Обаяние храмов и соборов Дюссельдорфа

Церковь Неандеркирхе

Самый старый протестантский храм Дюссельдорфа построен в 1683году в стиле барокко. Своё название он получил от проповедника Иоахима Неандера, которому в непростые для протестантов времена гонений и репрессий в составе общины удалось возвести собственный символ этого религиозного направления.

Отношение власти к протестантской религии не могло не отразиться на архитектуре здания: в глубине квартала по улице Болькерштрассе, 36 выросло небольшое здание с невысокой центральной башней в несколько этажей, прилегающими с двух сторон корпусами и входом со двора – без серьёзных внешних эстетических элементов, но с внушительным циферблатом наверху. Внутри просторного и светлого храма находится главная достопримечательность – экстравагантный орган, созданный в 1965 году австрийскими специалистами. Могучий инструмент оживает под пальцами выдающихся органистов наших дней.

Посетить Неандеркирхе можно с 10-00 до 18-00 ежедневно со вторника по субботу.

Как добраться до Кёльна

Добраться в Кёльн можно на самолете, поезде или автобусе. Международный аэропорт Кёльн/Бонн расположен в 15 км от города.

Из Москвы организуются прямые и стыковочные рейсы, из Санкт-Петербурга — только перелеты с пересадками.

Из аэропорта до центра курсируют автобусы, электрички и такси.

Прямых поездов нет, из Москвы можно добраться с пересадками в Берлине или Париже, из Санкт-Петербурга — через Варшаву. Железнодорожные пути связывают Кёльн с большинством немецких городов, включая Бонн, Дюссельдорф, Берлин и Мюнхен. Доехать из Европы в Кёльн можно и на автобусе: регулярные рейсы отправляются из Парижа, Праги, Варшавы и иных точек.

Тайны затопленного подземелья собора


Подземелья собора

Помимо видимой части Св. Софии, есть еще и подземелье, о котором мало что известно. Из уцелевших записей можно узнать, что для создания фундамента нужно было вырыть очень большой котлован. В других летописях сказано, что под собором есть большущие цистерны, в которой хранится вода и большое количество подземных ходов. Многие полагают, что цистерна схожа с Цистерной Базиликой, расположенной рядом с Айя-Софией.

  • Впервые попасть в подземелье пытались в середине 20 века исследователи из Америки. Изначально они приняли решение выкачать всю воду. Но их попытки ни к чему не привели – сколько бы времени они на это не потратили, количество воды не уменьшалось. В итоге перегорели насосы, после чего за эту идею решили забыть.
  • Турки предприняли более удачные попытки. Они не собирались выкачивать всю воду, а решили в нее погрузиться. Последний спуск был совершен в 2014 году. Какие-то поверья были подтверждены, а некоторые оказались простой выдумкой или слишком преувеличенными.

Исследователи обнаружили места, где проводились захоронения

Особое внимание уделялось 11метровому колодцу, находящемуся у основного входа. В колодце, который находится посредине храма, обнаружены обломки огромного светильника

В стенах нашли закрытые проемы, которые не пробовали открыть. Полагают, что за дверями могут находиться огромные цистерны для сбора воды, о которых говорили еще в прошлом. Во время исследования под полом также были обнаружены пустоты.

История города

У Дюссельдорфа богатая история. Статус города он обрел в далеком 1288 году. Дюссельдорф разросся на месте бывшей рыбацкой деревни, расположенной в устье реки Дюссель. Этот небольшой водный канал и дал название красивому городу. В 1609 году Вильгельм Пятый объявил Дюссельдорф научным гуманитарным центром и сюда стала съезжаться вся знать. В разные годы город подвергался тяжелым испытаниям — длительной оккупации войсками Наполеона, затем был присоединен к Пруссии. С 1816 года он стал неотъемлемой частью Германии. С этого момента его темпы и масштабы развития не перестают удивлять.

Старая часть Дюссельдорфа — Альтштадт, является отличным местом для знакомства с традиционной германской архитектурой и веселых прогулок.

Он является центром города и главной исторической достопримечательностью. Здесь располагаются около трехсот баров и ресторанов, поэтому это место часто называют самой протяженной барной стойкой в мире. По вечерам здесь собираются местные жители и приезжие гости, чтобы насладиться легендарными сортами немецкого пива — пильзнер и альтбир.

Обаяние храмов и соборов Дюссельдорфа

Мало кто из прихожан русской церкви в Дюссельдорфе знает о невидимых узах, связывающих ее с соседним католическим храмом святого Иосифа Обручника.

А ведь храмы не только соседствуют, но и многие православные верующие, когда идут из железнодорожного вокзала пешком на службу в храм , проходят мимо величественной церкви, перед фасадом которой установлена монументальная скульптурная группа. Всего в 150 метра от храма Покрова Пресвятой Богородицы. В коротком переулочке.

Более того! Многие из православных прихожан пришли бы в ужас, узнав однажды, что во время Божественной Литургии они сами, батюшки и сам архиеписком Лонгин Клинский (берем выше, сам Патриарх Кирилл во время посещений нашего храма!! ) молятся за одну из католических монахинь, изображенных среди скульптурных персонажей.

И как объяснить, что среди вылитых из бронзы множества изображений есть и отчетливо определяемый фасад Представительства РПЦ МП в Германии, в которое и приходят православные молиться. Интрига.

Интрига? Нет, объективная реальность.

Вспомним, что после чтения Евангелия диакон произносит сугубую ектению, в которой есть такие слова: “Еще молимся о. создателях святаго храма сего. “. То есть регулярно молимся о создателях нашего храма на улице Эллер, 213, а создатель его – женский католический монашеский орден “Armen Dienstmaegde Jesu Christi”. По нашему название означает “Служанки бедных во имя Господне”. Что же это за орден?

Его основательница – Мария-Катарина Каспер, сама родом из деревни Дернбахер, что под Монтабау (Montabaur) в Вестервальде. Поэтому орден по-простому часто называют “Дернбахерскими сестрами”.

Родилась она в середине XIX века в семье мелких крестьян, была болезненным ребенком и не смогла закончить школу, что приводило ее в раздумья о жизни. Она всем сердцем потянулась к Христу и стала ходить по домам и ухаживать за больными, брошенными и недоразвитыми детьми. Из этого маленького источника и выросла со временем монашеская община, а сама “матерь Каспер” была признан католической церковью “блаженной святой”. Именно она создала отделение общины в Дюссельдорфе на современной улице Эллер, 213. Именно здесь до вселения Представительства РПЦ МП постоянно молились монашки ордена в часовне Девы Марии, которая у нас называется церковью Покрова Пресвятой Богородицы. И, если мне не изменяет память, последняя доживавшая свой век монахиня по имени Елена, получила приют в русском представительстве и архиепископ Лонгин Клинский часто молится за упокоение души монахини Елены.

А что же матерь Каспер? Она признана покровительницей Обербилька, поэтому и изображена срели фигур монумента церкви святого Иосифа Обручника как одна из самых значительных фигур. В полный рост обнимающей нищего рабочего- беженца и сующей в его руку узелок с деньгами. Подойдите, дорогие братья и сестры, посмотрите на нее, на ту святую, за которую мы молимся. А если захотите увидеть фасад нашей церкви – то и его можно узнать без особых проблем. Благо, что здесь приводятся фотографии.

Важно то, что в центре композиции изображен святой Иосиф. Он с полуоборота смотрит на врата храма и если проследить его взгляд, то в открытых дверях обязательно увидим в алтаре распятие Христа (настолько продумана композиция!)

И вот к этому распятию обязательно нужно подойти и помолиться, поскольку в него вставлен реликварий, в котором бережно сохраняется частица Животворящего Креста Господня. Двери храма всегда открыты, но алтарь поставлен под охрану сигнализации. Я сам проверил – работает! Правда, потом пришлось объясняться со служащим, но это уже другой отдельный разговор.

Собственно говоря, реликварий является главной святыней храма святого Иосифа Обручника, поэтому так и охраняется.

А в притворе можно поставить свечку и помолиться пред русской иконой “Страстная”.

Хочется надеяться, что теперь мы будем хотя бы изредка не только проходить мимо наших католических соседей, но и заходить постоять перед Животворящим Крестом Господним. Кстати, автор великолепного монумента снаружи и распятия внутри – ныне здравствующий дюссельдорфский скульптор Берт Гересхайм. Хотите узнать о нем больше – ищите да обрящете.

Можно прочесть еще:

* St. Josef in Duesseldorf-Oberbilk. Rheinische Kunststaetten, Heft 385, 1. Auflage, 1993.

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

История

В 1926 году на западе административного района Хердт была образована католическая церковная община «Святого Таинства», поскольку другая католическая церковь района находилась на значительном удалении и не вмещала всех верующих. В 1928 году община приобрела земельный участок для строительства церкви. Проект составил доктор искусств, профессор Хольцмайстер из дюссельдорфской академии художеств. Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь из-за разразившегося мирового экономического кризиса. И всё же в годы национал-социализма жители Хердта провели первую Литургию во временной постройке. В 1940 году часть общинной земли была незаконно конфискована нацистскими властями и на её месте в 1941 году построен так называемый «высокий бункер» типа LS 13 для защиты местного населения от бомбовых ударов авиации союзников по антигитлеровской коалиции. Руководителем строительного проекта стал архитектор Филипп Штанг (Philipp W. Stang). Во время воздушного налёта 27 ноября 1944 года здание временной церкви было разрушего и церковные службы стали проводиться в бараке рядом с бункером.

В 1947 году приходским священником церкви был назначен Карл Клинкхаммер. Увидев церковный барак рядом с мощным бункером на церковных землях, он пришёл к выводу, что быстрее превратить бункер в церковь, чем заниматься его сносом. Этим самым он первым выдвинул идею превращения армейского сооружения в мирный церковный объект. Идея была принята архиепископатом Кёльна и наблюдение за работами было поручено ответственному за содержание кёльнского собора доктору Вилли Вайресу (Willy Weyres).

С 1947 по 1949 год происходила реконструкция бункера. Для этого пришлось убрать этажные перекрытия (бункер был четырёхэтажным), прорубить окна в толстых сплошных стенах (потребовалось пробурить 5 км скважин и вывести приблизительно 1 тысячу тонн строительного мусора. В работах активно участвовал сам Карл Клинкхаммер, его сослуживцы и мужская часть прихода. Освящение церкви произошло 30 октября 1949 года кёльнским кардиналом доктором Йозефом Фрингсом (Josef Frings). Духовной эмблемой обновлённой церкви стала цитата из пророка Исайи: «…и перекуют мечи свои на орала…» (Исаия, ,2,4).

Священник Клинкхаммер служил настоятелем церкви до 1991 года. Он стал основателем экуменического движения в Дюссельдорфе, много энергии и сил уделял духовному воспитанию молодёжи, активно сотрудничал с русской православной церковью Дюссельдорфа. На протяжении 50 лет, до своей смерти в 1997 году он жил непосредственно в церкви-бункере.

В начале 90-х годов XX века церковь была закрыта на капитальный ремонт, законченный 30 ноября 1997 года.

Фасад. Памятная доска

Чем Любек может заинтересовать туристов

Захватывающая многовековая история города, архитектура и развлечения притягивают туристов со всего мира.  Путешественников ждут старинные улицы, около тысячи исторических построек — средневековые купеческие дома, старинные готические церкви. В 1987 году ЮНЕСКО признал город объектом Всемирного наследия.

Главная достопримечательность — средневековый Альтштадт (старый город), расположенный на острове на реке Траве. В северной части исторического центра заслуживает внимания Коберг. Обязательны к посещению и любекские Gänge (переходы и дворики) — улочки с маленькими домами и очаровательной атмосферой.

Кроме этого, город гордится музеями истории марципана, театральных кукол. Также в Любеке есть музей истории искусств и истории культуры, музей святой Анны.

Церковь Святого Якоба

Недалеко от Рыночной площади на улице Брайтештрасе находится церковь Святого Якоба, один из пяти лютеранских храмов исторического центра Любека. Он возведен в XIV столетии на месте сгоревшей деревянной базилики. Примечательно, что на колокольне храма установлены четыре медных шара, а основание конусообразной крыши имеет форму полукруглой выпуклости.

Оригинальное оформление, интерьеры храма не пострадали во время войны. На протяжении шести веков двери церкви Святого Якоба открыты для жителей Любека и его гостей.

Собор издавна считается «церковью моряков и рыбаков». Поскольку Любек был центром морской торговли, туда приходило множество торговых суден. Моряки после тяжелых походов благодарили Всевышнего за то, что остались в живых, а перед выходом в море просили попутного ветра и защиты от пиратов и морской стихии.

В северной части храма находится поминальная часовня. В ней установлена спасательная лодка с затонувшего барка «Памир». 22 сентября 1957 года четырехмачтовый торговый корабль попал в жуткий шторм. Из 86 членов экипажа удалось выжить лишь шестерым. В 2007 году лодку с барка «Памир», которая спасла шесть жизней, объявили Национальным мемориалом. Сюда приходят люди, чтобы почтить память всех моряков, чья жизнь трагически оборвалась в море.

Церковь Святого Якоба покровительствует не только морякам, но и паломникам. Считается, что храм находится на пути в испанский город Сантьяго-де-Компостелла, где, по преданию, захоронен Святой Иаков. Паломники из Скандинавии, следовавшие на могилу одного из апостолов Христа, останавливались на территории храма.

Их нелегкий путь проходил через всю Европу, и назывался «Путем Святого Иакова», отчего, скорее всего, церковь и получила название. Гостиница для паломников существует до сих пор.

В церкви установлены три органа. Старинные музыкальные инструменты выполнены в готическом стиле, ренессансе и барокко. Их уникальное звучание можно услышать во время богослужений или на концерте органной музыки. Считается, что на одном из органов играл Иоганн Себастьян Бах.

Литература

  • Willy Weires: Neue Kirchen im Erzbistum Köln, 1945—1956. Düsseldorf, 1957.
  • Bernhard Henrichs: Düsseldorf, Stadt und Kirche. Düsseldorf, 1982.

Фасад церкви

  • Bruno Kammann: Die Bunkerkirche in Düsseldorf-Heerdt (Rheinische Kunststätten, 443), Neuss, 2000.
  • Bruno Kammann: Carl Klinkhammer. Ruhrkaplan, Sanitätssoldat und Bunkerpastor, 1903—1997 (Düsseldorfer Schriften zur Neueren Landesgeschichte und zur Geschichte Nordrhein-Westfalens, 55). Essen, 2001.
  • In Architekturführer 2001: Rudolf Kanz und Jürgen Wiener: Architekturführer Düsseldorf. Berlin, 2001.
  • Düsseldorfer Kirchen (Die katholischen Kirchen im Stadtdekanat Düsseldorf). J.P. Bachem Verlag, Köln, 2009. S. 122—123. ISBN 978-3-7616-2219-3

Католические церкви[править | править код]

Римско-католические церквиправить | править код

Церковь св. Антония на Фюрстенплац

  • Святого Аполлинария
  • Святого Бенедикта
  • Богородицы
  • Святого Бруно
  • Святого Василия
  • Святого Виктора
  • Святого Вонифатия
  • Святой Гертруды
  • Святого Дионисия

Церковь св. Иосифа на Иосифплац 1

  • Святого Духа
  • Святой Екатерины
  • Святого Иосифа (часовня)
  • Святого Конрада
  • Святого Креста
  • Святого Креста Господня
  • Святого Лаврентия
  • Луки
  • Святого Лутгера
  • Святого Максимилиана (церковь Макса)

Церковь св. Маргареты в Герресхайме

  • Святой Маргареты
  • Святой Марии в Бендене
  • Марии в венце из роз
  • Марии, помощницы христиан
  • Марии у Креста
  • Святой Марии Фриденской
  • Святой Марии Царицы
  • Святого Мартина (церковь Билька)
  • Старая святого Мартина
  • Святого Матфея
  • Святого Михаила
  • Святого Николая
  • Святого Норберта
  • Павла
  • Святого Петра
  • Святого Петра Каниса
  • Святого Пия Х.
  • Святого Рейнольда
  • Святого Ремигия

Церковь св. Свитберта в Кайзерверте

  • Святого Роха
  • Святого Семейства
  • Святой Терезы
  • Святой Урсулы
  • Сердца Христова (часовня монастыря кларисс)
  • Святой Троицы
  • Святого Франца Салеского
  • Страдающей Матери (Mater Dolorosa)
  • Франциска Ксаверия
  • Францисканеров
  • Святого Хедвига

Старокатолическая церковь Фомы на Штойбенштрассе

  • Святого Хуберта
  • Святой Цецилии (Dorfstraße 5)
  • Штоффелера (часовня)

Художественные ценности

К художественным ценностям церкви Святого Таинства относятся:

  • высокий престол, — изготовлен из блока трахита в 1949 году, автор не приводится;
  • престол и амвон, — изготовлены из чёрного мрамора в Кёльне в 1997 году, автор — Маттиас Хайерманн (Matthias Heiermann);
  • дарохранительница, — из воронёной стали, работы Маттиаса Хайерманна 1997 года;
  • распятие на восточной стене алтаря, — изготовлено В Дюссельдорфе-Эллере после 1952 года из кованой и сварной стали Иоанном Карстом (Johann Karst);
  • купель, — из временного церковного здания 1926 года, цветной мрамор, на медной крышке надпись: «Уча все народы…» «Lehret alle Völker…»;
  • кафедра, — 1949 года, трахит, автор не указан;
  • изображения над боковыми престолами:
 — Пьета, — образ из камня, работа Вильгельма Ханебала (Wilhelm Hanebal), 1949 год;
 — Воскресение Христово, — позолоченная жестяная чеканка работы Иоанна Карста, 1953/1954 годы;
  •  — Крестный путь, — 14 небольших изображений на боковых стенах церкви работы Гизберта Раутценберга (Gisbert Rautzenberg), изготовлены из глины;
  •  — скульптурные образы Богородицы:
 — барочный образ Мадонны, — изготовлен в художественных мастерских;
 — «Мадонна с младенцем в притворе» работы Иоанна Карста, чеканка по жести, 1970 год;

 — живописные образы распятого Христа:

 — «Победитель» (Sieger) работы Yong-Chang Chung (масло, дерево, рис на экранном полотне), 1999 год;
 — «Распятый» (Gekreuzigter) работы Отто Панкока (Otto Pankok), резьба по дереву;
  •  — оконные витражи работы Ахенского мастера Вальтера Беннера (Walter Benner), предположительно 1949 год;
  •  — орган, — изготовлен фирмой Харальд Штрутц (Harald Strutz) в Вуппертале в 1971 году, 13 регистров. Перенесен из евангелической церкви общины Ратинген-Хёзель в 2002 году;
  •  — колокола:
 — колокол I, — изготовлен в 1651 году, мастер — Герхард Бреннинк (Gerhard Brenninck), Данциг. Первоначальтно размещался в бывшем Мариенау (Maruenau), в церкви св. Анны;

Благословляющий и молящийся Христос

 — колокол II, изготовлен в 1803 году, мастер — Христоф Хербст (Christoph Herbst), Эльбинг в Восточной Пруссии. Первоначальтно размещался в бывшем Мариенау (Maruenau), в церкви св. Анны;
 — колокол III, — изготовлен в 1928 году, мастера братья Ульрих, Апольда. Первоначальное размещение неизвестно;
  •  — дверные бронзовые ручки входного портала с изображениями рыбы и солнца работы дюссельдоррфского скульптора Эвальда Матаре (Ewald Matare);
  •  — наружные памятные рельефы дюссельдорфского скульптора Берта Герресхайма (Bert Gerresheim):
 — «Мечи на орала» об истории воссоздания послевоенной церкви, 1995 год;
 — доктору Карлу Клинкхаммеру, 2007 год;

 — скульптура «Благословляющий, молящийся Христос» работы Вильгельма Ханебала (Бюдерих) из временной церкви, вероятно 1926/1928 годы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий