют коллекционные и раритетные автомобили (старше 30 лет). Их можно ввести на территорию РФ без уплаты налога (гл. 12 ТК РФ).
Для ввоза автомобиля в РФ в 2021 году предстоит внести депозит. Это обеспечение, равное стоимости растаможивания автомобиля. Сумма перечисляется на счет таможенной службы. Наличие денежных средств гарантирует, что вы своевременно уплатите налог. Если деньги не будут перечислены на счет, автомобиль в РФ не впустят.
Дополнительно вносится утилизационный сбор. Он складывается из базовой ставки и коэффициента. Показатели для физических и юридических лиц отличаются. Расчет утилизационного сбора выполняется в соответствии с нормами ст. 24.1 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Базовая ставка для физ. лиц на легковые автомобили варьируется от 3 400 до 5 200 руб., а для юр. лиц составляет 20 000 тыс.. На остальные транспортные средства установлен показатель в размере 150 000 руб.. Коэффициент существенно различается в зависимости от:
- возраста авто;
- мощности двигателя;
- типа тс;
- статуса владельца.
Чтобы ввести автомобиль на территорию РФ из Белоруси в 2021 году, потребуется подготовить пакет документов. Список документов, которые могут потребоваться во время растаможки, отражен в статье 108 и ТК ЕАЭС. Обычно необходимы следующие бумаги:
- заполненная декларация;
- заявление на оформление транспортного средства;
- паспорт заявителя;
- расписка и сертификат, подтверждающий факт перечисления таможенного обеспечения;
- документация, полученная от продавца (договор купли-продажи, техпаспорт, справки, идентифицирующие автомобиль).
Учитывайте, что передвижение на автомобиле по территории РФ без страховки запрещено. Вам потребуется оформить ОСАГО или получить так называемую «Зеленую карту».
Как оформить документы на приобретенную машину
Для того чтобы спокойно ездить по России на новой машине, вам нужно будет растаможить ее, застраховать и поставить на учет. В первую очередь автомобиль должен будет пройти техосмотр, по итогам которого вы получите диагностическую карту (обойдется это порядка 500 руб.). Учтите, что для успешного прохождения ТО в машине уже должен быть установлен «ЭРА-ГЛОНАСС».
После ТО нужно приобрести ОСАГО. Самые популярные компании, в которых можно оформить ОСАГО в РФ:
- .
Приобретаемый полис должен действовать со дня получения авто. Так как цены на обязательное страхование в РФ регулируются государством, расходы можно будет предварительно оценить с помощью .
Теперь остается только поставить машину на учет. Для этого понадобятся:
- технический паспорт;
- ваш паспорт как владельца ТС;
- полис ОСАГО;
- приходный ордер с таможни;
- заявление о постановке на учет;
- квитанция об уплате госпошлины (в вашем случае она составит 2 850 рублей, так как понадобятся новые номера).
Постановка на учет осуществляется в отделениях ГИБДД. Проще всего записаться на прием с помощью сайта – это не только сэкономит время, но и позволит получить скидку на госпошлину.
После получения номеров придется еще раз съездить в страховую компанию и вписать их в полис.
Заключение договора с посредником
24 октября 2017 года я запросил шаблон договора. Ответ получил на следующий день. Отдельные формулировки договора меня не устроили, пришлось обсуждать приложение с правками
Для меня было важно зафиксировать официальные каналы связи и список вещей и документов, которые я должен получить вместе с авто. Еще я внес пояснение: что будет считаться существенным недостатком авто, который посредник обязуется исправить за свой счет. Хоть я и не просил глобального пересмотра условий договора, согласование заняло около недели
Обсуждение шло довольно медленно, приходилось постоянно подпинывать посредника по электронной почте и в личных сообщениях на «Дроме». Было довольно странно видеть такой подход в эпоху глобальной клиентоориентированности
Хоть я и не просил глобального пересмотра условий договора, согласование заняло около недели. Обсуждение шло довольно медленно, приходилось постоянно подпинывать посредника по электронной почте и в личных сообщениях на «Дроме». Было довольно странно видеть такой подход в эпоху глобальной клиентоориентированности.
Приложение к договору с посредником
Порядок оплаты был справедливым:
- Внесение аванса при заключении договора. Аванс составляет 10% от предполагаемой стоимости авто, но не менее 50 тысяч рублей.
- Оплата японской части расходов. Счет приходит сразу после победы на аукционе. Включает в себя стоимость лота на аукционе, а также расходы на транспортировку авто до порта отгрузки и доставку до Владивостока.
- Таможенные платежи, комиссия посредника и остальные расходы. Оплачиваются после прибытия автомобиля в порт Владивостока. Кроме пошлины, сборов и комиссии посредника нужно оплатить систему ЭРА-ГЛОНАСС, перегон автомобиля к автовозу, отправку документов почтой, а зимой еще и замену технических жидкостей.
К 30 октября мы согласовали приложение и посредник выставил счет на 61 тысячу рублей — это был аванс. Успокоило указание официальных реквизитов ООО посредника в счете. Они соответствовали информации на сайте и пробивались в сервисах проверки контрагентов. Но не обошлось и без минусов.
В частности, меня смущала туманная формулировка в счете: «Оплата авто по договору такому-то». Ссылка на договор — это хорошо, но непонятно, что именно я оплачиваю. Я настоял на более детальном описании со ссылкой на конкретный пункт договора.
После перечисления аванса отношение ко мне резко изменилось. Ответы сотрудников посредника стали поступать в течение часа-двух даже в нерабочее время. Настало время охоты за моей будущей машиной.
Если вы не уверены, что сможете сами разобраться во всех нюансах заключения договора, рекомендую проконсультироваться с юристом
Особенно нужно обратить внимание на формулировки предмета договора, описание этапов оплаты и процесса поставки в целом, детальное перечисление ваших прав
По гражданскому кодексу не подписанный на бумаге договор считается вступившим в силу, если стороны фактически приступили к исполнению его условий. Оплата по официальным реквизитам и ссылка на договор в платежке автоматически вводят его в силу. Так я сэкономил несколько дней на обмене бумажными копиями