Музей Европейского садоводства
В прекрасном здании замка Бенрат (в восточном крыле) открыт в апреле 2002 г. удивительный музей садового искусства Европы. Не секрет, что Европа, в частности, и Германия с давних пор славятся умением создавать невероятно красивые сады и парки. Их архитектурно-ландшафтный дизайн впечатляет своей гармоничной красотой.
Предназначен для наглядного ознакомления с историей этого направления с доисторических эпох до наших дней. Вокруг здания расположены парки в английском и французском стилях. Даже самый равнодушный человек восхитится изумительными ландшафтными картинами, великолепными скульптурами, оформленными в стиле барокко. Здесь находится оранжерея, огород, где выращиваются различные культуры. Бархатная зелень газонов, идеальные дорожки, белоснежные статуи завораживают красотой.
Внутри (2 тыс. кв. м) представлены произведения искусства в виде живописных полотен, графики, предметов фарфора, керамики. Здесь много специальной литературы по ландшафтно-парковому искусству. Есть редчайшие книги по оформлению садов и парков, различные макеты. Посещение этого чудного уголка Дюссельдорфа доставляет эстетическое удовольствие.
Оперный театр Дюссельдорфа (Opernhaus Düsseldorf, Düsseldorf Opera House)
Еще в 1747 году к визиту молодого курфюрста Карла IV Теодора одно из зданий, бывшую литейную мастерскую в центре города, приспособили под театр, назвав его Старым театром (Alte Theater). Со временем здание получило новый фасад и портик с четырьмя ионическими колоннами, перенесло несколько ремонтов и вплоть до 1877 служило для показа различных спектаклей, в основном, комедий.
Статья: Оперный театр Дюссельдорфа (Opernhaus Düsseldorf, Düsseldorf Opera House)
Оперный театр Дюссельдорфа (Opernhaus Düsseldorf, Düsseldorf Opera House) – оперный театр, расположенный в городе Дюссельдорф (Düsseldorf) на западе Германии (Germany), и один из двух оперных театров, где дает представления Немецкая опера на Рейне (Deutsche Oper am Rhein). Другое здание – это Дуйсбургский театр (Theater Duisburg) в соседнем городе Дуйсбург (Duisburg). Эта связь между оперными театрами двух городов существовала еще в период между 1887 и 1920 годами и была возобновлена в 1955 году с основанием Немецкой оперы на Рейне.
Еще в 1747 году к визиту молодого курфюрста Карла IV Теодора одно из зданий, бывшую литейную мастерскую в центре города, приспособили под театр, назвав его Старым театром (Alte Theater). Со временем здание получило новый фасад и портик с четырьмя ионическими колоннами, перенесло несколько ремонтов и вплоть до 1877 служило для показа различных спектаклей, в основном, комедий. В 1864 году жители Дюссельдорфа с мэром во главе решили, что городу нужен новый, более вместительный и крепкий театр, и отвели под строительство участок у Ботанического сада. Строительство оперного театра Дюссельдорфа по проекту архитектора Эрнста Гизе (Ernst Giese, 1832-1903), вдохновением для которого послужило здание Оперы Земпера в Дрездене (Dresdner Semperoper), пришлось на 1873-1875 годы – тогда он назывался Городской театр (City Theatre), – и ознаменовало начало эпохи, на протяжении которой по инициативе муниципальных властей в Дюссельдорфе были построены несколько монументальных зданий. В 1873 году в городе появился новый театр, за ним, в 1874 году – музей Кунстхалле (Kunsthalle), в 1875-м – Академия художеств (Kunstakademie), Школа прикладных ремесел (Kunstgewerbeschule) и Музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum).
Занятно, но на момент торжественного открытия 29 ноября 1875 года здание театра было лишь частично завершено из-за перерасхода средств, но работами по-прежнему управляли городские власти. К 1891 году в театре была установлена электрическая осветительная система, модернизирована сцена и добавлены служебные помещения. В зрительном зале, рассчитанном на 1260 человек, было два уровня и галерея. К 1921 году город передал театр в собственность оперной компании, в 1925 году он был переименован в Оперный театр, чтобы отличаться от другого театра, на сцене которого ставились, в основном, оперетты.
Бомбардировки союзников а январе и ноябре 1943 года во время Второй мировой войны разрушили большую часть зрительного зала, но после временной реконструкции представления продолжали идти еще несколько месяцев в ‘
‘1944-м, хотя зал вмещал уже не больше тысячи зрителей. К сентябрю 1944 года все театры в стране были закрыты, а артисты отправлены на фронт, и первым послевоенным представлением стала постановка ‘Кармен’ (Carmen) Бизе (Bizet) в октябре 1945 года.
В 1954 году начался капитальный ремонт, призванный улучшить временные изменения военного времени, но закончилось все полной перестройкой здания, сделавшей его неузнаваемым. Открытие театра, который приобрел современный облик, состоялось 22 апреля 1956 года, а первой постановкой на обновленной сцене стала единственная бетховеновская опера ‘Фиделио’ (Fidelio). В настоящее время зрительный зал вмещает 1342 человека. Несколько позже в том же году, 29 сентября, на сцене Оперного театра Дюссельдорфа прошла первая постановка новой театральной компании, Немецкой оперы на Рейне, – ‘Электра’ (Electra) Рихарда Штрауса (Richard Strauss), а 30 сентября в Дуйсбурге состоялась постановка ‘Фальстафа’ (Falstaff) Верди (Verdi).
Жан Жироду
Жан Жироду пришёл в драматургию не молодым и страстным почитателем искусств, к этому времени он уже прошёл Первую мировую, был знаменитым писателем и автором многочисленных статей. Познакомившись с молодым режиссёром Луи Жуве, он проработал свой роман «Зигфрид и Лимузен», сделав на его основе пьесу «Зигфрид» (1928 г.).
По сюжету французский литератор Жак, раненый на войне, теряет память и попадает к немцам. Там его принимают за своего, называя именем национального героя – Зигфридом. Герой постоянно находится в поисках себя и своей родины, пытаясь вспомнить хоть что-нибудь. К тому же, он раздираем двумя женщинами: его немецкой воспитательницей Евой, пытающейся сделать из него символ национализма, и французской подругой Женевьевой, которая принимает в нём простого человека со всеми его слабостями. Этот конфликт связан с общественными настроениями в Германии, которые разделились на националистов и антимилитаристов. Ответ на свой вопрос герой находит только в следующей пьесе Жироду – «Конец Зигфрида». К Жаку возвращается память, но уже перед смертью. В этом погрязшем в хаосе мире найти своё «я» можно только на смертном одре.
Также к первым работам Жироду, как драматурга, относятся «Амфитрион – 38», «Юдифь» и «Интермеццо», которые были поставлены всё тем же Жуве.
Начиная с 30-х годов, работы писателя становятся всё более трагичными: мир окончательно разделился на два противоборствующих лагеря. Появляется мотив войны в пьесах «Тесса», «Добавление к путешествию Кука», «Троянской войны не будет», «Электра». Все они были поставлены Луи Жуве.
В «Троянской войны не будет» Жироду раскрывает духовную красоту и нравственную силу человека, а в «Электре» рассказывает о жертве, которую необходимо принести, чтобы не допустить процветания ужасного политического режима (отсылка к нацизму).
У Жироду было написано много пьес во время Второй мировой войны, которые не были поставлены на сцене. В это время большинство театров были закрыты. Исключение составляет, разве что, «Содом и Гоморра», которую поставили в 1943 году, несмотря на немецкую оккупацию.
Альбан Берг (1885 – 1935)
Австрийский композитор стремился к совсем другому типу оперы. Так его «Воццек» (1925) по пьесе Георга Бюхнера явно наследует идеи экспрессионизма: предельное внутренне напряжение из-за страха перед жизнью. Герой оперы – Воццек – забитый, превратившийся в полуидиота солдат. Он крайне скуп в любых жизненных радостях, но любовь ему подвластна. Поэтому когда жена изменяет ему, он убивает её и гибнет сам. Тема эта не нова, но впервые она подана не напрямую, а через сознание главного героя, временами примитивное, временами затуманенное. К тому же, музыка идёт как бы всплесками, вскриками, речитатив разорванный, всхлипывающий. Сила воздействия такого произведения высока.
Безусловно, это опера об издержках милитаризма, об общественном неравенстве, вот только в ней нет ни светлого начала, ни выхода из тупика. Бергу явно были не по нутру противоречия времени, приход фашизма. После становления власти последнего, «Воццека» запретили.
Opernhaus Düsseldorf
Building
Seen poetically, it is the Rhine which links Opernhaus Düsseldorf with the Theater Duisburg. In practical terms it is a fleet of buses, transporters and semitrailers, plying between the two locations of the Deutsche Oper am Rhein and bringing artists, costumes and scenery to where the next rehearsal or performance takes place. Since its opening in 1956 the Deutsche Oper am Rhein has worked in theatrical union. Compatible dimensions permit giving opera and ballet performances both in the Opernhaus Düsseldorf and in the Theater Duisburg.
Opernhaus Düsseldorf in Heinrich Heine Allee enjoys an attractive location on the edge of the historic centre between Hofgarten and Königsallee, and can be reached on foot from the Rhine Promenade. It was here that the new Municipal Theatre was opened in 1975 after plans of the architect Ernst Giese. The building with its round façade and 1260 seats had similarities in harking back to Italian Renaissance style with such other representative buildings as the Semper opera in Dresden. In 1943 the theatre was severely damaged in two air raids. After the War there ensued a period of interim solutions, until the opera house attained its present form in the mid Fifties. Extensive conversion after plans by the architects Julius Schulte Frohlinde (1894 – 1968), Paul Bonatz (1877 – 1956) and Ernst Huhn (1894 – 1964) were to correct hasty postwar improvisations and define the apppearance of the opera house anew. The house front with its unpretentious façade, the fine arcs of the foyer stairways and numerous other stylistic elements from the Fifties are today listed as national monuments. The City of Düsseldorf saw to extensive renovation between 2006 and 2007. The backstage technical machinery, dating from 1955, was replaced by a precisely controlled system. Building, working conditions and safety installations also now all comply to the most modern standards. A visible annexe to the house is the light-flooded rehearsal hall for ballet and orchestra. Its ten metres high and eight metres wide glass front faces Hofgarten and Königsallee. Maximum auditorium capacity today is 1.296 seats. The basement underneath it houses the storage space for some fifty thousand costumes – a special attraction for those making a guided tour of the Opernhaus.
История оперного театра
До 1747 года знаменитый оперный театр был обыкновенной литейной мастерской. Здание переоборудовали в срочном порядке по случаю приезда курфюрста Карла IV Теодора. Со времен основания это архитектурное достояние Дюссельдорфа пережило не один ремонт и сегодня имеет красивый и величественный вид.
Поначалу в стенах театра разыгрывали различные спектакли, в основном комедийные. Позже строение расширили и укрепили, а для достройки отвели участок, расположенный рядом с Ботаническим садом.
Проект оперного театра разработал архитектор Эрнст Гизе.Строительство длилось на протяжении 1873-1875 гг.
История театра зародилась в далеком 47 году восемнадцатого века, когда специально по случаю прибытия молодого Карла IV театр переоборудовали из здания мастерской. Тогда его называли Alte Theater. В те годы в театре показывали комедийные спектакли. Позже, в 1925 году, театр переименовали в оперный, чтобы показывать оперетты. Во время войны часть здания была разрушена, и оперный театр прекратил свою деятельность, возобновив показы лишь в конце 1945 года. Первым послевоенным показом стала опера «Кармен» Бизе.
29 сентября 1956 в Дюссельдорфском оперном театре состоялась премьера Немецкой оперы на Рейне показом оперы «Электра» Штрауса.
Несмотря на размах мероприятия, на момент открытия здание не было завершено окончательно. Только спустя 6 лет в нем провели электричество. Сейчас зрительный зал вмещает 1342 человека.
Арман Салакру
Арман Салакру в своих ранних пьесах рассказал о стремлениях творческого человека преодолеть одиночество, найти общий язык с недалёкими обывателями. К ним относятся «Разбивающий тарелку», «Стеклянный шар», «Земной круговорот», «Пачули, или превратности судьбы». Его драмы ставил известный режиссёр и актёр Шарль Дюллен, основавший театр «Ателье».
Самой известной у Салакру стала драма «Атлас – отель», в которой главную роль сыграл как раз сам Дюллен. А вершиной его творчества считается «Земля кругла» 30-х годов. В описаниях жизни флорентийского общества в конце XV века автор старается высмеять религиозный фанатизм, который тормозит прогресс. Более того, этот фанатизм возникает лишь на базе обыденного сознания, способного, не задумываясь, подчиниться любому приказу и принять любой режим. Именно эта пьеса считается образцом французской интеллектуальной драмы. Критики были в восхищении, их отзывы заполонили все газеты.
Во время Второй мировой войны Салакру активно сражался, но это не мешало ему писать пьесы. В эти годы они получались особенно нравственными. К ним относятся «Маргарита», «Обручение в Гавре», «Солдат и колдунья». На этом дело не кончилось, и он продолжил писать такие же произведения и после войны: «Ночи гнева», «Архипелаг Ленуар», «Зеркало», «Чёрная улица» и многие другие.
В центре пьесы «Ночи гнева» двое мужчин: богатый собственник Базир и скромный служащий Жан Кордо. Автор показывает их жизнь довоенную и все конфликты, которые у них возникали, чтобы у зрителей не оставалось вопросов, почему же так по итогам произошло. А произошло вот что: во время оккупации Базир сдал раненого Кордо гитлеровцам, которые его расстреляли.
Верность Салакру гуманистическим идеалам прослеживается и в его комедии нравов «Архипелаге Ленуар». Шарль Дюллен не только поставил её, но и сыграл в ней одну из главных ролей. Сюжет в ней строится на попытках семьи Ленуар спасти своё положение в обществе и своё состояние, которые страдают от дел сумасбродного деда. Здесь драматург особенно ярко показал пороки богатых людей, доведя их почти до абсурда.
Жан Кокто
Жан Кокто – человек эпохи, он засветился практически во всех видах искусства: литература, либретто для опер и балетов («Голубой бог», «Антигона», «Эдип – царь»), мифология, кинематограф. Его творческие связи не имели границ: Стравинский (опера «Эдип – царь»), Пикассо (трагедия «Антигона»), Дягилев.
Самые сильные драматургические произведения появляются у него в 30-40-е годы: «Адская машина», «Рыцари круглого стола», «Рено и Армида», «Двуглавый орёл», «Вакх». Помимо мифических сюжетов, он использовал для своих пьес и современность: «Ужасные родители», «Идолы», «Пишущая машинка».
«Адская машина» – одно из самых известных его произведений. Он написал её во время формирования Народного фронта во Франции. На сцене её поставил режиссёр Луи Жюве. Здесь Кокто на примере мифологического сюжета о царе Эдипе показывает безжалостность богов, которые как «Адская машина» перемалывают людей и их судьбы, не проявляя ни капли снисходительности. Трагедия в четырёх актах показывает события 17 лет, но Эдип остаётся стойким и внутренне несломленным даже после всех ужасов. И это одна из излюбленных тем Кокто – показать победу человека в неравной схватке.
Бенджамин Бриттен (1913 – 1976)
Опера «Питер Граймс» (1945) принесла английскому композитору славу, которую ни одному англичанину со времён «Дидона и Энеи» Перселла снискать не удалось. Главный герой – рыбак – отвергнут окружающими. Одиночество и несправедливые обвинения вынуждают его сесть в лодку и отправиться в море, чтобы уже никогда не вернуться обратно. В отличие от классической оперы, где герой непременно святой страдалец, Питер человек трудный и неуравновешенный. Как, собственно, и те люди, с которыми он сталкивается.
Значительное место в опере отведено вокальным монологам: гибкий и ритмичный речитатив максимально отображает внутреннее состояние героев. Хору отведена роль комментатора событий, к нему периодически примыкают основные герои, создавая драматически насыщенные ансамбли. Оркестровые антракты посвящены различным состояниям природы, которые связаны с внутренними переживаниями персонажей.
Совсем иной по тематике и жанру оказалась его другая опера – «Сон в летнюю ночь» (1960). На первый взгляд пьеса-сказка напоминает сплошной абсурд: афинский герцог Тезей (какой герцог в древних Афинах?), царица фей Титания, влюблённая в ткача, которому весёлый эльф Пэк заменил голову на ослиную. Бриттен смог проникнуться этим народным шекспировским юмором, поэтому его музыка свежа и прозрачна. Опера как бы намекает людям, что жизнь весела и прекрасна, а мы сами делаем из неё драмы и трагедии.
«Сон в летнюю ночь» можно разбить на три музыкальных пласта. Первый – музыка мира фантастических существ. Ко второму отнесены темы возлюбленных. Третий рассказывает о жизни афинских ремесленников. Все три пласта объединены темой леса – таинственного, символизирующего нескончаемое многообразие жизни. Мир эльфов и фей у Бриттена выглядит отсылкой к миру детства: чудный фантастический мир, который может восприниматься всерьёз только детьми.
Стоит отметить, что Бриттен – настоящий знаток национальной музыки. Именно её интонации придают опере уникальный колорит и характерные ритмы. «Сон в летнюю ночь» очень хорошо характеризует композитора – представителя эпохи. Бриттен органически соединяет такие музыкальные элементы, которые очень далеки друг от друга. В опере используются непростые ассоциации, которые делают её одновременно и простой для широких масс, и элитарно сложной.
Неандертальский музей
Посещая этот музей, расположенный в парке «Заповедник ледникового периода», можно, действительно, проникнуться атмосферой неандертальского периода. Открыли в конце 20 в. в месте обнаружения останков древнего человека (19 в.) Уникальную находку назвали неандертальцем. В спиралевидном здании представлены характерные экспонаты той эпохи. Каменные инструменты, приспособления для охоты, приготовления еды, скелеты ископаемых животных, восковые фигуры неандертальцев и многое другое, вызывающее огромный интерес публики.
Не менее интересны и увлекательны пешие прогулки по тропкам заповедника. Густой девственный лес, редчайшие виды деревьев, кустарников, птиц и животных восхищают туристов. Здесь улыбнётся удача увидеть даже зубра или тарпана. Но не только зрелищность экспозиций привлекает сюда посетителей. Есть спецмастерская, где желающие учатся изготавливать орудия каменного века. Здесь проводятся мастер-классы для школьников, увлечённых археологией. Они учатся исследовать ископаемые останки, анализировать и делать выводы.
Амазонас, Манаус, Бразилия
Театр Амазонас, город Манаус, построен в центре амазонских джунглей. Его открыли в 1896 году, как раз в период каучуковой лихорадки. За свою красоту он получил название «тропического Парижа». Здание построено итальянским архитектором Целестиалом Сакардимой.
Из-за отсутствия местной промышленности практически все материалы, использованные при возведении и облицовке театра, был привезены в Бразилию из Европы. В зале оперного театра можно разместить 700 зрителей. Здание театра украшено работами европейских художников.
Местные плантаторы могли себе позволить оплатить гонорары самых крупных звёзд мировой величины того времени. Здесь пел Энрико Карузо и танцювала Анна Павлова. Однако после окончания каучукового бума, местные плантаторы разорились, театр пришёл в запустение, его задний двор зарос лианами, а купол начал проваливаться от ежедневных тропических ливней. Только в 1990 году была проведена реставрация за счёт государства. В музыкальной труппе современного театра преобладаютбелорусы, так как своих исполнителей в Амазонии не хватает.
Музыка и пение
Актеры Пекинской оперы исполняет свои партии с помощью пения в высоком регистре и декламации. Пение в высоком регистре при зажатой гортани получило название «искусственной» манеры. В этом амплуа поют молодые герои. Один персонаж может чередовать во время партии пение в естественной и искусственной манерах.
Декламация может быть интонированной (рифмованные диалоги и монологи) и разговорной. Последнюю используют персонажи-простолюдины. Она напоминает устную речь, но тоже ритмизируется.
Музыка Пекинской оперы использует распространенные мотивы, известные из других произведений, потому что она играет вспомогательную роль по отношению к словам. Оркестр включает струнные, духовые и ударные инструменты.
Национальная Пекинская опера стала жемчужиной в культурном наследии Китая. Это театральное искусство крепко связано с китайской литературой и кино. Элементы цзинцзюй можно найти в мультфильмах на схожие сюжеты: «Переполох в небесных чертогах» и некоторые другие. Основанная на старинном предании опера «Легенда о белой змее» получила развитие в виде одноименного японского мультфильма.
Театральный музей
Расположен на территории Центрального парка, вблизи Рейнской оперы. Это ещё один пример использования частной коллекции на благо общества. Полная волнующих тайн, легенд, драм и интриг театральная жизнь предстаёт в аутентичных экспонатах. Основой их стала коллекция театральных атрибутов, собираемых на протяжении тридцати лет одной из актрис – Л. Дюмон и режиссёром-постановщиком Густавом Линдеманном.
В 1947 г. их солидная коллекция, зарегистрированная как частный архив, была передана во владение города. Только 30 лет спустя, муниципалитет проявил к этим материалам интерес и организовал выставку для публики. Увидев, какой интерес у посетителей вызвали артефакты, власти организовали Театральный музей. Знакомясь с представленными здесь документальными материалами, можно проследить эволюцию искусства театра Дюссельдорфа. Старинные фотографии, афиши, плакаты, рукописные сценарии постановок, эскизы костюмов иллюстрируют жизнь театра 18-20 в.
Несомненный интерес посетителей привлекает фотоархив Э. Штраубе (150 тыс. снимков), прослеживающий становление оперного искусства города в течение 19-21 в. Сотрудники организовывают лекции по истории театра не только для взрослых, но и детей. Много желающих приходит сюда на встречи с любимыми актерами и музыкантами. На камерной сцене почти ежедневно идут драматические и кукольные представления, скетчи и репризы, танцевальные шоу.
Морис Равель (1875 – 1937)
Первые серьёзные изменения в опере начались именно с француза Равеля. Сюжет его оперы «Испанский час» (1911) вполне остаётся в рамках традиций: молодая жена старого часовщика флиртует с богатыми поклонниками, но по итогу предпочитает им погонщика мулов. Кокетливая и изящная музыка ещё не претерпевает серьёзных перемен. Но обильное использование перезвона курантов, тиканье часов и других звуков добавляет ей новых красок.
Другая его работа – опера-балет «Дитя и чары» (1925) – строится через призму детского восприятия. По сюжету шестилетний ребёнок, наказанный за баловство, засыпает и погружается в фантастичный мир, где животные и предметы ведут себя как люди. Сознание ребёнка переворачивается, и он начинает по-другому смотреть на своё поведение. В этот раз музыка, несмотря на то, что следует традициям французской оперной школы, приобретает нотки сказочности.
Музей судоходства
В живописной 5-ярусной башне расположен старейший музей речного судоходства. Сама башня – единственное сохранившееся строение бывшего замка Дюссель – своего рода раритет. Она была пристроена в 16 в. и сумела сохраниться, пережив неоднократные потрясения, превратившие замок в руины. Жестокий обстрел с воздуха в 1943 г. вызвал пожар, значительно повредивший башню. Когда в 1984 г. было принято решение об открытии в ней музея судоходства, жители города и бизнесмены собрали средства.
Башню отреставрировали, все имеющиеся к тому времени экспонаты, собираемые с 1930 г., разместили на её этажах. Здесь представлены различные приборы, элементы оснастки речных судов, ландшафтный макет Рейна, речного порта. Есть интересные экспонаты, найденные на речном дне. Вся история судоходства от древности до современности отражена в экспозициях заведения.
ГОРОДА ГЕРМАНИИ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ДРЕЗДЕН ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТЕАТР ЗЕМПЕРОПЕР
Дрезденский государственный оперный театр Земперопер (нем.Semperoper) – одно из самых грандиозных и красивых зданий столицы Саксонии. Это символ города, его визитная карточка.
Мировую славу Дрездену как городу музыки принесли его театры, в том числе и драматические, но оперный театр Земпера особенно. И не только из-за своей архитектуры.
Это один из самых красивых оперных театров мира. Здесь играет Дрезденский симфонический оркестр – один из старейших в мире, ему более 460 лет. Более того, в этом театре акустика лучше, чем в знаменитом театре Ла Скала в Милане.
Дрезденский государственный оперный театр Земперопер расположен в центре города на Театральной площади (нем.Theaterplatz). Театр назван по имени архитектора Готфрида Земпера (нем. Gottfried Semper), создавшего это великолепное здание.
Идея создания нового оперного театра принадлежала королю Саксонии Фридриху Августу II. Он поручил строительство придворного театра архитектору Готфриду Земперу. Строительство продолжалось с 1838 по 1841 гг. Изначально финансировать строительство планировалось из средств короля, однако в 1839 г. он потребовал от парламента взять расходы на себя.
Первой оперной постановкой в новом театре была «Эврианта» Карла Марии фон Вебера. В 1843 году капельмейстером театра был назначен известный композитор Рихард Вагнер. В этом театре состоялись премьеры двух его знаменитых опер – “Летучий голландец” (1843) и “Тангейзер” (1845). Вагнер вынужден был покинуть Дрезден из-за своей политической деятельности и иммигрировал в Швейцарию.
В результате сильного пожара в сентябре 1869 года первое здание Земпероперы было полностью уничтожено. В 1871 году началось возведение новой оперы. Руководил строительством Манфред Земпер, старший сын Готфрида Земпера. Сам Готфрид Земпер консультировал своего сына по различным вопросам, связанным со строительством.
Строительство нового здания Земперопер было завершено в 1878 г. Портал украсила бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной скульптора Иоганнеса Шиллинга (нем.Johannes Schilling). У входа в театр были установлены скульптуры Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, в нишах боковых фасадов – Шекспира, Софокла, Мольера и Еврипида.
После 1918 г. Земперопера стала официально называться Дрезденской государственной оперой. Первые четыре десятилетия XX века Дрезденская опера была главным местом постановки опер Рихарда Штрауса, именно здесь родилась и выросла мировая слава этого композитора. На этой сцене состоялись премьеры его “Саломеи” (1905), “Электры” (1908), “Кавалера роз” и др.
Интерьер Дрезденской государственной оперы выдержан в стиле барокко, отличается изысканнстью, гармоничным сочетанием всех элеметов. Четыре яруса, партер, ложи, великолепный расписной плафон в зрительном зале, театральная люстра – все продумано до мельчайших деталей и в целом производит неотразимое впечатление на зрителей.
Во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года, при которой был практически полностью разрушен центр города, сильно пострадало и здание оперы, целыми остались лишь наружные стены и некоторые скульптуры. После войны здание театра долгие годы не могли восстановить и отреставрировать, т.к. не сохранились чертежи первоначального проекта. Оригинальный проект был найден в Вене. Земперопер восстановили в 1985 году. Реставрация велась под руководством архитектора Вольфганга Хэнша.
Открытие отреставрированного театра (1200 мест) состоялось 13 февраля 1985 года (ровно сорок лет спустя после его разрушения) оперой «Вольный стрелок» Вебера – последним произведением, которое было исполнено перед закрытием театра в 1944 году. Это было признанием того вклада, который внёс композитор в историю Дрезденской оперы в первой четверти XIX века.
Репертуар и экскурсионные программы
Дрезденская опера (официально «Саксонская государственная опера») имеет сложившуюся репутацию классического театра, ориентированного на постановки видных немецких драматургов прошлого, однако это не значит, что там не ставят, например, «Щелкунчика» Чайковского. Кроме того, существует молодежная труппа, в исполнении которой можно посмотреть и современные постановки.
Администрация театра придерживается демократичной (по европейским понятиям) ценовой политики: в зависимости от спектакля и престижности зрительского места цена билета варьируется в пределах 20-40 евро. Кроме того, по зданию оперы ежедневно проводятся экскурсии, во время которых гиды рассказывают об удивительной и драматичной истории театра, особенностях акустики здания, репертуаре.
Хотите дословно понять, о чем поют в Дрезденской опере, и ощутить атмосферу одного из известнейших театров Европы? Отправляйтесь в Дрезден, но перед поездкой обязательно освежите знания в области немецкого языка. В этом вам может помочь лингвистическая школа «дасПРОЕКТ». Следите за формированием групп, выбирайте наиболее удобную форму обучения и слушайте произведения немецких классиков на языке оригинала!
Музеи
В городе есть не только архитектурные и исторические объекты, но и много культурных учреждений, которые разнообразят отдых туристов и позволяют узнать много нового о Германии и немецком городе Дюссельдорфе:
- Музей Кунстпаласт, известный богатой коллекцией произведений искусства, был открыт в 1710 году курфюрстом Пфальца Иоганном Вильгельмом и его супругой Анной Марией Луизой де Медичи. Находится учреждение по адресу Kulturzentrum Ehrenhof, Ehrenhof 4–5. Доехать сюда можно на метро до станции Henrich-Heine Allee (U-bahn), откуда до Дворца искусств ходят автобусы №70, 74, 75, 76, 77 до остановки Tonhalle& Ehrenhoff;
- Музей Этьена, основанный в 1909 году, заинтересует любителей скульптуры и искусства, ведь здесь представлена обширная коллекция керамических изделий разных эпох. Экспозиция включает более 20 000 экспонатов. Находится музей по адресу Schulstrasse, 4. Полный билет стоит 4 EUR, льготный — 2–2,50 EUR, а цена 5 EUR действует за просмотр временных выставок. Дети до 18 лет могут посетить учреждение бесплатно;
- Неандертальский музей славится необычной коллекцией экспонатов, посвящённых истории развития человека разумного. В долине живописной реки Дюссель в 1856 году немецкий учёный Иоганн Карл Фульрот нашёл останки древних людей, находящиеся в пещере Фельдгоф. Это стало основой для создания музея. В настоящее время учреждение является самым посещаемым музеем археологии в стране. Взрослый билет стоит 9 EUR. Находится объект в живописной местности, добраться сюда можно:
- на электричке Regio Bahn, выбрав линию S-28, направление Mettmann до остановки Neanderthal, а далее пешком;
- на поезде S-Bahn по линии S-8 в направлении Hagen до остановки Hochdahl, потом 15 минут пешком.
Неандертальский музей в Дюссельдорфе — самый посещаемый музей археологии в стране
Рихард Штраус (1864 – 1949)
Две оперы немецкого композитора – «Саломея» и «Кавалер роз» – стали яркими символами развития новой оперы.
«Саломея» (1905) рассказывает библейскую легенду о времени правления Ирода. За постоянные кутежи и оргии они подвергаются проклятиям со стороны заточённого в темницу пророка. Саломея, падчерица Ирода, не добивается любви заключённого и требует его смерти. Ирод приказывает убить и пророка, и девушку. Картина тотального распада любых человеческих чувств жестока. Исступлённая музыка с резкими, изломанными интонациями предельно напряжённа. Она явно встраивает оперу в ряды декадентского искусства, которое как раз набрало силу в начале XX века.
«Кавалер роз» (1911), наоборот, сияет радостью и красотой. В нём очень сильны отсылки к австрийской народной музыке, к творчеству Моцарта. Сюжет прост и незатейлив: юный Октавиан должен вручить серебряную розу прекрасной Софи от имени барона Лерхенау. Но молодые люди влюбляются и делают всё, чтобы избавиться от глупого жениха. Эта опера стала апофеозом могущества оперной классики.
Жан Поль Сартр
В 40-50-е годы огромной популярностью пользовались экзистенциальные драмы Жана Поля Сартра. По его мысли: человек есть то, что он сам из себя сделал. Так как его размышления были направлены вглубь личности, его герой всегда одинок. В творческую инициативу масс Жан Поль никогда не верил.
Однако, несмотря на это, в ряде его пьес лежат идеи вполне коллективные. В «Мухах» и «За закрытой дверью» явно видна идея борьбы с нацизмом, в драме «Мёртвые без погребения» он описал смерть партизан, которые достойно приняли смерть, возвысившись над палачами. В «Добродетельной потаскушке» высмеял «американскую мечту». Трагедия «Дьявол и господь бог» рассказывает о крестьянских войнах в Германии в XVI веке, а в психологической драме «Затворники Альтоны» он предостерегал от возрождения идей национализма.
Герой «Мух» Орест призывает своих граждан освободиться от тирана, пытается привить им человеческое достоинство. Пьесу ставили во время оккупации, о том, какой резонанс она устроила, можно догадаться. Ореста сравнивают с Гамлетом, но сам герой другого мнения. Он – Крысолов, который уводит с собой мух, освобождая жителей города от чувства вины, страха и отчаяния. Однако, люди «отблагодарили» спасителя вилами и дубинками. Таким образом, Сартр вновь поворачивает сюжет к отделению героя от толпы.
Пьесы Сартра – это всегда преодоление пессимизма, победа нравственности и гимн личной ответственности. Но даже так, его герои всегда одиноки и сражаются с враждебным миром, выходя моральными победителями, ведь они хранят в себе положительные качества и следуют нравственным идеалам.