Немецкий музей гигиены
В начале XX столетия Карл Август Лингнер, немецкий фабрикант, основал учебный центр гигиены для народа. Он производил ополаскиватель для полости рта и хотел сделать популярной идею заботы о здоровье. В центре можно было узнать много нового о личной гигиене, анатомии, здоровом питании и так далее. Спустя несколько десятилетий музей перебрался в новое, специально построенное для него здание. Тогда же был создан самый популярный экспонат музея — стеклянный человек, который до сих пор представляет интерес.
Экспозиция имеет несколько разделов — «Жизнь и смерть», «Еда и питье», «Сексуальная жизнь», «Мышление», «Движение», «Красота». В последние годы появился еще один интересный раздел — «Детский музей». Интерактивные стенды демонстрируют маленьким посетителям органы чувств в простой и занимательной форме.
История
Историю Дрезденской картинной галереи принято отсчитывать с 1560 года, хотя на самом деле как доступная людям выставка она открылась только в XVIII веке. Благодаря стечению обстоятельств и работе персонала, коллекции удалось пережить Вторую мировую войну и уже в 50-х годах возобновить работу в составе большого музейного комплекса.
Основание
Курфюст Саксонии Август в 1560 году начал собирать Кабинет редкостей (Кунсткамеру), которые стали популярным увлечением знати в то время. Тогда картины не были основной темой коллекции, аристократы собирали просто разные редкости: от механизмов и природных феноменов до скульптур и живописи.
Непосредственно живописью занялся в XVIII веке потомок Август Сильный, большой знаток искусства. На его время пришлась эпоха расцвета Саксонии и он мог выделять значительные средства на покупку картин. Дело продолжил и его сын, Август III. Коллекция картин сильно разрослась и уже не помещалась в обычный домашний кабинет, потому ее перенесли в бывшее здание конюшни и открыли для посетителей, тогда это были только придворные и представители городской знати.
Помещение Дрезденской галереи в 1830 году
Новое здание
Фридрих Август II в середине XIX века поручил комиссии, которая руководила музеем, заняться строительством нового здания для размещения еще более выросшей коллекции картин. Был приглашен Готфрид Земпер, фактически придворный архитектор в Дрездене.
К трем зданиям дворцового комплекса Цвингера в 1847-1854 годах пристроили новое помещение, куда и перенесли собрание картин. При этом строительство прерывалось из-за боев с революционерами, в ходе которых часть Цвингера сгорела. А Галерея старых мастеров открылась 25 сентября 1855 года на том месте, где она находится и сегодня.
Цвингер в 1850 году, здания галереи еще нет – оно появится на ближайшей стороне позже
XX век и наши дни
Как известно, во время Второй мировой войны Дрезден очень сильно пострадал и Галерея старых мастеров не стала исключением. В первую очередь пострадало само здание, картины же были вывезены и спрятаны в старой шахте, хотя фашисты уничтожили часть коллекции, которая принадлежала перу немецких мастеров.
В шахте картины были защищены от бомбардировок, но сильно страдали от влаги. В 1945 году их обнаружили советские солдаты и эвакуировали в Москву, где картины отдали на хранение и реставрацию в музей имени Пушкина. Но в 1955 году по личному желанию Хрущева картины вернули Германии и в 1956 году галерея вновь открылась в Дрездене в отреставрированном крыле Цвингера.
Разрушенный Цвингер в 1945 году и его современное состояние
Сегодня дрезденская галерея включена в состав большого музейного комплекса, в котором она занимает центральное место, ежегодно привлекая массу туристов. Среди выставленных картин множество шедевров авторства Рафаэля, Тициана, ван Эйка, Рубенса и других «старых мастеров». Выставка постоянно улучшается, зимой 2016 года был проведен очередной этап реконструкции помещения, а в 2018 году посетители смогут увидеть отреставрированный колонный зал.
«Врагу не пожелаешь»
C 13 по 15 февраля 1945 года объединенные британские и американские ВВС бомбили Дрезден. Более 1400 бомбардировщиков сбросили на город бомбы, 75% которых были зажигательными. Дрезден горел несколько дней, огненный смерч буквально крошил здания, плавил асфальт и выжигал с корнями деревья. Официально жертвами налета стали двадцать пять тысяч человек, а по неофициальным данным – в несколько раз больше. Очевидно, что никакой необходимости уничтожать город не было (Дрезден имел низкое военное значение), и подобная акция союзников преследовала вполне определенную цель – запугать. Причем и Германию, и Советский Союз. Эта акция расценивается как демонстрация военной мощи, того, что «кара» может настигнуть любой населенный пункт, если что-то пойдет вразрез с планами западных лидеров. Иногда это трагическое событие называют «бомбовым холокостом» и характеризуют как военное преступление.
В результате британского авианалета под кодовым названием «Удар грома» был частично разрушен архитектурный комплекс Цвингер – место хранения шедевров Дрезденской галереи, среди которых картины Рафаэля, Тициана, Рембрандта и других выдающихся европейских живописцев. Машина, перевозившая 150 картин в день бомбардировки, сгорела дотла. Что стало с другими полотнами, предстояло выяснить советскому командованию. Перед Красной Армией была поставлена задача в короткие сроки отыскать и спасти экспонаты галереи. Возглавил группу поиска картин младший лейтенант Леонид Наумович Рабинович, служивший в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта (впоследствии об этом эпизоде он напишет повесть «Семь дней»). До начала войны он был художником и знал, что именно находится в Дрезденской галерее. Кроме того, Рабинович прекрасно владел немецким и мог подробно расспросить уцелевших жителей о пропавших шедеврах.
Руины Дрездена после бомбардировки
Сначала младшему лейтенанту удалось добыть совсем немного информации: ходили слухи, что в январе 1945 года нацисты вывезли из Дрезденской галереи несколько железных и деревянных ящиков. Помогла Леониду Рабиновичу хранительница скульптурного собрания: женщина утверждала, что некоторые экспонаты могли спрятать в здании Академии изобразительных искусств. И она оказалась права. В одном из неразрушенных помещений действительно обнаружили скульптуры, а главное – «подсказку», где искать картины. Чтобы приблизиться к цели, советским военным предстояло расшифровать карту с непонятными значками и буквами.
Опера Земпера
Великолепное здание оперного театра в стиле барокко, находящееся в центре Театральной площади, знакомо многим. Это самый красивый оперный театр мира, в котором играет самый старый симфонический оркестр мира, организованный более 460 лет. Проектировщиком 3-х этажного здания барочного стиля был Готфрид Земпер (1814 год), и поэтому величественное строение ещё называют оперой Земпера
Кстати, это здание не первое, предназначенное для оперы: старое сгорело во время пожара в 1869 году. Репертуар театра включает все известные классические произведения великих композиторов прошлого и постановки современных авторов, в которых пробуют свои силы молодые таланты оперной сцены. Как и многие культурные объекты, опера пережила нелёгкие времена: от бомбёжки здание было так сильно повреждено, что на его восстановление ушло 8 лет.
Лучшие скульпторы, реставраторы и художники самозабвенно трудились над воскрешением прекрасного облика архитектурного шедевра и сделали это на славу. Парадную торжественность оперному театру придаёт расположенный рядом с ним величественный памятник королю Иоганну Саксонскому. Счастлив тот, кто сможет не только увидеть снаружи Дрезденскую оперу, но и побывать на одном из представлений.
Адрес: Theaterplatz 2
Подвесная дорога
Этот общественный транспорт стоит того, чтобы каждый турист нашел время на нем прокатиться. Монорельс соединяет два района — Лошвиц и Оберлошвиц. Трасса протянулась на 273 метра, а разница в высоте составляет 84 метра. Это расстояние пассажиры преодолевают за 4,5 минуты. Подвесная дорога была построена в самом начале XX века и введена в эксплуатацию в 1901 году. По ней курсируют два небольших вагона, движение которых отличается синхронностью.
Монорельсовая дорога пережила бурный и трагичный период истории Германии и никогда не прекращала свою работу. Ее не остановили две мировые войны, и только в 1984 году подвесная дорога была закрыта на реконструкцию, продлившуюся 8 лет. Следующий ремонт проводился в 2002 году, тогда была переделана нижняя станция. Из окон вагонов открывается завораживающий своей красотой вид. Можно полюбоваться излучиной Эльбы, панорамой Старого города, оценить великолепие моста «Голубое чудо».
Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) отели поблизости
Этот музей произведений искусства создан американским коллекционером и меценатом Соломоном Гуггенхаймом и назван в его честь. Он находится в Нью-Йорке, на Манхэттене в месте, называемом «музейной милей».
В 1937 году появился фонд Гуггенхайма. Открывая доступу публики свою коллекцию, банкир надеялся заинтересовать американцев творческим поиском абстракционистов (Мондриан, Кандинский). В 1943 году строительство нового здания музея поручили самому известному американскому архитектору Фрэнку Райту, которому к тому времени было уже 76 лет. Он задумал создать белоснежное строение с закруглёнными формами, отойдя от сложившихся стереотипов музейной архитектуры. Согласно проекту посетителей должен был поднимать на верхний этаж лифт, а затем они по внутренней спирали постепенно спускались бы вниз, по пути осматривая экспозиции, расположенные как на самом спуске, так и в залах, примыкающих к нему. И в самом деле, здание музея Гуггенхайма стало одним из ярчайших творений архитектуры прошлого века, вызвав среди знатоков волну восторженных отзывов.
В музее Гуггенхайма периодически устраиваются масштабные выставки, темой которых является показ искусства континентов и цивилизаций («Искусство африканского континента», «Пять тысячелетий Китая», «Империя ацтеков» и пр.). В 2005 году там состоялась выставка «Россия», на которой были представлены шедевры русского искусства, начиная с XIII века и до настоящего времени. Среди всего многообразия там были выставлены работы Брюллова, Репина, Иванова, Врубеля, Крамского, Серова. Это была самая масштабная и богатая шедеврами выставка русского искусства за всё время существования США.
Шедевры
Раннего Возрождения
Вот потрясающая рафаэлевская Сикстинская мадонна в сонме ангелов, перед лучезарной, божественной красотой которой русские солдаты, обнаружившие шедевр в одном из ящиков, безмолвно сняли пилотки. Это произведение Высокого Возрождения. Непревзойденное полотно Тициана «Динарий кесаря» с поразительной проницательностью демонстрирует неожиданную для мирского понимания коллизию нравственного выбора, предложенного Христом.
голландские натюрморты
На антитезе вечно обновляющейся природы и неминуемой конечности человеческой жизни строится картина Якоба ван Рейсдаля «Еврейское кладбище».
Украшают экспозицию галереи и полные движения «охотничьи» полотна фландрийского художника Рубенса, и жанровые картины Яна Брейгеля Старшего. Франция представлена в Дрезденском музее картинами Николы Пуссена. Здесь нашла место знаменитая «Шоколадница» Жан-Этьена Лиотара. Картины Мурильо и Веласкеса представляют испанскую школу живописи.
Расцвет княжеской коллекции
Потомок курфюрста Август III закончил дело отца, превратив придворную коллекцию в величайшее хранилище живописи, составившей золотой фонд мирового искусства. Август целенаправленно и настойчиво собирал лучшие образцы европейской живописи, не скупясь на средства. Он организовал целую сеть, сотрудники которой бывали на всех распродажах и аукционах Европы, договаривались о приобретении как отдельных полотен, так и целых коллекций. В 1741 году Дрезденская галерея пополнилась большим собранием картин, выкупленных у герцога Валленштейна. Несколько лет спустя здесь оказалась коллекция Франческо III д’Эсте с шедеврами Веласкеса, Корреджо, Тициана. В 1754 году из монастыря Святого Сикста в Пьяченце в Дрезден привезли и великую «Сикстинскую мадонну» Рафаэля (картина была куплена за двадцать тысяч цехинов). Почти все работы Рембрандта приобрела в те времена Дрезденская картинная галерея. Картины отражали вкусы и художественные пристрастия аристократии, среди них было много портретов и полотен религиозной тематики.
Коллекция картин
Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:
- Рафаэль;
- Тициан;
- Рембрандт;
- Ян ван Эйк;
- Рубенс;
- Вермеер;
- Джорджоне.
Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность
Сикстинская мадонна
Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.
Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.
Шоколадница
Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.
Та самая Шоколадница
Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.
Десять лет спустя
Реставрация картин продлилась до 1955 года. Кропотливой работой в мастерской ГМИИ имени А.С. Пушкина руководил художник Павел Дмитриевич Корин. Восстановлению полотен придавалось огромное значение и, наконец, 3 мая музей открыл свои двери для всех желающих вживую увидеть спасенные шедевры.
Выставка картин Дрезденской галереи
Наибольший интерес, безусловно, вызвала «Сикстинская мадонна». Чтобы лучше рассмотреть картину, посетители задерживались даже после звонка, сообщающего об окончании работы музея. Все лето ценители искусства съезжались в Москву из множества городов СССР, очередь на выставку занимали с самого утра и упорно ждали возможности войти в зал в течение нескольких часов. Не обходилось и без комичных ситуаций. Свидетели событий любили рассказывать, как на выставку пришла известная советская актриса Фаина Раневская. Услышав громкую реплику посетителя (который, видимо, слишком долго простоял в очереди) о том, что картина Рафаэля его не слишком-то впечатлила, Фаина Георгиевна смерила «ценителя искусства» строгим взглядом, а затем изрекла: «Эта дама столько веков восхищала человечество, что теперь она сама вправе выбирать, на кого производить впечатление, а на кого нет!»
После окончания выставки по решению советского правительства все спасенные произведения искусства были переданы Германской Демократической Республике безвозмездно. Причем в подобное бескорыстие верили не все. После окончания войны в западных газетах неоднократно встречалось мнение, что своих находок русские не отдадут. К тому же некоторых смущали сроки реставрации – целых 10 лет! И все же критики Советов оказались неправы. Оказав необходимую помощь пострадавшим шедеврам и устроив торжественное прощание, Советский Союз вернул картины туда, где они и находятся по сей день, – в многострадальную Дрезденскую галерею.
Хофкирхе
Между Театральной и Дворцовой площадями находится сакральное архитектурное сооружение – Кафедральный собор Хофкирхе, некогда самая большая церковь Саксонии. Грандиозность и необыкновенная внешняя образность оформления собора производят потрясающее впечатление, усиливающееся при более близком знакомстве с удивительным сооружением, овеянном легендами.
Здесь находится капсула с сердцем самого влиятельного саксонца Августа Сильного, и, как гласит легенда, сердце начинает биться, когда мимо церкви проходят красивые девушки. В подземном этаже собора размещено около полусотни саркофагов с останками многих правителей Саксонии, включая капсулу с сердцем Августа. Глядя на барочное великолепие отделки собора, украшенного 80-ю скульптурами апостолов и святых, с трудом верится, что вся эта красота заново восстанавливалась из разрухи.
В 1945 году злосчастные бомбардировки уничтожили собор почти полностью. Два десятилетия его собирали буквально по крупицам и восстановили в первозданном виде, чтобы потомки имели возможность поклоняться праху тех, кто творил историю Дрездена и любоваться шедевром архитектуры. В соборе установлен мощный орган, звучание которого превосходит самые знаменитые органы мира. Здесь регулярно проводятся концерты органной музыки с участием известных исполнителей.
Адрес: Schloßstraße 24
Карта главных туристических мест
Ваша главная цель – Альштадт, или Старый город, что на левом берегу Эльбы. Здесь непременно надо побывать в Цвингере, увидеть, «Шествие князей» и Оперу Земпера, посетить Террасу Брюля и лютеранскую церковь Фрауэнкирхе.
В помощь туристу: подробная карта Германии с городами на русском языке — тут.
Галерея старых мастеров
Дрезденскую картинную галерею, или Галерею старых мастеров, вы найдёте в дворцовом ансамбле Цвингер, что в Альштадте. Здесь собрана самая большая в мире коллекция мировых шедевров живописи.
Коллекцию начал составлять курфюрст Фридрих Мудрый ещё в XVI веке, но наибольший вклад внес Фридрих Август Сильный, безостановочно скупавший работы мастеров и современников. Именно по его указу в 1720 году была создана эта галерея.
Гордостью дрезденской галереи с 1754 года является «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, приобретённая с благословения Папы Римского.
Музей фарфора
Самая большая в Европе коллекция мейсенского, китайского и японского фарфора, насчитывающая порядка 20 тысяч уникальных экземпляров, выставлена в Музее фарфора в Цвингере.
Начало мейсенскому фарфору было положено Фридрихом Августом Сильным, приказавшим создать фарфоровую мануфактуру в Мейсене. Секрет производства мейсенского фарфора держится в глубочайше тайне.
Роспись производится вручную. Отличительным знаком мануфактуры стали скрещенные мечи, как и на гербе Саксонии. Потому Мейсенский фарфор часто именуют саксонским. Фото- и видеосъёмка в музее категорически запрещается.
Из Германии не с пустыми руками. Отличные идеи подарков для друзей и близких — в нашей статье.
Оружейная палата
Или Дрезденский исторический музей. Здесь выставлена богатая коллекция с мировым именем, в которой представлено 10 тысяч экземпляров холодного и огнестрельного оружия, обмундирования, доспехов и портретов XVI-XVIII веков.
Дрезденский Дворец
Он также известен как Дрезденский замок-резиденция, потому что был местом пребывания саксонских королей и курфюрстов. Замок в стиле ренессанс многократно перестраивался и реставрировался. Тот облик Дворца, который мы можем видеть сейчас, датируется 1901 годом.
Путешествие по Германии на машине. Что обязательно посмотреть? Ответ ищите — здесь.
Зелёные своды
Грюнес Гевёльбе, или Зелёные своды, занимают западное крыло Дрезденского Дворца. Великолепная княжеская сокровищница содержит шедевральные экспонаты. Знаменитая коллекция драгоценностей началась с кунсткамеры, основанной в XVI веке. Только Фридрих Август Сильный распорядился разделить экспонаты по тематике.
Коллекция ювелирных изделий была размещена в комнате с зелёными сводами. Постепенно коллекция расширялась и через десяток лет Княжеская сокровищница насчитывала уже девять комнат.
Зелёные своды оказались на удивление крепким помещением: во время адской бомбёжки 1945 года, сравнявшей с землёй чуть ли не весь Альштадт, были разрушены лишь три комнаты великолепной Сокровищницы из девяти.
Прогулка по Эльбе на корабле
Шифсанлегештелле (пароходство) Дрездена с 1993 года организует невероятные круизные прогулки по Эльбе на историческом пароходе «Дрезден», который был построен 90 лет назад.
Помимо легендарного «Дрездена», ещё 8 корабликов на колёсном ходу были подвергнуты капитальному ремонту и тщательной реконструкции. Теперь раритетная «речная флотилия» с невиданными в наше время бортовыми гребными колёсами устраивает оригинальные туристические прогулки, пользующиеся огромным спросом.
А где покататься на горных лыжах в Германии? Мы подскажем! Описание лучших курортов — тут.
Все поездки начинаются от Террасы Брюля (Балкон Европы) в Старом городе. Кораблик идёт по трём маршрутам:
до Лошвицкого моста, больше известного как «Голубое чудо», и обратно;
до Мейсена и обратно (кораблик «Дрезден»);
до Пильниц и обратно.
Следует отметить, что кораблики оборудованы кондиционерами. На борту предлагаются напитки и блюда саксонской кухни. По ходу следования проводится радиоэкскурсия на немецком и английском языках.
Прогулка на историческом кораблике по Эльбе давно стала обязательным ритуалом для каждого путешественника.
отели поблизости
Эта картинная галерея является главной достопримечательностью Дрездена, которую наверняка посещают все путешественники, которых судьба занесла в этот немецкий город. Настоящим бриллиантом коллекции Дрезденской галереи является «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, которая хранится здесь свыше 250 лет.
Основал Дрезденскую картинную галерею король Фридрих Мудрый в XVI столетии. Но для широкого круга посетителей она стала доступна лишь в XIX веке. В ходе Второй мировой войны многие шедевры были утрачены, поскольку Дрезден активно бомбили англичане. Но и сегодня у посетителей Дрезденской галереи есть возможность насладиться великолепными полотнами Тициана, Тинторетто, Пуссена, Дюрера, Веласкеса, Рубенса и других прославленных художников.
Руки в Ноги
Оценить!
6.5
10010
12345678910