Незавершенное совершенство: храм Саграда Фамилия

Архитектурные особенности собора Святого Семейства

Наружная часть сооружения должна была иметь большое количество устремлённых вверх башен. Внутренне убранство олицетворяло ряд Евангельских элементов. Высота центрального шпиля с крестом на наконечнике составляла 170 метров: на 1 метр ниже, чем гора Монжуика, которая считается совершенным Божественным творением.

Основу храма составляет традиционный по форме католический крест. По сложности возведения и установки, а также особенностям убранства латинский крест Храма Святого Семейства превосходит все известные испанские церкви.

Окончательный архитектурный замысел Антонио Гауди состоял в том, что храм должен иметь восемнадцать шпилей. Двенадцать из них олицетворяли апостолов, один — воплощение Девы Марии, четыре предназначались для отображения евангелистов. Самая высокая башня собора – 170 метров. Она считается олицетворением Иисуса Христа.

При проведении службы в помещении собора может находиться 10 500 человек, среди которых 1500 – певчих и 9 000 прихожан. Хотя храм ещё находится на стадии строительства, на данный момент он включён в список Мирового наследия по версии международной организации ЮНЕСКО. Предположительный срок окончания ремонтных работ – 2026 год. Это будет 100 лет с момента смерти Антонио Гауди.

Общая характеристика фасадов собора Саграда Фамилия

Условно внешняя экспозиция храма представлена тремя элементами:

1. Фасад Рождества. Он посвящён первым годам жизни Иисуса Христа и представлен очень привлекательной скульптурной группой. На ней изображены события из жизни Христа, которые поочерёдно описываются в Библии. Особо следует отметить идеально подобранные и вписанные витражи, которые располагаются между сценами из Святого Писания. Антонио Гауди понимал, что возведение храма не будет окончено при его жизни, и желал, чтобы у продолжателей проекта был достойный пример для подражания.

2. Фасад Страстей. По замыслу Гауди возведение этого фасада было отложено на неопределённый срок. Причиной тому послужила достаточно смелая и харизматичная интерпретация испытаний, которые перенёс Христос. Главный архитектор храма Святого Семейства считал, что первоочередное возведение этого фасада отпугнёт прихожан и негативно отразится на успехе проекта. Данный фасад выполнен в строгой и торжественной форме. Отдельные элементы напоминают кости в совокупности со сложной архитектурной задумкой в виде колонн и скульптур, венчает которое распятие.

3. Фасад Славы. Это финальный этап возведения собора. Он олицетворяет воскрешение Христа, смерть, божественный суд, а также славу и вечную жизнь на небесах. Не ускользнул от внимания и Ад, который предназначается для грешников. Строительство фасада начато в 2002 году и продолжается до настоящего времени.

Внутренне убранство Храма Святого Семейства

Внутренняя часть в храме представлена большим количеством скульптур и витражей всех типов и размеров. Большое количество окон, а также неповторимая витражная лепнина – все это способствует прекрасному освещению храма. Когда солнце попадает на цветные витражи, можно наблюдать завораживающую игру цветов.

Особенность внутреннего убранства храма состоит в том, что в нем каждая поверхность состоит из мозаики, росписи или фрески. Не последнюю роль играет и обилие скульптурных форм. Каждый элемент внутренней отделки выдержан в строгом соответствии с Евангельской тематикой и приспособлен для совершения католических обрядов.

Посещение достопримечательности

На данный момент вход в церковь является доступным для всех желающих. Однако попасть внутрь, не приобретя специализированную экскурсию, очень сложно. Придётся постоять несколько часов в очереди. Фотографировать красивое сооружение со стороны улицы и любоваться фасадами можно абсолютно бесплатно. Храм Святого Семейства открыт для посетителей в период с осени до начала весны. Цена входа – примерно от 15 евро.

Нравится +3 Не нравится -0Вы уже голосовали

Саграда Фамилия не будет достроена в 2026 году, но планируется завершить строительство Башни Богоматери

Похоже, история самого знаменитого испанского долгостроя так и не будет завершена, как планировалось, в 2026 году. Как сообщили испанские СМИ, причиной этому стала пандемия, но тем не менее работы по возведению собора продолжаются и не будут прекращены до полного окончания проекта.

Кафедральный собор Саграда Фамилия 

давно уже стал одной из самых знаменитых достопримечательностей не только Барселоны, но и всей Испании. Созданный по уникальному проекту талантливого архитектора Антонио Гауди, он не похож ни на один другой собор мира. Даже недостроенный, каждый год он привлекает тысячи туристов, восхищающихся его необычностью. Проект собора родился и был утвержден в 1883 году, а строительство началось тремя годами позже. Даже если бы жизнь архитектора не оборвал несчастный случай, а строительство с самого начала велось запланированными темпами, Гауди все равно не увидел бы свое детище в завершенном виде.

С 1886 года строительством собора руководили девять архитекторов, перенимая бразды правления друг у друга по мере выхода на пенсию. Что касается строителей, непосредственно занимавшихся возведением Саграда Фамилия, то статистика умалчивает о том, сколько их было и как часто они менялись, а также планировали ли они увидеть окончание своей работы. Среди барселонских архитекторов уже давно ходит шутка о том, что если архитектор хочет найти постоянную или даже пожизненную работу и больше никогда не иметь проблем с ее поисками, то ему стоит устроиться работать на строительстве Саграда Фамилия.

Фото: Pixabay. Потолок собора Саграда Фамилия. 

Та команда, которая трудится над собором сегодня, несколько лет назад взяла на себя обязательство завершить проект к 2026 году, чтобы в год столетия со дня смерти архитектора Барселона наконец увидела его детище во всей красе. Однако в эти планы вмешалась пандемия

  • в период карантина на соборе велись только самые необходимые работы по укреплению структурных элементов и предотвращению разрушения. Свою лепту внесло и 
  • сокращение финансирования, которое было неизбежно в условиях экономического спада, последовавшего за карантином: мэрия Барселоны справедливо решила, что Саграда Фамилия не относится к самым важным статьям расходов городского бюджета. К тому же значительная часть финансирования строительства – это плата за вход в собор, которая взимается с туристов. 
  • Учитывая, что начиная с марта в Барселоне практически не было туристов, суммы, которые получает проект, снизились до минимума. Между тем в прошлом году Строительный совет получил за счет туристов 100 миллионов евро, которых, по словам его лидера Эстеве Кампса, должно было хватить на весь 2020 год.

Фото: Pixabay

Удивительно, но несмотря на снижение туристического потока, вызванного пандемией, и почти полное отсутствие посетителей на протяжении нескольких месяцев – собор стал одним из первых зданий в Барселоне, которые были закрыты для посещения после диагностики первых случаев коронавируса – в этом году тем не менее удалось продать достаточно билетов, чтобы Совет отложил 17 миллионов евро на проведение работ в следующем году. Но это, конечно, очень небольшая сумма, так как оставшийся объем работ еще велик. Тем не менее, учитывая небольшой размер входной платы, она иллюстрирует неугасающую популярность собора, пусть даже недостроенного, у туристов со всего мира.

Центральные башни Саграда Фамилия начали возводиться еще в 2017 году, и ожидалось, что они будут завершены в текущем году, за исключением небольших элементов. 

В настоящее время Совет не решается озвучить новую дату окончания строительства, но полагает, что закончить его к 2026 году, как планировалось, будет «невозможно». А значит, пройдет еще не менее семи лет, прежде чем туристы смогут увидеть собор без строительных кранов, которые уже давно воспринимаются как элемент его фасада, а верующие получат наконец возможность посетить службу, не отвлекаясь на шум бетономешалок. Но в любом случае, когда бы ни было завершено строительство, ведущий архитектор Жорди Фаули-и-Ольер, а также все, кто сегодня осуществляют работу над проектом, уверены: увидев готовый собор, Гауди был бы, несомненно, горд и этим своим детищем.

Храм Святого Семейства и современность

Интересные факты о соборе в Испании, в Барселоне:

  • В 2008 году испанские ученые потребовали остановить реконструкцию недостроенного собора в связи с небрежным его восстановлением в угоду туристической индустрии.
  • В 2010 году церковь была освящена папой римским и признана годной для проведения церковных служб.
  • Сложность изготовления каменных блоков продлевает время строительства, так как они сложны в обработке и подгонке.
  • Ежегодно на строительство уходит около 25 миллионов долларов. Бюджет на строительство формируется в настоящее время из пожертвований и прибыли от продажи билетов в храм, стоимость которых от 15 до 29 евро*.
  • При соборе есть школа, которую организовал Гауди для детей строителей храма. Сейчас здесь организована выставка.
  • Храм Гауди в Барселоне является наследием ЮНЕСКО, как и некоторые другие работы зодчего.
  • Внутри здания есть лифты, с помощью которых можно добраться до самой высокой точки башни.
  • В 1936 году здание подожгла группа анархистов, но кое-какие чертежи удалось сохранить.
  • Барселонский собор построен с таким расчетом, чтобы его было видно из любой точки города, а солнечный или лунный свет, проходя и отражаясь через витражные окна базилики, служил сигнальным огнем морякам.
  • Кроме финансирования, еще одно обстоятельство мешает закончить строительство в том виде, в котором хотел видеть сооружение архитектор, – необходимо снести часть домов напротив главного входа («Фасад Рождества»).

Смотровая площадка Саграда Фамилия

Не стоит пренебрегать возможностью подняться на смотровую площадку. Кстати, лифт поднимается только до отметки 65 метров, а если вы хотите подняться на самую верхушку, вам придется преодолеть еще 426 ступенек по узкой винтовой лестнице. Интересно, что лестницы разных башен закручены в разные стороны, поэтому если смотреть снизу вверх на них, создается иллюзия движения вверх, как будто храм растет, возвышаясь и не останавливаясь ни на минуту.

Саграда Фамилия. Лестница

Саграда Фамилия. Лестница

Наверху можно пройти из одной башни в другую, по замысловатым коридорам.
Из окон открывается зрелище, которое заставит вас замолчать на несколько минут. Под ногами раскинулась прекрасная Барселона, а вокруг вашего окна, то тут, то там выглядывают шпили, портики и замершие во времени химеры. Вот дерево, на ветвях которого замерли каменные голуби, там чуть вдали разноцветные шпили, напоминающие леденцы.

А из стен башен как будто выглядывают святые со строгими лицами, наблюдая за нами. Вот она — любимая Барселона Антонио Гауди с высоты главного творения его жизни…

Кстати, здесь нет привычных нам колоколов. По замыслу Гауди здесь будут установлены трубчатые колокола, которые будут издавать звон при ветре. Наверное, это будет настоящая небесная музыка.

В 2005 году Всемирная Организация ЮНЕСКО причислила Саграда Фамилия к объектам наследия Человечества, тем самым подчеркивая уникальность этого здания.

Среди моих знакомых почти все были в Барселоне. Внешне Саграду Фамилию видели все, а вот зашли внутрь единицы. Не упускайте шанса увидеть такую красоту, билеты онлайн можно купить на 

Интересные факты


Интересный факт №1 — собор Саграда Фамилия

Ещё один интересный факт: в 2008 году испанские деятели культуры выступили против продолжения работ по строительству храма. Они считают, что возведение собора ведётся неумело и в угоду индустрии туризма, совсем не так, как задумывал великий А. Гауди.

Многие ошибочно считают церковь Святого Семейства главным храмом Барселоны. На самом деле это не так. Главным епархиальным храмом города является кафедральный собор Святой Евлалии. Саграда Фамилия строится, как уже было сказано, только на пожертвования. Участок, на котором стоит храм, не принадлежит епархии и епископы не курируют его возведение.

Строительство церкви ведётся длительное время по различным причинам. Одна из них заключается в том, что каменные блоки, из которых она возводится, сложно изготавливать из-за их необычной формы. Каждый блок нужно подгонять и обрабатывать индивидуально.

Watch this video on YouTube

Храм Святого Семейства Гауди

Стоимость билетов в 2021 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 33 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 27 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 52 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 26 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида — 20 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы от 10 до 35 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 27 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 26 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида, группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 18 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: reserve@sagradafamilia.org. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом, для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Руслан Валонен

Бесплатный вход:

  • дети до 11 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Полная информация о билетах и скидках на официальном сайте

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Без храма Саграда Фамилия Барселона не была бы Барселоной. Поэтому сначала требуется купить билеты в храм, желательно на утреннее посещение — меньше народу и лучше освещение. На билетах будет проставлено точное время посещения — например, с 10 до 11. Имея билеты на руках, вы проходите без очереди, показываете билеты девушке в стеклянной будке и покупаете у неё же билеты на лифт (каждый стоит 3 евро). Потом идёте до конца направо, там берёте аудиогид и начинаете слушать его. На кнопку номер 1 можно не нажимать — там просто приветствие и благодарность за посещение храма, начинайте сразу со второй. Когда вы зайдёте в храм, то справа будет лифт — поднимитесь на нём до верхушки одной из башен, впечатлитесь от высоты и спускайтесь пешком — увидите много интересного. Когда спуститесь, снова включайте аудиогид и слушайте, гуляя и рассматривая всё то, о чём он рассказывает. На посещение храма уходит приблизительно 4 часа. Эксперт Мария Белова

Екатерина

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Руслан Валонен

История строительства Саграда Фамилия в датах

Фото Саграда Фамилия со стороны Avinguda de Gaudi

Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) строится уже почти 140 лет. Конца и края сему действу пока не видно, хотя планируют завершить к столетию со дня смерти Антонио Гауди (10 июня 2026 года). И 140 лет это «ту мач» для нашего скромного блога. Пробегусь только по очень важным датам.

Такой будет Саграда в 2026 году. Самой высокой и самой красивой церковью в мире. Макет находится между входом и стойками получения аудиогида

19 марта 1882 – начало строительства обычной приходской церкви по проекту Виллара. В  1883  году Виллар уходит из поля зрения, а на арене появляется 31-летний выпускник архитектурной школы Антонио Гауди. Ещё не гений, но уже творец с амбициями и мощным покровителем Гуэлем.

Ангелы спустились на землю. Это уже внутри Саграда Фамилия (колонны Матвея и Марка)

1889 – 1892 – понеслась! Гауди полностью меняет архитектуру здания. Саграда Фамилия должна быть больше, выше, сильнее. Мастер решает изобразить весь Новый Завет на фасадах, коих будет 3: Рождество, Страсти Христовы и Вознесение (ворота Славы).

1925 – возведена колокольня на фасаде Рождества, первая и последняя руками сказочного архитектора.

Темные пятнышки — остатки оригинального макета Гауди (найдете в музее Саграда Фамилия)

Смерть Гауди – координаты госпиталя на карте

Антонио умер в госпитале для бедных Santa Creu 10 июня 1926 года.  Координаты на карте 41.380759, 2.170244 (ориентиром пусть будет кошачий приют).  Оказался он там случайно. Из-за одержимости строительством творец буквально «забил» на себя. Одежда абы-какая, обувь – из той же оперы. В итоге, когда его сбил трамвай, никто не узнал в старике Антонио.

Через 2 дня город очухается и поймет, кого потерял. Вечно бунтующая Барселона, пожалуй, единственный раз сплотится, чтобы проводить архитектора в последний путь.

1954 – 2009 – возведение фасада Страстей по макетам Гауди.

2000 – приступают к фасаду Славы.

2005 – «Святое Семейство» попадает в список ЮНЕСКО Достояние Человечества.

2010 – церковь освящает Папа Римский. Теперь это Базилика.

История строительства: после смерти Гауди

Долгое время власти не могли решить, стоит ли продолжать строительство Саграды Фамилии, ведь задумка была очень сложной, справиться с ней мог не каждый архитектор. В изначальном плане маэстро хотел выстроить три фасада с 4 высокими шпилями. Всего получилось бы 12 башен, символизирующих 12 апостолов. В центре должен располагаться самый большой шпиль – знак Иисуса Христа. Окружает этот шпиль ещё четыре возвышенности с символами орла, тельца, ангела и льва, то есть это были бы символы Евангелистов.

Гауди был очень религиозным человеком, он хотел, чтобы собор рассказывал истории из Библии. Три фасада бы рассказывали о «Рождестве», «Страсти Христовы» и о «Вознесении». Но при жизни он успел выстроить только «Рождество» и четыре башни.

После 1926 года руководство над строительством перешло к ученику Гауди – Доменеку Сугранесу, который работал до этого с учителем более 20 лет. После смерти Антонио не оставил почти никаких чертежей и схем, который помогли бы закончить строительство задуманных фасадов. Но его соратник немного знал о целях архитектора и старался выполнять их. Он завершил строительство трех колоколен фасада «Рождества». Работал над проектом Сугранес до 1938 года. А уже после строительство было остановлено из-за войн и беспорядка в стране. Продолжили строительство только в 1952 году.

Спустя два года начали строительство второго фасада «Страсти Христовы», за основу взяли немногочисленные чертежи Гауди. К 1961 году построили крипту, где сразу же открыли музей, рассказывающий об истории постройки. Уже к 1977 году были построены четыре башни на втором фасаде, архитекторы приступили к внешним и внутренним украшениям.

Примите к сведению: работа над собором продолжается и по сей день. Сейчас воздвигают третий фасад, новые башни, доделывается внутреннее убранство. Предполагают, что Саграда Фамилия будет построена к 2026 году.

Что было дальше

Дальнейшие работы по возведению храма были поручены одному из наиболее талантливых учеников Гауди – Доменеку Суграньесу. Он с трепетом подошел к работе, создав уникальные решения, которыми можно любоваться внутри и снаружи достопримечательности.

К 1930 году завершилось возведение оставшихся колонн фасада Рождества. Гражданская война 1936 года серьезно затормозила работы по строительству Саграда Фамилия. Сгоревшие чертежи, которые определяли облик Саграда Фамилия внутри и снаружи стали большой потерей. В 1938 году скончался Доменек Суграньес, не успев реализовать свои задумки.

В 1952 году были достигнуты успешные результаты по возведению храма. Sagrada Familia внутри получила оригинальную лестницу, необычную подсветку. Работы внутри фасада Рождества подходили к логическому завершению. Через 2 года закипели работы по строительству фасада Страстей. Храм обзавелся криптой в завершенном виде. Она стала основанием для музея внутри храма, посвященному Гауди и особенностям строения.


Детали фасада Страстей

Возведение башен для украшения фасада Страстей завершилось к 1977 году. Внутри храма активно занимались украшениями в виде витражей и скульптур. Саграда Фамилия внутри имеет единый мотив для украшений – Воскресение Иисуса Христа.

Темпы строительства Саграда Фамилия увеличиваются от года к году. Тем не менее окончательный облик получили только трансепты и неф, их фасады и своды. В 2010 году завершилось возведение апсиды и средокрестия. Они служат основанием еще для двух башен. Высота основной башни (украшенной крестом) составляет 170 метров. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.

Храм Святого Семейства: что посмотреть

Храм Святого Семейства представляет собой гигантское сооружение с ажурными фасадами, уносящимися ввысь башнями, огромным количеством внешних и внутренних колонн, которые служат опорой для всей конструкции и отдельных элементов. Как и в других проектах Гауди остался верным себе и отказался от возведения несущих стен.

Фасад Рождества

Фасад Рождества с тремя портиками, где расположен главный вход в храм, декорирован каменным кружевом барельефов, в которых просматриваются фигуры апостолов и святых, увенчан четырьмя островерхими башнями, посвященными апостолам Симону, Матфею, Варнаве и Иуде.

  • В центральной части фасада расположен портик Милосердия со сценой Рождества, представленной скульптурной группой, изображающей Деву Марию с младенцем, Иосифа Обручника и ясельных животных.
  • Справа от портика Милосердия расположен портик Веры с барельефами, изображающими библейские сюжеты. Слева портик Надежды с изображениями бегства Иосифа и Девы Марии с младенцем Иисусом от Ирода в Египет, обручение Марии с Иосифом и сценой Избиения Младенцев, при создании которой Гауди использовал тела мертворожденных детей.

Фасад Страстей Христовых

Фасад Страстей Христовых, в отличие от фасада Рождества, лишен декоративных элементов. Каменные барельефы отражают самые трагичные эпизоды жизни Спасителя — Тайную вечерю, арест Христа, поцелуй Иуды, у ног которого извивается Змей-Искуситель.

  • Преисполнены скорби и трагизма сцены бичевания Христа, восхождения Христа с крестом на Голгофу, падения Иисуса под тяжестью своей ноши, всадника Лонгина, пронзающего распятого Христа копьем.
  • Особого внимания заслуживают фигуры трех Марий — Пресвятой Девы, Марии Клеоповой и Марии-Магдалины, Понтия Пилата, с укором взирающего на толпу, Вероники с платом, на котором отпечатался лик Христа.
  • У входа возвышается пятиметровое скульптурное изображение Христа под плетью стражника, над воротами расположены металлические пластины в форме свитков с текстами из Евангелия.
  • В верхней части фасада Страстей — распятие Христа, словно вырастающее из скалы. Над ним — символ ночи, луна, у ног — символ смерти, череп.

Фасад Славы

Строительство фасада Славы началось в 2002 году и пока не закончено. Работы осуществляются по восстановленным чертежам и эскизам архитектора. По замыслу Гауди, в верхней части фасада будет находиться скульптурная группа Святой Троицы, над которой парят облака с ветхозаветными текстами о Сотворении мира. Над фасадом будут возвышаться башни-колокольни.

Высота главной башни Христа составит 172.5 м. Башня Девы Марии планируется менее высокой. Четыре башни пониже будут посвящены евангелистам, 12 — апостолам. Все сооружения трубчатой формы с многочисленными отверстиями, чтобы внутри циркулировал воздух, как в гигантском органе, вместе с колокольным звоном создавая удивительную музыку сфер. Колокольни не должны были нуждаться в звонарях, поскольку Гауди считал, что таких высоких сооружениях колокола должны раскачиваться ветрами.

Интерьеры

Интерьеры Храма Святого Семейства поражают необычной формой поддерживаемого колоннами свода, безупречной красотой витражей, оригинальностью декоративных элементов, присущих только Гауди. В каждой детали прослеживается гениальный художник, ученый и инженер. Оптическая иллюзия развернутого пространства, которая создается при приближении к тем или иным предметам, свет, проникающий через многочисленные окна, погружают в атмосферу благоговения, умиротворения и спокойствия.

Как в большинстве шедевров каталонского мастера, внутри сооружения нет ни острых углов, ни прямых линий. Все подчинено волнам, изгибам, плавным линиям. Стены декорированы лепниной, росписью, мозаичными панно, фресками с библейскими сюжетами. Несущие колонны по спирали возносятся вверх и разветвляются у свода как деревья. В центральной части расположен алтарь с изображением Христа, по обе стороны от него вверх уходят лестницы, символизирующие вознесение от земли к небу. Вокруг — длинные и толстые колонны из красного порфира. Остальные выполнены из базальта. У посетителя создается ощущение, что он попадает в священный дремучий лес, в котором можно найти спасение и утешение.

Фасад Страстей

Эмоции переполняют при осмотре фасада Страстей Христовых. Его современное виденье было еще в чертежах Гауди 1911 года, он сознательно не захотел использовать орнаментальный декор

Задача архитектора основывалась на том, чтобы приковать внимание зрителей к скульптурам, которые показывают события последних земных дней Христа

Фасад Страстей показывает сцены последних земных дней Христа

Обнаженные наклонные колонны подобны огромным стволам деревьев. Холодные каменные сооружения без украшений символизируют безутешную скорбь. Изваяния Субиракса кажутся грубыми, как будто высекались топором. Великолепные скульптуры обладают огромной эмоциональной напряженностью и располагаются вдоль S-фигурной тропы.

Она размещается внизу слева и указывает путь Иисуса на Голгофу. Вдоль линии видим Via Crucis: сцены Тайной вечери, на которой Христос предвещает свою смерть и воскресение. Чуть правее расположились скульптуры Петра и воинов, далее на уровне– поцелуй Иуды. На заднем плане ученика Иисуса видно изображение змея, символизация подстрекательства дьявола на предательство своего учителя.

Криптограмма с цифрами, которые в суммировании “пятнашек” по вертикали, горизонтали или диагонали дают число тридцать три, т. е. возраст Спасителя, когда он принял смерть. Статуи трех женщин указывают на трехразовое отречение Петра от Иисуса.

Криптограмма из 16 цифр, три сотни комбинаций – сумма чисел по диагонали, вертикали и горизонтали всегда дают число 33 – возраст Христа

Поза Петра и его тело, закутанное в простыню – метафорический знак позорного малодушия. Ecce Homo: на нижнем уровне скульптура Сына Божьего, на голове которого плетеный венок из терна. Вокруг солдаты-стражники, играющие в кости на ризы Иисуса. Пилат на суде умывает руки перед народом и отказывается принять решение о дальнейшей участи Спасителя.

На первом изгибе внизу буквы S три Марии склонились над Христосом, который не выдержал тяжести креста и упал по дороге на Голгофу; Симон несет Крест Иисуса. По центру над воротами изображается сцена повторного падения.

Святая безликая Вероника подчеркивает нерукотворный лик Христа, оттиск на плаще. Завершает уровень статуя солдата Лонгина, форма шлема у него напоминает дымоходную трубу.

Безликая Вероника с платком в руках, которым вытирал кровь и пот на лице Христос

Говорят, что воин проткнул копьем ребра Иисуса, а позже Лонгин принял христианство и мученическую смерть во имя Церкви.

Следующий изгиб линии буквы S направо, где изображается смерть Христоса. Левее Дева Мария на коленях оплакивает Иисуса, а Иоанн утешает ее, на заднем плане видно Марию Клеопову.

Распятие Христа изображается на черном железном кресте, состоит он из двух балок. Это дает резкий контраст на фоне каменного тела, расположенного горизонтально. С торца балки, выкрашенной красным цветом, надпись INRI. Изображение луны – символ ночи, череп – знак смерти. Над распятием раздертая завеса, которая разделяла Иерусалимское святилище от других помещений.

Во время мученической смерти Христа завеса сама порвалась на две части, и многие тела умерших воскресли и явились перед людским взором. Справа вверху богатый Аримафеец Иосиф с Никодимом запечатлены в сцене погребения. Они несут к скале тело Спасителя, замотанное в плащаницу. Мария Магдалена на коленях преклонилась перед входом в гробницу. Над ее головой символ воскрешения, святости – яйцо.

Работа над строительством ведется постоянно, и туристам, которые посетили Саграду Фамилию со 2-го июля 2018 года повезло, они смогли увидеть, как на фасад Страстей устанавливали новый элемент в композицию – крест весом более 18 тонн и высотой 7,5 метра (его можно увидеть на ранних набросках Гауди, которые он делал в конце XIX века).

Историческая справка

Идея появления Храма Святого Семейства в Барселоне принадлежит Хосе Марии Бокабелье, простому торговцу книгами, который настолько вдохновился ватиканским Собором Св. Петра, что решил возвести нечто подобное и в своем родном городе. Правда, реализацию этой идеи пришлось отложить на целых 10 лет – именно столько времени понадобилось букинисту для сбора денежных средств, необходимых для покупки земельного участка.

Строительство храма началось в 1882 году. В то время ним руководил Франциско дель Вильяр, намеревавшийся создать величественное сооружение, выполненное в стиле канонической готики и имеющее форму православного креста. Однако работа этого мастера продлилась недолго – уже через год он ушел в отставку, передав эстафетную палочку знаменитому Антонио Гауди, для которого этот храм стал делом всей жизни. Говорят, мастер не только поселился прямо на стройплощадке, но и частенько ходил по улицам собирать подаяния.

Видение именитого зодчего кардинально отличалось от первоначального проекта, созданного Бокабелье. Считая готику устаревшим и никому не интересным направлением, он использовал только базовые элементы этого стиля, дополнив их чертами модерна, барокко и восточной экзотики. Что интересно, известный архитектор был крайне неорганизованным человеком – он не только не любил продумывать все заранее, но и создавал эскизы прямо по ходу строительства. В некоторых случаях эта бесконечная череда идей приводила к тому, что рабочим приходилось постоянно что-то исправлять, а то и полностью переделывать отдельные части Саграда де Фамилия.

Задумывая этот поистине грандиозный проект, мастер отлично понимал, что не успеет закончить его при жизни. Так оно и вышло – под его непосредственным руководством был возведен лишь один из трех фасадов (фасад Рождества Христова). К сожалению, в 1926 году великий зодчий погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни готовых чертежей, ни каких-либо конкретных указаний. Единственным, что удалось отыскать, стали немногочисленные наброски и несколько черновых макетов. Дальнейшим строительством Храма Святого Семейства руководило целое поколение выдающихся архитекторов, одним из которых был Доменек Сугранесу, ученик и соратник Гауди. Все они пользовались сохранившимися чертежами великого мастера, дополняя их собственными представлениями о соборе.

Как купить билеты в Саграда Фамилия онлайн

Билетами в собор следует озаботиться заранее, чтобы не стоять в длинной очереди.

Сначала надо выбрать вариант посещения.

Варианты следующие:

— посещение Саграда Фамилия с подъемом на одну из двух башен собора. На данный момент собор имеет 8 башен: 4 башни над фасадом Рождества и 4 – над фасадом Страстей. Можно подняться либо на башню над фасадом Рождества — с нее открывается вид на восточную часть города, либо над фасадом Страстей (Passion) – с нее открывается вид на центральную часть города.

Стоит такой билет 32 евро. В цену билета включен аудиогид (есть на русском языке). На башни не допускаются дети младше 6 лет. Дети до 16 лет могут подниматься на башни только в сопровождении взрослых. В сильный ветер или дождь лифт отключают. Возвращают ли в таком случае деньги – непонятно.

— Саграда Фамилия без подъема на башню, но с аудиогидом – 25 евро

— Саграда Фамилия без башен и без аудиогида – 17 евро.

К сожалению, если вы купили билет без аудиогида или без подъема на башню, докупить недостающую опцию уже нельзя.

Брать ли аудиогид? В принципе, послушать было интересно. Другое дело, что из услышанного запомнилось немногое. Все-таки в данном случае самое ценное – не информация, а впечатление от увиденного. В соборе встречаются таблички с текстом на испанском и английском. Так что если нет лишних 7 евро, можно без особого ущерба аудиогидом пренебречь.

Определившись с вариантом посещения, переходим к выбору даты и времени.

Выбирая время посещения, надо иметь ввиду, что купленный вами билет дает право прохождения внутрь Саграда Фамилия в течение получаса после выбранного времени. Учтите, что и у посетителей, купивших билеты онлайн, есть небольшая очередь (минут на 5-10). Внутри церкви ваше время  ничем не ограничено (только временем работы самого храма), так что главное зайти в обозначенное время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий