Кинематографическая общественность надеется на проведение Каннского и Венецианского фестивалей

Что надо знать о Канне?

Каннский фестиваль, Франция

Канн на протяжении всей своей истории был как у Христа за пазухой. Канн перерождался в новом качестве дважды, в XIX и XX веках. Канн, а изначально Эгитна, был очаровательным, но незаметным краешком Прованса вплоть до визита лорда Генри Питера Блума, превратившего провинциальный уголок в главный французский курорт европейской аристократии во второй половине девятнадцатого столетия. В XX же веке Канн обратился в европейский Голливуд благодаря магической силе кино и стал намоленным местом для синефилов земного сфероида. Столица прорывов и провокаций европейского кино насквозь пропитана энергией прошедших и грядущих церемоний и в мае каждого года магнитом притягивает к себе не только опытных зрителей, но и тех, кто имеет к кино самое малое касательство.

[править] Особенности фестиваля

Каждый год в сентябре месяце, две с лишним недели, ветер Адриатики развевает национальные флаги над «Палаццо дель Чинема» — Дворцом кино. Вечером зал Дворца заполняют виднейшие деятели кино, знаменитые актеры и актрисы, съехавшиеся из разных стран, и многочисленные журналисты, представляющие прессу всего мира. И толпы верных почитателей кино толпятся за барьером у ослепительно освещенного подъезда…

В конкурсной программе принимают участие полнометражные, короткометражные, детские и документальные фильмы. Только в 1962 и в некоторые другие годы Венецианский кинофестиваль был неконкурсным, и тогда его организаторы неоднократно варьировали сроки проведения киносмотров и их характер, а также систему поощрений и формы связи кинофестиваля с выставками других видов искусства.

В конкурсе участвуют художественные полнометражные фильмы, не демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в других кинофестивалях.

«Золотой лев Святого Марка» вручается за лучший художественный фильм, но на XXIII кинофестивале одного льва оказалось мало, и пришлось спешно отливать ему напарника. Главный приз жюри присудило тогда первому большому фильму режиссера А. Тарковского «Иваново детство» и итальянскому фильму «Семейная хроника» режиссера Валерио Дзурлини. В своем решении жюри подчеркнуло, что А. Тарковскому приз присуждается за поэтическое изображение глубоко драматической судьбы ребенка в военную годину, а В. Дзурлини — за проникновенное изображение больших чувств, которые переживает человек, вспоминающий тяжелое прошлое.

История

Идея проведения международного кинофорума во Франции возникла в связи с ростом популярности фестиваля в Венеции. Формат итальянского фестиваля в начале и середине 1930-х был весьма спорным. Франция и другие ведущие европейские кинодержавы оказывались слабо представлены, сравнительно со страной-организатором. Фестиваль 1938 года, в котором один из главных призов завоевала «Олимпия» Лени Рифеншталь, закончился скандалом. В знак протеста возможному вмешательству в ход фестиваля администрации Гитлера, американская и британская делегации покинули форум. В результате французская сторона пришла к решению о проведении собственного фестиваля с независимым жюри и широким представительством всех стран.

Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939. Инициатором проведения форума стал министр образования Франции Жан Зэй. Почетным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной. Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канны на французском Лазурном Берегу. Самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.

Современный масштаб и престиж Каннский фестиваль приобрел после 1951 года, когда председателем жюри в течение нескольких лет был Жан Кокто. С 1952 года проходит ежегодно в мае. Место проведения — Дворец фестивалей и конгрессов (в 1968 г. из-за студенческих волнений фестиваль был прерван, и вручения призов не производилось).

Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают звёзды мирового кино. Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые.

Российские и советские фильмы на Венецианском фестивале

Венеция всегда любила СССР и Россию. Одним из победителей первого Венецианского фестиваля стал именно советский фильм. В 1932 году «Путевка в жизнь» Николая Экка получила приз за лучшую режиссуру.

В 1934 году Советский Союз представил в Венеции сразу 11 фильмов, в том числе «Пышку» и «Веселых ребят». В тот раз остались без призов. Но со временем это с лихвой компенсировали.

На данный момент у нашего кино более 20 венецианских наград. «Серебряные львы» за режиссуру, медали за вклад в кино, специальные призы жюри и т.д.

Выигрывали российские ленты и «Золотого льва». В 1962 году победила лента «Иваново детство» Андрея Тарковского. Сценарий к ней писал Андрей Кончаловский, который с тех пор регулярно участвует и побеждает в Венеции. Сейчас у него уже 5 наград: за «Рай», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дом дураков» и «Первого учителя».

В 1991 году триумфатором стал Никита Михалков с фильмом «Урга». Затем «Золотого льва» получили «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и «Фауст» Александра Сокурова (2011).

Кто участвует в Каннском фестивале?

Участники Каннского фестиваля

В программе Каннского фестивале могут участвовать картины, соответствующим установленным критериям. Кроме того, участники, которые могут представить свое кино, отбираются отдельной комиссией, которая проверяет соответствие той или иной ленты ряду стандартов, и затем распределяются по конкурсам, в рамках которых они будут показаны. Ранее, а именно до конца 1970-х, страны-участники предварительно отбирали фильмы, которые впоследствии могли войти в программу кинофестиваля, но теперь этим занимается непосредственно упомянутая комиссия.

Кризисные годы и возрождение Венецианского фестиваля

В 1968 году по всей Италии начались протесты и беспорядки. Этот политический кризис едва не погубил Венецианский фестиваль. С 1969 по 1979 год властям было не до него: премии не присуждались, а звезды неохотно приезжали на остров Лидо. В 1973, 1977 и 1978 годах фестиваль даже не проводился.

Возрождение произошло в 1979 году. Режиссер Карло Лиццани взялся вернуть фестивалю былой блеск. И у него отлично получилось. До Лиццани Венецианский фестиваль был преимущественно про европейское и азиатское кино. Карло Лиццани призвал на Лидо Голливуд. В частности — Стивена Спилберга и его фильмы «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Инопланетянин».

Советские и российские фильмы

Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остаётся картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.

Фильм «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера получил главный приз — «Гран-при» 1-го Каннского фестиваля ( в 1946 году).

Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссёра Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актёрский ансамбль» — 16 человек).

Фильм «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, в 1957 году получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

Гран-при получали советские фильмы «Солярис» Андрея Тарковского (1972), «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).

Призом лучшему режиссёру награждались: Сергей Васильев («Герои Шипки») в 1955 году, Сергей Юткевич («Отелло») в 1956 году и («Ленин в Польше») в 1966 году, Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет») в 1961 году, Андрей Тарковский («Ностальгия») в 1983 году и Павел Лунгин («Такси-блюз») в 1990 году.

Приза «Золотая камера» за лучший режиссёрский дебют удостаивались фильмы «Робинзонада, или мой английский дедушка» Наны Джорджадзе в 1987 году и «Замри — умри — воскресни!» Виталия Каневского в 1990 году.

Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра. В новейшей истории России в неё попадали:

  •  — «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского (Приз жюри) и «Луна-парк» Павла Лунгина
  •  — «Дюба-дюба» Александра Хвана
  •  — «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (Гран-при, Приз экуменического жюри) и «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского
  •  — «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа-старшего
  •  — «Молох» Александра Сокурова (Приз за лучший сценарий — Юрий Арабов)
  •  — «Свадьба» Павла Лунгина (Приз за лучший актёрский ансамбль)
  •  — «Телец» Александра Сокурова
  •  — «Русский ковчег» Александра Сокурова
  •  — «Отец и сын» Александра Сокурова (Приз ФИПРЕССИ)
  •  — «Изгнание» Андрея Звягинцева (Приз лучшему актёру — Константин Лавроненко) и «Александра» Александра Сокурова
  •  — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» Никиты Михалкова
  •  — «В тумане» Сергея Лозницы (Приз ФИПРЕССИ)
  •  — «Левиафан» Андрея Звягинцева (Приз за лучший сценарий)
  •  — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (Приз жюри)
  • — «Лето» Кирилла Серебренникова (Приз за лучший саундтрек)

В новейшей истории России в программу «Особый взгляд» попадали:

  • в «Счастливые дни» Алексея Балабанова и «Чекист» Александра Рогожкина
  • в «Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрра, «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного
  • в «Брат» Алексея Балабанова
  • в «Ты да я, да мы с тобой» Александра Велединского
  • в «» Николая Хомерики
  • в «Тюльпан» Сергея Дворцевого (Главный приз «Особого взгляда»)
  • в «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина
  • в «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Елена» Андрея Звягинцева (Специальная премия «Особого взгляда»)
  • в «Ученик» Кирилла Серебренникова (Приз Франсуа Шале)
  • в «Теснота» Кантемира Балагова (Приз ФИПРЕССИ)

В программу «», существующую с 1998 года, попадали:

  • в «Левша» Юрия Кузина
  • в «Портрет» Сергея Лозницы (1-й приз)
  • в «Вальс» Эдгара Бартенева
  • в «Вдвоём» Николая Хомерики (2-й приз)
  • в «Гата» Дианы Мкртчян
  • в «Дорога на» Таисии Игуменцевой (1-й приз)
  • в «Возвращение Еркина» Марии Гуськовой (3-й приз)

НОВОСТИ

  • MBFW SS 2021: галактический ремикс в коллекции N.LEGENDA

  • MBFW SS 2021: приглушенные тона и свободный крой в коллекции Marfa Fedorova

  • MBFW SS 2021: авангардный показ от SVARKA

  • MBFW SS 2021: взрыв красок в новой коллекции JULIA DALAKIAN

  • MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2020: ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ

  • Рэпер Jay-Z откроет новую школу музыки и спорта в Бруклине

  • Дональд Трамп запретил TikTok в США

  • Cardi B и Megan Thee Stallion выпустили клип на песню WAP

  • Cardi B и Megan Thee Stallion выпустят совместный трек WAP

  • Netflix выкупает права на показ фильма «Женщина в окне» с Эми Адамс

  • Бывший руководитель киностудии Universal Том Поллок скончался в возрасте 77 лет

  • Microsoft продолжают переговоры о покупке сервиса TikTok

  • Прослушивания в шоу American Idol пройдут в онлайн-формате

  • Умер режиссер «Полуночного экспресса» Алан Паркер

  • Пост Мадонны в Instagram удалили после публикации фейкового контента о COVID-19

  • Пользователей TikTok ждёт онлайн-концерт The Weeknd

  • Креативный директор по обуви Calvin Klein Ульрих Гримм покидает компанию

  • Мэттью Макконахи выпустит мемуары «Зеленые огни»

  • Билли Айлиш выпустила новый сингл «My Future»

  • Лука Гуаданьино представит фильм о Сальваторе Феррагамо на Венецианском фестивале

Почему Каннский кинофестиваль важен для нас?

Во-первых, Каннский фестиваль гарантирует, что отобранные ленты действительно стоят просмотра.

Во-вторых, Каннский фестиваль — это всегда провокация. Например, в 2011 году Ларс фон Триер был объявлен персоной нон-грата после неудачной шутки о любви к нацистам; в 2013 году фильма Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель» получил весьма двойственные оценки, пусть и выиграв главную награду кинофестиваля; в 2014 же году провокации имеют место еще до начала кинофестиваля. Как известно, открывать 67-ой Каннский кинофестиваль будет лента Оливье Даана «Принцесса Монако», котрая вызвала крайне отрицательную реакцию правящего дома Гримальди, представители которого приняли решение бойкотировать фестиваль, так как, по их мнению, «картина ни в коем случае не является биографической». Будучи праздными зеваками, привлекаемыми вспышками тысяч фотокамер, переливами красной ковровой дорожки и свечением гениальности признанных киномастеров, мы не можем не ронять челюсть на пол в благостном любопытстве.

Во-третьих, очевидно, те 30 человек, состоящих в Ассоциации на постоянной основе, строго следуют статьям Положении и, судя по всему, действительно видят смысл своей миссии в обнаружении всего лучшего, что может предложить мировой кинематограф.

Итак, теперь вы почти во всеоружии. Знаете ли вы ждать от 67-ого Каннского кинофестиваля 2014? Об этом читайте в «Каннский ликбез 2: что надо знать о 67-ом Каннском фестивале?»

[править] Ссылки

Венецианский кинофестиваль

 |  |  |  |  |  |  |  |  | |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 1974 | 1975 | 1976 |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |   |  |   |  |   |

Золотой лев  | Серебряный лев   | Голубой лев 

Кинофестивали мира, аккредитованные FIAPF

Конкурсные фестивали
игровых фильмов

Берлин • Канны • Шанхай • Москва • Карловы Вары • Локарно • Монреаль • Венеция • Сан-Себастьян • Варшава • Токио • Мар-дель-Плата • Каир • Таллинн • Индия (Гоа)

 

Конкурсные фестивали
специализированных
игровых фильмов

Висбаден • Стамбул • Брюссель • Сетубал • Валенсия • Валенсия (Cinema Jove) • Сараево • Франкфурт-на-Майне • Алматы • Намюр • Богота • Сиджес • Анталья • Пусан • Варшава • Гент • Сан-Паулу • Киев • Лос-Анджелес • Стокгольм • Салоники • Хихон • Таллин • Турин • Керал • Сидней • Курмайор

 

Неконкурсные фестивали
игровых фильмов

Хёугесунн • Торонто • Вена • Калькутта

 

Фестивали документальных
и короткометражных фильмов

Тампере • Оберхаузен • Краков • Санкт-Петербург • Бильбао

История создания Венецианского кинофестиваля

Венецианский кинофестиваль появился очень по-итальянски — спонтанно. Остров Лидо близ Венеции всегда привлекал богатых и знаменитых. Здесь жили и отдыхали поэт Байрон, писатель Томас Манн, Сергей Дягилев, Сергей Есенин…

Но владелец местного отеля Excelsior, граф Джузеппе Вольпи де Мизурата, мечтал сделать Лидо еще более звездным и гламурным. Для этого он придумал кинофестиваль. Чтобы днем отдыхающие могли нежиться на пляже, а вечером — посещать премьеры и любоваться звездами кино.

Так в 1923 году состоялся первый в истории Венецианский кинофестиваль. Фильмы показывали не в соревновательной форме. Не было ни жюри, ни конкурса. Отсюда итальянское название Венецианского фестиваля — Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica. Mostra с итальянского — «выставка, смотр».

Но для светского общества это не имело никакого значения. На Лидо прибыли 25 тысяч человек. Блистала бриллиантами Грета Гарбо. Красовался перед фотографами Кларк Гейбл. Шутил с журналистами Витторио де Сика.

Публика была в экстазе. Фестиваль еще не успел закончиться, а элита уже потребовала, чтобы его проводили регулярно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий