Дошкольное образование в Израиле
За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.
Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.
Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.
Высшее образование в Израиле
Современное высшее образование в Израиле предоставляет следующие степени:
- Бакалавр. Учеба длится 3 года для гуманитариев и 4 для технических специальностей.
- Магистр. Получение образования займет от 2 до 5 лет, зависит от баллов за степень бакалавра и защиты научной диссертации.
- Доктор. Данная степень напрямую зависит от самостоятельно проделанной научной работы.
- Есть также дополнительные курсы по изучению иврита, иудаизма и еврейской культуры в целом.
Документы необходимые для поступления:
- Аттестат о среднем образовании;
- учебная виза, которую продлевают обычно раз в год;
- прохождение медицинской комиссии.
Для студентов-иностранцев существуют специальные программы, которые подготавливают к поступлению в высшие учебные заведения Израиля, одна из них — это «СЭЛА».
Программа включает в себя:
- Углубленное изучения иврита
- Английский, математика
- Бесплатное проживание и питание
- 3 месяца — полное обеспечение
- Продолжительность — 10 месяцев
- Прием исходя из результатов экзамена и собеседования
Существует возрастное ограничение, студентом может стать человек, достигший 18 летнего возраста. Также обязательным условием является сдача психометрического теста. Он дает возможность оценить логическое и математическое мышление, знание английского языка и уровень владения им. Шкала оценивания — от двухсот до 8000 баллов. Для поступления в университет, нужно набрать минимум 400 баллов. Результаты данного теста действительны в течение 7 лет.
Студенты, поступающие в технические вузы, сдают платные экзамены по физике и математике, а те кто выбрал музыкальное, театральное направление должны предоставить свои творческие работы, пройти прослушивание и просмотры.
Обучение проходит на иврите, есть также специальные программы, обучение которым, ведется на английском языке. На протяжении всей учебы необходимо пройти интенсивный курс иврита, который поможет лучшему усвоению полученной информации и беспроблемному участию в различных семинарах. Уровень владея ивритом должен быть не ниже среднего, а для некоторых специализаций высоким.
Важная особенность — студенты, у которых нет еврейских корней, не могут учиться на медицинских факультетах — это привилегия граждан страны. Студенты-иностранцы не могут претендовать на получение стипендии и грантов. Исключение составляют лишь студенты, которые претендуют на степень доктора. За особые заслуги и успехи в учебе они могут получить грант, который может покрыть стоимость обучения. Длительность обучения от 5 до 7 лет. Помимо этого постдипломное обучение длиться еще 1-2 года.
Анализ программ развития ребенка в детских садах России
Учитывая то, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является игра (см. работы Е.Гаспаровой /35/, П.И.Пидкасистого и Ж.С.Хайдарова /118/, Т.Тамаки /164/, К.В.Тарасовой /165/ и др.), занятия также проводятся с элементами игры, что меньше утомляет детей и позволяет более эффективно организовать процесс их обучения, воспитания и развития в его органическом единстве.
Анализ программ развития ребенка в детских садах России Система организации деятельности дошкольных образовательных учреждений России насчитывает не одно десятилетие и за эти годы в ней накоплен богатейший опыт создания и реализации программ развития ребенка дошкольного возраста. Широко известны программы, которые разработали следующие ученые: Л.Венгер, О.Дьяченко, К.Тарасова /22, 23, 136/ – программа, направленная на развитие способностей; программа «Радуга» Т.Н.Дороновой /40/; программа «Золотой ключик» Г.Г.Кравцова /68/; программа «Планета – наш дом» под редакцией И.Г.Белавиной и Н.Г.Найденской /137/; программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – природа» Н.Рыжовой /143/; программа обучения и развития в условиях северного санаторного детского сада Н.А.Чарыковой под научным руководством С.И.Логинова /138, 179/ и др. Эти и другие программы не раз подвергались анализу со стороны ученых и управленцев /134/; А.Асмолов /7, 8,/; Е.Иванова /47/; О.Князева /56/.
Рассмотрим обзор современных альтернативных программ российской системы дошкольного образования (Е.Иванова /47/). Большинство экспертов отмечают переход к вариативности, альтернативности программ и форм образования и воспитания малышей.
У дошкольных учреждений России после 1991 года появилась реальная возможность работать по так называемым авторским программам, разработанным нашими соотечественниками и адаптировать к нашим условиям лучшие образцы зарубежного опыта воспитания и образования. Гриф “Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации” получили программы “Радуга”, “Развитие”, “Одаренный ребенок”, “Золотой ключик”, музыкально-эстетические программы: “Гармония”, “Синтез”, “Играем в оркестре по слуху”, программа “Детство”, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. Герцена г. Санкт-Петербурга.
Специалисты дошкольного воспитания работают также с программами “Детский сад – дом радости ” Н.М.Крыловой, «Теория решения изобретатель ных задач» Г.С.Альтшуллера, «Восхождение» В.Г. Алямовской, «Экология, культура, образование» П.М.Ролик, Монтессори-педагогика, педагогика инте грального воспитания, Вальдорфская педагогика, пилотная школа Д.Ховарда, «Педагогика космизма» П.Флоренского, «Здоровый ребенок» Ю.Ф.Змановского, «Гуманистическая педагогика» Я.Корчака и др. Теоретикам и практикам системы дошкольного образования необходимо разобраться во всем этом многообразии, понять суть программ – их философию, цель, задачи, средства, технологию и возможные результаты. Сделать выбор – это самый сложный шаг и коллектива дошкольного учреждения, желающего работать по-новому, и родителей, которым приходится задумываться, куда вести малыша – в ближайший детский сад, как до сих пор делали многие поколения россиян, или в дошкольное учреждение, отвечающее представлениям семьи о воспитании и образовании в современных условиях.
Правильно выбрать — это значит знать и разбираться в специфике программ. Практически все рассматриваемые программы имеют следующие общие черты: целостность, системность, возрастную адресованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Они отражают идеологию педагогики развития, построены с учетом достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности. Рассмотрим основные различия этих программ.
Дошкольное образование в США
Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.
За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте – и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.
С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути “нулевыми” классами школы. В “нулевке” ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто – нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.
Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.
Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он – личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов – родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!
У нас с детства внушают, что ябедничать – плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя – первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях…
В Америке есть два основных метода наказания. Первый – ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй – «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.
Сколько стоит обучение в университете
Конкретно стоимость обучения зависит от вуза и выбранной специальности, однако во всем в Израиле с начала 2000-х годов сохраняется высокая цена за образование: выше, чем в целом по Европе. Иностранцам, интересующимся, сколько стоит обучение в Израиле, стоит учесть, что для граждан других государств стоимость будет выше, чем для израильтян, на 25 %.
В лучших вузах цена за обучение в год на бакалавриате может достигать:
- 12 000–15 000 шекелей (2 800–3 500 евро) – гуманитарные факультеты;
- 16 000–25 000 шекелей (3 700–5 900 евро) – факультеты социальных или естественных наук;
- от 25 000 шекелей – на медицинском факультете.
Стоимость обучения в магистратуре может достигать 50 000 шекелей за год (12 000 евро).
На такую помощь могут рассчитывать:
- новые репатрианты – молодежь, возвращающаяся в Израиль благодаря наличию еврейских корней;
- студенты, проявившие себя в науке, искусстве;
- абитуриенты из малоимущих семей, включая иностранцев.
Также поддержку могут получить иностранные студенты, имеющие степень бакалавра и отличную успеваемость. Им предоставляется стипендия, которая частично покрывает медицинскую страховку, год обучения в магистратуре университета Израиля и языковые курсы иврита.
Для иностранных студентов существуют программы стажировок и учебы по обмену, например проект МАСА (подробности – на ).