Роль велосипедов в Финляндии

Какое место занимает велосипед в жизни финнов

Велосипед полюбился финнам своей экологичностью и бесшумностью движения. Он не требует серьезного технического обслуживания и не создает заторов на дорогах. Все эти минусы характерны для автомобилей, от которых жители Финляндии все чаще отказываются в пользу транспорта на мышечной тяге.

Велосипед настолько популярен в этой стране, что в 2021 году путем голосования здесь даже выбрали велосипедиста года в лице Маури Мюллюля, который немало сделал для развития велосипедной инфраструктуры страны и в свои почтенные 80 лет до сих пор регулярно пользуется этим видом транспорта. В период с 1960 по 1970 год он принимал активное участие в проектировании и строительстве велосипедной сети в своем родном городе Оулу. Именно в те годы сформировалось всеобщее мнение, что велосипед – это оптимальное средство передвижения для преодоления расстояний до 5 км.

Лидер местного общества велосипедистов считает, что поездки на велосипеде заряжают человека положительной энергией на весь день, а также увеличивают продолжительность жизни. Активные пользователи этого средства передвижения отличаются от остальных более крепким здоровьем.

Велотранспорт настолько пришелся по душе жителям Финляндии, что они даже основали «Велосипедное посольство». Его активисты инициируют и продвигают в правительстве страны законопроекты, направленные на улучшение велоинфраструктуры. Кроме того, специалисты посольства разрабатывают и внедряют различные технические новшества, позволяющие совершенствовать эксплуатацию двухколесного транспорта, в частности, сделали возможными зимние поездки на велосипеде.

Лучшие места Финляндии для путешествия на велосипеде

Мечтали ли Вы когда-нибудь о том, чтобы мчать на горном велосипеде под разливами северного сияния? Или чтобы проехать на велосипеде по петляющим дорогам самого крупного в мире архипелага? Или просто о семейной велосипедной прогулке по побережью одного из наиболее красивых озерных ландшафтов в мире? В Финляндии это возможно.

Велопрогулки любых типов становятся все более и более популярными во всем мире. Вело-энтузиасты – от любителей спуска по горным склонам в погоне за адреналином до предпочитающих неспешную езду – ищут новые места для занятий своим любимым видом спорта. Финляндия является одним из наиболее многообещающих и разнообразных направлений для занятий велоспортом.

Предлагаем вам обзор лучших мест этой страны, предназначенных для езды на велосипеде как для начинающих велосипедистов, так и для самых отъявленных фанатов велохардкора.

Статья опубликована в мае 2020. Изображение выше предоставлено производителем велосипедов Tern Bicycles.

Пешеходный переход

Если на пересечении велодорожки или совмещенной дорожки с обычной дорогой есть пешеходный переход, то велосипедист может переехать дорогу по пешеходному переходу.

Тем не менее велодорожка не дает велосипедисту приоритета — он должен подчиняться правилам проезда перекрестков. На велосипедиста действуют также установленные на перекрестке дорожные знаки, такие как «уступи дорогу» и “STOP”.

Если за пешеходным переходом начинается тротуар, то велосипедист может пересекать дорогу по такому пешеходному переходу, только если он поведет велосипед рядом с собой. По тротуарам на велосипедах разрешается ездить только детям до 12 лет.

О финских железных дорогах из первых уст

О комфортабельности финских поездов знают многие – это и почти бесшумное передвижение, удобные кресла, просторные санитарные комнаты, места для велосипедов и колясок. И все такие приятные, казалось бы, мелочи так и манят туристов в путешествие по железным дорогам Финляндии, что становится с каждым годом все популярнее.

В Финляндии железнодорожной сетью управляет железнодорожная администрация, которая занимается строительством новых железных дорог и поддержанием уже существующих. Государственной железнодорожной компанией является VR Group.

Этим летом VR приобрели новые кабины машинистов, после установки которых локомотив может работать, как в Центральной Европе. Начиная с декабря у VR появятся новые двухэтажные поезда, на первом этаже которых будут места для различных по составу групп. Также на первом этаже можно будет купить различные закуски.

Мы побеседовали с представителем финской железной дороги – с руководителем направления дальнего следования Ари Ванханеном, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

Д. Ш.: Ари, я знаю, что финны – достаточно путешествующая нация, много ли людей в Финляндии выбирают поезда как способ путешествия? И почему?

А. В.: Согласно нашей статистике, поезда дальнего следования совершают примерно 13 миллионов рейсов в год, а пригородные поезда – примерно 60 миллионов рейсов. Получается, что из всех вариантов путешествия поезда выбирают только 5% путешествующих, хотя в то же время, например, машину выбирают 84% путешествующих. Хочется отметить, что поезд в Финляндии – это быстрый, качественный и безопасный способ передвижения.

Д. Ш.: По каким направлениям можно путешествовать на поездах в Финляндии?

А. В.: На поезде можно доехать как до самого южного города страны – Ханко, так и намного севернее – в Рованиеми. А также из Хельсинки можно поехать поездом в Санкт-Петербург или ночным поездом в Москву. К слову сказать, совместный проект VR и РЖД поезд «Аллегро» – это большой успех! Его популярность растет день ото дня.

Д. Ш.: Я много наслышана о комфортности финских поездов, расскажите, в чем их плюсы.

А. В.: В поездах VR мы предлагаем различные услуги для разных категорий граждан: для семей с детьми, инвалидов, для путешествующих с животными или велосипедами. У нас всегда есть специальные предложения на билеты, и цена билета может варьироваться в зависимости от направления. Для групп предусмотрена отдельная система скидок.

А также важным фактом стало и то, что с июня все финские поезда стали некурящими. Хотя курение было и раньше запрещено в пригородных поездах.

Д. Ш.: Наверное, говоря о комфортности, стоит затронуть такой вопрос, как специальные услуги в поездах. Предусмотрены ли они?

А. В.: Да, конечно, практически во всех поездах есть сеть wi-fi для пассажиров, точки GSM для мобильных устройств, чтобы усилить прием сигнала, в новых поездах есть кондиционеры и улучшенная система санитарных помещений. В поездах InterCity (популярный тип европейских поездов дальнего следования. – Прим. ред.) есть места для инвалидных колясок, места для детских колясок, семейные купе, а также детские игровые комнаты. В вагонах представительского класса есть свежие газеты, кофе, чай, печенье. В поездах дальнего следования есть вагон-ресторан, а в поездах пригородного следования предлагают легкие напитки и закуски. В поездах «Пендолино» (марка поездов, которые весьма популярны в странах Европы. – Прим. ред.) максимальная скорость – 220 км/ч, а в поездах InterCity – 200 км/ч.

Д. Ш.: Скажите, Ари, какого возраста, если можно так спросить, поезда в Финляндии?

А. В.: Наши «старшие» поезда 1960 года, разумеется, они модернизованы и пригодны для использования. Практически ежегодно мы обновляем оснастку вагона, а сейчас ожидаем прибытие новых вагонов, которые заказали не так давно. Мы тщательно отслеживаем качество локомотивов, а также всею электронику поездов.

Д

Ш.: Говорят, что из Хельсинки до Лапландии можно путешествовать на поезде вместе с автомобилем, так ли это? Расскажите, как лучше спланировать такое путешествие, на что обратить внимание

А. В.: Да, действительно, это так. В ночных поездах на Рованиеми, Кемиярви и Колари есть отдельное помещение для автомобилей. Такие поезда отправляются из Хельсинки, Турку и Колари. А также подобные поезда ходят на Оулу. Особой подготовки такие поездки не требуют, единственное, было бы лучше купить билеты заранее, например, через Интернет, и прибыть на вокзал пораньше, примерно за час-полтора до отправления. Не забудьте взять с собой в поездку хорошее настроение и необходимые лично вам вещи, а мы, со своей стороны, сделаем ваше пребывание в поездах VR Group максимально комфортным.

Что можно везти с собой в Финляндию?

Стоит отметить, что везти мясо и молочные продукты нет особой необходимости. В финских магазинах вполне можно приобрести подобные продукты по сопоставимым ценам и часто значительно лучшего качества. Если все-таки очень хочется что-то взять с собой сразу, то стоит купить что-нибудь произведенное в Финляндии с соответствующей надписью об этом на упаковке. Грешным делом, в свое время, не прочитав этих правил, мы несколько раз провозили сыр, колбасу и тушенку. Дело в том, что нас никто не досматривал. Каждый раз наши велосипеды с рюкзаками стояли у скамейки, у дверей КП, пока мы проходили контроль. Аналогично все было и у других велосипедистов. Однако полагаться на подобный опыт, пожалуй, не стоит.  

Деньги крутят колеса

«ХеПо» лоббирует в пользу улучшения условий для велосипедистов. Хельсинки прокладывает несколько новых веломаршрутов каждый год, но всегда найдется, что совершенствовать.

«У нас есть хорошие идеи, но для их воплощения нужны деньги», сообщает Нисула. «В Финляндии мы сосредоточили большую часть вложений на автодорогах и автотранспортном движении, а теперь по климатическим причинам мы должны изменить свои позиции и признать, что велосипедное движение может составить важную часть нашей транспортной системы, и нужно инвестировать в него».

Нисула относится оптимистически к будущему велосипеда в столице и по всей Финляндии. «Отношение к нему меняется, что подтверждается и статистикой. Велосипедистов становится больше с каждым годом».

Велосипедные маршруты

Велосипед очень популярное средство передвижения по Хельсинки, общая протяженность сети велосипедных дорожек составляет около 1200 километров. На двух колесах можно с легкостью добраться до всех частей города и попасть из шумных центральных районов в уединенные зеленые парки и леса, и даже на острова архипелага. Вот несколько интересных маршрутов:

По трассе «Баана» (Baana) можно проехать через центр города, двигаясь от музея Киасма до Руохолахти (Ruoholahti). Знаменитый маршрут проложен на месте бывших железнодорожных путей. Эта велосипедная и пешеходная трасса в равной степени популярна как среди велосипедистов и владельцев собак, прогуливающихся пешком, так и среди молодых людей, катающихся на скейтбордах. Почему бы не остановиться и не сыграть, например, в настольный теннис на площадке, расположенной прямо у «Бааны»? А как насчет того, чтобы освежиться прохладительными напитками в кафе-контейнере? У залива Руохолахти перед вами откроется чудесный вид на Западный порт (Länsisatama), откуда отправляются круизные паромы, а также на новые жилые районы Яткясаари (Jätkäsaari) и на пропитанную особой атмосферой площадь Хиеталахти (Hietalahti), которую в летнее время захватывает популярный блошиный рынок Hietsun kirppis. Загляните на Крытый рынок Хиеталахти на ланч или обед.

На юг: отправьтесь на велосипедную экскурсию прямо от Торговой площади Хельсинки. Полюбуйтесь Сенатской площадью и Кафедральным собором, а затем двигайтесь в сторону юга к парку Кайвопуйсто (Kaivopuisto), чтобы насладиться зеленой лужайкой и морскими пейзажами.

На северо-восток: хотите увидеть новый Хельсинки, вкусно пообедать или полакомиться настоящим джелато? Отправляйтесь на северо-восток. Двигайтесь по набережной Похъйойсранта (Pohjoisranta) мимо симпатичных яхт, через пропитанный атмосферой 70-х годов район Мерихака (Merihaka), по набережной Сорнайстен рантатие (Sörnäisten rantatie) прямо во двор гастрономического центра Теурастамо (Teurastamo).

На севересли хотите отправиться на природу, двигайтесь в сторону залива Тееленлахти (Töölönlahti), а оттуда на север, где перед вами раскинутся зеленые просторы Центрального парка и многочисленные велосипедные маршруты.

Велотур по островам

Если вы готовы покорять дальние расстояния и хотите насладиться пейзажами Хельсинки, отправляйтесь на экскурсию по архипелагу. Маршрут ведет из Руохолахти на запад в Лауттасаари (Lauttasaari), а оттуда через Каскисаари (Kaskisaari) по Лехтисаари (Lehtisaari) и Куусисаари (Kuusisaari) в Мунккиниеми (Munkkiniemi).

Сделайте передышку и загляните в Художественный музей Дидрихсена, расположенный на острове Куусисаари, или прогуляйся по острову Сеурасаари (Seurasaari). По пути вам встретится парк Сибелиуса, где находится памятник всемирно известному композитору Яну Сибелиусу, выполненный скульптором Эйлой Хилтунен.

В Кафе «Регатта», расположенном рядом с парком, можно освежиться прохладительными напитками и арендовать доску для сапсерфинга. Кульминационным моментом велотура станет купание в бодрящей морской воде на пляже Хиетаниеми (Hietaniemi).

Приятных поездок!

Где остановиться в Финляндии?

Возможностей много. Здесь каждый выбирает по своему вкусу и кошельку. Конечно, наиболее комфортабельный, но и самый дорогой вариант, это остановиться в гостинице. Если вы едете с/на велосипедах, то не лишним будет при бронировании поинтересоваться возможностью их размещения. Во многих гостиницах есть специальные хранилища. Ночь в гостинице обойдется вам в 50-200 евро. Варианты попроще и поэкономичнее, это хостел или кемпинг. Ночевка в хостеле обойдется в 20 – 60 евро. Стоимость размещения в кемпинге зависит от выбранного варианта. Это может быть Домик (бунгало) или палатка. Домик, как правило, можно снять только целиком, обычно на 2-5 человек, примерно за 15 – 30 евро за человека. Примерные цены кемпингов для приезжающих с палатками 8 – 14 евро за палатку, и 3-5 евро за каждого человека, который в ней живет. Подобного порядка цены для автоприцепов-дач ( caravan ). Есть развитая система скидок. Если вы хотите остановиться в домике, то его стоит забронировать заранее. Если вы приезжаете с палатками, или с прицепом/автомобилем-дачей, то делать это не обязательно, места обычно всегда достаточно.  

Городской велосипед в Хельсинки

Если вы любите велосипедную езду, но у вас нет времени выезжать за пределы столичного региона, прокатитесь на городском велосипеде по Хельсинки. Эти велосипеды желтого цвета пользуются невероятной популярностью, а взять их с первых дней лета и до поздней осени можно в большинстве районов города, включая пригороды Эспоо и Вантаа. Оплатить можно 1 день или 1 неделю катания, либо купить проездной на весь велосипедный сезон.

Воспользоваться велосипедом легко: зарегистрируйтесь в онлайн сервисе, найдите ближайший к вам велосипед, – для этого тоже существует специальный онлайн-сервис, – возьмите велосипед и будьте свободны, как ветер! Вернуть велосипед можно на любой велостанции города до истечения 30 минут, иначе последует дополнительная оплата. Городской велосипед – чудесная возможность познакомиться с регионом Хельсинки: доступный, приятный и экологически чистый.

Велопрогулка по Лаппеэнранте и окрестностям

Велосипедная дорожка и железная дорога

Вид с вышки в лесу на острове Kuivaketvele

Второй день был пасмурным и ветреным. Но это не помешало купить пива, закутаться в шарф и покататься по Лаппеэнранте всей компанией.

Я же купил лицензию на 1 день рыбной ловли. И поехал на север мочить приманки в Сайме. Именно этим всё и закончилось. Капризная рыба не интересовалась моими воблерами, блёснами и виброхвостами. Ни поклёвки. Она затаилась на дне и отказывалась жрать. Гладь воды была ровной. Ни всплеска.

Лицензия на спортивную спининговую ловлю покупается в любом R-kioski. Стоимость составляет аж 8 евро.

Как воспользоваться городским велосипедом

  • Зарегистрируйтесь в качестве пользователя системы городских велосипедов на сайте.
  • Во время регистрации вы получите личный идентификационный номер и ПИН-код, которые нужны для того, чтобы взять велосипед на станции. Если вы пользуетесь проездной картой HSL, то можно использовать её вместо идентификационного номера.
  • За один раз можно пользоваться велосипедом максимально 30 минут без доплаты, за каждые последующие полчаса дополнительно взимается 1 евро. Пользоваться городскими велосипедами можно не более 5 часов в сутки. Стоимость от 5 евро/сутки, 10 евро/неделя, 30 евро/сезон.
  • Городской велосипед можно вернуть на любую велосипедную станцию, где есть место.

Проверьте по карте, где есть свободные велосипеды.

На велосипеде по архипелагу

«Маршрут по архипелагу», который по-фински называется Saariston Rengastie, является одним из старейших и наиболее известных велосипедных маршрутов во всей Финляндии. Маршрут берет свое начало в исторической части города Турку и проходит по островам крупнейшего архипелага в мире. Маршрут полностью замкнут и насчитывает около 200 км. Он открыт в летнее время, обычно с июня по конец августа. Это лучшее время для поездки по маршруту и посещения интересных местных деревенек, достопримечательностей, кафе, ресторанов и многочисленных островов. Частично этот маршрут доступен также в зимнее время.

Те же, кого интересует более короткая дистанция, могут проехать по «Малому маршруту архипелага». Этот 100-километровый маршрут также берет свое начало в Турку и проходит по прибрежной территории с такими исконно морскими городками, как Науво, Наантали и Корппоо.

Финские велодорожки

Финляндию можно назвать не только страной тысячи озер, но еще и тысячи дорог. В отличие от России, здесь вы увидите множество второстепенных автомобильных дорог с превосходным покрытием без интенсивного движения машин, а также специальные велодорожки. Они есть во всех крупных и малых городах страны, а также за их пределами. Их протяженность достигает 15 км.

Встречаются также междугородные велодорожки – например, из города Котка до Хамина протяженностью 18 км. Весь путь преодолевается на велосипеде, без соседства автомобилей.

Кроме отдельных дорог есть специально выделенные достаточно широкие полосы для велосипедистов по краю проезжей части. При строительстве автомобильных дорог в Финляндии параллельно обязательно делают велодорожку. Аналогичным образом проводится и плановый ремонт.

Любой путешественник по Финляндии обязательно заметит низкий уровень автомобильного траффика, а в некоторых местах и его полное отсутствие. Это объясняется тем, что население страны составляет всего 5,5 млн человек, дорожная сеть очень развита, а финны в своей основной массе являются домоседами. Все эти моменты создали здесь идеальные условия для велосипедистов.

Вежливость и аккуратность местных автомобилистов заслуживает уважения. Лихачи здесь не встречаются, а велосипедистов аккуратно обгоняют, полностью выехав на встречную полосу. Если “встречка” занята, водители терпеливо ждут, пока она освободится и появится возможность для безопасного обгона.

Движение велосипедов по скоростным автомагистралям с несколькими полосами и транспортными развязками запрещено. Для них построены второстепенные дороги, приспособленные для велотранспорта, поэтому с вопросом, где покататься на велосипеде, никаких трудностей не возникает.

Проезд перекрестков

При проезде перекрестков нужно быть особенно внимательным.

Для велосипедистов действуют те же правила проезда перекрестков, что и для автомобилистов. Не забывайте показать рукой направление поворота перед тем, как повернуть.

Основные правила проезда перекрестков

  • Когда велосипедист движется по проезжей части вместе с другим транспортом, он должен пропустить транспортные средства, которые приближаются к перекрестку справа.
  • Поворачивающее транспортное средство, в том числе и велосипедист, должно пропустить движущихся по пересекаемой дороге велосипедистов и пешеходов. Пересекаемая дорога — это дорога, на которую транспортное средство поворачивает.
  • Велосипедист, выезжающий с велодорожки на проезжую часть, должен пропустить все транспортные средства. Транспортные средства пропускают велосипедиста только в том случае, если им это предписано наличием знаков «уступи дорогу» или “STOP” или они поворачивают на дорогу, которую пересекает велосипедист.
  • Велосипедист должен пропустить все транспортные средства, когда он выезжает со двора на проезжую часть или велодорожку.
  • Знаки «уступи дорогу» и “STOP” предписывают всем транспортным средствам, в том числе и велосипедистам, пропустить все движущиеся транспортные средства как справа, так и слева. Знак “STOP” также предписывает обязательную остановку.

На равнозначном перекрестке велосипедист должен пропустить транспортные средства, приближающийся к перекрестку справа.

Поворачивающее транспортное средство (в данном случае автомобиль) должно пропустить едущего по пересекаемой дороге велосипедиста.

Знаки «уступи дорогу» и “STOP” означают, что нужно пропустить все остальные транспортные средства. Велосипедист движущийся в направлении действия знака должен пропустить транспортные средства и слева и справа. Знак “STOP” также предписывает обязательную остановку.

Выезжающий с велодорожки на проезжую часть велосипедист должен пропустить остальных.

Поворот налево

Поворот налево — один из наиболее опасных маневров на дороге. Безопасный способ поворота налево — поворот по прямому углу.

Такой поворот осуществляют следующим образом:

  • проедьте перекресток прямо
  • остановитесь на краю дороги и посмотрите во все стороны, есть ли машины
  • когда дорога будет свободна, переедьте или перейдите через дорогу,
  • продолжайте движение по правому краю дороги

Таким же способом лучше всего поворачивать налево во двор.

Как ехать в Финляндию? (варинты заброски)

Конечно, если вы собрались путешествовать по Финляндии, то ехать на велосипеде прямо от дома совершенно не обязательно. Все зависит от того, какие места в Финляндии вы собираетесь посетить. В районы, расположенные в непосредственной близости от границы, можно доехать и на велосипеде. Хотя и в этом случае стоит использовать какой либо более скоростной транспорт чтобы добраться до границы, или сразу до нужного района Финляндии. Итак, какие есть варианты: 
В Финляндию

  • Самолетом до Хельсинки. Без комментариев.  
  • Поездом до Хельсинки или какой-либо другой станции. Весьма удобно. В зависимости от сезона и класса обслуживания, билет до Хельсинки обойдется вам примерно в 45-150 евро. Поезд от Петербурга идет примерно 6 часов. Скоростной около 3,5 часа. Подробная информация доступна на сайте РЖД  
  • Паромом/теплоходом. Петербург-Хельсинки. Стоимость от 30 евро в зависимости от класса каюты. Подробнее на сайте паромной компании St. Piterline. Удобно. Хорошая каюта, вечером вышли, утром в Хельсинки. И обратно также. Провоз велосипеда на грузовой палубе обойдется в 9 евро. Упакованный в чехол, в каюте, бесплатно.  
  • Автобусом. Есть регулярные рейсы различных компаний в Хельсинки, Тампере, Турку, Савонлину. Билет до Хельсинки около 30 евро. Подробнее можно посмотреть здесь: Кроме того можно купить так называемый «шоп-тур», это обойдется в 12-18 евро в один конец. Билеты на рейсовые автобусы лучше покупать в кассах компаний перевозчиков, а «шоп-туры» в турфирмах. В большинстве случаев билеты можно приобрести и прямо у водителя, но существует небольшая вероятность, что свободных мест может не оказаться.  
  • Заказать автомобиль/микроавтобус. Есть компании, которые специализируются на перевозках в Финляндию. Их представители раздают визитки у консульства. С ними сотрудничают турфирмы, продающие билеты на рейсы бюджетных авиакомпаний. Чаще всего возят в Хельсинки, чуть реже в Тампере и Лаппеенранту. Типовые тарифы: Хельсинки 25 евро/чел. (в аэропорт 30), Тампере 50 евро/чел. Есть особенность, если на нужный день не набирается пассажиров на 100 евро, машина может не поехать. Можно заказать автомобиль/микроавтобус целиком за 100-200/200-350 евро в сутки соответственно. Много ссылок есть на странице трансферы  
  • На автомобиле с друзьями/знакомыми. Тут уж с ними и решать. Стоимость бензина можно узнать на ближайшей АЗС. Страховка на автомобиль, так называемая «Зеленая Карта» на 15 дней, обойдется примерно в 30 евро. Ее можно приобрести заранее, в турфирме или в страховой компании, или непосредственно у границы. Заправляться лучше в России, по ту сторону границы бензин лучше, но дороже в разы. С собой дополнительно можно везти не более 10 литров. Требования к автомобилю и информацию о ПДД в Финляндии можно посмотреть .   

До границы  

  • Электричкой до Выборга, как вариант, поездом повышенной комфортности. Дале возможны варианты:  
  • Автобусом в Финляндию. На рейсовом автобусе может оказаться слегка дешевле, чем из Питера. Но, на мой взгляд, в сумме выигрыша никакого, а забот с пересадкой больше.  
  • Теплоходом «Карелия» в Лаппеенранту по Сайменскому каналу. Великолепная 5 часовая прогулка, с великолепными пейзажами. Теплоход уходит из Выборга в 17 часов от пристани у знаменитого Выборгского замка. В Лаппеенранту приходит в 22 часа (время везде местное). Обратно 8:00-14:00. Билеты нужно покупать заранее. Не менее чем за 10 дней перевозчику необходимо предоставить ксерокопии загранпаспортов пассажиров (главная страница и страница с визой). Дни навигации и цены также стоит уточнить.  
  • Поездом в Финляндию. По идее должно быть несколько дешевле чем из Питера.  
  • Поездом до Светогорска. Идет 2.5 часа. Стоит отметить, что сесть на этот поезд в субботу утром, как правило, весьма не просто, особенно с велосипедом. Кроме того, нужно быть внимательным, иногда два поезда, до Светогорска и до Хийтолы, сцепляют в один состав, который расцепляется в Каменногорске. Обязательно поинтересуйтесь у проводника, куда идет вагон, в который вы садитесь? Расписание и наличие поездов нужно уточнять.  
  • Автобусом до Светогорска. Говорят, получается даже быстрее чем поездом. Стоимость примерно такая же. Возможность размещения велосипедов зависит от конкретного экземпляра автобуса. Расписание нужно уточнять. Автовокзал находится рядом с железнодорожным.  
  • На велосипеде в Лаппеенранту, вдоль Сайманского канала. Тоже отличная прогулка. Около 30 км до границы и еще 25 до Лаппеенранты. Однако, на участке от Выборга до границы, ее может существенно испортить наличие большого количества грузовиков, движущихся в попутном направлении. По ту сторону границы нужно двигаться по велодорожке, которая идет непосредственно по берегу канала, вдали от трассы.  

Правила дорожного движения

Все велосипедисты в Финляндии обязаны соблюдать те же правила езды, что и автомобилисты, мотоциклисты и водители других транспортных средств, но с некоторыми дополнениями:

  1. Велосипеды должны ехать по специально выделенным или совмещенным дорожкам, предназначенным как для велотранспорта, так и для пешеходов.
  2. Движение вдоль автомагистралей запрещено. В некоторых местах могут быть установлены дорожные знаки, запрещающие движение на велосипеде.
  3. Перед совершением поворота необходимо указать его направление рукой.
  4. Если светофор не оборудован отдельными сигналами для велосипедистов, необходимо руководствоваться сигналами для пешеходов.
  5. Во время движения нужно пользоваться шлемом.
  6. Запрещено движение в темное время суток без опознавательных светоотражающих знаков – за это предусмотрен штраф.
  7. Во время проезда мимо автобусных остановок необходимо пропустить входящих и выходящих пассажиров.
  8. Транспортное средство должно быть оборудовано надежными тормозами, светоотражателями (спереди, сзади, на колесах и педалях), фарой, звонком и замком.

Велосипедная прогулка вдоль берега озера Сайма в Южной Карелии

Озеро Сайма – одно из крупнейших озер в Европе, оно представляет собой квинтэссенцию наиболее типичных и живописных финских пейзажей и на самом деле является озерной системой из сотен озер, которым страна тысяч озер обязана своим названием. Берега Саймы словно специально созданы для велосипедистов. Попробуйте проехать по ландшафтному маршруту, проходящему по архипелагу Пуумала, который является, пожалуй, одним из наиболее популярных озерных веломаршрутов Финляндии.

Замкнутый 60-километровый маршрут, открытый в 2017 году, проходит по островам с наиболее захватывающими видами, мостами и моренными грядами. На пути встречается также паромная переправа. На пароме вы обязательно в полной мере и уже без спешки проникнитесь красотой Озерного региона Финляндии и чистотой его воздуха. В летнее время паромная переправа работает ежедневно. Проезжая по маршруту, не забывайте заглядывать в уютные и гостеприимные местечки вроде ресторанчиков и гостевых домов. Маршрут «Архипелаг Пуумала» проложен с учетом последующего продления в Южную Карелию, которое планируется в 2020 году. В итоге общая длина маршрута составит 150 км.

Карельский регион – родина многочисленных традиций, которые до сих пор соблюдаются в финской культуре – таких, например, как карельские пирожки (по-фински karjalanpiirakka). Этот регион расположен в восточной части страны и является отличным местом для продолжения велосипедной прогулки по озерам, особенно в летнее время. Вы можете выбрать маршрут любого уровня сложности, от простого до сложного, или даже подобрать тематический маршрут. Прочие услуги, такие как кемпинги, организация водных походов на каноэ и пеших походов – все это доступно для любителей активного отдыха на природе.

Как ездят на велосипеде в Оулу

— В Оулу около 200 тысяч человек. 77% из них используют велосипед в течение года, 42% ездят зимой хотя бы иногда.

Это — то, как выглядит зима в Оулу. Много снега, холодно. Но практически половина населения города все равно ездит на велосипеде в это время года.

Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

В Оулу 865 км велодорожек — даже многовато для нас, слишком дорого их содержать (например, все освещены фонарями). 98% из них продолжают функционировать зимой.

У большинства велодорожек — приоритет перед автомобильными дорогами. То есть когда идет снег, мы чистим сперва путь для велосипедов, а уже потом для автомобилей. Потому что для велосипеда снежный покров куда более критичен.

Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

Велодорожки не следуют автомобильным трассам. Они построены так, чтобы с их помощью можно было передвигаться быстрее. Например, машина обязана стоять на светофоре, а велосипед нет.

В 2017 году у нас появились велодорожки суперкласса, за которыми зимой следят круглосуточно. Обслуживает их подрядчик — частная компания, которая выиграла тендер. Условия довольно строгие: на велодорожке не может быть больше 2 см снега в любое время суток. Если это не соблюдено, подрядчик платит штраф государству. А если работает качественно, то получает бонусы: 12 тысяч евро — за хорошее обслуживание, 8 тысяч евро — за удовлетворенность пользователей. У нас есть несколько десятков «тайных агентов», которые часто ездят на велосипеде и оценивают состояние дорожки. Кажется, что суммы премий небольшие — но ориентировочная стоимость всего проекта 200 тысяч евро в год (что совсем мало для городского бюджета). Хорошо, если в будущем бонусы станут более существенными, но пока город обозначил такие условия.

Оулу, фото из личного архива Pekka Tahkola

Кроме этих велодорожек, есть маршруты первого класса: они должны быть очищены от снега дважды в день — до 7 утра и до 4 дня. И велодорожки второго класса, которые чистят реже.

И да, на дорогах мы не используем соль. Это запрещено. Из-за соли снег превращается в кашу даже при минус 12. Соль вредна для окружающей среды, деревьев, собак на прогулке, даже для обуви. 

Мы просто убираем снег. Когда механически избавляешься от него, тонкий слой всегда остается. Обычно получается нескользко — что подтверждается тем фактом, что только 33% велосипедистов у нас используют шипованную резину. А все остальные — одну и ту же в течение года. Если снега нет несколько недель, то мы добавляем немножко гранитной крошки сверху. Раньше использовали песок, но от этого много проблем с пылью.

Оулу, фото: из личного архива Pekka Tahkola

В городе установлены специальные счетчики, которые показывают, сколько велосипедистов проехало в этом месте. И уже есть один такой, который оценивает состояние велодорожек и сообщает о нем онлайн. Мы еще тестируем, насколько он хорош, — но в течение года таких счетчиков будет больше.

Я помню, как пару лет назад зашел в местный веломагазин. Был январь, минус 20. Дверь открылась, и появился новый клиент — пожилой мужчина. Между делом он рассказал консультанту, что ему 91 год. И знаете, зачем он пришел в магазин? Купить что-то к новому велосипеду его подружки — она моложе, всего 82 года. Я хотел его сфотографировать, но этот джентльмен был таким скромным, что отказался.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий