Судебная система Германии: структура, особенности, отличия

Общая юстиция

Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:

  • уголовные;
  • гражданские;
  • семейные;
  • наследственные.

Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:

  • местные;
  • региональные;
  • верховные региональные;
  • высшие федеральные.

В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.

Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:

  • участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
  • суды земель (сюда подают апелляции);
  • высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
  • верховный суд.

Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.

Факторы, повлиявшие на создание судебной системы

Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции. Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей. Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.

Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.

Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт. Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.

Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций. В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства. Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.

Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.

Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.

Судья (Richter)

Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.

Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.

Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.

Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.

Административные суды в Германии

Административные суды организуются по трехступенчатой системе. Высшим органом считаются Федеральные административные суды. Суд первой и второй инстанции подчинены землям.

Определение 2

Низовые, первичные инстанции, которые могут рассматривать данные споры – административные суды, а суды второй инстанции – Высшие административные суды (земельные) или Административные судебные палаты.

На каждой земле может существовать только один единственный суд второй инстанции, но иногда несколько земель могут объединяться и создавать один суд второй инстанции, как в случае с Шлезвиг-Гольштейном и Нижней Саксонией.

Федеральные административные суды являются кассационной инстанцией, но иногда и первой (в случае рассмотрения дел, которые имеют большую важность). Большинство дел рассматриваются в судах второй инстанции, в земельных судах, находящихся под административной юстицией

Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства. К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии. Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды.

Необходимо придавать значение существованию особого порядка того, как рассматриваются иски в административных судах. Особенно в случаях, когда перед судебным разбирательством рассматриваются протесты оспариваемых актов, изданных органами исполнительной власти (в качестве предварительной стадии административного процесса), в органах, которых издали данные акты, на основании жалоб лиц, чьи интересы затрагивались. Во время рассмотрение протестов на формальном уровне преследуется цель обязательства органов, издавших соответствующий акт, рассмотреть его на предмет соответствия законам. Данные протесты могут стать причиной для отмены акта или его части.

Определение 3

Финансовые суды могут подразделяться на несколько уровней: нижняя инстанция и Федеральные финансовые суды. В них рассматриваются споры относительно налоговых деклараций, налогов и сборов.

Определение 4

В трудовых судах рассматриваются дела, которые затрагивают трудовые правоотношения: спор или конфликт на основании тарифного соглашения или устава предприятия, внутренний трудовой распорядок и участие представителей наемных рабочих в организации управления предприятием.

Определение 5

Социальные суды также имеют несколько уровней: земельный суд социальных вопросов и Федеральные социальные суды. Они решают споры относительно проблем с социальными пособиями, пенсиями, страхованием безработных, права оплаты мед. помощи в больничных кассах и т.д.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.

Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.

В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:

  • иск на развод;
  • иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
  • финансовый и имущественный иск;
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск о праве на посещение детей, внуков;
  • иск об установлении места жительства ребенка;
  • иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
  • иск об опеке;
  • иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
  • иск о возвращении похищенного ребенка;
  • иск о прекращении насилия в семье;
  • иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
  • иск об усыновлении (удочерении);
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск об изменении имени и т.п.

По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.

Что входит в компетенцию Федеральных конституционных судов?

  1. Трактовка Конституции Германии, в случае возникновения спора насчет объема прав и обязанностей субъекта, находящегося под влиянием конституционно-правовых отношений.
  2. Рассмотрение спорных моментов и внесение ясности во взаимоотношениях между Федерацией и землями, а также между землями.
  3. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями Основного закона, прав человек, которые гарантированы на основе конституционных норм, а также жалоб по поводу действий, противоречащих установкам Основного закона.
  4. Рассмотрение жалоб относительно решений бундестага, которые относятся к выборам, приобретению или утрате положения нижней палаты и др.

Федеральным конституционным судом может проверяться федеральный закон по поводу одобрения любого международно-правового договора.

Замечание 1

Отметим, что в отличие от превалирующей практики большого количества стран, предпочитающих последующий конституционный контроль, данным судом может осуществляться предварительный контроль на основании решений бундестага (перед тем, как проводить выработку законов одобрения в лице федерального президента).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Проверять акты государственных или конституционных прав, к примеру, закона, основанного на международном праве, без соответствующего запроса – нельзя. Федеральным конституционным судом не делаются ссылки на факт наличия международно-правовых источников (к примеру Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 1950 года) или международных пактов по правам человека. Они также не являются поддерживающими (дополнительными) аргументами, как это может происходить в Конституционном Суде РФ.

Решения, выдвигаемые Федеральным конституционным судом ФРГ, являются обязывающими для каждого органа гос. власти, земель и судов. Существуют также случаи, которые отдельно перечислены в законах Федерального конституционного суда, а решения, вынесенные им, могут обладать законной силой.

Для земель действителен Земельный конституционный суд.

Система судов, имеющих общую юрисдикцию, так называемых частей обычного судебного производства, состоит из четырех звеньев:

  1. Суд низовых инстанций (участковые суды), в которых рассматриваются практически все уголовные и гражданские дела.
  2. Земельные суды.
  3. Высшие (верховные) земельные суды.
  4. Федеральные судебные палаты, являющиеся верховным звеном. В данных судах происходит рассмотрение правовых споров относительно договоров, бракоразводных процессов и уголовных дел, а также дел по поводу нарушения общественного порядка и др. В них также могут рассматриваться дела, которые связаны с правом на владение землей, опека и попечительство, наследство и другие.

В Германии отлично развита система, которая называется административной юстицией. У административных судов есть полномочия на обеспечение законности, когда дело касается публичных выступлений и других вопросов подобного характера. В данных судах также рассматриваются публично-правовые споры, споры физических лиц и официальных инстанций.

Типология судебных систем европейских государств

Классическое деление правовых систем можно применить в качестве методологической основы к соответствующим им в целом основным типам судебных систем европейских государств.

Судебная система европейского государства есть совокупность различных видов судов (общей юрисдикции, специализированные суды, конституционные, административные и иные), внесудебные органы, особые судебные учреждения.

Применительно к судебной власти термин «система» относится к числу наиболее употребляемых. Во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях носит упорядоченный, системный характер. Во-вторых, потому, что носитель судебной власти — ее аппарат (суды, судьи в их совокупности) не только представляет собой явление системное, но и практически во всех странах, аппарат судебной власти просто так и называется — судебная система1. А если взглянуть на организацию судов еще шире, то, наверное, стоит вспомнить, что системность есть и объективное свойство всего сущего, и важнейшая характеристика материи. В то же время совокупность сама по себе далеко еще не система, чтобы доказать системность совокупности всех судебных органов государства или какой-то их части, мы обязаны найти системообразующий фактор.

Общая теория систем нам подсказывает, что структура аппарата судебной власти не сможет не нести на себе отпечатка воздействия всех первичных, естественных систем (метасистемы), в число которых изначально входят природные, биологические и социальные системы. При этом они «удачно» или «неудачно», но во всех без исключения случаях образуют ту природную и социальную среду, в которой судебной системе конкретного государства предстоит образоваться и функционировать. Поэтому вполне логичным будет предположить, что судебная система, например, такой федерации как ФРГ не может быть идентичной судебной системе Канады.

Судебные системы государств входят в совокупность систем, созданных человеком. Практически все они – результат творения многих поколений. Имеются достаточные основания рассматривать судебные системы некоторых современных государств как самодостаточные, развивающиеся системы, которые возникли естественным путем, содержат в себе значительный потенциал, отличающийся огромным разнообразием культур, ценностей, социальных организаций, этносов, что, в конечном итоге, и обеспечивает им высокий потенциал саморазвития. Судебные системы могут развиваться в течение продолжительного периода времени только посредством уже накопленного многообразия, путем тиражирования достижений разных народов.

Для судебных систем свойственна организованность. Их социальная материя постоянно меняет и совершенствует свою организационную структуру. Структурные изменения в судебных системах происходят не только от эпохи к эпохе, структурные преобразования в судебных системах различных государств отличаются неповторимыми цивилизационными, этническими и культурологическими формами1.

В то же время опыт истории свидетельствует, что в экстремальных, кризисных условиях организация судебных систем в государствах становится жесткой, мобилизационной, отличающейся узкой целевой ориентацией, ограничением степеней свободы ее элементов. В нормальной, межкризисной обстановке судебные системы государств обретают значительное число вариаций и степеней свободы.

Среди основных характеристик судебных систем целесообразно выделить их полиструктурность, полифункциональность и поливариантность в развитии2. Сравнительный анализ показывает, что судебные системы государств принципиально множественны, многолики, многоальтернативны, характеризуются множественностью состояний. Благодаря наличию у судебной власти собственных механизмов целеполагания судебные системы самостоятельно формируют свои цели, направления движения и программы. Кроме того, судебные системы обладают свойствами адаптивности, сохранения своей самобытности.

Судебная система Германии

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав.

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды
Конституционный суд.

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды.

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды.

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды.

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды.

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды.

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Судебная система фрг.

компетенции земель. В исключительной компетенции федерации находятся: международная политика ФРГ; оборона; гражданская оборона; гражданство; валюта; режим мер и весов, точного времени; таможня; воздушное сообщение; почта и телекоммуникации; авторские права и иная интеллектуальная собственность; федеральная государственная службу; статистика.

Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются: гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство; акты гражданского состояния; гражданство в землях; трудовое право; сельское хозяйство; экология; судоходство; дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е.

земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию. Каждая земля имеет однопалатный парламент- ЛАНДТАГ (в Баварии — двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Социальный суд

Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них .

Досудебное урегулирование социальных споров

Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

  • конституционное судопроизводство;
  • самостоятельные отрасли (их пять).

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

  • общая;
  • трудовая;
  • социальная;
  • финансовая;
  • административная.

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Современные подходы к типологии правовых систем и роль судов в системе органов государственной власти

Историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования, теория систем, роль суда в системе органов государственной власти1 – являются важнейшими методологическими основами современной юридической науки, позволяющими выявить общие и особенные закономерности развития и функционирования судебной системы в целом. В отечественной науке это одно из актуальных направлений, получившее развитие только в конце XX века в связи с отказом от идеологических догм. Так, первый российский учебник по сравнительному правоведению вышел только в 1996 году. Как правило, академические работы в этой области посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане3, либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей4. Комплексное исследование отдельных национальных правовых систем, включающих судебные, остается большой редкостью1. Рассмотрение же отдельно именно судебной системы в научной литературе большая редкость2, имеется в основном справочный материал3, требующий постоянного обновления. Практически не изучен вопрос о методологии изучения и систематизации судебных систем европейских стран. Как представляется автору, и с научной, и с практической точек зрения имеется потребность систематизировано изучить судебные системы европейских государств.

Для этого необходимо, прежде всего, определить некоторые теоретические понятия и методологию изучения. Система вообще есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (целое, составленное из частей)4. Для изучения зарубежных правовых систем имеется методологическая трудность. Дело в том, что труды российских ученых в области теории государства и права посвящены российскому правосудию и судебной власти5. Для европейских государств такой основой является римское право, что находит свое отражение в академических учебных курсах, в вводной части которых умещается вся «теория»: «общество, государство, право; интерпретация юридических норм; право в субъективном смысле» . При этом собственно судам достаточного внимания не уделяется, в то время как это высшая ступень реализации (применения) права. Отсутствует общая теория по поводу роли судов в различных правовых системах, по словам А.Ф. Черданцева, в «одних случаях суды создают право (в странах общего права), в других только применяют, в третьих, могут занимать промежуточное положение»2.

Право в онтологическом смысле представляет собой сложный феномен, состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. представляет собой целостность, систему. Системный подход как средство создания интегральной теории права предложил, в частности, немецкий ученый В. Кравитц. Правда, он неоправданно отождествляет право и правовую систему.3

Необходимо различать понятие «правовая система» от понятия «система права». Трактовка этих понятий носит дискуссионный характер.4 По-разному трактуется и само понятие «правовая система».

Система права понимается как строение права, разделение его на отрасли и институты. Правовая система – более широкое понятие, охватывающее не только право, его источники, но и правосознание, юридическую науку и практику, систематизацию права, правоприменение, толкования, т.е. все правовые явления (в том числе судоустройство и судопроизводство).5 Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, таких как нормы, институты, отрасли права (институциональный аспект); правовые учреждения (необходимо добавить – и судебные) (организационно-структурный аспект)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий