Детские сады в системе дошкольного образования Польши

Здание сада и прилегающая территория

Поскольку детский садик — это место, где Ваше чадо будет проводить большую часть времени, начнем, пожалуй, с описания здания и территории. В этом плане частный и государственный сады имею колоссальные различия.

Частные детские сады, как правило, расположены на первом этаже обычного жилого дома или арендуют несколько офисных помещений. Реже, но все же бывает, что у частного садика есть свое отдельное здание, но оно, как правило, сильно меньше здания государственного детского сада. Ввиду отсутствия достаточного количества места в частном саду у детей нет отдельной спальни, столовой и игровой. Все время они проводят в одном помещении. Тоже касается и прилегающей территории. В 90% случаев у частных садов в Польше нет своей территории, поэтому на прогулку дети ходят по району, вокруг дома, на общественные детские площадки (если такие есть поблизости), иногда за дополнительную плату малышей водят на экскурсии, в музеи и прочее. Что касается внутреннего оснащения, то здесь все в порядке: группы благоустроенные, есть отдельные санузлы и много игрушек.

Здание частного детского сада в Польше

Государственный детский сад в Польше является полной противоположностью частному. У публичных садов свое большое здание, у детей просторные группы, отдельная комната для сна, для игр и еды. Есть актовый зал, раздевалки. Само собой имеется собственная большая территория с игровыми площадками. В общем, это Вам не вокруг дома ходить.

Здание государственного детского садика в Польше

Детские сады в Польше – przedszkole (пшедшколе)

Самый ранний возраст, когда ребенка могут принять на попечение – 6 месяцев, но так рано отдавать детей в ясли в Польше не принято. Большинство детей идет в садик с 2,5 лет, но и тех, кто помладше, тоже берут, но стоит это дороже. Каждая возрастная садиковская группа в Польше имеет свое название.

Дети иностранцев принимаются в государственные и частные детские сады на тех же условиях, что и граждане Польши. Ребенок иностранец, имеет право посещать детский сад в Польше, но государство не гарантирует бесплатное место в детском саду, в отличие от школьного образования.

Жлобек – żłobek

В русском языке аналог этому слову – “ясли”. Здесь ребёнок находится с шести месяцев до трех лет, его можно оставлять на полный или неполный рабочий день. Как правило, ясли значительно дороже групп для детей постарше.

Пшедшколе ребёнок начинает посещать с трех лет и остается там до конца учебного года, в котором ему исполнится полных семь лет.

Зэрувка – zerówka

Все без исключения дошкольники обязаны посещать зэрувку (от польского слова “zero” – “ноль”, т.е.“нулевой класс”). Дошкольную подготовку ребенок может проходить в виде курса в детском саду, в начальной школе, где он собирается дальше учиться, или в специальных группах, так называемых дошкольных пунктах подготовки.

На сегодняшний день дети, проживающие в Польше, поступают в школу в возрасте 7 лет, а в нулевой подготовительный класс — zerowka (зерувка) — когда им исполняется 6 лет. Недавно правительство предпринимало попытку провести реформу образования, тогда детей начали отправлять в школу на год раньше, но после критики эта программа была отменена.

Современное дошкольное воспитание и образование в Польше

Учреждения дошкольного образования являются учреждениями, для опеки и воспитания детей из среды низко обеспеченных семей (дети безработных, дети людей, работающих на собственной ферме, дети из неблагополучных семей).

К участию в воспитании ребенка в государственных детских садах, альтернативных (частных детских садах ) должно быть организовано способом обоснованного и добровольного решения родителей (опекунов) ребенка, а не способом принуждения. Местные органы власти обязаны содержать детские дошкольные учреждения, для этого они должны получить необходимые средства на эти цели.

Согласно отчета Всемирного Банка в 1989 году иностранные эксперты критически оценивали статус польского образования, и предъявили органам местного школьного управления ПНР следующие разумные обвинения: недостаточное (ограниченное количество) детских садов, ограниченный доступ детей из социально нуждающихся семей к детским садам, неудовлетворительные инвестиции в сфере развития дошкольного образования, дифференциация результатов обучения учащихся городских и сельских школ.

Каков распорядок дня в польских садиках?

Частные

Сады открыты с 6-7 утра. К 9 приходит большинство детей, так что до 9 они делают зарядку и завтракают, а с 9 начинаются занятия. В 12-ть обед, затем прогулка и дополнительные занятия. Всегда есть и свободное время, когда дети могут просто поиграть в игрушки.  В 15-16 часов — полдник. Так как многих детей забирают уже около 15 часов, то с этого времени во многих садах остаются сборные группы и дежурные воспитатели.

Как правило, дети с 3-х лет в польских садиках уже не спят днем. Вместо этого после обеда есть leżakowanie, 15-30 минут они лежат, отдыхают и слушают спокойную музыку или сказки. Для малышей, привыкших спать днем, такой ритм может быть тяжелым.

Перспективы трудоустройства после обучения

Каким бы увлекательным ни был процесс обучения, конечной целью учёбы является получение диплома и устройство на перспективную работу.

Дипломы польских высших учебных заведений котируются во всех странах ЕС, поэтому после успешного окончания вуза выпускник имеет возможность трудоустройства не только в польскую компанию, но и в одну из компаний любой другой европейской страны.

Кроме того, польское правительство заинтересовано в квалифицированных кадрах и даёт выпускникам возможность поиска работы на территории страны, продлевая срок действия визы ещё на год с момента окончания университета.

В процессе обучения иностранные студенты имеют право легально устроиться на работу в период летних каникул или практики. Для работы в остальное время необходимо получить специальное разрешение.

Частные детские сады: индивидуальный подход за ваши деньги

  • Сразу отметим, что посещение частного детского сада – это удовольствие не из дешевых. Позволить себе его может, пожалуй, лишь семья без серьезных материальных проблем. Но всегда ли оправдана высокая стоимость посещения частного сада? Однозначно ответить, наверное, не получится. Но можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны: большая часть средств идет на укрепление материальной базы сада, приобретение развивающих игрушек, спортивного инвентаря, билетов на посещение различных мероприятий, экскурсионные поездки и т.д.   
  • Преимуществом садов частного типа является отсутствие длинных очередей, отдавать ребенка в такое учреждение можно, не дожидаясь исполнения ему трех лет. Платежеспособность родителей – вот главное условие!
  • А вот месторасположение такого сада не всегда радует. Нередко родителям приходится отвозить ребенка в частный сад, который находится на другом конце города. Стоит задуматься, как отнесется малыш к ежедневным утомительным поездкам в общественном транспорте или стоянии в пробках.  
  • Группы в платных частных дошкольных учреждениях формируются малокомплектные (от 5 до 10 детей), поэтому каждый ребенок получает индивидуальный подход, достаточно внимания и заботы, что позволяет максимально раскрыть его способности и таланты. Например, такой важный момент раннего развития, как правильное заучивание стихов, в маленьких группах осуществляется гораздо легче. В тоже время некоторым садам не удается создать полноценную группу из детей одного возраста. А потому бывает и так: вместе находятся малыши от полутора до трех лет и даже старше. Этого, конечно, хотелось бы избежать. 
  • Групповым и индивидуальным развивающим занятиям, а  также подготовке к школе, работе различных кружков в частном детском саду уделяется максимум времени и внимания. Изучение иностранного языка, занятия хореографией, посещение бассейна, развивающие занятия (например,  современные техники рисования, как правило, вызывающие у детей полный восторг) – это далеко не полный перечень возможностей, которые предоставляют платные детские сады своим воспитанникам с учетом их склонностей к тому или иному виду деятельности. Вместе с тем в таком саду нельзя быть полностью застрахованными от использования воспитателями сомнительных и неисследованных методик обучения и раннего развития.     
  • О питании мы подробно говорили в контексте государственных детских садов. Владельцы частных дошкольных учреждений уверяют родителей, что их ребенок будет всегда накормлен полезной и качественной пищей. В некоторых садах индивидуальное меню на неделю предварительно обсуждается с родителями каждого малыша. К примеру, для детей-аллергиков такая возможность – это большой плюс.   
  • Воспитатели в большинстве частных детских садов подбираются тщательно. Обязательными условиями являются наличие высшего педагогического образования, опыта работы, умения найти особый подход к каждому малышу. Но и в садах частного типа нередки конфликты между родителями и педагогами по причине невнимательного отношения к ребенку. 
  • Материально-техническая оснащенность этих дошкольных учреждений хорошая: в достаточном количестве имеются игрушки и инвентарь, необходимые для интеллектуального и физического развития воспитанников.     
  • Отдав ребенка в частный сад, родители могут быть уверены в обеспечении его безопасности. К тому же в некоторых садах устанавливаются камеры, позволяющие мамам и папам в любой момент посмотреть, чем заняты их дети.  

Переезд в Польшу

Нашему малышу исполнилось три года, когда мы переехали в Польшу. В Украине он в садик не ходил, а здесь мы всерьез озадачились этим вопросом, скорее не из-за воспитания (жена у нас домохозяйка и превосходно справилась бы с этим), а из соображений его адаптации и изучения национального языка.

Поселились мы в Люблине – весьма уютный город с добродушным населением, чистый и ухоженный. С детскими садами здесь особых проблем нету. В первые дни решили прогуляться по округе и определиться, куда именно будем записывать свое чадо. Оказалось, что в нашем районе имеется два частных детских сада и один государственный. В последний отдавать особо не хотелось, потому что:

  • а) туда гораздо проблематичнее записаться
  • б) мы только недавно прибыли – языка не знаем, а это значит, что ребенку требуется более гибкий подход, который может дать только частное учреждение.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:

Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае

Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.
Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ

Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.
Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

!Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Частный или государственный садик в Польше — что выбрать?

Сделаем сводную таблицу недостатков и преимуществ частных и государственных садиков в Польше. Исходя из приоритетов, выбирайте тот вариант, который вам наиболее подходит:

ГосударственныеЧастные
Наличие местОчень малоЕсть практически всегда
Время записиНачало мартаКруглогодично
Стоимость (месяц) от 0 до 450 PLNОт 300 до 1000 PLN
Питание (день)Включено5-20 PLN
Дополнительные расходыНетВозможны
Оплата при отсутствии ребенкаНетЕсть
Программа занятийСтандартнаяРасширенная, много факультативов
Кол-во педагогов на группу 20-25 человек13-4
Наличие обязательных каникулс июля по августНет

Школьное образование в Польше в вопросах и ответах

В этом подразделе рассмотрим самые актуальные вопросы родителей касательно школьного образования и средних школ в Польше.

Обязан ли родитель отправлять ребенка в школу в Польше, временно находясь в стране?

Да, обязан. Каждый ребенок от 7 и вплоть до 18 лет, находящийся на территории страны, обязан посещать школу и получать образование. Несоблюдение этого положения чревато санкциями и штрафами в отношении родителей. Это правило также относится к детям без польского гражданства и не зависит от правового статуса родителей.

В каком возрасте идут в первый класс в Польше?

Ребенок начинает получать начальное школьное образование в том году, в котором ему исполняется семь лет, даже если к 1 сентября он пока ещё шестилетка. Однако в связи с изменениями в законодательстве с 2014-2015 гг. школьная обязанность распространяется и на детей в возрасте 6 лет.

Если родители не соблюдают требования законов в отношении начала обязательного школьного обучения, это чревато выяснительной процедурой, штрафами, а в самых редких случаях – и лишением прав на ребенка.

Да, родители детей, независимо от их гражданства, несут следующие обязательные расходы:

  • Приобретение школьной формы – обычно это мягкие тапочки для ношения в школе, форма для уроков физкультуры (спортивная одежда), а в некоторых учебных заведениях – безрукавка и/или комплект одежды с эмблемой школы. В целом эти расходы составляют 50-80 зл.
  • Покупка учебников производится по списку, утвержденному директором учебного заведения. Обычно они приобретаются раз в год, общие расходы составляют 200-300 зл.
  • Покупка канцтоваров – тетрадей, линеек, ручек и т.п. Список необходимого также выдается школой, а расходы не превышают нескольких десятков зл.
  • Страховые взносы не стоит путать с медицинской страховкой — это страхование от несчастных случаев, действующее круглосуточно. Ежегодный взнос составляет 40-50 зл.
  • Школьные обеды – ежедневное питание ребенка в школе, расходы составляют в месяц 80-110 зл. Также дети обычно берут с собой из дома второй завтрак – это питьевая вода и перекус (булочка, бутерброд и пр.).

Также возможны такие расходы, как взносы на нужды класса и в родительский комитет. По желанию, ребенок может посещать с классом концерты, театры, кино, бывать на экскурсиях, которые оплачиваются отдельно.

Такие учебные заведения, как, например, частная Международная школа в Гданьске, предлагает обучение на платной основе на польском или английском языках. Что касается государственных школ – они все бесплатны.

Как быть, если ребенок пока не владеет польским языком? Помогут ли ему в освоении языка?

Да, обязательно помогут. Каждый ребенок, который не имеет польского гражданства, может рассчитывать на бесплатные уроки государственного языка, преподаваемые дополнительно. Обучение происходит в выбранной школе первые учебный год параллельно с получением основного школьного образования, в среднем 2 занятия в неделю по 45 минут каждое, но не более 5 уроков в 7 дней. Количество занятий и их расписание утверждает директор, предварительно согласовав их с преподавателем. Занятия проводятся индивидуально или для небольшой группы детей.

Что такое школьное удостоверение, для чего оно дается?

Школьное удостоверение – главный документ, выдаваемый учебным заведением и подтверждающий посещение учеником той или иной школы. В нем указаны данные школьника и информация об образовательном учреждении. Этот обязательный документ выдается только в той школе, в которой учится ребенок. Удостоверение действительно 1 год, после чего в нем заново проставляется печать.

Школьное удостоверение дает его обладателю следующие преимущества:

  • Скидки на пользование общественным транспортом,
  • Скидки на билеты в зоопарк, кино, музеи и т.п.,

Является удостоверением личности во время проведения внешкольных мероприятий: конкурсов, олимпиад и пр.

Как записаться в детский сад в Польше?

Государственный (publiczne przedszkołe)

Как правило, запись начинается с марта месяца. В сентября когда группы еще формируются и есть свободные места, можно также «вклиниться». По опыту общения с родителями, бывали ситуации, когда дети не попадают в садик на протяжении 2 лет (не хватает мест), но речь идет о Варшаве. Принимают детей начиная с 3 летнего возраста. Государственные ясли есть, но их крайне мало — попасть практически нереально. Если у вас ребенок дошкольного возраста (6 лет) — его примут без очереди в «подготовительную группу», так как каждый ребенок обязательно должен пройти это обучение.

В группах 1 педагог и 2 нянечки на 20-25 детей.

Образование/досуг/питание —  государственные сады похожи на привычные нам строения с собственной территорией и площадками для игр.

Обязательный сонный час в Польше есть только для детей до 3 лет. Для деток постарше он заменяется тихим часом во время которого воспитатель читает сказки. Еда в государственных садиках готовится силами своих поваров на собственной кухне.

Стоимость — принимают детей без вступительных взносов

Часто задают вопрос — обязательно ли должны работать оба родителя, чтобы ребенка приняли в государственный садик. Такого требования нет и даже если родители безработные или работают удаленно, ребенка должны принять в садик при условии наличия свободных мест. Повторюсь, нам попасть в государственный не удалось — мест катастрофически не хватает.

Частные садики (niepubliczne przedszkołe)

Как правило, можно записаться в любое время при наличии свободных мест. При записи заполняем простенькую анкету с личными данными, подписываем договор и оплачиваемый вступительный взнос (т.н. wpisowe). Вступительный взнос как правило либо равен одному либо двум месячным платежам. Этот взнос не подлежит возврату и оплачивается единоразово при оформлении ребенка. В некоторых садиках, вступительный взнос вносится каждый учебный год.

В группах на 3-4 воспитателя — 20-25 детей.

Особенности. Как правило эти заведения расположены в обычных жилых домах (выкуплено и переоборудовано несколько квартир на первом этаже), реже — это частный дом с прилегающей территорией. Такие садики редко имеют свою площадку для прогулок (чаще для этих целей используются общественные парки). Так как помещения небольшой площади, там редко предусмотрена отдельная спальня, дети отдыхают на матрасах или спальных мешках (мне кажется, что такой вариант детям нравится намного больше, чем классическая спальня).

План обучения. Программа в частных садиках значительно обширней, чем в государственных. Ежедневно у детей занятия на развитие моторики, рисование, лепка, аппликации, музыка, пение, танцы. В последнее время набирают популярность узкоспециализированные частные сады, например с языковым уклоном (изучение нескольких иностранных языков), с творческим уклоном (актерское мастерство, танцы, пластика), со спортивным уклоном и т.д

Большое внимание уделено экскурсиям, открытым урокам с приглашенными специалистами и т.д

Питание — в частных садах нет своей кухни, а питание доставляется кейтеринговыми компаниями. На фото ниже пример меню на несколько дней в частном садике:

Польськое дошкольное образование

Здесь весьма успешно употребляется единая европейская система дошкольного образования, основа которой – выбор. Родители малышей вправе не водить ребенка в детский сад, но многие все же решают этот момент в пользу государственных или частных дошкольных учреждений. 

Дошкольное образование (przedszkola) в Польше

Поскольку дошкольное образование в Польше не является обязательным, родители ребенка самостоятельно принимают решение отдавать его в детский сад, и если да, то в какой именно и на сколько часов в день.

Однако, следует заметить, что последний год в детском саду (когда ребенку исполняется 5 или 6 лет) является обязательным для всех детей, которые через год пойдут в школу в Польше, включая детей иностранцев, поскольку это предпосылка вступления в начальную школу. Во время последнего года обучения в детсаду детям предоставляются базовые, необходимые перед школой знания.

В Польше функционируют как муниципальные, так и частные платные детские сады. Родители могут самостоятельно выбрать для своего малыша такое заведение, руководствуясь личными предпочтениями и пожеланиями.

Система дошкольного образования в Польше четкая и слаженная. Она формируется такими учреждениями как:

  • ясли (малыша можно оставлять здесь полный или неполный рабочий день)
  • детские сады
  • двухнедельные детские сады и “микросадики” (семейные варианты, когда в одной квартире находятся 5-6 детей).

Частные польские детские сады 

Итак, малышей зачисляют в детские сады (przedszkole) с 3-х лет. Существуют учреждения, в которых принимают и совсем крох с 6 месяцев, такие ясли называются żłobek.

Попасть в частный детский сад не составит труда, были бы деньги оплатить пребывание малыша здесь. В частных детских садах малышей обучают игре в шахматы, иностранным языкам, дети могут посещать здесь самые разнообразные кружки по рисованию, танцам, плавание и др.

Государственные детские сады в Польше

С государственными садиками несколько труднее, часто в них нет мест, но все зависит от города, в котором вы находитесь. Кстати, в муниципальном дошкольном учреждении бесплатно детишки могут находиться только до 13 часов, за все остальное время придется доплачивать  родителям. 

Воспитатели часто организовывают для малышей экскурсии и поездки на различные мероприятия, такое времяпрепровождения не может не нравиться ребятишкам. В группах обычно 25 человек, за всеми присматривают 1 воспитатель и 2 помощницы.

Для жителей Украины несколько необычным фактом является то, что питание в детских садах привозное, то есть в помещении нет столовой, еду просто разогревают перед подачей на стол. Такой метод имеет ряд преимуществ: во-первых, нет необходимости нанимать специальный обслуживающий персонал, во-вторых, покупка питания осуществляется только в сертифицированных службах питания, что минимизирует возможность попадания в детский организм вредных веществ.

Малышам в детских садах разрешают все, что не навредит здоровью. Не хочешь кушать – не надо, не нравится учить буквы – пожалуйста, иди, играй игрушками. Если ребенок сильно провинился, ему предлагают успокоиться и посидеть на стульчике.

Все чаще родители выбирают для своих детей детские сады и это правильно, ведь ребенок должен адаптироваться к окружающим его условиям, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Правительство Польши заботится о младшем поколении и старается сделать пребывание в дошкольном учреждении максимально комфортным, приятным и безопасным. 

Для того, чтобы выбрать детский сад для ребенка, можно ознакомиться с базой данных на специальном сервисе Przedszkole w Polsce, где можно посмотреть не только детские сады вблизи места своего проживания, но и поискать лучшие частные и государственные сады, детские клубы, развлекательные и учебные центры для детей в Польше и др.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий