Как развивается экономика Греции с момента кризиса и до сегодня

Общая характеристика греческой промышленности

Промышленность Греции кратко можно охарактеризовать как очень непропорциональную. Это касается как распределения по территории страны, так и ее отраслевой структуры. Такая ситуация складывается во многих других небольших европейских капиталистических государствах. Некоторые важные для любой экономики направления здесь вообще отсутствуют (к примеру, станкостроение и авиационная промышленность). В стране преобладают отрасли, что относятся к лёгкой индустрии. В частности, наиболее развитыми в Греции считаются пищевая, текстильная, швейная, обувная и табачная промышленность. На протяжении последнего десятилетия большое экспортное значение получили нефтехимия, металлургия, цементное производство, электротехника, а также горнодобывающий сектор.

Самыми быстрыми темпами промышленное производство в Греции развивается в столичном районе, известном как Пирей. Здесь сконцентрировано более 65% производственных мощностей государства. Единственным городом, который в индустриальном развитии может хоть как-то соперничать с Афинами, можно назвать Салоники. Остальные сравнительно крупные центры – это Волос, Патры и Ираклион.

Денежные колебания

Массовые локдауны и весенний обвал нефтяных цен привели к заметным колебаниям на российском валютном рынке в 2020 году. Так, с января по декабрь курсы доллара и евро на Московской бирже выросли с 62 и 69 рублей до 74 и 90 рублей соответственно. Более того, в течение года показатели временно поднимались выше 81 и 94 рублей — впервые с 2016 года.

«Жёсткие карантинные меры привели к фактически полной остановке воздушного и наземного сообщения между государствами. Передвижение рабочей силы также было затруднено, а многие заводы по всему миру встали. Неудивительно, что инвесторы запаниковали и начали выводить деньги из так называемых рисковых активов, к которым относится и рубль», — объяснил в разговоре с RT исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

Отчасти сдержать ослабление нацвалюты позволили действия Банка России. Для стабилизации курса рубля с 10 марта Центробанк начал упреждающую продажу иностранной валюты на внутреннем рынке. Таким образом регулятор искусственно повышает спрос на рубли. Всего в рамках инициативы Банк России продал на внутреннем рынке валюты на общую сумму свыше 1,6 трлн рублей.

Примечательно, что снижение курса рубля не привело к существенному скачку потребительских цен в стране. Так, на протяжении большей части года уровень инфляции в России оставался ниже целевой отметки Банка России в 4%.

Заметное удорожание ряда товаров произошло только ближе к концу года и во многом было связано с общим ростом мировых цен на эту продукцию. Об этом RT рассказал управляющий партнёр агентства Agro & Food Communications Илья Березнюк.

Также по теме


«Подготовили все необходимые решения»: Мишустин рассказал о борьбе с ростом цен на продукты

Правительство России подготовило все необходимые решения и меры для борьбы с ростом цен на социально значимые продукты. Об этом заявил…

«Последние годы наша страна активно наращивает политику экспорта агропромышленного комплекса, а экспорт зависит от мировых цен. Соответственно, и аграриям выгодней продавать продукцию по общемировой стоимости», — пояснил Березнюк.

Согласно данным Росстата, в ноябре инфляция превысила целевую отметку ЦБ и достигла 4,4%. На этом фоне 9 декабря президент России Владимир Путин раскритиковал правительство за рост цен на продукты и потребовал в течение недели принять меры для решения проблемы. По его словам, сильнее всего подорожали такие товары, как сахар, растительное масло, мука и хлебобулочные изделия.

В связи с этим к 16 декабря правительство подготовило ряд мер для борьбы с ростом цен на социально значимые продукты. Помимо этого, был разработан законопроект, позволяющий правительству при определённых условиях вводить ценовое регулирование.

Основные проблемы российской экономики 2021 года

Проанализировав публикации отечественных специалистов, а также отчеты аналитиков из S&P, можно выделить ТОП-5 наиболее значимых проблем экономики России, устранив которые в недалекой перспективе удастся сформировать успешное государство и воспитать сильное общество.

Среди основных проблем российской экономики выделим:

– резкие непредсказуемые  колебания цен на газ и нефть;

– недостаточно слаженная работа правительства;

– плохой инвестиционный климат, отсутствие честной конкуренции;

– плохое развитие инфраструктуры, энергетического сектора;

– старение населения и низкая производительность труда.

Давайте подробно проанализируем каждую проблему и попытаемся установить пути выхода из возникшей ситуации, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, а также многочисленные рекомендации экспертов.

ПРОБЛЕМА № 1. Резкие непредсказуемые  колебания цен на газ и нефть.

Экономика России серьезно подвержена колебанию цен на нефть, которые могут возникнуть из-за конфликта США и Ирана, увеличение трубопроводных мощностей на территории Америки или других ситуаций экономического или военного характера. Экономика и политика России моментально реагирует на события, которые произошли во многих странах, таких как Китай, США, Япония и пр.

ПРОБЛЕМА № 2. Постоянная критика в сторону других государств.

Необдуманные поступки медийных лиц, чиновников и финансовых экспертов вносят некую настороженность, как со стороны населения, так и политической элиты, что создает напряженные отношения между Россией и развитыми странами. Непродуманная внешнеполитическая деятельность создает проблемы российской экономике, причем достаточно серьезные.

ПРОБЛЕМА № 3. Привлечение иностранных инвестиций.

Участие государства во многих аспектах хозяйственной деятельности крупных международных компаний и небольших национальных фирм существенно подрывает авторитет страны среди инвесторов, которых и так до ужаса пугают санкции мирового сообщества. По последним данным, Индекс деловой активности PMI существенно снизился, что указывает на депрессивный настрой и пессимистические ожидания управленцев, которые видят, как экономика и политика России барахтаются, чтобы удержаться на плаву.

ПРОБЛЕМА № 4. Развитие инфраструктуры.

Учитывая объемы финансирования на строительство новых дорог и воздушного транспорта, Россия все еще остается аутсайдером. Транспортировка грузов железнодорожным способом все еще обходится дороже автомобильных перевозок, что совершенно несвойственно для развитых стран. Нужно срочно предпринимать меры, контролируя использование каждого рубля, выделенного на развитие отрасли.

Проблема № 5. Старение населения и низкая производительность труда.

Уменьшение численности рабочей силы, а также наличие морально и физически устаревшего оборудования и технологий сдерживает потенциал российской экономики, который, по оценкам экспертов, действительно высокий. Ситуация может наладиться, если руководители государственных и частных компаний будут больше внимания уделять обучению персонала, обновлению основных фондов и улучшению условий труда.

Хроника событий, приведших к дефолту 2015 года

  • 25 января 2015. В Греции состоялись внеочередные парламентские выборы на которых одержала победу Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) получившая 36,34 % голосов избирателей.
  • 27 января 2015. В Греции сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом.
  • 30 января 2015. На начавшихся после смены власти в Греции переговорах с кредиторами было заявлено, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию части долга. Новый министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что Афины не намерены сотрудничать с миссией «тройки» европейских кредиторов (ЕС, Европейским Центробанком и Международным валютным фондом (МВФ)). Резкие заявления нового греческого правительства привели к взрывному росту доходности по десятилетним облигациям, которая за несколько дней подскочила с 8,5 до 11 % годовых.
  • 30 марта 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в парламенте Греции заявил, что Афины до июня рассчитывают начать переговоры о реструктуризации государственного долга добиваясь от кредиторов списания большей части долга, который превысил 324 млрд евро или 180 % ВВП страны. При этом политик подчеркнул, что «откровенные и жесткие переговоры» будут идти до конца. Эти заявления привели к снижению курса евро по отношению к доллару США.
  • 5 июня 2015. Греция отказалась перечислить очередной платеж в МВФ. Греческие власти попросили фонд объединить четыре июньских транша, которые они хотят перечислить 30 июня. По графику платежей кредиторам Афины должны были 5 июня перечислить МВФ около 300 млн евро. Помимо этого платежи должны состояться 12 июня (примерно 340 млн евро), 16 июня (примерно 560 млн евро) и 19 июня (примерно 336 млн.). Всего в июне 2015 года Греция должна погасить 1,23 млрд SDR (специальные права заимствования).
  • 11 июня 2015. Международный валютный фонд (МВФ) приостановил переговоры с Грецией, потому что стороны не сумели достичь прогресса в обсуждении проблемы долга Афин. В этот день также рейтинговое агентство S&P понизило кредитный рейтинг Греции с CCC+ до CCC с негативным прогнозом. Аналитики агентства оценивают как высокую вероятность дефолта страны в течение года.
  • 26 июня 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас и его делегация отвергли предложение о пятимесячном продлении нынешнего соглашения о помощи. Представители делегации говорят, что предложенный им текст оказался менее благоприятным, чем опубликованный ранее меморандум. Кроме того средства, которые могли быть выделены Афинам, были недостаточными для покрытия всех нужд страны. Алексис Ципрас обрушился с критикой на кредиторов страны, заявив, что «европейские принципы не были основаны на шантаже и ультиматумах».
  • 27 июня 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас после очередной неудачной серии переговоров с представителями «тройки» и государств ЕС, объявил о проведении 5 июля 2015 года национального референдума о принятии условий финансовой помощи.
  • 28 июня 2015. Правительство Греции приостановило работу кредитных организаций: банков и биржи в Греции до 6 июля и ввело контроль за движением капитала, чтобы остановить отток денег за границу. В банкоматах страны один человек может снять не более 60 евро в сутки.
  • 29 июня 2015. Финансовые рынки за пределами Греции отреагировали на происходящие события беспрецедентным обвалом — все без исключения значимые биржи закрылись в минусе.
  • 1 июля 2015. Греция допустила дефолт, не переведя Международному валютному фонду (МВФ) транш в размере 1,54 млрд евро в рамках погашения задолженности.

Развитие греческой экономики

Скачкообразный период развития греческой экономики, начавшийся сразу после Второй мировой войны, носит название греческого экономического чуда. За 23 года (1950–1973) в результате проведения ряда финансовых государственных реформ удалось добиться прироста ВВП на 6–7 % каждый год.

Первая половина 70-х годов охарактеризовалась ростом ВВП на 4,9 % ежегодно, с начала 90-х наблюдается его снижение до 1,6 %.

Если брать основные отрасли специализации Греции, картина выглядела следующим образом:

  • 60–70-е годы: производство товаров растет на 10,6 %, сельхозпродукции – на 3,5 %;
  • 70–90-е гг: доля промышленности в ВВП – 17,4 %, сельского хозяйства – 16,6 %;
  • с 1996 до начала 2000-х гг: доля промышленности в ВВП – 24 %, сельского хозяйства – 14 %, сферы услуг – 62 %.

В начале XXI века в греческой экономике большое значение имеет материальная поддержка ЕС: 25 % – в промышленности, 22 % – в сфере услуг, 16 % – в банковской системе.

В промышленности на тот момент наблюдалась монополизация крупных предприятий и появление большого количества микропредприятий, на которых работали высококвалифицированные специалисты.

Также стремительно развивалась электроэнергетика Греции: запускались новые тепло- и гидроэлектростанции. 95 % топлива импортировалось из других государств, также использовался местный бурый уголь.

К 2002 году вклад промышленности в валовый продукт составил 27,3 %, сельского хозяйства – 8,3 %, услуг – 64,4 %. Инфляция на 2000 год была равна 2,04 %. За период с 2003 по 2007 гг. экономика государства выросла на 4 %.

Падение Греции в долговой кризис

Для того чтобы реально оценить сегодняшние проблемы и перспективы развития Греции, нужно подробнее изучить, как государство попало в долговой кризис 10 лет назад.

Спад экономики, наблюдаемый в 2009 году в Греции, привел к ужесточению условий кредитования и неспособности Афин справиться с быстро растущим дефицитом бюджета. Поскольку дефицит достиг 15 % ВВП, это нарушило условия ЕС (разрешенные 3 % от ВВП). Затем показатель дефицита составил 10,5 % ВВП в 2010 году, и 11 % – в 2011 году.

В 2010 и 2012 годах правительство МВФ и Еврозона предоставили Греции первые 2 пакета кредитов на 110 и 130 млрд долларов США. Условием предоставления последнего транша было списание частными кредиторами 53,5 % госдолга по облигациям.

Чтобы выполнить условия соглашения, правительству Греции пришлось снизить размер минимальной зарплаты до 586 евро/месяц для лиц старше 25 лет (510 евро – для молодежи). Такая мера стала причиной недовольства граждан и вызвала массовые акции протеста.

2014 год стал временем начала восстановления экономики страны: государственный бюджет Греции был сбалансирован (однако без погашения долга), ВВП вырос на 0,7 %, госдолг был выпущен на финансовых рынках. Но уже в 2015 году, после формирования нового правительства, стране пришлось увеличить долг перед греческими банками и поставщиками, чтобы выполнить условия для очередного займа от ЕС и МВФ.

В июне 2015 года Греция не выплатила, как было обещано, задолженность Международному валютному фонду, что привело к дефолту.

Этот опыт наглядно показывает, что политика и экономика в Греции неразрывно связаны.

Развитие современной экономики

Расцвет финансовых показателей датируется 1996 годом. Так ВНП составил порядка 120 миллиардов долларов. На человека в год получается $11,5 тысяч. Тогда по динамическим показателям прироста доходности в числе лидеров европейских стран стояла как раз Греция. Экономика республики в то время основывалась на успешном сельском хозяйстве и промышленности. Доля этих отраслей составила более 55 %. Остальной процент делили между собой сферы услуг и налоги от туристических организаций. Безработица не превышала 11 %. Начало 21 века ознаменовалось для страны серьезными финансовыми изменениями. В Грецию резко потянулись иностранные инвесторы. С одной стороны, это стабилизировало экономику и закрыло бреши по некоторым важным статьям. С другой – национальной системе пришлось адаптироваться под западную интеграцию. В результате Греция стала планомерно уступать своим партнерам по Евросоюзу. Поддерживать капитал помогали лишь многомиллиардные кредиты от американских, итальянских, французских, швейцарских и немецких банков.

Причины

Причины возможного грядущего[прояснить] банкротства греческого государства комплексны и сложны. С одной стороны, греческие правительства с момента введения евро в стране сознательно и регулярно подправляли статистику и данные об экономической и финансовой ситуации в Греции, чтобы показать годовой дефицит бюджета на уровне 3 % ВВП. Данный уровень оставлял открытым доступ к новым заимствованиям по низкой процентной ставке. Факты занижения дефицита бюджета и истинный дефицит были обнародованы только в 2009 году министром финансов Йоргосом Папаконстантину в правительстве премьер-министра Георгиоса Папандреу.

С другой стороны, финансовый кризис в Греции напрямую связан с мировым финансовым кризисом, который начал развиваться с 2007 года. Экономика Греции оказалась особенно чувствительна к нему, так как сильно зависит от состояния сферы услуг — туризма.


Процентое отношение госдолга Греции к ВВП начиная с 1999 г. по сравнению со средней величиной госдолга в еврозоне

В конце 2009 года среди инвесторов появились опасения относительно способности Греции выполнить свои долговые обязательства в связи с сильным увеличением уровня государственного долга. Это привело к кризису доверия, проявившемуся в расширении спредов доходности облигаций и увеличению стоимости страхования рисков по кредитно-дефолтным свопам по сравнению с другими странами еврозоны, особенно Германии.

В то же время, годовой бюджет Греции долгие годы был дефицитным, при этом дефицит был плохо структурированным, и доходная его часть регулярно не исполнялась, правительство на государственном уровне подтасовывало статистику. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту чистой задолженности страны. Невозможность обслуживания госдолга привела к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым свободным финансовым ресурсам на рынке. Что в свою очередь усугубляет ситуацию с дефицитом бюджета, который растёт ещё больше, и круг замыкается. С другой стороны, так как страна не имеет собственной валюты, она не может допечатывать деньги, чтобы разрядить ситуацию через рост инфляции.

В плачевном состоянии экономики Греции есть и вина Еврогруппы, особенно Германии, требующей от Греции проводить политику жесткой экономии, ещё больше загоняющей экономику Греции в кризис. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман считает, что действия Еврогруппы по отношению к Греции являются «ужасным, возможно, смертельным, ударом» не только по экономике Греции, но и по всему Европейскому проекту. Навязывание политики жесткой экономии для Греции без снижения долговой нагрузки обречено на провал — даже если Греция согласится на все требования, из тупика это Грецию не выведет. Пол Кругман указывает на невозможность веры в благие намерения Германии. Условия, связанные с предоставлением третьего пакета помощи Греции, являются «уничтожением национального суверенитета». Роль парламента Греции будет сведена к формальному одобрению указаний «тройки» кредиторов. Экс-министр финансов Греции Янис Варуфакис в интервью испанской газете El Pais заявил о намерении министра финансов Германии Вольфганга Шойбле полностью подчинить финансовую систему Греции воле европейских кредиторов (ЕС, Европейский Центробанк и МВФ) и в дальнейшем распространить подобную практику централизованного управления национальными финансами на другие страны Еврозоны, в частности, на Италию, Испанию и Францию.

В то же время, Испания, Португалия, Ирландия и Кипр, также пострадавшие от экономического кризиса 2008 года и оказавшиеся в схожей с Грецией ситуации, но принявшие предложенные меры жесткой экономии и оздоровления бюджета, уже демонстрируют снижение безработицы и восстановление экономического роста.

Некоторые авторы связывают причины долгового кризиса в Греции с особенностями греческой культурной среды — принятием коррупции в обществе, сформировавшимся обычаем избегать налоговых платежей, сознательной подтасовкой финансовой отчетности на государственном уровне.
Другие авторы признают, что греческие правительства, безусловно, плохо управляли финансами страны и сами виновны в сложившейся тяжелой ситуации, однако «затягивание долговой удавки» может привести страну к социокультурной катастрофе с далеко идущими последствиями для всей европейской истории, как это случилось в Германии 20-х и 30-х годов.

Почему кризис 100% процентов будет

Вопрос о неотвратимости экономического и финансового кризиса пока еще открыт, но большинство экспертов дают утвердительный ответ. Уже сегодня заметно, что развитие экономики замедлилось. Мир вступил в фазу рецессии, что не могло не отразиться на России и финансовой ситуации в стране.

Кредитный взрыв в 2021 году

Прогноз по финансам России на 2021 год негативный во многом из-за закредитованности граждан, которые вскоре будут не в состоянии выплачивать долги. Кредитный пузырь раздут до максимума и может лопнуть в любой момент, а произойдет это, скорее всего, в будущем году.

Министр экономического развития РФ неоднократно говорил о том, что страна находится на грани «финансового взрыва», поскольку треть кредитов, предоставленных населению, съедают около 60% их совокупного дохода. То есть при малейших изменениях в уровне материального обеспечения из-за снижения зарплаты или потери работы, граждане не смогут выполнять взятые на себя финансовые обязательства.

В 2021 г. перед большинством семей встанет выбор, на что тратить деньги – на продукты питания или кредиты

Очевидно, что покупка продовольствия будет первоочередной по важности, в результате чего начнутся масштабные дефолты. Для исправления ситуации потребуется минимум 1,5 млрд

р. Без активного вливания средств в экономику, для поддержки бизнеса и населения, финансового коллапса не избежать.

Прогноз курса рубля в 2021 году

Во время мировых экономических кризисов важно спрогнозировать, как будут вести себя национальные валюты ведущих стран

Специалисты сформировали собственное видение того, что будет с рублем, долларом США и евро:

  1. Для рубля наступят сложные времена, связанные, прежде всего, с махинациями США на финансовом рынке. Действия Соединенных Штатов давно носят явно негативный характер по отношению к России. Эта тенденция сохранится и в будущем году, что не даст рублю укрепиться.
  2. Доллар останется самой стабильной валютой, поскольку большинство ведущих стран связано торговыми отношениями с США. Данный факт позволит доллару опередить евро и укрепиться по отношению к нему.
  3. Евро также будет стабильным. Валюта укрепится по отношению к рублю, но ослабнет по отношению к доллару.

Курс рубля демонстрировал неплохую динамику в первые месяцы карантина, потеряв только 6% от номинальной стоимости, тогда как другие валюты-аналоги ослабли на 9-18%. Положительная тенденция объяснялась двумя основными факторами. Правительству удалось избежать дефицита текущего счета в 2К20, несмотря на падение цен на нефть и переложить часть кризисной стоимости углеводородов на торговых партнеров РФ. Поддержке курса также способствовали инвесторы – их доля на рынке ОФЗ сохранялась на уровне 30%. В итоге отток частного капитала из страны не превысил допустимых норм.

Тем не менее, в последний месяц вектор относительной стабильности развернулся в противоположную сторону. Под ударом оказалось много валют, но ослабление курса рубля было более сильным, несмотря на постепенно увеличивающиеся цены на нефть. Несоответствие курса и стоимости углеводородов объясняется слабостью капитального счета, т.е. настроениями инвесторов на фоне возможных санкционных рисков. В итоге настрой рынка по отношению к рублю выглядит нестабильным. Часть инвесторов ожидает падения российской валюты, тогда как другие готовы к сценарию постепенного укрепления рубля.

Цены на нефть останутся выше 50 долларов?

Да. Нефтяной рынок получил импульс на фоне планов по реализации массовой вакцинации. Однако после нескольких месяцев локдауна и запрета на путешествия, результатам которых стало резкое сокращение потребления и падение цен, можно ли считать такого рода оптимизм оправданным?

На фоне отскока экономики потребление будет расти. Это может компенсировать любое количество дополнительных баррелей, производимых странами-членами ОПЕК, Россией и другими партнерами по сделке, которые договорились ранее о рекордном уровне сокращения.

Этот альянс выглядит хрупким, однако худшим из возможных вариантов стал бы неконтролируемый выброс на рынок миллионов баррелей нефти. Все участвующие в соглашении стороны хотят избежать обрушения цен, и поэтому более вероятным можно считать такой вариант, при котором любая коррекция будет соответствовать отскоку в области спроса.

Регуляция денежно-кредитной системы в Греции

Денежной единицей в Греции служит евро. За денежно-кредитную систему отвечает правительственный комитет, в состав которого, кроме министров, входит также управляющий Центральным банком Греции (Bank of Greece).

К основным кредитным учреждениям принадлежат:

  • НБГ (Национальный Банк Греции);
  • государственное учреждение Сельскохозяйственный и Национальный банк промышленного развития (ЕТВА);
  • Торговый банк;
  • Ипотечный банк.

Другие крупные банки на территории Греции: Alpha Bank, Eurobank, Piraeus Bank, Коммерческий и Народный банки Греции, Эллинский банк промразвития, Ионический банк.

В 2019 году в Греции всего насчитывается 115 банков, 36 из которых – зарубежные филиалы.

В стране активно действуют международные финансово-кредитные учреждения, лидером среди которых является Citibank. Кроме него функционируют Barclays Bank, Chase Manhattan Bank, American Express, Paribas, Nacional de Paris и другие.

Для скорейшего выхода из кризиса новая бюджетная система Греции-2019 направлена на временный отказ от развития социальной сферы и сокращение налогообложения недвижимости, распределенных доходов, фермеров и юридических лиц. Кроме того, планируется обновить схему субсидирования и поддерживать молодежь до 25 лет, повышая количество профессионально подготовленных специалистов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий