Шик, блеск и красота: музей Фаберже в Баден-Бадене

Каникулы в Баден-Бадене

Для знакомства с Баден-Баденом достаточно 2–3 дней. Все туристические объекты находятся в шаговой доступности. Кроме основных достопримечательностей вы успеете посетить:

  • Преображенскую церковь XVIII века на Lichtentaler Strasse, 76;
  • Городской музей, основанный в конце XIX века на Lichtentaler Allee, 10;
  • Штоурдза-капеллу на Stourdzastrasse, 2;
  • Евангелическую церковь Штадткирхе на Ludwig-Wilhelm-Platz, 1;
  • Музей искусства и техники XIX века, открытый в 2009 году на Lichtentaler Allee, 8;
  • Дом Брамса на Maximilianstrasse, 85.

Фотогалерея: туристические объекты Баден-Бадена

Если вы располагаете временем, отправляйтесь на природу:

  • Муммельзее — ледниковое озеро, расположенное в гуще Шварцвальдского леса. В этих местах любили бывать братья Гримм. Здесь можно поплавать на лодке или катамаране, прокатиться на велосипеде, отведать в местных кафе блюда национальной кухни;
  • гора Меркур — высочайшая точка Баден-Бадена (около 670 м). С её вершины открывается великолепный вид на город. Подняться туда можно пешком или на фуникулёре, работающем более 100 лет;
  • небольшой водопад Герольдзау, расположенный в долине Гроббахталь, — прекрасное место для романтических прогулок на лоне природы. Особенно живописно здесь в мае — июне, когда расцветают рододендроны.

Фотогалерея: окрестности Баден-Бадена

Из Баден-Бадена можно съездить и в соседние города (дорога займёт не более 1–2 часов):

  • Карлсруэ;
  • Фройденштадт;
  • Фрайбург;
  • Штутгарт;
  • французский Страсбург.

Биография

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

Яйца Фаберже

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Старый замок Хоэнбаден

Скалы Баттерт покрыты лесами, что делает их еще более солидными, величественными. На вершине расположен словно сошедший с иллюстраций исторических романов о прекрасных дамах и благородных рыцарях замок Хоэнбаден. Он возведен около 900 лет назад на высоте 4100 метров, 400 лет выполнял роль резиденции баденских маркграфов. Часть замка находится в разрушенном состоянии, но башни, стены отлично сохранились. В сооружении неоднократно вспыхивали пожары, последний уничтожил все ценное имущество.

Замок казался в эпоху Средневековья настоящей архитектурной сенсацией. Дело не только в уникальной планировке, 100 комнатах, повышенной обороноспособности. При обустройстве были традиционно предусмотрены участки для ведения ближнего боя, ловушки, тайные ходы, залы для великолепных балов. Однако наличие канализации сделало его исключением среди подобных сооружений, где отсутствовали минимальные удобства.

Сегодня замок открыт для посещения туристами. Он притягивает любителей исторических реконструкций, поклонников музыки ветра. Эолова арфа в рыцарском зале «Ноэнбадена» не является памятником старины. Ее установил известный музыкант Рюдигер Опперман. Ветер и колебания воздуха создают потрясающий звуковой эффект, который усиливает мистическую атмосферу замка, где, как уверяют горожане, есть приведения рыцарей.

Лихтентальская аллея


Лихтентальская аллея. | Фото: wikimedia.

Этот чудесный парк и дендрарий в самом центре Баден-Бадена считается одним из самых живописных мест города. Аллея тянется почти на 2,5 км вдоль западного берега реки Оос, следуя по старой проселочной дороге, датируемой XVII веком. Это восхитительное место для прогулок среди каштанов, магнолий, лип, дубов, кленов – всего в парке насчитывается более 300 видов деревьев.

Особое внимание привлекает розарий Гённеранлаге (Gönneranlage) – удивительный сад в стиле арт-нуво, где представлено более 400 разнообразных видов роз. Вблизи Лихтентальской аллеи находятся другие интересные достопримечательности города, в то числе цистерцианское аббатство Лихтенталь – княжеская часовня, построенная в 1245 году; а также интересный Музей искусства и техники XIX века, где вы найдете много экспонатов, посвященных жизни и творчеству известного немецкого художника Лессера Ури

Вблизи Лихтентальской аллеи находятся другие интересные достопримечательности города, в то числе цистерцианское аббатство Лихтенталь – княжеская часовня, построенная в 1245 году; а также интересный Музей искусства и техники XIX века, где вы найдете много экспонатов, посвященных жизни и творчеству известного немецкого художника Лессера Ури.

Адрес: Lichtentaler Allee, Oos, 76530 Baden-Baden, Германия.

Практическая информация для туриста

Режим работы

Музей работает каждый день без выходных с 10.00 до 18.00.

Инвалидам, которые пользуются креслом-каталкой, следует сообщить о визите заранее, чтобы администрация и вспомогательный персонал подготовились и провели экскурсию на необходимом уровне, без лишних неудобств.

Стоимость билетов

Стоимость входного билета – 13 евро. В музее также действуют льготы: для пенсионеров и студентов при наличии удостоверения стоимость билета составляет 10 евро; для инвалидов и подростков – 6 евро. Дети до 12 лет и сотрудники других музеев могут посещать музей в Баден-Бадене бесплатно.

Существует также возможность семейного посещения: для двух взрослых с двумя детьми общий билет будет стоить 30 евро. Оплатить можно наличными или кредитной картой.

Группам от 5 человек полагается скидка, главное — заказать экскурсию заранее.

Для иностранных посетителей экскурсия проводится на выбор на одном из четырех языков: немецком, французском, русском, английском. Чтобы записаться на экскурсию для просмотра экспозиции, звоните по телефону +49(0)7221-97-08-90 или отправляйте факс на этот же номер.

При желании после посещения музея можно приобрести сувенир на память.

Сувениры из музея

Помимо работ самого Фаберже в музее можно увидеть и другие раритетные вещи. Это коллекция предметов повседневного обихода, украшенных драгоценными камнями, одно из крупнейших в мире собраний портсигаров, 50 старинных автомобилей и мотоциклов, выставка миниатюр животных, изготовленных из драгоценных камней. Также в музее Фаберже демонстрируются достойные работы менее известных ювелиров: Павла Овчинникова, Генрика Болина, Павла Сазикова.

В музейном кафе посетителям предложат горячие, холодные и алкогольные напитки торты, пирожные. В хорошую погоду доступна открытая площадка перед музеем, здесь же находится и знаменитая скульптура зайца, с которым любят фотографироваться туристы.

Кроме них во флагманском, как мы сказали бы сегодня, магазине можно было купить все, чем славилась русская марка. Великолепные камнерезные изделия — миниатюрные настольные фигурки, вырезанные по большей части из сибирских поделочных камней, самоцветов, яшмы, сердолика, малахита, ляпис-лазури, нефрита. Плюс золотые, серебряные и медные, как тогда говорили, «поделки» — посуда преимущественно в русском стиле, предметы для письменного стола, настольные часы, конфетницы, баночки для клея и пилюль, флаконы для духов, подносы, портсигары, табакерки.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.

Карл Фаберже с женой и сыном Евгением

В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.

Карл Фаберже и Амалия Крибель

В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Руины крепости Ибург

Тоска по рыцарской романтике превратила остатки оборонительного сооружения на высоте 515 метров над уровнем моря в самое романтичное место Германии. Точное время строительства крепости вызывает бурные споры. Башни, стены возведены до 1245 года и к этому времени выполняли свои задачи. Крепость была собственностью баденских маркграфов. Доблестный граф Ибург вошел в историю как первый назначенный «глава» крепости.

Сооружение столетиями спасало местных жителей от захватчиков. Последние частично разрушали стены, башни. 1689 год стал роковым для крепости. От сооружения после военных действий остались фрагменты стен. Чудом сохранились башни. Через 150 лет в одну их них ударила молния. Владельцы посчитали то знаком свыше, отказались от планов реставрации крепости и расколовшейся на 2 части башни. В наши дни на территории крепости находится ресторан, где подают традиционные блюда немецкой кухни.

«За Фаберже уже обидно»

Выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора» открылась в Гербовом зале Зимнего дворца 25 ноября 2020 года. На ней представлен ряд уникальных и подлинных по мнению всех экспертов работ фирмы Фаберже, в том числе «Яйцо-часы Ротшильдов» 1902 года.

Ружников отмечает, что все императорские яйца производились в единственном экземпляре, но предметы в Эрмитаже повторяют уже признанные оригиналами экспонаты в других российских музеях. В связи с этим, считает коллекционер, есть серьезный повод сомневаться в подлинности целого ряда предметов на выставке.

В Эрмитаже отказываются обсуждать подлинность выставленных предметов. «Стиль и жанр так называемого письма делает ответ на него этически невозможным», — отвечал Ружникову Пиотровский.

В подписях к экспонатам и в каталоге выставки Эрмитаж определяет спорные предметы как оригинальные работы Фаберже, и куратор выставки Татьяна Бабошина представляет их как императорские подарки. И все же в музее отказываются однозначно заявить, подлинные они или нет.

Пиотровский отказался от интервью с Би-би-си. «В Эрмитаже запланирован ряд мероприятий, связанных с выставкой Фаберже. До того, как они состоятся, Михаил Борисович считает проведение подобных интервью преждевременным», — ответила на запрос пресс-служба Эрмитажа.

Вскоре директор Эрмитажа все-таки дал интервью другому изданию, в котором ушел от ответа, подлинные это работы или подделки, сославшись на то, что по этому вопросу ведутся дискуссии.

Но единственный сторонник их подлинности — владелец части этих предметов, коллекционер Александр Иванов, основатель частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене. Он называет себя миллиардером и говорит, что владеет полотнами Леонардо да Винчи, Рембрандта и Боттичелли — но отказывается их демонстрировать. Он также заявляет, что владеет золотом этрусков, инков и ацтеков и что в Петербурге якобы хранится подлинная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Ведущие эксперты по Фаберже, однако, сомневаются.

«Судя по фотографиям и опубликованным в интернете описаниям, все представленные на этой выставке так называемые „вновь найденные императорские пасхальные яйца Фаберже“ из музея в Баден-Бадене — подделки, по моему мнению», — сказал Би-би-си Геза фон Габсбург, один из самых известных специалистов по дому Фаберже.

Габсбург выступал куратором крупнейших международных выставок Фаберже, в том числе первой большой экспозиции работ ювелира в Эрмитаже в 1993—1994 годах.

Серьезные сомнения в подлинности предметов выразил и немецкий специалист Александр фон Солодкофф, эксперт по Фаберже и автор монографий о русском искусстве.

В подлинности императорских яиц на выставке в Эрмитаже также сомневается финская исследовательница Улла Тилландер-Гуденйелм, правнучка работавшего с императорским двором ювелира Александра Тилландера и автор диссертации о наградной системе царской России.

Под вопросом не только пасхальные яйца, но и другие предметы — например, резная фигура солдата. Признанный всеми оригинал этой фигуры хранится в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве, который обладает уникальной коллекцией Фаберже. Главный хранитель музея Михаил Генералов сказал Би-би-си, что считает выставленную в Эрмитаже фигуру солдата копией, причем сделанной «настолько позорно, что за Фаберже уже обидно». Он рассказал, что музей отправил в Эрмитаж письмо с изложением своих опасений и позиции относительно оригинальности фигуры солдата, но не получил ответа по существу.

Самая большая коллекция императорских яиц в мире — в Оружейной палате в музеях Государственного Кремля в Москве, а вторая — собрание Малкольма Форбса, выкупленное после его смерти российским миллиардером Виктором Вексельбергом.

Ни одного предмета из этих коллекций на выставке не представлено. Зато партнерами Эрмитажа по выставке стали Русский национальный музей и Музей христианской культуры. Под первым названием скрывалось юрлицо Иванова, не имеющее помещения, под вторым — музей, которому покровительствует Голощапов. Его СМИ называют знакомым и даже близким другом президента России. Он был главой ФГУП при управлении делами президента и бизнес-партнером Ротенбергов по СМП-Банку.

Именно из этих двух частных коллекций происходят все экспонаты, в подлинности которых сомневаются эксперты.

Голощапов не ответил на запрос Би-би-си.

Парк Гённеранлаге

Красота роз удивляет, восхищает, вдохновляет на создание шедевров ландшафтного дизайна. Яркий пример тому — парк Геннеранлаге, чья история началась в 1909 году. Чтобы открыть его, потребовалась 3 года, и работа на том не остановилась. Розы с 50-х годов стали главными на парковой территории, занявшей 1,6 гектара. Парк назван в честь своего основателя — мэра Бадена, который сделал все возможное, чтобы в любимом городе появилась новая достопримечательность.

Сегодня в Геннеранлаге произрастает свыше 10000 роз. С мая по октябрь воздух наполнен ароматом цветов. Количество культивируемых сортов роз — около 400, но это не предел. Ежегодно в парке селекционеры проводят профессиональные состязания, и образцы лучших растений остаются в Геннеранлаге. Парк был задуман как место респектабельного отдыха. Скульптуры, лавочки, широкие аллеи, море цветов — именно так выглядит это удивительное место с весны по осень. На территории есть теннисный корт, мини-поле для гольфа.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

Музей Фаберже в Баден-Бадене

Музей Фаберже знакомит посетителей с жизнью и работами знаменитого мастера ювелирного искусства. Его коллекция насчитывает более 700 экспонатов. Центральное место занимает ретроспектива работ Карла Густавовича Фаберже, в том числе три так называемых «императорских яйца» и яйцо, изготовленное ювелиром к помолвке барона Эдуарда де Ротшильда. Здесь же демонстрируются и архивные фотоматериалы, рассказывающие об истории этой династии.

Помимо работ самого Фаберже в музее можно увидеть и другие раритетные вещи. Это коллекция предметов повседневного обихода, украшенных драгоценными камнями, одно из крупнейших в мире собраний портсигаров, 50 старинных автомобилей и мотоциклов, выставка миниатюр животных, изготовленных из драгоценных камней. Также в музее Фаберже демонстрируются достойные работы менее известных ювелиров: Павла Овчинникова, Генрика Болина, Павла Сазикова.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

Fabergé Museum существует с 2009 года. Инициатива его создания принадлежит художнику А.Н. Иванову, собиравшему изделия мастерской Фаберже много лет. Музей был открыт при поддержке местного правительства. Открытие состоялось 9 мая. Вместе с российским художником в церемонии участвовал Вольфганг Герстнер – обер-бургомистр Баден-Бадена.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

В момент открытия Иванов предоставил музею семьсот предметов из своей частной коллекции и пообещал ежегодно пополнять собрание новыми экспонатами. Центральными объектами выставки стали «ротшильдовское» яйцо-часы (подарок в честь помолвки Барона Эдуарда де Ротшильда) и уникальное имперское пасхальное яйцо, инкрустированное бриллиантами, выполненное из карельской березы (оно было изготовлено в мастерской знаменитого ювелира для семьи Николая II в 1917 году).

Музей Фаберже в Баден-Бадене

На Большой Морской улице, в доме, где сегодня работает легендарный (легендарный сначала в Ленинграде, потом — в Санкт-Петербурге) ювелирный магазин «Яхонт», кое-что сохранилось и от дореволюционного «Фаберже». Именно в этом здании, перестроенном знаменитым архитектором Карлом Шмидтом, сыном двоюродной сестры Карла Густавовича Фаберже, в 1900 году с шиком и толком обосновался сам мастер. Его ювелирный магазин с большой тематической библиотекой был на первом этаже (планировка здесь почти полностью сохранилась). Мастерские и салон для «особенных» клиентов (сюда часто наведывался министр двора, чтобы огласить пожелания августейшей фамилии) размещались на втором и третьем этажах. На четвертом была квартира создателя и хозяина дома.

Кроме них во флагманском, как мы сказали бы сегодня, магазине можно было купить все, чем славилась русская марка. Великолепные камнерезные изделия — миниатюрные настольные фигурки, вырезанные по большей части из сибирских поделочных камней, самоцветов, яшмы, сердолика, малахита, ляпис-лазури, нефрита. Плюс золотые, серебряные и медные, как тогда говорили, «поделки» — посуда преимущественно в русском стиле, предметы для письменного стола, настольные часы, конфетницы, баночки для клея и пилюль, флаконы для духов, подносы, портсигары, табакерки.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

Музей в Баден-Бадене, в одном (наряду с Сан-Ремо и Биаррицем) из самых русских исторических курортных городов Европы, был открыт российским коллекционером изделий Faberge Александром Ивановым (многие называют этот музей самым дорогим частным музеем в мире; стоимость всей коллекции оценивается в $1,5 млрд). Средства в предприятие были вложены немалые — это €17 млн. Из них, как утверждает коллекционер, €1 млн был потрачен на создание системы безопасности.

Музей Фаберже ставит своей задачей и пропаганду русского национального декоративно-прикладного искусства среди других путешественников: собрание дополнено работами коллег Карла Фаберже по цеху — Болина, Хлебникова, Овчинникова.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

Представленная в Германии коллекция Faberge из 3 тыс. экспонатов (к слову, в Эрмитаже есть 90 изделий «Фаберже») словно только что из того самого магазина на Большой Морской улице

Единственное, но принципиально важное исключение — это пасхальные яйца, которых никогда не было в витринах на Большой Морской. Они изготавливались только на заказ и не являлись серийными изделиями

Кстати, серийность ювелирных предметов, а значит, и доступность товаров (например, из серебра или даже из меди) не только самым высшим, но и иным слоям общества также была изобретением «Фаберже».

Диалог в формате доклада

Яйцо Фаберже. Фото: wikipedia.org

Опрошенные Би-би-си эксперты активнее всего критикуют два экспоната на выставке в Эрмитаже, представленные как «императорские пасхальные яйца»: «Курочку» и «Юбилейное свадебное» якобы 1904 года.

Коллекционерам и экспертам десятилетиями известна другая «Курочка» — не из Эрмитажа, а из частного Музея Фаберже, где находится коллекция миллиардера Виктора Вексельберга, выкупленная у наследников Малкольма Форбса.

Судьба эрмитажного экспоната сложнее. В 2018 году безо всякого публичного анонса в залах музея появилось похожее на «Курочку» яйцо, отличающееся мелкими деталями: его венчает навершие, которого нет у оригинала, а вместо тонкой золотой каймы яйцо разделяется на две части широкой фигурной каймой.

Вещь была подписана как «императорское пасхальное яйцо» из частного собрания, но имя коллекционера не сообщалось. Только в 2020 году было раскрыто, что это частный Музей христианской культуры Константина Голощапова.

Ряд ведущих экспертов рассказали Би-би-си, что еще в 2018 году обращались в Эрмитаж с предупреждением о возможной подделке и просили разрешения обследовать экспонаты. По их словам, в ответ им было предложено провести конференцию с представителями владельцев этих предметов.

И архивная фотография, и наиболее ранние известные описания и изображения «Курочки» 1885 года говорят в пользу предмета из коллекции Музея Фаберже, а не выставленной в Эрмитаже.

«Какое из двух яиц оригинал, а какое повторение, покажет время, когда фабержеведы проведут свои исследования», — отвечал летом 2018 года Эрмитаж на вопрос петербургского экскурсовода, удивленного сходством двух экспонатов.

Это значит, что еще за два с половиной года до выставки и обвинений критиков в Эрмитаже признавали, что яйцо из коллекции Голощапова не является бесспорным оригиналом — однако продолжали выставлять его с подписью «императорское пасхальное яйцо».

Но только после публичных обвинений в январе 2021 года в Эрмитаже решили прокомментировать ситуацию — и пригласили Иванова выступить с «экспертным докладом», который также назвали «докладом-конференцией», хотя слова критикам предоставлено не было.

На сайте музея Иванов был представлен как «профессор, член Специальной комиссии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, эксперт Министерства культуры Российской Федерации».

В ЮНЕСКО на запрос Би-би-си ответили, что Иванов не является экспертом комиссии. В Министерстве культуры указали на список аттестованных экспертов. Иванова в нем нет.

В интервью Би-би-си Иванов признал, что не является ни экспертом Минкульта, ни членом комиссии ЮНЕСКО, — и заявил, что так его представил Эрмитаж, а сам он представляется лишь как «эксперт по Фаберже». Он настаивал, что является «почетным профессором», но не смог указать ни предмета, ни учебного заведения, несколько раз уйдя от ответа.

В пресс-службе Эрмитажа сказали, что детали биографии предоставил сам Иванов.

В своем «докладе-конференции» Иванов сыпал «убойными материалами», как он сам выразился: грозил, что Ружникова «привезут в Америку в наручниках», и развивал теорию о том, что за лондонским дилером якобы стоит ведущий эксперт Музеев Кремля, которая никак не комментировала выставку и не участвует в этом споре.

Но несмотря на личные выпады, в вопросе спорной «Курочки» Иванов фактически признал правоту критиков — и заявил, что выставить ее как императорское яйцо решила Марина Лопато, хранитель Фаберже в Эрмитаже.

«Положа руку на сердце, я, конечно… немножко Марина Николаевна поторопилась», — сказал Иванов. «Я бы не стал сейчас делать поспешных выводов и говорить, что именно это — императорское пасхальное яйцо», — признал коллекционер. «Это мнение Марины Николаевны . Она сказала, что есть документы, есть записи. Но нет документов, нет ничего», — сказал Иванов в разговоре с Би-би-си.

Лопато умерла в июле 2020 года. Она никогда публично не комментировала этот экспонат.

В докладе Иванов также заявил, что перед выставкой экспонаты были изучены в лабораториях Эрмитажа. Но в разговоре с Би-би-си отказался от этих слов и сказал, что процесс изучения начался не до выставки, а только после обвинений Ружникова.

В Эрмитаже не ответили на запрос Би-би-си, проводились ли такие исследования.

Баден-Баден в разное время года

Баден-Баден расположен в котловине и надёжно защищён от ветра Шварцвальдским лесом, поэтому климат на курорте мягкий:

  • летом средняя дневная температура достигает +19–23 °C, ночная может опускаться до +12 °C;
  • зимой столбик термометра держится на отметке +3–5 °C, ночью возможны заморозки;
  • весна в Баден-Баден приходит рано, снег полностью сходит уже в марте, а температура нередко поднимается до +13 °C;
  • осень тоже не торопится сдавать позиции и радует погожими деньками. Мокрый снег выпадает лишь в ноябре, а воздух остывает до +6 °C.

Туристы едут на курорт круглый год, но «высокий» сезон здесь длится с мая до конца сентября и в период рождественских каникул.

Баден-Баден богат на культурные события:

  • ежегодно в конце июня в розарии на горе Бойтиг проходит Всемирный конкурс роз. Почётное звание «Золотая роза Баден-Бадена» присуждается самому красивому, яркому и выносливому цветку;
  • в конце мая, августа и октября на ипподроме Иффецхайм проводятся конные скачки, сопровождаемые концертами и развлекательными программами. По этому случаю в одноимённый городок неподалёку от Баден-Бадена съезжаются королевские особы, бизнесмены, звёзды шоу-бизнеса, актёры, художники;
  • в начале июля под звуки джазовой музыки у Курхауса устраивают Фестиваль ретроавтомобилей «Олдтаймер»;
  • во Дворце фестивалей каждый сезон проводятся мероприятия, на которых выступают именитые музыканты, оперные исполнители, балетные труппы;
  • в конце ноября начинается Рождественская ярмарка. Праздничное действо разворачивается на Рыночной площади, Лихтентальской аллее и вершине горы Меркур.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий