Выдумщик Гауди
Но вернемся к Дому Бальо! Гауди не стал его банально сносить, хотя заказчик именно этого и хотел. Он спроектировал два новых фасада для здания: один – со стороны улицы Пассеч-де-Грассиа, второй сделал «смотрящим» внутрь квартала. Перепланировке подвергся нижний этаж, бельэтаж. Гауди решил добавить мансарду и террасу на крыше, а для лучшей вентиляции здания создал один внутренний дворик из двух световых шахт. Кстати, идею с внутренним двором он использовал потом при строительстве Дома Мила.
Реконструкция Дома Бальо – это новый этап в творчестве Гауди, когда он стал отходить от традиционных стилистических приемов и использовать новые, придуманные лично. Архитектуру Гауди вообще отличают волнообразные и округлые очертания, так как он не любил прямые линии и прямые углы, считая их «придумкой» человека, а не Природы. Волнистые линии проявляются у него во всем: в фасадах зданий, в декоративных элементах, во внутренних интерьерах. И кстати, детали фасада Дома Бальо были высечены из камня с горы Монжуик, и этот же материал использовался внутри помещения.
Антонио Гауди решил обыграть старинную каталонскую легенду в архитектуре Дома Бальо. В экстерьере здания угадываются «очертания» дракона, но не огромного могучего чудища, а лишь намек на его присутствие. Так, изогнутая «чешуйчатая» крыша здания внешне напоминает спину дракона, башенка, увенчанная георгиевским крестом – это аллегория на тему сюжета, когда покровитель Каталонии Сан Жорди (Святой Георгий) заносит меч над чудовищем и мощным ударом вонзает его в хребет огромного ящера. Фасад здания чем-то напоминает его сверкающую «чешую», а балконы, колонны и другие элементы дома – это кости и черепа «жертв» дракона.
Вот почему здание получило такое «зловещее» название – Дом Костей. На самом же деле ничего «ужасного» в нем нет, так как Гауди постарался обыграть старинный сюжет в позитивном ключе – «Победа над Злом». И в этом плане очень интересна подача света, когда архитектор путем плавного перехода нескольких цветов (белого, голубого, лазурного и синего) от наиболее светлого к более контрастному и равномерного их освещения, добился очень эффектной игры светотени. Оригинально смотрятся и окна, которые уменьшаются в размерах, чем выше они расположены. То есть самые большие оконные проемы находятся на первом этаже, и соответственно от них исходит основное освещение.
«Сказочность» внешнего облика дома подчеркивают декоративные элементы: кованые детали, витражи, изразцы, мозаичная облицовка. Однако внутри здания ощущения чего-то фантастического не проходит, потому что Гуэль никогда не делал все наполовину, а доводил свои творения до совершенства, не пропуская мимо внимания даже мельчайшие детали. Так, интерьер холла больше напоминает скелет огромного кита: как будто оказываешься между его ребер. А в одной из залов нижнего этажа интерьер похож на космическую картинку: потолок сделан в виде волнистых облаков, а по центру находится люстра-солнце
Не обошел вниманием Гауди и мебель, которую сделал собственноручно. Кстати, некоторые предметы ее находятся в Дому-Музее Гауди, расположенном в Парке Гуэля
О месте Дом Амалье
История Дома Амалье в Барселоне Здания Барселоны в стиле неоготики и модерна, отличаются довольно необычной архитектурой. К таким строениям Барселоны относится Дом Амалье. Найти его можно на улице Пассеч-де-Гарсиа, которая находится в центре района Эшампле. Архитектура Барселоны в этой части города отличается широкими тротуарами и огромным количеством небольших магазинчиков и бутиков. По соседству с ним расположены известнейшие памятники архитектуры: Дом Бальо и Дом Лео Морера. Весь ансамбль зданий носит общее название “Квартал несогласия”. Такое необычное название обусловлено неоднородным модернистским стилем расположенных здесь зданий. Барселона и сейчас не имеет подобных необычных кварталов, аналогичных “Кварталу Несогласия”. Построено здание было ещё в 1875 году. А в 1898 дом выкупил каталонский кондитер Антонио Амалье. Он решил привнести свежесть и новизну в традиционный стиль фасада, ведь архитектура здания не соответствовала модным течениям того времени. Дом Амалье в Барселоне, в нынешнем виде, предстал на суд жителей в 1990 году. А в 1976 году королевский указ сделал здание памятником национального значения. Архитектурные особенности Дома Амалье Необычное внешнее убранство здания спроектировал архитектор Хосеп Пуч-и-Кадафалька. Работы по реконструкции длились всего два года. Главный зодчий привлёк к процессу преобразования целую команду мастеров прикладного и изобразительного искусства, чтобы выполнить грамотную перепланировку и необычное художественное оформление дома. Отдельно нужно сказать о необычном ступенчатом фронтоне Дома Амалье. Издали крыша здания напоминает миниатюрную пирамиду. А на самом фронтоне жители и гости Барселоны могут увидеть и насладиться портретом домовладельца, выполненным в стиле аллегории. Фасад здания с успехом сочетает готический стиль, который присущ архитектуре Барселоны, и экзотическую мавританскую стилистику. Эти направления чётко просматриваются во внешнем облике скульптур установленных возле дверей и в витиеватой резьбе на балконных фонариках. Дом Амалье сегодня Последний этаж здания, власти Барселоны отдали во владение Института испанского искусства Амалье. Это учреждение занимается исследовательскими программами в сфере различных направлений искусства в государстве. Также здесь располагается огромная библиотека, содержащая архивные и современные издания по истории искусства и архитектуры Барселоны. В вестибюле Дома Амалье часто бывают туристы и местные жители Барселоны. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу, с 10.00 до 13.30, а также дополнительно Дом открыт во вторник и четверг с 15:30 до 19:00. После завершения ознакомительной экскурсии по Дому Амалье, всем желающим предлагают прогуляться по пешеходной мостовой, созданной по гениальному замыслу самого Антонио Гауди. По вечерам освещение мостовой обеспечивают фонари работы Пере Фалькеса. Каждый турист может побродить по книжным лавкам и ювелирным салонам, предлагающим широкий выбор товаров на любой кошелек. Барселона не оставит равнодушным ни одного своего гостя.
Любопытные факты о каталонском модернизме в Барселоне
В завершение, чтобы подчеркнуть значение каталонского модернизма в Барселоне, стоит заметить, что этот город располагает наибольшим количеством модернистских зданий, включенных в список Всемирного наследия: всего их 9, из которых 7 были созданы Антони Гауди. В этом городе есть особый «Маршрут модернизма», отмеченный особыми знаками. Вы можете увидеть их, прогуливаясь по барселонским улицам: это тротуарные плитки со знаменитым рисунком «панот де флор», который также называют цветком или розой Барселоны.
Эти плитки с рисунком в форме цветка стали одним из самых знаковых и представительных символов города.
В Барселоне искусство ожидает вас везде, в том числе в самых неожиданных местах — даже на земле, по которой вы ступаете!
Описание удивительного дома
Фасад удивительного дома Мила в Барселоне (Испания) напоминает гигантскую скалу, над внешним видом которой много времени трудились волны, сгладившие все острые углы, а ажурные кованые решетки на балконах похожи на переплетенные водоросли. Мягкие линии переходят из одной в другую, а ежедневная игра света и тени создает иллюзию вечного движения: кажется, будто речные потоки, стекавшие с крыши, застыли в камне. Такие изгибы массивного здания создают приятную психологическую атмосферу. У выглядящего сюрреалистично архитектурного произведения отсутствуют несущие стены, и столь опасный прием стал возможен благодаря точнейшим расчетам мастера, не имевшего права на ошибку.
Межэтажные перекрытия поддерживаются колоннами причудливых форм, а стены представляют собой подвижные перегородки, которые легко перемещаются. По желанию владельца пространство можно моделировать.
Внутренняя территория сооружения, являющегося отражением природных мотивов, разделена на зоны. Интерьер выполнен в стиле, в котором всегда работал Антонио Гауди, и дом Мила в Барселоне славится округлыми формами, являющимися его основными элементами оформления. Каждый из пяти этажей уникален и ничем не напоминает предыдущий, что вызывает восторг у жителей и туристов.
Пасео де Грасиа и дома Гауди
Пасео де Грасиа – одна из самых знаменитых улиц в Барселоне, на которой расположены магазины дорогих брендов, а также элитные отели и рестораны. И здесь расположены два самых известных строения Гауди – дом Мила (Casa Mila) и дом Бальо (Casa Batlló).
Первый дом является одной из последних работ великого архитектора и внесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Этот дом был когда-то заказан застройщиком Пере Мила для своей обожаемой супруги. Само здание выглядит весьма необычно: фасад дома спроектирован таким образом, что в нём нет прямых линий и острых углов. Кроме того, внешние стены являются полностью несущими, а внутренние можно двигать по своему усмотрению, меняя их расположение.
Дом Мила: вид с улицы Пасео де Грасиа
Этот дом не полностью отдан под музей, при экскурсии по этажам можно заметить обычных офисных работников в своих кабинетах.
Окна в рабочие кабинеты дома
Домашний каминВот такие “ровные” коридоры в доме Мила
Второе здание схоже своими архитектурными формами со скелетом мифологического животного. Оно также внесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО с 2005 года, как и предыдущее творение, и является образцом архитектуры стиля модерн начала XX века.
Фасад дома Бальо
Изначально строение дома использовалось как доходный дом, но позже оно было выкуплено Жозепом Бальо-и-Касановасом для своей семьи. Новый хозяин с помощью талантливого Гауди полностью реконструировал главный фасад, пристроил подвальное помещение, нижний этаж, бельэтаж, чердак и асотею на крыше.
Сохранившееся здание не имеет прямых линий и декорировано тесанным камнем. В доме кроме музея работают обычные офисы, а также живут богатые каталанские семьи, так как проживание в этом районе и в этом доме считается очень престижным.
Именно с этого проекта Гауди отказывается следовать современным тенденциям в архитектуре и начинает воплощать в жизнь свои замыслы. Интересная особенность здания – в нем так спроектирована вентиляция, что в помещениях не требуется кондиционирование.
Как и в случае с дворцом Гуэля, обязательно побывайте на крыше – кроме дымоходов, выполненных в фирменном стиле Гауди, вы сможете еще раз насладиться потрясающими видами Барселоны.
Дом Бальо открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 21:00, а дом Мила – с 9:00 до 20:00 (в период с марта по ноябрь), в остальные месяцы здание закрывается в 18:30.
Электронные и в можно купить по ссылкам.
Архитектура
Наружное убранство и интерьер достопримечательности созвучны со стилем Гауди — практически абсолютное отсутствие прямых линий, извилистые контуры во всех элементах. Но нельзя говорить, что дом Бальо — заслуга только Гауди. У зодчего была группа мастеров: Жузеп Пелегри изготавливал витражи, братья Бадиа — ковку по металлу, а керамические изделия были отданы Себастьяну-и-Рибо.
Снаружи
Фасад здания создан из тесаного камня, который добывается на горе Монтжуик. Дизайн окон позволяет максимальному количеству света попадать в дом. Внутренний двор выстлан плиткой из синей керамики разных тонов, которые выполняют игру светотеней. Гауди поменял план нижнего этажа и бельэтажа — добавился подвал, мансарда и ступенчатая терраса на крыше. Гигантский дракон на фасаде — персонаж, который встречается во многих работах Гауди. Некоторым посетителям здание напоминает сказочную крепость благодаря башенкам или морской замок — за счет мозаики из цветного стекла и камешков.
Внутри
Интерьер дома уникален. Во время реконструкции первоначального здания, возводя Каса Батльо, Гауди привнес некоторые архитектурные новшества: система вентиляции, освещенность комнат и пожарная безопасность. Для последней мастер соорудил дополнительные лестницы и двойные выходы. На террасу выведены дымоотводы 27 каминов, что делает ее функциональной. Замысел Гауди состоял в том, чтобы выполнить веранду эстетически привлекательным местом. Крыши творений архитектора похожи на гигантские шляпы, по которым можно гулять. Для украшения террасы в доме Бальо Гауди использовал мозаику.
Дом Бальо глазами туриста
Наибольшая индивидуальность Дома Бальо – это почти полное исключение прямых линий в оформлении здания. Во всех декоративных элементах присутствуют расплывчатые гибкие линии, а передний фасад здания вообще лишен какой-либо симметрии.
Впервые взглянув на дом, создается впечатление, что он построен из останков костей гигантов. Именно поэтому ему дали название «Дом Костей». На его фоне незначительны даже дом Амалье и дом Лео Морера, которые вместе с ним образуют «Квартал несогласия», получивший свое название из-за стилистической разрозненности и модернистского стиля зданий. Превзойти талант Гауди просто невозможно, потому что он имел свое видение на окружающий мир, а не только был одаренным архитектором.
Окна первого этажа, словно из сказочного дома. Они кажутся невесомыми и будто сделаны из пластилина, но это просто обман, ведь все элементы состоят из тесанных камней, которые добывались на холме Монжуик и являются трудами лучших мастеров.
Когда у туриста проходит шок от увиденного мастерства построения первого этажа и он поднимает свой взгляд вверх, ему кажется, что Дом Бальо «небоскреб», хотя на самом деле его размеры совсем невелики. Этот зрительный обман достигнут благодаря цветовой мозаике и особой светотеневой игре. Для этого Гауди использует разные оттенки керамической облицовки: от белого и нежно-золотистого внизу и до индиго и синего вверху, прибавляя интенсивность цвета по мере поднятия взгляда вверх, и завершает глубоко лазурным при обработке вентиляционных труб.
Для светотеневой игры архитектор использует разные размеры выходящих во двор окон – они немного уменьшаются с возвышением здания. Кровля дома Бальо будто из другого здания: это словно позвоночник доисторического чудовища с серебристой чешуей, однако, самым правильным толкованием является стать гигантского дракона – любимый персонаж Гауди, который присутствует во многих строениях великого архитектора, например, в Усадьбе Гуэль есть «ворота дракона».
В «хребет дракона» словно вонзен меч в виде башни с Георгиевским крестом. Сама же башня специально размещена по левой стороне, дабы подчеркнуть несимметричность шедевра Антонио Гауди. Каждый испанский гид, проводящий экскурсии в Барселоне, расскажет вам о символичности Антонио Гауди при перестройке Дома Бальо.
Кровля здания – беспощадный дракон, сам дом – это останки жертв, а верхушка крыши, та самая башня – меч Святого Георгия, победившего монстра. Испанский архитектор всегда символичен в своих творениях и не раз касался культуры и фольклора своей страны. Глядя на фотографии Дома Бальо, именно символичность выделяется, однако, только человек хорошо знающий историю Испании по-настоящему прочувствует руку великого архитектора.
Фасады, кровля, световые шахты, создающие внутренний двор и декорации помещений – все это и не только дело рук Гауди. Официально Дом Бальо относят к стилю модерн, но многие комнаты, помещения и лестницы исполнены в индивидуальном стиле, который можно величать «стилем Гауди». Настолько неповторим и бесподобен этот испанский архитектор и дизайнер, как бы сказали современники.
История появления здания
Антонио Гауди, будучи уже известным архитектором с нестандартным видением окружающего мира, в 1906 году познакомился с семейной парой, не считающей денег на вечеринки и скупающей недвижимость. Текстильный магнат Пере Мила, жена которого получила наследство после смерти первого мужа, потакал всем ее капризам. Состоятельная дама мечтала владеть зданием, отличающимся от остальных в Барселоне, и ее супруг обратился к автору необычных архитектурных произведений с просьбой построить уникальный дом, которому не было бы равных в мире.
Бизнесмен хотел, чтобы один этаж отводился под жилье для его семьи, а остальные предназначались для сдачи в аренду. Заказчик, выкупивший огромный участок, предоставил Гауди полную свободу действий.
Антонио, разработавший проект, в котором проявилась его бурная фантазия, абстрагировался от реальной жизни. В короткие сроки он предоставил Милу, жаждавшему заполучить настоящий шедевр, чертеж будущего проекта, где отсутствовала какая-либо симметрия. Супружеская пара собиралась сдавать квартиры в аренду в новой постройке, и поэтому архитектор сделал ставку на удобную планировку.
Во время строительства прочное финансовое положения семьи пошатнулось, поскольку власти неоднократно штрафовали заказчика за то, что новое здание, появившееся в 1910 году, превышало действующие нормативы по высоте и ширине.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль — одна из самых знаменитых построек Гауди, и первое его здание, внесенное в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.
Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии. Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).
Интерьер дворца Гуэля
Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план большой мечети (Мескиты) в Кордове; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля — еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.
В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля, юго-восточная сторона улицы Ла Рамбла считалась малопригодной для фешенебельной жизни — этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» — летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально — множество дешевых ресторанов вокруг, до Ла Рамбла рукой подать…
Посетить дворец Гуэля в Барселоне
- Palau Güell
- Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
- Тел: +34 934 72 57 75
- palauguell.cat
- Время работы:
- Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
- Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
- Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
- Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
- Вход:
- взрослые: 12€
- другие варианты: смотреть
- Аудиогид входит в стоимость билета.
- Купить билет во вдорец Гуэля:
Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.
Часы работы музея
Дом Амалье открыт для посещения семь дней в неделю с 11:00 до 18:00. Посетить музей можно вместе с экскурсией, которая проводиться три раза в день на английском, испанском и каталонском языках, а также самостоятельно с аудио гидом. При этом, максимальная группа составляет 12 человек. Индивидуальное посещение музея ограничено по времени в 30 минут, а групповая экскурсия занимает около часа. В определенные часы, помимо посещения музея можно полакомится горячим шоколадом, приготовленным в кафе на первом этаже по старинным рецептам Антонио Амалье.
Время | Будни |
---|---|
10:00 – 10:30 | аудиогид |
11:00 | экскурсия (англ.) |
11:30 | аудиогид |
12:00 | экскурсия (кат.) |
12:30 – 16:00 | аудиогид |
16:30 | аудиогид+шоколад |
17:00 | экскурсия (исп.) |
17:30 | аудиогид |
18:00 | аудиогид+шоколад |
Обращаю внимание, что вечером посетить музей самостоятельно с 16:30 до 17:30 возможно только вместе дегустацией десерта. В таблице указано время начала прохода.
История дома Бальо
Доходный дом на проспекте Пасео-де-Грасиа в районе Эшампль, принадлежавший текстильному магнату Жозепу Бальо-и-Касановасу, был построен к 1877 году и в начале XX века представлял собой довольно жалкое зрелище. Собственник решил снести не имевшее никакой ценности в плане архитектуры сооружение и создать на этом месте что-то более соответствующее его статусу и финансовому положению. Работа над проектом была поручена Гауди, который убедил Бальо произвести масштабную реконструкцию здания, оставив фундамент и несущие конструкции старого сооружения. Заказчик предоставил архитектору полную свободу действий.
Реконструкция здания длилась с 1904 по 1906 годы. В результате, на Пасео-де-Грасиа появился особняк, полностью затмивший все помпезные сооружения квартала. Гауди полностью преобразовал внешний фасад, спроектировал второй фасад, выходящий во внутреннюю сторону квартала, переделал крышу, добавив ступенчатую террасу и множество декоративных элементов в виде дымоходов необычной формы, перестроил вестибюль, цокольный этаж, бельэтаж, мансарду, сделал новую систему вентиляции, оформил интерьеры.
По замыслу архитектора, дом должен был представлять собой фантастическую аллегорию, символизирующую победу Святого Георгия-Победоносца над драконом, в которой отражены последние судороги чудовища над грудой костей и черепов своих жертв, повисших на покрытом чешуей теле мифологического пресмыкающегося.
Новая работа Гауди произвела настоящий фурор, а Бальо удалось увековечить свое имя благодаря гениальному архитектору. Дом считается ярким образцом стиля модерн, хотя сам Гауди не признавал никаких течений и направлений и предпочитал воплощать в жизнь собственные идеи и фантазии. Здание до 50-х годов оставалось в собственности семьи Бальо, затем несколько раз переходило из рук в руки, пока в 90-х его не приобрело семейство Бернат. Новые владельцы провели реставрацию дома Бальо и сделали его достоянием общественности.
С 1995 года шедевр гениального мастера стал музеем, в стенах которого проводятся экскурсии и торжественные мероприятия, посвященные творчеству Гауди. Музей открыт для посещения ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Каждому посетителю выпадает шанс увидеть результаты трудов талантливого дизайнера, великолепного оформителя и непревзойденного инженера.
История Дома Костей
- В 1877 году был достроен доходный дом для профессор архитектуры Эмилио Сала Кортес, который в будущем был реконструирован в Дом Бальо.
- В 1903 году здание стало собственностью текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас, который решил его модернизировать, обратился с деловым предложением к Антонио Гауди. Жозеп планировал кардинальную переделку — ликвидацию здания и строительство нового, однако Гауди придерживался дрогой точки зрения.
- Архитектор не отказался от исходной структуры. Он разработал проект двух новых фасадов, изменил планировку нижнего этажа и бельэтажа, украсив пространство оригинальной мебелью, решил обустроить дом мансардой, асотеей и подвальным этажом.
- Реконструкция длилась с 1905 по 1906 г.
- Гауди удалось объединить лучших мастеров прикладного искусства. Кованые изделия были придуманы и воплощены братьями Бадия, а стеклодув Жузеп Пелегри трудился над витражами. Изразцы создавали отец и сын Пужол-и-Баусис, а поставкой керамики занимался Себастьян-и-Рибо.
- С середины 20 века Дом Бальо не является семейной собственностью. В 90-х годах дом купила семья Берната. С тех пор они отвечают за сохранность здания, без поддержки государства, посредством продажи билетов.
Для того чтобы избежать больших очередей на входе в дом, советуем покупать билеты онлайн здесь.