Гармония и контрасты Английского сада

Изобразительное искусство

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

Перед нами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался «диалог», «разговор» между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.

Этой силой может стать любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка на белом поле. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между чёрным и белым.

Если изображения — прямоугольники, пятна, линии — расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт, заложенный в каждом из нас, требует преодоления хаоса, его упорядочения, создания совершенного порядка — гармонии. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.

Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиций? И да и нет. С одной стороны, существуют точные расчёты, математически сформулированные в теории архитектурной композиции и применяемые в строительстве. С другой стороны, художники следуют не своду расчётов и законов, а собственной интуиции.

Пример поиска композиционной гармонии масс чёрного и белого

На рис. 1 чёрный прямоугольник явно меньше белого поля. Для достижения баланса нужно увеличить массу чёрного

На рис. 2 видно, что чёрное преобладает над белым и только на рис. 3 найдено некое равновесие масс чёрного и белого

Древние рассматривали мир как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, то человек, стремясь к равновесию чёрного и белого, интуитивно располагает его в центре листа. Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.

Королева для свиты аристократов

Растение, без которого английский сад не получится – великолепная царица садовых кустарников роза. Ее не случайно именуют садовой аристократкой, именно роза как нельзя лучше демонстрирует красоту типичных для английского сада и в дворцовом, и в коттеджном формате растений. Конечно, в английском стиле стоит использовать английские розы – великолепные остинки с их старомодной романтичностью, современной выносливостью и сильным ароматом.

В облик английского сада стоит внести и кустовые, и плетистые розы. Миниатюрные красавицы создадут роскошные бордюры, современные сортовые шиповники – цветущие изгороди, почвопокровные розы позволят заполнить пространство и создать эффект сказочных каскадов на цветниках и в рабатках. Лианы на арках и перголах пополнят число вертикальных акцентов и станут царственным роскошным фоном для скамеек и беседок. Что касается классических кустарниковых роз, флорибунд, чайных гибридов и пр. красавиц, то они станут главными солистками на цветниках и рабатках. И с чем-чем, а с розами в английском стиле можно не бояться переборщить: много роз в английском саду не бывает. И именно розы – настоящие королевы английского сада – идеально раскроют красоту растений, подобранных по принципу аристократизма.

Особенности стиля

Если вы решили сделать сад в английском стиле следует знать примерный дизайн традиционной английской усадьбы для воссоздания его в вашем саду. Характерными признаками английского стиля являются:

  1. Водоемы. Каждый английский сад украшен водоемом разного размера и формы.
  2. Живая изгородь. Такая изгородь применялась для избегания проникновения животных в сад и дом, однако формировалась таким образом, чтобы не закрывать панорамный вид местности.
  3. Лужайки. Природа Англии сочетает в себе чередование равнин и насыпей. Холмистый ландшафт смотрится более декоративно, нежели плоский.
  4. Заросли деревьев. Деревья высаживают вблизи дома. Групповые посадки размещают на лужайках и холмах.
  5. Открытые зоны отдыха. Предполагалось, что английский сад посещают много людей, которые хотят отдохнуть расслабится и насладится общим видом цветников.
  6. Гроты. Гроты строились в виде глубоких пещер. Они были загадочными и в то же время безопасными, носили в себе романтическую тайну.

Сад в английском стиле предполагает старомодность: гармонию цветов и материалов, а так же романтизм. Правильно сформированный сад дает ощущение бесструктурности участка, однако строгая структура все-таки присутствует. Успех стиля достигается стиранием границ между натуральной природой и современностью. Аккуратно сформированные живые изгороди подчеркивают яркость цветников. Соломенные или известняковые материалы комбинируются с кирпичом и камнем, создавая плавность. Геометрия сада неброская и определяется лишь с высоты. Прямоугольные участки, круги и эллипсы совмещаются между собой для придания саду завершенности. Обязательными элементами, которые должны присутствовать в настоящем английском саду являются:

  • Живые изгороди среднего размера и вертикальные клумбы.
  • Выделения нескольких основных растений. Одной из главных особенностей такого стиля является немногоконцепция растений. Избегайте высаживания широкого разнообразия видов, лучше использовать два-три разных по оттенку сортов одного растения. Старайтесь достичь контраста между разноплановостью цвета и спокойствием внешнего вида.
  • Дом и окружающая территория декорируется одинаковыми элементами. Использование однотипных материалов: камня или кирпича в садовых предметах, таких как колонны, фонтан или бассейн и доме объединяет весь ландшафт в одно целое, делая сад неотъемлемой частью дома, а дом дополнением сада.
  • Применяйте яркие цветущие однолетние растения. Такие цветы используются в симметричных клумбах, высаживаясь по центру или по краям. Английский стиль предполагает контраст ярких цветов на фоне зеленой кроны.

Как создать сад в английском стиле своими руками

Чтобы воплотить английский стиль на своем участке необходимо придерживаться нескольких простых шагов.

Высаживать следует не больше 3 видов растений. Выше отмечалось, что сажать все цветы подряд не стоит. Лучше выбрать некоторые сорта и добавить периметру объем за счет их количества, а не разнообразия видов.
Комбинировать контрастные оттенки

Для английского ландшафтного дизайна важно правильно сочетать и использовать цветовые гаммы. Пионы красного оттенка комбинируйте с наперстянками розового тона

Лилейники желтых и лимонных оттенков отлично подходят к пурпурным и фиолетовым аллиумам.
Устанавливать границы. К установке изгороди из зелени и сооружению дорожек стоит добавить птичьи кормушки, размещенные по периметру и домики для голубей. Они сделают композицию целостной и отлично впишутся в общий дизайн участка. Чтобы разделить его на отдельные части используйте кованые решетки, которые не закроют весь обзор, но при этом справятся с поставленной задачей.
Выделить мебель. Для создания английского стиля на участке предлагается отказаться от использования привычных зеленых и серых оттенков. Лучше перекрасить всю мебель в яркие тона. Это придаст садику позитивный и радостный вид даже в период, когда растения не будут цвести. Важно чтобы мебель на участке была декорирована под старину
Чем древнее она выглядит, тем лучше.
Особое внимание уделяется внутреннему виду. При наличии на участке столбов и колонн, вокруг них обязательно нужно обвить вьющиеся растения
Так можно добиться эффекта, будто сооружения парят над землей. Ландшафтный дизайн в данном образе предполагает использование статуй и стилизованных руин. Требуется размещать их по всему участку.
Сочетание солнца и тени. Участок, стилизованный подобным образом способен сочетать гортензию, которая отличается теплолюбивостью, из-за чего высаживать ее следует около северной стены и суккуленты, которые обожают солнечный свет. Так можно создать на участке уютную зону для перекусов и расслабляющего отдыха.

Цветовой круг

Вся цветовая гармония основана на концепции цветового круга. Вы можете изучить теорию цветового круга здесь. По существу, это круг со всеми цветами, которые расположены по кругу. Основные цвета этого круга равноудалены на трех точках. Обычно это красный, синий и желтый цвета. В области живописи, где цветовой круг и возник, этих три основных цвета использовались для смешивания и получения практически всех других цветов. В современной печати они заменились пурпурным, голубым и желтым цветами. Черный цвет создает более темные цвета, таким образом у нас и получается цветовая модель C, M, Y, K.

Между этими основными тремя цветами на круге находятся смешанные цвета: фиолетовый – между красным и голубым, оранжевый – между красным и желтым и зеленый – между желтым и голубым. Теоретически, на круге присутствуют все цвета.

На цветовом круге, ближе к его центру, цвета менее чистые. В тоже время, ближе к внешнему краю круга, цвета становятся более чистыми и более насыщенными. Если представить цветовой круг в 3D пространстве (см. изображение выше), то можно разделить темные цвета от светлых и насыщенных. Очень важная вещь, которую необходимо знать, заключается в том, что в цветовой гармонии темные или светлые цвета, также как насыщенные и блеклые, не меняют своего положения на цветовом круге. Оранжевый может варьироваться от темно-коричневого цвета, до ярко-оранжевого или до бледно-розового тона. Все это будет оранжевым цветом, когда дело доходит до цветового круга.

Гармония в интерьерном дизайне

Гармония – это объективное, визуальное-чувственное восприятие сочетания элементов дизайна, основанное, на физиологическом, эмоциональном и логическом уровнях. Достичь гармонии – означает соединить элементы дизайна, чтобы они соответствовали правилам и достигали заданной цели.

От этого сложного определения и будем отталкиваться, но сначала, проясним, что такое элементы дизайна.

Элементы дизайна – это цвет, текстура, форма, размер.

Отдельно выделяются сгруппированные элементы: узор, рисунок. Сгруппированные элементы могут относиться сразу к нескольким элементам, так, 3D-рисунок содержит цвет, форму и может содержать размер (если рассматривать целостный визуальный эффект рисунка).

Скрупулезный подбор высоты

Пышные цветочные ансамбли, которые заполняют рамки строгой структуры английского сада, производят не только впечатление сезонности, пасторальности, пастельности, но и небывалой пышности. Все цветущие посадки в таком саду должны выглядеть как безупречные, заполненные десятками растений, но в то же время — не слишком сложные. Пышные пейзажные заросли из цветущих красавцев создают благодаря умелому комбинированию растений по высоте. Чтобы под растениями не было видно свободной почвы, они должны дополнять другу друга и скрывать недостатки. Главный принцип создания и цветников, и рабаток в английском саду — строгое возрастание высоты от переднего плана к заднему в односторонних объектах и от боков к центру в двухсторонних миксбордерах. Не стоит думать, будто такой строгий подбор будет скучным: текстуры растений и разница в плотности крон и дернин сполна компенсируют недостаточно интересную вертикальную структуру.

Даже нарушая правила, в английском саду, стоит придерживаться канонов. Единственным вариантом, позволяющим отступить от принципа от низкого к высокому, является размещение высоких акцентов среди низкорослых партнеров или солистов, резко выделяющихся на фоне окружения. Такие культуры можно условно назвать «живыми скульптурами»: они действительно, подобно статуе на газоне, возвышаются на роскошном фоне и вносят в композиции еще больше классических мотивов. Стриженный шар самшита или пирамидка тиса, штамбовая роза словно парят над композициями и расставляют в них архитектурные акценты.

Многолетние наполнители английской рабатки

Выбор многолетников — задача более чем простая. Используйте в английской рабатке только классические сочетания и вспомните о канонических партнерах для роз. Лучшие образцы коттеджного стиля невозможно себе представить без:

  • декоративных луков с их парящими сферами соцветий;
  • трогательных головок стыдливых колокольчиков;
  • пышного деревенского шарма красочных флоксов.

Также сложно представить себе английскую рабатку с розами без серебристой полыни или фиолетового котовника, бородатых ирисов — идеального окружения для великолепной царственной королевы сада, которая привнесет свои колористические акценты в любой из сезонов. Не будут лишними в такой композиции и трепетный взрыв цветения красочных маков или величественная красота кружевных папоротников…

Растений-заполнителей, способных размножаться самосевом, расползаться подушками и дернинами и заполнять пространство между главными звездами, также найдется немало. Культуры вроде лихниса или наперстянки, герани и люпина внесут в композиции элемент импровизации и придадут ей особый шарм. А дельфиниум расставит эффектные высокие акценты.

Все эти растения прекрасно дополняют друг друга и по форме, и по окраскам цветков, и по разнообразию листвы и ее окрасов. И из них легко создать свой собственный «набор».

Цветник рабатка. gartenbaumaeder

Симметрия

Приведённые ниже примеры объединяет то, что равновесие масс в них достигается как бы зеркальным отражением одной части другою. Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция — симметричной.

достижение гармонии по принципу симметрии

Казалось бы, в этих композициях, где чёрное пополам с белым или их строго выверенное чередование, — наибольшая гармония. Действительно, симметрия как бы уничтожает, снимает зрительное раздражение диспропорцией чёрного и белого и создаёт гармонию. Но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиции превращаются в орнамент. В них нет первостепенного и второстепенного, все элементы равнозначны. В результате возникает удручающее однообразие и композиционная монотонность.

Симметрия — это гармония, базирующаяся на математическом чувстве человека. Художественное чувство гармонии в человеке тесно связано с математическим чувством. Однако понятие художественного в гармонии шире её математической составляющей. Интуитивно-чувственное понимание гармонии заложено в природе человека и ведёт его к достижению прекрасного.

Симметричная и асимметричная композиции в природе и архитектуре

Асимметрия и динамическое равновесие

Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии. Баланс форм возникает благодаря введению дополнительного элемента (например, еще одного чёрного прямоугольника в противовес первому). Их взаимное расположение создаёт динамическое равновесие.

На рис. 1 чёрный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и чёрного, которое может быть преодолено добавлением второго прямоугольника.

Исходя из положения заданного прямоугольника, определяется место расположения второго прямоугольника (рис. 2). Оно будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту, «дыру» в белом пространстве.

Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс чёрного и белого. на рис. 3 он мал, на рис. 4 — явно велик. И лишь на рис. 5 достигнуто ощущение зрительного равновесия

В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в асимметричной композиции.

Если в симметричной композиции баланс и порядок элементов абсолютны, то в асимметричной они относительны. Зато в асимметричной композиции достижение гармонии не исключает композиционного напряжения и изобразительного конфликта.

Как бы удачно вы ни расположили второй прямоугольник, у вас может всё-таки остаться ощущение неуравновешенности белого и чёрного. Их большей сбалансированности можно достичь введением ещё одного элемента (а может быть, и не одного).

В первых ваших работах прямоугольники не должны соприкасаться с краями поля или другими прямоугольниками (тем более накладываться на них).

В композиции из трёх и более элементов также необходимо добиваться цельности и сбалансированности масс

Композиция, в которой стороны расположены параллельно краям поля, называется фронтальной прямоугольников

Не бойтесь ошибок

Задача создания полностью повторяющих шарм английских садов рабаток в совсем другом климате не всегда решается просто и с первого раза. И далеко не всегда композиции полностью оправдывают ожидания. Принимаясь за обустройство коттеджной рабатки, не бойтесь ошибок и того, что изменить у вас ничего уже не получится. Каждой весной или осенью, подметив, что какое-то растение выбивается из общей атмосферы, стиля, характера композиции, нарушает гармонию ансамбля, вы сможете просто пересадить его на другое место и заменить более подходящей, по вашему мнению, культурой.

Коттеджный сад позволяет экспериментировать и постоянно вносить что-то новое в любую композицию. И рабатки, привносящие свою атмосферу на ваш участок, не станут исключением из этого правила. Так что в планировании такой рабатки можете смело решаться на эксперименты и полагаться на свое чутье: результат вы всегда успеете подправить и подкорректировать.

Гармония и контраст

Гармония и контраст — два основных художественных приема, которые используются в композиционном решении как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Контрастными или гармоничными могут быть комбинации красок, света, текстур, форм, образов.

Контраст — резко выраженная противоположность, проявляющая полярные черты (размеров, форм, цвета, структур и т.д.) и подчеркивающая их разность. Это сильный прием, позволяющий избежать монотонности и однообразия. Тональный контраст — светлого и темного — оживляет цветники, не давая теряться темным тонам и размываться светлым. Выразителен контраст, построенный на сочетании теплой и холодной цветовой гаммы.

Контрастные цвета, расположенные рядом, усиливают взаимное звучание, создавая неимоверное напряжение, поэтому не стоит размещать более одной контрастной композиции на момент цветения в одном видовом кадре. Контраст формы и размера, на котором мы строим теневые и зеленые композиции, можно назвать основой цветников. Поскольку лишь композиции, учитывающие форму куртины, габитус растений, в том числе размер и текстуру листвы (крупная и рассеченная, блестящая и матовая, округлая и злаковидная), создадут действительно стабильно декоративную картину, которую уже дополнят эффекты цветения.

Контрастирующие формы соцветий — плотные и ажурные, свечевидные и зонтичные, шары и вертикали — не только залог интересной цветочной композиции, но и основа сегодняшней эстетики.

Контрастом статики и динамики, движения и покоя можно назвать и актуальное ныне сочетание регулярных форм и рассыпчатого наполнения, топиарных и структурных элементов со свободными природными посадками, например, злаков или разнотравья.

И все же стоит помнить, что большое количество контрастных сочетаний, особенно по нескольким признакам одновременно (форма, цвет, размер), способно перегрузить садовую картину, создавая излишнюю вычурность и пестроту. Злоупотребление контрастом всегда выглядит утомительно и неправдоподобно. Избыток декоративности в композициях из разных по форме крон растений со всеми возможными оттенками листвы — пока весьма частая и узнаваемая картина в наших садах.

Ключевой цвет

После, непосредственно, цветового круга, следующая значимая вещь, которую необходимо понять – ключевой (основной) цвет. Основной цвет – это доминирующий цвет вашего дизайна. Это цвет, который вы не можете изменить. Если вы рисуете картину с Халком, то ваш ключевой цвет это зеленый, поскольку это цвет вы не можете изменить. Если вы создаете портрет человека, то тон кожи и будет ключевым цветом. И если вы работаете над фотографией продукта, то цвет вашего продукта является ключевым цветом.

При определении вашей цветовой гармонии, вам нужно сначала определить ключевой цвет. И исходя из этого, вы можете посмотреть на различные виды гармоний и решить, какая из них вам больше всего нравится, или которая лучше всего подходит для вашего дизайна.

Зеленые плоскости

В английском саду всегда и везде доминирует зеленый. Но не в старинных изгородях и глухих тисовых стенах, а прежде всего — в газонах. Без них представить себе невозможно ни один проект в этом классическом стиле. Ковры заполняют пространство и уравновешивают пышные, романтичные, красочные и такие текстурные цветники и рабатки, служат «полем», канвой, на котором разворачивается пастораль красочного сада. Без этого фона шарм и гармония оформления потеряются безвозвратно. Если вы хотите создать английский сад, то не бойтесь использовать газоны. Создавайте из них большие строгие лужайки, оформляйте ими водоемы, «связывайте» цветники, формируйте прогулочные зоны. Одним словом, создайте зеленый фон, идеальный для того, чтобы любоваться великолепными многолетниками. И помните, что газоном можно назвать не только площадки, но и великолепные травяные дорожки.

Английский сад

Повтор

Объединить композицию, придать ей целостность и завершенность позволяет прием повтора. Это может быть повтор с равными промежутками в определенном ярусе цветника одной и той же культуры или вставка из кустарников, штамбовых форм или опор для лиан, выдержанная в заданном ритме. Это может быть и повторяющийся мотив ярких пятен цветения, растений одной окраски или с похожими формами соцветий. Расположенные даже в разных ярусах композиции, они будут «прочитываться» глазом, создавая логику и упорядоченность. Элементом повтора в цветнике могут стать и определенное тематическое или архитектурное растение, выраженная вертикаль злаков или архитектурные блоки из нескольких видов, создающие жесткую структуру композиции. И чем протяженнее цветник, тем важнее использование принципа повтора с определенной ритмичностью по всей длине композиции.

  • Фото 4

  • Фото 5

  • Фото 6

  • Фото 7

  • Фото 8

  • Фото 9

Фото 4. Ажурные соцветия маклеи (Macleaya) и кружевные метельчатые соцветия скумпии (Cotinus) создают тончайший нюанс фактур во время цветения.
Фото 5. Изысканное сочетание перекликающихся зеленоватых оттенков и фактур нерасцветших соцветий очитка видного (Sedum spectabile) и солидаго высочайшего (Solidago altissima), или золотарника.
Фото 6. Декоративная композиция в холодной цветовой гамме построена на игре и взаимной «перекличке» тонов и оттенков: розовых соцветий астильбе (Astilbe) с малиновыми щитками спиреи японской (Spiraea japonica) сорта «Crispa», которые оттеняют пурпурная листва черемухи виргинской (Prunus virginiana) сорта «Shubert» и серебристо-пурпурные листья гейхер (Heuchera).
Фото 7. Вертикали цветущего котовника (Nepeta) в бордюре цветника задают ритм всей композиции. Цветник хорошо читается благодаря сбалансированности посадок. Сад бельгийского дизайнера Дины Деферм (Dina Deferme).
Фото 8. Благодаря чередующимся куртинам очитков (Sedum), лилейников (Hemerocаllis) и гераней бордюр протяженного пристенного миксбордера выглядит спокойно и уравновешенно. Парк Беервелде (Beervelde Park), Бельгия.
Фото 9. Объемные куртины молочаев (Euphorbia), несимметрично посаженных по обеим сторонам дорожки, — наглядный пример повтора, читающегося по диагонали. Продуманный и сдержанный выбор растений с учетом их размера и внешнего облика (габитуса) дает потрясающий эффект.

Целостность

Одним из главных свойств любой композиции можно назвать целостность. Применительно к цветникам это и единство посадочного места и композиционного решения, и идея, целостный образ, лежащий в его основе. Найденная общая тема цветника позволит провести отбор элементов и изобразительных средств (растений, цветовых решений и сочетаний) для создания законченной композиции. Образ и тему цветочной композиции могут навеять архитектура дома или образ сада, личные пристрастия (цветовые и стилистические) и ассоциации (пышное цветение или злаки на лугу), увлечение выращиванием определенных культур.

Основные ландшафтные элементы

Помимо красивого ландшафтного дизайна, пространство Стоу заполнено интересными декоративными элементами. Не все из них дожили до нашего времени, около тридцати композиций были разрушены и превратились в руины.

В центре парковой композиции расположен роскошный дворец, перед которым разбиты с южной и северной стороны две великолепные газонные площадки, отрывающие взор с одной стороны на прекрасной красоты водоем, с другой – на статую Георга I.

На территории расположено большое количество беседок, созданных в виде храмов (Вакха, Венеры, Бахуса и т.д.), также интересна для посещения пещера Дидоны. Особую ценность представляет собой Палладиев мост, который впоследствии причислен к классике жанра пейзажного сада. Его величественные арки, обрамляет тихая вода протекающей речушки, а созерцание окутывающей тишины располагает к философским мыслям о бытие.


Храм античной добродетели (flickr.com)

Также знаменит Храм античной добродетели, возведенный в виде круглого павильона. Он является негласным символом идеальной гармонии древних времен. Окутанный пышной зеленью величественных деревьев, его белоснежные колонны как бы выныривают из далекого прошлого. В этом храме любили собираться и придаваться философским разговорам наиболее именитые представители английской аристократии.


Храм британской доблести — одна з достопримечательностей парка Стоу

В Храме британской доблести расположены бюсты знаменитых англичан, которые прославили свою страну и являются гордостью нации. Там запечатлены Ньютон, Шекспир, а также великие английские защитники и политические деятели. Под каждым из бюстов расположена эпитафия, гласящая о доблестях и заслугах знаменитого человека.


Фото китайского домика

Находясь у центрального дворца вдали можно созерцать одно из последних творений, которое появилось в Стоу – Коринфийскую арку. Описанные нами комплексы – это лишь малая часть того, что можно посмотреть на территории. Она многогранна и неповторима, соединяет в себе природное великолепие и искусство, сотворенное человеческим гением.


Водопад на фоне руин

Стоу является иллюстрацией контраста между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого. Попадая на его территорию, прогуливаясь великолепными аллеями, время как бы застывает, давая отдохнуть душе от бешеного ритма современной жизни, окунуться в тишину и благодать времени, когда не было мобильных телефонов, и человек еще не полностью утратил способность вдохновляться окружающим миром.

Индивидуальный подход к растениям

Несмотря на то что английский сад отличается тем особым балансом, при котором выделить главные звезды в оформлении невозможно, основа его успеха — именно в личном подходе к каждому растению и уважении к необходимости изучать их особенности, характер и предпочтения. Ни в одном цветнике или рабатке в этом стиле нет растений более или менее важных

Здесь все излучает гармонию и самодостаточность, даже крошечные акценты получат то внимание, которое им нужно. Ведь любое тонкое искусство, в том числе и искусство оформления сада, строится прежде всего на глубоком знании

И если вы планируете воссоздать шарм английского сада у себя на участке, то в первую очередь проявите именно уважение к использованным растениям. И полагайтесь не на чутье, а на научный подход и обучение. Не экономьте время: изучите все нюансы выращивания, все особенности конкретных видов. Стройте графики, составляйте каталоги, создавайте целые «дела» на свои цветники и рабатки. Это увлекательный процесс, который принесет не меньше удовольствия, чем созерцание своего результата. Так вы всегда сможете проверить информацию, легко скорректируете ансамбли, если возникнет такая потребность, всегда будете знать, что вам делать в непредвиденных обстоятельствах. Даже знакомые вам культуры могут удивить, а их нрав и особенности агротехники стоит изучить в деталях.

Не эстафета цветения, а эстафета образов

В английском саду нужно стремиться создать не эффект непрерывно продолжающегося цевочного шоу, а сезонности. Вам наверняка случалось любоваться на фотографии усадеб и коттеджей, которые весной будто окружены полянами нарциссов, а летом красуются царственными розами, доминирующими в дизайне. Главная цель — сменять облик сада из сезона в сезон наподобие сезонного преображения интерьеров. Для весны, лета и осени подбирают комбинацию наиболее милых сердцу культур, которые вместе создают идеальный ансамбль. Несколько растений становятся главными звездами сезона, а со сменой времени года расцветает другая группа, не повторяя ни характера, ни цветовой палитры первой. Таким образом в английских садах создают не эффект постоянства, а подчеркивают уважение к природе и ее метаморфозам. Да и скучно благодаря этому приему никогда не бывает: сад меняет образы, оставаясь по-английски совершенным, но всегда другим.

Сады Англии

Любителям путешествий, новых эмоций и впечатлений, заглянув в Англию, обязательно нужно посетить сады и парки, являющиеся культурным наследием страны. Именно в этих местах можно прочувствовать атмосферу ушедших веков. Рассмотрим несколько из них.

Сад Сисингхерст (Sissinghurst, Kent, Англия)

Поместье с непростой историей, начинающейся еще в XVI веке. После появления королевы Елизаветы в поместье, оно несколько раз перестраивалось, а в середине XVIII века в нем была обустроена тюрьма, где обитали французские военнопленные. Позже здание стало пристанищем для бедняков, а в тридцатые годы прошлого века оно в обветшалом виде было приобретено Сэром Гарольдом Николсоном, который спроектировал современную схему зонирования сада, а его жена превратила сад в шедевр, используя методы декоративно-художественного садоводства.

Так, поместье Сисингхерст получило новую жизнь в 1930 году, когда специально для создания сада его приобрела семья Гарольда и Виты Николсонов. Проектировка садового участка предусматривала множество отдельных комнат – садов с сюрпризами. По саду можно гулять бесконечно, и за каждым поворотом удивляться все новым и новым видам. Гарольд спроектировал сад в классическом стиле со строгой симметрией, а Вита наполнила его романтикой.

Сад Уизли (Wisley, Surrey, Англия)

Сад, занимающий немалую площадь – 97 га был построен в 1878 году Джорджем Уилсоном, самые первые посадки частично сохранились до нашего времени, их называют диким садом. Позже, в 1903 году, сад перешел во владение Королевского садоводческого общества, это место стало экспериментальным для научных садоводческих опытов. Уизли необычайно красив в любое время года, и обладает богатой коллекцией растений.

В Уизли проводятся курсы садоводов и ландшафтных дизайнеров, а также имеется большой магазин литературы по садоводству. Сад Уизли состоит из нескольких садов различных стилей и экспериментальных полей, и считается школой ландшафтного дизайна.

Сад Хелигэн. Забытый сад (Pentewan, St. Austell, Англия)

Сад, основанный еще в XVIII веке, был потерян после Первой мировой войны, а в середине 1990 года снова найден. Заросший и заброшенный сад выглядел настолько завораживающе, что сразу же нашлись желающие возродить забытую красоту, этим занялся садовый архитектор Тим Смит. Существует книга о том, как возрождался сад.

Ботанический сад Хелигэн состоит из нескольких локаций, тут есть Виноградники, Винный двор, Альпийский овраг, Хрустальный грот, Сад за стеной, Музей садоводства, Итальянский сад и одна из наиболее примечательных его частей – Джунгли. Основные достопримечательности это две растительные скульптуры Дева Грязи и Голова Гиганта.

На территории Англии можно посетить еще множество всемирно известных садов, или получивших известность лишь в узких кругах. Практически на каждом шагу можно встретить частные придомовые сады. Одни из них удивляют обширностью территорий, а некоторые уютом и удивительной способностью англичан создать невероятную красоту даже на маленьком участке. В любом случае знакомство с садами в английском стиле оставит наиярчайшие впечатления, и вдохновит вас создать что-то подобное у себя на участке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий