Внутренний интерьер Кёльнского собора
От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.
Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.
Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.
Легенда Кельнского собора.
Со строительством храма в Кельне связана одна легенда, согласно которой архитектору никак не удавалось создать чертеж. Ему вызвался помочь Сатана в обмен на бессмертную душу. Архитектор Герхард фон Риле согласился и сделка, сигналом к проведению которой должен был служить крик петуха, была назначена на утро. Жена Герхарда, подслушавшая разговор, решила обмануть Нечистого и подала условный знак, прокукарекав несколько раз. Чертеж был получен, но в отместку за обман, дьявол произнес проклятие. Если ему верить, то в тот день, когда закончится строительство Кельнского собора, наступит конец света. Может быть, поэтому восстановительные и строительные работы не прекращаются и сегодня.
История панно
Уже в 1589 году северная стена конюшенного двора Штальхоф (Stallhof) комплекса дрезденского Дворца-резиденции была украшена картиной, выполненной известковыми красками.
На месте старого изображения к восемьсот летнему юбилею правящего дома историческим живописцем Вильгельмом Вальтер (Wilhelm Walther) была создана картина «Шествие князей». Картина была выполнена в черно-белых тонах в итальянской технике сграффито — когда рисунок процарапывается из двух нанесенных друг на друга слоев известковой краски. Работа продолжалась четыре года — с 1872 по 1876. Однако, уже к началу XX века картина начала портиться под воздействием погодных условий.
Для того чтобы сохранить шедевр, потребовалось еще четыре года — в 1904–1907 годах изображение «Княжеской процессии» было перенесено на плитки из мейсенского фарфора.
Для этого была применена новейшая на те времена методика. Сначала картина была разбита на множество небольших квадратов, после этого — перенесена на бумагу, затем рисунки были скопированы на заранее обожженные при температуре 1380 градусов плитки с помощью специальных огнеупорных красок, в заключении плитки обожгли еще раз.
Во время бомбардировок Дрездена Второй мировой войны панно почти не пострадало. Обновили только 200 плиток.
Панно «Шествие князей» можно рассматривать очень долго. Кроме того, что это практически наглядная иллюстрация тысячелетней истории Саксонии, изображение полно удивительных деталей и символов.
Хотя панно «Княжеская процессия» выполнено на фарфоре, выглядит оно, как огромный ковер. Наверху даже специально нарисованы гвоздики, на которых будто-бы висит полотно. Многочисленные птички и растения украшают изображение.
Интересно, например, что конь короля Августа Сильного топчет розу. Разные версии трактуют этот символ по-разному. Возможно, здесь отражен переход Августа в католицизм, или это намек на одну из многочисленных любовных историй Августа, ведь растоптанная роза — символ разбитого сердца.
Или изображение братьев Эрнста и Альбрехта. Известно, что их отец курфюрст Фридрих II завещал, чтобы они вместе правили страной. На полотне отец изображен, держащим руки обоих братьев вместе. К сожалению, это не помогло. Спустя некоторое время после смерти отца, старший брат Эрнст вытеснил младшего, и далее правили именно его наследники. Кстати, будучи еще подростками, оба принца были похищены с требованием выкупа. Их спаситель в благодарность за это также изображен на панно.
Как водится, в семье не без урода, Альберт Выродившийся (Albrecht der Entartete) также здесь изображен. Такое прозвище Альберт получил за то, что промотал все свое состояние и распродал семейные земли. Прозвище нелестное на панно отсутствует, зато на пути у Альберта вырос недвусмысленно репей. Панно «Княжеская процессия» расскажет внимательным посетителям много интересных историй, в избытке накопившихся за более, чем тысячелетнюю историю рода Веттинов.
Увидеть уникальное панно «Шествие князей» считается необходимым «must see» для каждого туриста, прибывающего в Дрезден. Панно находится в открытом доступе, вход свободный.
Панно «Шествие князей» в вечернем освещении, albygan
К 800-летнему юбилею Дрездена в 2006 году был осуществлен уникальный проект «Живая княжеская процессия». Все 94 человека, изображенные на панно, кони, костюмы, оружие были с максимальным соответствием воссозданы вживую, и фантастическая картина стала реальностью. Повторное живое «Шествие князей» в Дрездене состоялось в октябре 2019 года.
Больше информации о «Живой княжеской процессии» на официальном сайте
Светские постройки: замки, дворцы, особняки
До XIV века готические жилые здания были крайней редкостью, так как стиль развивался исключительно в рамках христианской католической архитектуры. Только в поздний период готический декор и некоторые другие элементы постепенно начинают использоваться в жилых зданиях.
Дворец правосудия в Руане
Наиболее значимые постройки:
- в Авиньёне, резиденция Папы Римского;
- Дворец Жака Кёра в Бурже, личные особняк казначея короля и торговца;
- Дворец правосудия в Руане, XVI в.;
- Особняк Клюни в Париже, XIV в.
- Шато Этилан, XV-XVI вв., особняк построил Луи Пикард, судебным пристав города Труа, Нормандия
Шато Этилан
Предыстория создания
Местоположение церкви всегда играло первостепенную роль при её воздвижении, поэтому многие археологи полагают, что местоположение Дуомо было для римлян священным местом в течение многих веков до начала Христианства.
Первой католической церковью на этом месте была Санта-Текла, построенная приблизительно в 355 году н. э. Её баптистерий всё ещё виднеется в руинах под Дуомо. Позже рядом с Санта-Теклой была построена ещё одна базилика, Санта-Мария-Маджоре.
Обе церкви просуществовали почти тысячу лет, пока не были разрушены пожаром в 14 веке. Позже было объявлено о создании нового собора. Новое здание задумывалось как символ торжества над победой тирании предыдущего правителя.
Башня Эшенхайм
Башня Эшенхайм. | Фото: Tambako The Jaguar / Flickr.
От средневековых городских стен Франкфурта мало что сохранилось до начала XXI века. Большинство их было снесено в начале 1800-х годов, во время французской оккупации, поскольку к тому времени они уже не представляли никакой ценности в качестве фортификационных сооружений. Десятиэтажная башня Эшенгеймера, охраняющая северную часть стены, тоже подлежала сносу.
Но, в конце концов, ее «пощадили» и сохранили в качестве памятника. Башня, спроектированная Мадерном Гертенером (который также работал над проектом Франкфуртского собора) и возведенная в начале XV века, является самой старой достопримечательностью Франкфурта-на-Майне.
Сегодня в башне размещается шикарный ресторан. Даже если вам не удалось заказать в нем столик, хотя бы просто обойдите башню, чтобы полюбоваться ею – она того заслуживает.
Адрес: Башня Эшенхайм, Eschenheimer Tor 1, 60318 Frankfurt am Main, Германия.
Пламенеющая готика или пламенная (поздняя)
Пламенеющий стиль (фр. flamboyant) – направление готики позднего периода средневековья (с XIV по XVI вв.), характеризуется наличием сложных орнаментов, напоминающих языки пламени. Так называемые, «пламенные орнаменты» являются разновидностью традиционных готических узоров «масверк», которые образованы соприкасающимися окружностями разного радиуса.
Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже
Постройки:
- Собор Нотр Дам де Руан ,1145-1506 гг.
- Церковь Св. Троицы в Вандоме, аббатство Тринити, нач. XVI в.
- Церковь Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко, 1428-1539 гг., провинция Нормандия
- Церковь Сент-Уэн в Руане, XV в.
- Церковь святого Северина в Париже, XV в.
Признаки: 1) применение орнамента «масверк» напоминающего языки пламени; 2) первостепенная роль декора; 3) упрощённая планировка зданий по сравнению с предыдущими периодами; 4) сложные своды с декоративными нервюрами, также применение декоративных замков в местах пересечения нервюр; 5) использование скульптур для оформления фасадов и интерьеров.
Исторический музей
Исторический музей.
Нет лучшего способа узнать побольше о Франкфурте, чем посетить его Исторический музей. Он содержит множество экспонатов, рассказывающих о прошлом города. Одними из наиболее популярных экспонатов музея являются модели, показывающие, как выглядела центральная часть Франкфурта во времена средневековья и после бомбардировок Второй мировой войны.
Есть здесь еще одна модель города – основанная на мнении обычных людей (работники музея взяли интервью у 1166 жителей Франкфурта об их городе, о любимых и нелюбимых местах и т.д. и результаты опроса отразили на модели). Каждую последнюю субботу месяца, кроме августа и декабря, вход в музей бесплатный.
Адрес: Historisches Museum, Saalhof 1, 60311 Frankfurt am Main, Германия.
История
Возведение и основание
Кафедральный собор Рейкьявика в Исландии был основан в 1787 году. Он имеет долгую историю, которая берет свое начало задолго до момента его основания.
Главным религиозным центром Исландии многие века был расположенный на юге страны город Скаульхольт. Именно здесь в 1056 году образовалось первое епископство Исландии, здесь открывались латинские школы, здесь же свершались значимые для политической и культурной жизни страны события.
Все изменилось в одночасье. В 1783 году в юго-западной части страны проснулся дремлющий долгие годы вулкан Лаки. Сильнейшее извержение, сопровождаемое землетрясением, принесло множество бед жителям страны и подвергло разрушениям немало городов и селений.
Извержение длилось целый год. За это время город Скаульхольт оказался полностью разрушен, чудом сохранилась лишь небольшая Скаульхольтская церковь. Оценив масштаб бедствия, епископу пришлось перенести свою резиденцию в Рейкьявик.
Происхождение названия
Спустя несколько лет, в 1796 году, стало очевидно, что полностью восстановить погибший Скаульхольт не удастся. Тогда епископ назвал Рейкьвик новым духовным центром страны, а приходскую церковь города — Кафедральным собором.
Историческая судьба
С того времени церковь в Рейкьявике стала основным религиозным центром страны. Со всей Исландии сюда съезжались верующие, чтобы вознести молитву Богу, попросив у него помощи или защиты.
Современное состояние церкви
Сегодня городской собор в Исландии любим и почитаем как местными прихожанами, так и туристами, которые готовы с неподдельным благоговением изучать достопримечательности Исландии. Собор Рейкьявика — не единственная религиозная достопримечательность города, однако, до сих пор никто не рискнет оспаривать его главенство среди других духовных жемчужин исландской столицы.
Местным жителям порой кажется, что центральная святыня города не подвластна ни времени, ни силам природы. К сожалению, это не так. Но власти Исландии ежегодно выделяют средства из бюджета страны на реставрационные и ремонтные работы в стенах церкви. Благодаря такой заботе храм на протяжении столетий сохраняет свое великолепие.
Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе
Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.
Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.
Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.
Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.
Захоронения
Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную. К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.
Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.
Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.
Ульмский собор
Знаете ли вы, где находится самая высокая церковь в мире? Как ни странно, вовсе не в Кельне, а в небольшом немецком городе Ульме. Местная церковь возвышается на 161 метр. Строительство велось на протяжении пяти веков. Когда работы наконец были закончены, оказалось, что жители маленького городка неожиданно для себя возвели высочайшую в мире церковь. История прекрасного Ульмского собора в материале diletant.media.
Огромный собор для маленького городка
Ульмский собор (так называемый Ульмский Мюнстер) располагается в небольшом городке Ульме, в земле Баден-Вюртемберг. Он на самом деле не является кафедральным собором. В церкви небольшого городка никогда не было реззиденции епископа. Но из-за ее внушительных размеров церковь наградили славным именем собора, которое само по себе прижилось.
Фото 1. Ульмский собор
Интересна причина, по которой решили возвести Ульмский собор. Дело в том, что в XIV веке местная церковь находилась за пределами городских стен. Во время осады прихожане оставались без доступа к ней. Такое уже случалось: например, в 1376, когда на городок напал Карл IV. Ситуация в те времена была неспокойная, так что горожане решили на всякий случай перестраховаться и построить церковь в черте города. К тому же Ульм стремился избавиться от влияния монастыря Райхенау, которому принадлежала уже существовавшая приходская церковь. На тот момент население Ульма едва ли составляло 10 тысяч человек. Но они собрали средства и в 1377 был заложен первый камень в основании будущего собора.
Пять веков строительства
Над первоначальным проектом здания работал архитектор Генрих Парлер. Он хотел построить зальную церковь с двумя равными нефами. Также планировалось дополнить ее одной башней с запада и двумя со строны хора. Правда, сам Парлер построить церковь не успел: он лишь заложил основание, возвел хор и нижние ярусы башен. На протяжении полутора веков архитекторы сменяли друг друга, и каждый добавлял что-то новое в проект здания. Например, предложили увеличить количество нефов до трех. Над строительством главной башни начал работу архитектор Ульрих Энзинген, тот самый, который создал собор в Страсбурге — некоторое время он считался самым высоким зданием в мире. Неудивительно, что именно Энзинген предложил сделать главную башню высотой 150 метров.
Слева направо: Ульмский собор, Кельнский собор, Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Ахенский собор
В середине XVI века деньги кончились, и строительство заморозили почти на 300 лет. Церковь таки стояла недостроенной, со стометровой башней. В 1844 работы над созданием собора возобновились. Устаревшую конструкцию укрепили. В 1890 главную башню наконец достроили, увенчав ее верхушку крестоцветом. Тут и оказалось, что жители небольшого городка случайно построили самую высокую церковь в мире. Башня второго по высоте Кельнского собора возвышается всего на 157 метров. В таком виде мы и знаем башню Ульмского Мюнстера. Правда, подняться на 161 метр не удастся: обзорная площадка расположена на высоте 143 метров. Чтобы полюбоваться прекрасным видом Ульма, нужно преодолеть 768 ступеней. Для сравнения, к обзорной площадке Исаакиевского собора ведут 262 ступени. Сам собор возвышается на 102 метра.
Ульмский собор не только занимает почетное место самой высокой церкви мира, но и является настоящим шедевром готической архитектуры. Искусствоведы отмечают тимпан главного портала Ульмского Мюнстера, который, вопреки традиции, украшен в основном не сценами страшного суда, а мотивами из мифа о сотворении мира. Удивительно, что изображенный на рельефе Бог держит в руках Землю в форме шара. Внутри собор украшен витражами, шесть из которых дошли и до наших дней. В 2001 году два окна, где витражи не сохранились, были оформлены современными витражами Иоганна Шрайтера.
Ульмский собор внутри
Во время Второй мировой войны собор почти не пострадал. Угроза разрушения пришла, откуда не ждали. Недавно немецкое издание Südwest Presse сообщило, что каменное основание самого высокого в мире собора разрушается солью и кислотами, содержащимися в моче. Михаэль Хильберт, ответственный за содержание Ульмского собора, жалуется, что не только туристы, но и сами горожане позволяют себе облегчиться у средневековой церкви. За это нарушение был даже введен штраф размером в 100 евро.
Церковь святого Лаврентия
Здание находится в Нюрнберге. Церковь святого Лаврентия считают наиболее старым лютеранским храмом.
Точная дата начала строительства церкви святого Лаврентия неизвестна. Ранее на ее месте стояла часовня Святого Лаврентия – об этом здании упоминается в 1235 году. Примерно в 1275 году она стала самостоятельной.
В ходе Второй мировой войны церковь была сильно повреждена. После окончания боевых действий была начата реконструкция, которая затянулась до 60-х годов ХХ века.
Общие данные:
- длина церкви – 91,7 м;
- ширина – 30 м;
- высота центрального нефа – 24,2 м;
- высота боковых нефов – 11,5 м.
Интересные факты о соборе:
- основными достопримечательностями собора святого Лаврентия, представляющими значительную художественную ценность, являются дарохранительница, золоченый канделябр, скульптурная композиция «Благовещение»;
- долгое время высокие башни собора были источниками пожаров, так как в них часто били молнии;
- западный фронтон собора украшает огромная розетка окна, диаметр которой составляет 10 м.