Туристический бизнес испанского курорта под угрозой банкротства

Что делать, если туроператор обанкротился

Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.

Что делать, если вы на отдыхе в другой стране

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Что делать, если вы купили путевку, и она отменена

В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:

  • паспорта,
  • договора с туроператором,
  • документов, которые подтверждают материальный ущерб (чеки).

Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.

Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.

Возможные трудности

Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги. Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям. Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.

Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита». После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным. Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.

В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Какие фирмы обанкротились или близки к этому

Многие компании, занимающиеся продажей заграничных туров, сопровождением туристов, уже объявили себя банкротами. Среди них особенно крупными считались :

  • “Рыбалкино”;
  • “Фролова тур”;
  • “Фантазия”;
  • “Зеленая улица”;
  • “Ярмарка путешествий”.

Все эти туроператоры региональные. Под угрозой находятся многие другие компании. Крупнейшие московские фирмы пока не собираются закрываться. Специалисты считают, что к окончанию года могут объявить о прекращении деятельности около четверти всех туристических операторов. Под угрозой находятся компании, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • желают заработать на сомнительных схемах.

По мнению авторитетных источников ситуация не так сложна, как кажется. Все компании оказались примерно в одинаковых условиях. При желании каждая может преодолеть этот кризис, если ситуация в мире стабилизируется. Пик эпидемии пришелся на низкий сезон. Если распространение инфекции быстро пойдет на спад, уже в июле операторы могут начать зарабатывать. По самым пессимистичным прогнозам поездки возобновятся ближе к сентябрю. Кроме того, многие компании не возвращают деньги клиентам, а кладут их на депозит и предлагают воспользоваться путевкой в любое удобное время до окончания 2021 года. Российское правительство уже разрабатывает меры по предотвращению банкротства туристических агентств.

При этом многие компании могут прекратить деятельность из-за большой нагрузки, сильной усталости. Сотрудникам и администрации приходится ежедневно улаживать вопросы с большим количеством недовольных клиентов. Туроператорам нелегко даются переговоры с Министерством иностранных дел и другими организациями о возвращении туристов в Россию.

Коронавирус серьезно ударил не только по экономике, но и по туристическому бизнесу. Некоторые компании уже заявили о банкротстве. Мелкие региональные фирмы находятся под угрозой закрытия. В последние месяцы всем агентствам приходится трудно, прибыль минимальная. Но в ближайшее время все может измениться.

Средние затраты на жизнь в Испании

По стоимости жизни Испания считается одной из самых дешевых стран ЕС, уровень цен здесь примерно такой же, как в России. При этом заработные платы в среднем выше 1000 евро. А те, кто получает минимальную ЗП, может пользоваться различными пособиями и привилегиями от государства.

Считается, что лучшие города Испании для проживания, если принимать за основу величину зарплаты, это Мадрид и другие мегаполисы. Соответственно, цены здесь также выше, чем в среднем по стране.

Расходы на аренду жилья

Самая дорогая аренда жилья в Испании – в двух крупнейших мегаполисах страны – Мадриде и Барселоне. В центре здесь можно снять «однушку» примерно за 700–1100 евро, цены на окраине будут до 25 % ниже (500–750 евро).

Трехкомнатные апартаменты, соответственно, будут стоить 1200–2000 евро и 800–1400 евро в зависимости от района.

Естественно, дешевле будет жизнь в провинции Испании. Для сравнения приведем усредненные цены в некоторых других городах (в евро):

ГородЦентр
1 комната
Центр
3 комнаты
Окраина
1 комната
Окраина
3 комнаты
Аликанте457654366546
Валенсия577931400622
Бенидорм483816386600
Малага586978448705
Ибица106218259251262
Торревьехе316525276479
Тенерифе526750402561

Кроме ежемесячной оплаты за жилье, не стоит забывать и о коммунальных услугах. Стоимость будет зависеть от количества потребленных ресурсов: воды, электричества, газа, а также метража квартиры.

Подсчитано, что в среднем семье из 2 человек, которые будут жить в однокомнатной небольшой квартире, нужно будет платить около 80 евро ежемесячно за коммунальные услуги. За 3-комнатную придется отдавать чуть больше – плюс-минус 120 евро.

Затраты на продукты

Чтобы понимать, сколько денег нужно будет тратить, проживая в Испании, важно изучить средние цены на продукты по стране. Сколько стоит потребительская корзина в Испании в 2021 году, судите по следующим ценам (цены за 1 кг, если не указано иное, приведены в евро):

  • молоко – 0,77;
  • говядина – 10,20;
  • свинина – 8,50;
  • курица, филе – 5,70;
  • сыр – 9,00;
  • рыба – 3,00–10,00;
  • яблоки, бананы, мандарины – 1,50;
  • помидоры – 0,94;
  • огурцы – 1,30;
  • лук – 0,99;
  • рис, макароны – 0,93;
  • яйца (десяток) – 1,40;
  • хлеб (полкило) – 0,93;
  • кофе (упаковка 250 г) – 2,30;
  • пиво местное (0,5 л) – 0,80;
  • вода (1,5 л) – 0,55;
  • вино (1 л) – 6,00;
  • сигареты (пачка Мальборо) – 5,00.

Стоит отметить, что с учетом размера зарплат у испанцев на продукты уходит лишь малая часть бюджета, в отличие от граждан РФ, вынужденных тратить более половины ЗП на питание.

Городской транспорт в Испании

Отлично развитая транспортная инфраструктура – одна из причин, почему в Испании жить хорошо. Удобная сеть дорог и маршрутов, наличие метро и такси позволяет быстро и беспроблемно добираться в любую точку во всех городах страны.

Очень удобен общественный транспорт в Испании. В крупных городах он представлен метро, трамваями, автобусами, внутригородскими и пригородными поездами. Такси можно вызвать или свободно остановить на улице, либо взять авто на стоянке. Средняя стоимость пути: за 5 км – около 10 евро.

Отлично развита сеть автобусных линий – как внутри городов, так и междугородных. Транспорт ходит строго по расписанию, интервал – не более 15 минут, время работы – с 6 утра до 12 ночи. Стоимость билета в городских автобусах – от 50 центов до 1 евро, на междугородних – от 10 до 65 евро, в зависимости от расстояния.

Откроются избранные

Как считает Павел Сигал, полное восстановление туристической отрасли может произойти не ранее, чем через два-три года (по оценке Ростуризма), даже несмотря на частичное восстановление отрасли, начиная с 1 июня текущего года. В первую очередь, будут открыты санатории курортного типа в некоторых регионах страны, где это возможно в соответствии с эпидемиологической обстановкой.

Ситуация с началом туристического сезона в условиях незавершенного карантина будет оставаться сложной, уверен член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Открытие некоторых туристических зон в регионах с 1 июня пока еще до конца не определено, но очевидно, что власти регионов будут лоббировать открытие границ для внутренних туристов, поскольку, если этот вопрос затянется до середины лета, будет страдать экономика, а в условиях ее резкого снижения во втором квартале – это не выгодно никому.

С большой вероятностью, считает эксперт, откроется Краснодарский край, Кавказ, Алтай, Иркутская область в частности объекты на озере Байкал, возможно, Крым, Калининградская область, а также другие заповедные территории на карте нашей страны. Однако высокого спроса для полной загрузки санаториев, апарт-отелей и коттеджей ждать не стоит. На это будет влиять масса факторов, из основных можно отметить отсутствие денег на отдых у россиян, программ корпоративного отдыха, и самый, пожалуй, главный – это до конца не разрешенный вопрос с коронавирусом. Эксперты по-прежнему говорят, что вторая волна эпидемии может начаться, и в таком случае спрос на санаторно-курортный отдых будет снижаться по мере нарастания страха.

Важно также помнить, продолжает Алим Бишенов, что снижать загрузку санаториев будет масса условий, которые уже разрабатывает Роспотребнадзор. В первую очередь надо понимать, что работать смогут только те представители туриндустрии, у кого есть медицинская лицензия, это значит, что все массовые отели, пользующиеся наибольшим спросом, не смогут приступить к работе

В наиболее популярных городах Краснодарского края, например, с такой лицензией работают всего порядка 150 здравниц.

Сам себе страховщик

Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.

«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было. Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам. Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.

Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.

Исход один

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности. И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям. И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.

«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется. Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний

И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.

Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно. В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров. Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.

«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках. На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.», — заявил Байбородин.

На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.

Банкротство юридического лица в Испании

Кто может подать заявление о начале процедуры банкротства?

Процедура банкротства может быть открыта в отношении любой любой компании, зарегистрированной в Испании. Инициатором может быть как сама компания, так и ее кредиторы.

Если заявление подает сама компания, то она должна подтвердить, что не способна удовлетворить требования кредиторов на момент подачи заявления или в ближайшем будущем.

Кредитор может подать заявление об открытии конкурсного производства, банкротства в определенных законом случаях. Так, например, из-за невыплаты одного месяца заработной платы нельзя начать процедуру банкротства работодателя. Задолженность должна составлять минимум 3 месяца, как и в случае с задолженностью по оплате налогов и социальных сборов, где кредиторами выступают соответственно Налоговая инспекция и Фонд социального страхования.

Также достаточным основанием для начала процедуры банкротства по инициативе кредитора должника является наличие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств или о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений суда о взыскании с должника денежных средств, когда должник отказывается погасить долг добровольно.

В любом случае стоить иметь в виду, что процедура банкротства в Испании очень долгая и неповоротливая. Существует большой риск, что к моменту начала выплат долгов у должника не останется имущества, которое могло быть реализовано в оплату долгов перед кредиторами. Поэтому рекомендация адвокатов в Испании такова: прибегать в инициации процедуры банкротства в Испании только в крайнем случае, когда исчерпаны другие способы урегулирования сложившейся ситуации.

Конкурсное производство и банкротство – это одно и то же?

Мы привыкли к тому, что конкурсное производство – это самая активная часть процедуры банкротства, когда вступает в игру конкурсный управляющий, определяется конкурсная масса, кредиторы, должник объявляется банкротом, после чего наступает стадия ликвидации, когда реализуется оставшееся имущество должника, осуществляются выплаты кредиторам и юридическое лицо ликвидируется.

В Испании понятие конкурного производства включает в себя все стадии банкротства, поэтому здесь принято говорить, что компания находится не в стадии банкротства, а в процессе конкурсного производства.

Горечь потерь

На сегодняшний день туристическая отрасль уже понесла потери в размере 1,5 трлн рублей, отмечает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. При этом, указывает он, вклад в экспорт РФ туристического сектора составляет около 11,5 млрд. долларов ежегодно, что сопоставимо с размером экспортных поставок вооружений, или в три раза больше, чем экспорт леса, никеля, алюминия или меди. Падение оборотов за период март-апрель текущего года составило 95-100%.

В результате, под угрозой увольнения или отправки в неоплачиваемый отпуск оказались более 1,6 млн человек. Общее число работников сектора составляет 2,5 млн человек, с учетом смежных отраслей (транспорт, гостиничный бизнес, розница и т.д.) – до 7 млн человек. Россия может потерять свыше 40-50% внутренних и въездных туроператоров уже к осени текущего года. В первую очередь это коснется небольших региональных фирм, но и крупнейшие туроператоры также под угрозой закрытия.

Сейчас во всем мире множится число туристических и авиакомпаний, которые подают на банкротство или сворачивают деятельность, продолжает эксперт. Заявили о банкротстве крупнейшая авиакомпания Таиланда Thai Airways International (THAI) и вторая по величине авиакомпания Австралии – Virgin Australia. Авиакомпания British Airways увольняет 36 тысяч сотрудников или 80% своей команды, т.к. также опасается банкротства. Компания Robinson Tours, которая обеспечивала половину российского организованного турпотока в Венгрию, заявила о ликвидации. В России компания Robinson Tours работала под собственным брендом в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. В России, согласно приказам Ростуризма, с начала текущего года исключены из реестра около 20 компаний (в связи с прекращением деятельности). Больше 130 организаций исключены из реестра по причине отсутствия сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок, причем число таких организаций значительно выросло в последние два месяца.

Проблемы отечественного туроперейтинга

Представители выездного туризма в России ощутили на себе момент «входа» в кризис в середине марта 2020 года — именно в этот период границы государств начали закрываться одно за другим, и перед представителями отрасли встал вопрос о возвращении граждан на родину и проблемы массовых аннуляций туристических услуг.

Как отметил Сергей Лавров в своём интервью медиахолдингу РБК, на данный момент на родину возвращено более 250 тысяч граждан РФ, и этот процесс ещё не завершен — около 30 тысяч человек ожидают вывозных рейсов. Колоссальная работа по возвращению граждан РФ проводится совместно с Минкомсвязи России и Росавиацией, а также МИД РФ и его загранучреждениями во взаимодействии с Роспотребнадзором и главами субъектов регионов РФ. Непосредственно в вывозных рейсах задействованы 12 российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Азур Эйр», «ЮТэйр», «Роял Флайт», «Якутия», «ИрАэро», «Нордавиа» и «Икар».

Ограничительные меры из-за пандемии сильно повлияли на экономическую сторону вопроса. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, только в сфере внутреннего и въездного туризма падение оборота уже достигло 95–100%. Как следствие, отрасль туризма в РФ не дополучит доход в объеме около 1,5 трлн рублей в первом полугодии 2020 года.

Сложность ситуации привела к принятию третьего пакета антикризисных мер правительством РФ — государственная поддержка включила в себя решения по отсрочке уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 года по налогу на имущество организаций и земельному налогу. По оценкам экспертов, такая мера способна поддержать около 1,4 тыс. гостиниц.

Следующая ожидаемая мера поддержки — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Эти поправки позволят туроператорам, отелям и перевозчикам переносить выполнение обязательств перед клиентами в чрезвычайных ситуациях и при режиме повышенной готовности. Проект неофициально назван «законом о ваучерах» и получил широкую поддержку в экспертном обществе — он позиционируется чуть ли не как единственная возможность для сохранения туристического рынка.

Елена Алексеенкова: Последствия «короны»: «nuda vita» и «чрезвычайная власть» современного государства

Несмотря на все трудности и потери, настроения в отрасли не слишком пессимистичные. «Индустрия выйдет из карантина изрядно побитой, но не в нокауте, а колоссальный отложенный спрос ни у кого не вызывает сомнений», — сообщает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Крупнейшие игроки туроперейтинга на данный момент переориентируют все свои ресурсы на внутренний рынок — уже готовятся чартерные программы и пакетные туры на курорты Краснодарского края и Крыма на это лето. Перспективы внутреннего туризма эксперты оценивают по-разному, но очевидно, что у отечественного турбизнеса появляется стимул к серьезному росту.

Выездной туризм в ближайшее время как никогда зависит не только от улучшения эпидемиологической ситуации в РФ, но и от ограничительных мер во всех остальных государствах. Июль повсеместно станет месяцем для перезапуска международного авиасообщения с введением новых условий по соблюдению мер безопасности.

Необходимо отметить, что конечному потребителю не стоит слишком торопиться с бронированием отпуска, ведь специалисты не отрицают возникновения «второй волны» пандемии. В этом случае негативный сценарий может отбросить понятие «открытого мира» до осени. При положительной динамике снижения угрозы уже в августе выезд за границу с целью туризма для граждан РФ может стать реальностью. Но стоит понимать, что в связи с новыми протоколами безопасности, по крайне мере в ближайшее время возможность путешествовать будет предоставляться не в том виде, в каком это было до пандемии.

Долгосрочная «заморозка» международной индустрии путешествий маловероятна, так как это не только губительно отразится на экономиках многих стран, но и негативно скажется на гуманитарных связях между государствами.

Туманно и несвоевременно

Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме. Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес. К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.

Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя. Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое. Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.

Исход один

Заместитель гендиректора «TUI Россия и СНГ» Александр Сирченко

Фото: ТАСС/Михаил Почуев

«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем. Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем. И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.

С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.

Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность. «Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования. Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.

Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения. Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.

Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.

Спасти и сохранить

Риски клиентов при бронировании туров у фрилансеров, работающих по большей части «вчерную», а потому имеющих возможность маневрировать ценой, очень велики. «Фрилансеры и надомники всех мастей ведут нецивилизованный бизнес, они бесконтрольны. А потому мы нередко слышим истории о том, как турист передал деньги за тур в метро. Итог – ни менеджера, ни денег, ни путешествия. Если в туризме вы слышите слово «скидка», знайте, что произносит его с высокой вероятностью мошенник», – предупреждает Георгий Погосов.

Эксперт поясняет: маржа в турбизнесе низка – с проданного тура турагент получает комиссию в среднем 7–8%. После уплаты аренды, рекламы на продвижение продукта туроператора, выплаты зарплаты остается порядка 1–2%. Если турист оплачивает тур картой, то прибавляются затраты на эквайринг – в среднем это 2%.

«Раздавать скидки при таких вводных нерентабельно. Это путь к краху, какими бы ни были объемы продаж. Если же компания злоупотребляет демпингом, то, возможно, это признак грядущего мошенничества. Назвать скидки нормальным рыночным инструментом в целом можно, но если они единичны и не входят в систему», – говорит Юрий Наумов.

Если же говорить о размере самой комиссии, то, по убеждению представителей туристической розницы, ее минимально допустимое значение должно находиться на уровне 10%. «Проблемы низкорентабельной работы турагента уже достаточно давно обсуждаются на рынке. Сейчас, когда от финансовой подушки остались перья и заканчивается запас психологичной прочности, нам особенно важна поддержка наших старших товарищей. Мы не можем, особенно при возросших рисках, работать на грани рентабельности», – говорит руководитель турагентского комитета РСТ Анжела Галкина.

Галкина рассказывает, что на странице своей закрытой профессиональной группы в соцсетях разместила обращение, в котором призвала коллег не бронировать у туроператоров предложения, по которым их агентская комиссия составляет ниже 10%.

Предложение Галкиной вызвало положительный отклик среди представителей розницы. И еще до старта 10-дневной акции, намеченной на 1 октября, было услышано и туроператорами. Некоторые из них уже повысили комиссию на 9–12%.

Однако в целом в туроператорском сообществе отношение к инициативе неоднозначное.

Как рассказал на условиях анонимности представитель крупного туроператора, вопрос повышения агентского вознаграждения поднимается из года в год. Ответ не меняется и исходит из реалий спроса. «Туроператор не может просто так взять и повысить комиссию. Главный ориентир рядового туриста – цена. И в случае повышения комиссии мы должны будем повысить стоимость конечного продукта. Это неминуемо приведет к убыткам. Не устаю повторять, что комиссия активно продающего агента может доходить до 12%. Более того, общее повышение комиссии неминуемо приведет к розничному демпингу. А ведь сами турагенты со всех трибун кричат о засилье «скидочников» и мечтают очистить от них рынок».

Алексан Мкртчян высказал схожее мнение: комиссия может быть и 20%. Самое главное, чтобы стоимость конечного продукта была ниже той, которую турист может получить в свободной продаже.

Как себя чувствуют отельеры?

В условиях глобального карантина гостиничный бизнес также оказался под тяжелейшим ударом — ущерб от нового вируса оказался гораздо более масштабным по сравнению с недавним глобальным экономическим кризисом 2008 года и эпидемией SARS в 2004 году.

По данным Американской ассоциации гостиниц и отелей (American Hotel & Lodging Association), по меньшей мере 70% сотрудников отелей только лишь в Соединенных Штатах были уволены или отправлены в неоплачиваемые отпуска. По всему миру отели остаются функционировать с минимальной загрузкой или закрываются вовсе.

Серьёзный урон отрасли отчетливо виден на примере международной сети отелей и курортов Hilton. Всего за первый квартал 2020 года сеть зафиксировала падение выручки со 158 млн долл. до 18 млн долл. и была вынуждена закрыть 10% своего американского фонда и 60% отелей по всей Европе.

Первые шаги в сторону восстановления сеть Hilton делает не только внутри страны, но и в азиатском регионе, объявив об открытии всех своих отелей на материковой части Китая уже в июне. Естественно, вместе с перезапуском бизнеса планируется внедрение новых протоколов обеспечения безопасности здоровья постояльцев. Гостиничный гигант планирует активизировать свою программу CleanStay, которая даст возможность выйти на новый уровень предоставления клинингового сервиса.

По оценкам Европейской комиссии, средиземноморские курорты в этом году не смогут получить и половины среднего дохода. По данным аналитиков финансовой группы UBS, в марте 2020 г. прибыль туристической отрасли в Италии упала на 95%, в Испании — на 77%

Для государств Евросоюза это настоящая трагедия, ведь туристический сектор имеет важное значение для национальных экономик стран-участников. По данным Всемирного банка, на туристическую отрасль приходится 20% ВВП в Греции, 18% — в Португалии, 15% — в Испании и 13% — в Италии.

Несмотря на неутешительные прогнозы, участники рынка не теряют надежду на поддержку со стороны правительств. Так, Франция уже представила детали «плана Маршалла для туризма». Финансовая поддержка в рамках плана составит 18 млрд евро. Также финансовая помощь будет оказываться из уже действующего «Фонда солидарности» — предприятия смогут получить из фонда помощь в размере до 10 тысяч евро.

Алексей Чихачев: Победить любой ценой: Франция и коронавирус

Чтобы хоть как-то спасти летний сезон, крупные сети и малый гостиничный бизнес готовы к постепенному заполнению номерного фонда уже в начале июля. Ожидается, что весь летний период отельеры и рестораторы будут обязаны выполнять новые протоколы безопасности, составленные Еврокомиссией в связи с риском возникновения новых очагов заражения.

Следует отметить, что уже наблюдается некоторая несогласованность действий участников индустрии, что не способствует росту доверия со стороны конечных потребителей. По предварительным условиям, которые обнародовала Греция, очевидно, что уже начинаются расхождения с мнением Еврокомиссии. Так, представители ЕК ранее заявляли, что отрицательный тест на COVID-19 не будет эффективной мерой ограничения из-за того, что заболеть можно после сдачи теста. Министерство по туризму Греции в это же время сообщает, что наличие справки о здоровье будет обязательным условием для въезда в страну.

Насколько же будет популярен отдых в условиях выполнения этих протоколов? Многим путешественникам отдых в новых реалиях принесёт дополнительные неудобства, такие как отсутствие питания на борту самолёта, отсутствие программы питания по системе «шведский стол» в отелях, ограниченный доступ на пляж и другие объекты на курортах, также есть риск попасть в «карантинный отель» на весь период отпуска при наличии признаков заболевания. Всё это говорит о не самой высокой степени привлекательности путешествий в ближайшее время и подтверждает догадки о медленном восстановлении отрасли даже в условиях ожидания «отложенного спроса» этим летом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий