Обучение
Во время Берлинале проходит школа для молодых участников кинопроцесса. Бывший Berlinale Talent Campus в этот раз переименовали в Berlinale Talents, но его суть от этого не изменилась. Из подавших в этом году заявки 4000 человек выбрали 300 из 79 стран, которые вместе будут посещать воркшопы, знакомиться и делать совместные проекты — некоторые из них получат финансирование и в конце концов станут полноценными фильмами. Тема этого года — создание изображения для большого экрана. Среди тех, кто приедет рассказать о своем опыте, будут операторы Аньес Годар («Les Salauds» Клер Дени), Франц Люстиг («Входите без стука» и «Съемки в Палермо» Вима Вендерса) и Кристофер Дойл. Для посещения Berlinale Talents необходима специальная аккредитация, но те, у кого ее нет, могут купить билеты для посещения мероприятий школы, которые будут проходить в театрах Hebbel am Ufer неподалеку от Потсдамер-плац. За всеми обновлениями можно следить на сайте www.berlinale-talents.de.
Призы фестиваля
Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.
Главные награды
Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.
В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».
Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:
- Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
- «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
- «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
- «Лучший актер» (с 1956 г.);
- «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
- «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
- награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
- «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
- «Лучший сценарий» (с 2008 г.).
В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».
Награды от независимого жюри
В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:
- Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
- Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
- Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
- Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
- Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.
Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.
Другие призы
Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:
- «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
- «Бронзовый медведь»,
- «Лучшая работа художественного плана»,
- «Голубой ангел»,
- «Особая премия»,
- «Почетный серебряный приз»,
- «Приз за личные достижения»,
- «Награда от иностранных делегаций»,
- «Награда за творчество»,
- «За художественное достоинство»,
- «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».
В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:
- Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
- Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
- Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
- 2021 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
- 2021 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».
И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.
Прошлые призы
В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:
- специальную Золотую премию руководства фестиваля,
- особую премию за творчество,
- особую премию жюри,
- приз, предназначенный для съемочной группы,
- юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.
1951—2018
Берлинский международный кинофестиваль был основан в Западном Берлине в 1951 году. С 1978 года он проводится каждый февраль. Фильмы на Берлинале представлены в семи секциях: конкурс, «Панорама», «Поколение», «Форум», «Перспективное немецкое кино», «Короткий метр» и «Ретроспектива».
Фильмы советских и российских режиссёров были удостоены главной награды лишь дважды: в 1977 году «Медведя» получила военная драма Ларисы Шепитько о белорусских партизанах «Восхождение», в 1987 году приз присудили Глебу Панфилову за картину «Тема».
*«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Награды россиян
Статуэтку за выдающиеся достижения в киноискусстве получила Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам картины российского режиссёра Алексея Германа — младшего «Довлатов».
По словам Окопной, получение этой награды стало для всей команды фильма неожиданностью.
«Работа над картиной была для меня серьёзным вызовом. Я старалась с большим уважением относиться к той эпохе, к тем людям, их быту и всему тому, что их окружало, стараясь в каждой детали передать её атмосферу, чувства и эмоции героев», — приводится её комментарий в пресс-релизе, оказавшемся в распоряжении RT.
Продюсер картины Андрей Савельев отмечает, что усилиями Елены Окопной были созданы коллекция предметов быта и интерьера и коллекция костюмов музейного масштаба.
- Художник по костюмам фильма «Довлатов» Елена Окопная
- Reuters
«Маленькая хрупкая девушка смогла воссоздать целый мир из огромного количества предметов, мебели и мельчайших деталей, сделать с нуля и наполнить атмосферой 1970-х более 40 съёмочных локаций, создать индивидуальные образы и одеть в костюмы того времени множество актёров, ведь только ролей со словами в фильме 111. Её работу уже оценили по достоинству ведущие искусствоведы России, и приз Берлинского фестиваля — заслуженная оценка творчества Елены от международного сообщества», — рассказал он.
Днём 24 февраля также стало известно, что «Довлатов» удостоен приза Berliner Morgenpost. Победитель выбирался путём голосования среди читателей газеты.
«Мне очень приятно, это очень важно, потому что мы снимали фильм о замечательных талантливых людях, которые очень важны для русской культуры. Я рад, что о них будут знать намного больше», — отметил Алексей Герман. Также по теме
История о лишнем человеке: почему стоит посмотреть драму Алексея Германа — младшего «Довлатов»
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера драмы Алексея Германа — младшего «Довлатов», повествующей о нескольких днях из жизни…
Также по теме
История о лишнем человеке: почему стоит посмотреть драму Алексея Германа — младшего «Довлатов»
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера драмы Алексея Германа — младшего «Довлатов», повествующей о нескольких днях из жизни…
Ещё один российский режиссёр, Тимур Бекмамбетов, получил приз зрительских симпатий программы «Панорама» за «Профиль» — картину о попытке британской журналистки расследовать процесс вербовки людей членами «Исламского государства»*. Аналогичная награда досталась создателям документального фильма «Молчание других» Альмадены Караседо и Роберта Бахара.
Немного истории
Сегодня Berlin Film Festival – это культурное событие интерконтинентального формата. Конкуренцию ему составляют только Венецианский и Каннский фестивали, размах и значимость которых сложно даже сравнивать.
Каждый год киноконкурс в Берлине превращает столицу Германии в самую популярную точку на карте мира. Местом его проведения является Дворец Берлинале, должность директора фестиваля занимает Дитер Косслик. Однако 2019 год, который ознаменовался 68-м проведением конкурса, стал последним в его карьере, которая длилась в рамках Берлинале ни много ни мало 17 лет.
О том, что реформа фестиваля давно назрела, стало понятно еще в прошлом году, когда 79 кинематографистов подписали совместное письмо, в котором говорилось о необходимости внесения изменений в концепцию и структуру конкурса.
Основателями фестиваля стали страны-союзники по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны: Франция, Великобритания и США. Именно под их управлением после капитуляции Германии находился Западный Берлин.
В год проведения самого первого конкурса премии присуждало исключительно немецкое жюри. В промежутке с 52-го по 55-й год решение выносилось на основании опросов публики и голосований, проводимых в международных изданиях. На тот момент призы вручались в следующих номинациях:
- лучший мюзикл;
- приключенческий фильм;
- драма;
- комедия.
Но уже с 1956 года призеры получают свои награды согласно решению международной команды судей. В этом же году фестиваль получил статус международного.
Самые ожидаемые премьеры Берлинале
«Счастлив ли высокий человек?» Мишеля Гондри
Новая работа Мишеля Гондри, анимационная иллюстрация бесед режиссера с великим лингвистом-современником и главным левым критиком США Ноамом Хомским. Гондри — идеальный собеседник: плохо говорит по-английски и все время смущается, из-за чего Хомскому ничего не стоит переводить разговор на любимые темы — такие, скажем, как увлечение Исаака Ньютона оккультными науками.
«Голгофа» Джона Майкла МакДонахи
Второй фильм брата Мартина МакДонаха (первым был «Однажды в Ирландии», его показывали два года назад здесь же). В этот раз герой Брендана Глисона — полная противоположность его полицейского из прошлого фильма. Искренне верящий в благодетельность людей и полезность церкви, католический священник живет и работает в ирландской провинции. Идеальный сюжет для черной комедии, которые так любят братья МакДонахи.
«Отрочество» Ричарда Линклейтера
Фильм, который Линклейтер снимал больше 10 лет, рассказывает о жизни мальчика и его отношениях с родителями после их развода. Взяв за основу инструмент документальных проектов, рассказывающих о взрослении реальных людей, режиссер все это время снимал одного и того же мальчика из его родного Остина.
«Путешествие на запад» Цая Минляна
О новом фильме тайваньского режиссера Цая на сегодняшний день известно только то, что одну из главных ролей в ней исполняет Дени Лаван. Имени режиссера уже достаточно, чтобы попасть в список самых ожидаемых премьер Берлинале.
«Любить, пить и петь» Алена Рене
Новая работа 91-летнего Алена Рене, видного режиссера французской новой волны, основана на пьесе английского драматурга Алана Эйкборна «Жизнь Райли».
Источник
Площадки поменьше
Переезд кинофестиваля на Потсдамер-плац, застроенную зданиями звездных архитекторов, сложно переоценить — здесь находятся сразу три многозальных кинотеатра: CinemaxX, Cinestar и Arsenal — их вполне хватает, чтобы охватить всю основную фестивальную программу. Но на время Берлинале его фильмы показывают и в других кинотеатрах — все они в большинстве своем находятся в центре города. В этом году после долгой реконструкции открылся легендарный Zoo Palast — теперь это семизальный мультиплекс. В этом году в нем, среди прочего, будут показывать программу Lola — немецкие фильмы, отобранные для участия в конкурсе на главную немецкую кинонаграду. Продолжается и недавняя традиция под названием Berlinale Goes Kiez — «Берлинале едет на район» (Kiez — слово из берлинского жаргона, обозначающее условный район города, объединенный, например, улицей). В рамках этой инициативы красная ковровая дорожка на один вечер переезжает в один из 7 маленьких районных кинотеатров — например, камерный Toni & Tonino в Вайсензее.
О чем все это
Берлинский не случайно считается одним из самых политически мотивированных кинофестивалей в мире: созданный в 1951 году в предельно поляризованном городе, он изначально был инструментом не столько культурной, сколько политической жизни разделенного на две части Берлина. Так, самый первый фестиваль прошел под девизом «Окно в
Новейшую историю фестиваля принято связывать с директорством Дитера Косслика, который начинал с работы редактором отдела культуры в лево-радикальном журнале Konkret, а на должность руководителя Берлинского кинофестиваля перешел с позиции вице-президента Европейской киноакадемии. Будучи нанятым в 2001 году мэром города Клаусом Воверайтом, основной агендой которого, безусловно, является сделать Берлин главной культурной столицей Европы, Косслик успешно вывел Берлинале на орбиты самых важных кинособытий года, не забывая в то же время о его геополитических традициях.
Вечеринки
Как и на любом другом кинофестивале, каждый вечер в рамках Берлинале проводятся вечеринки по всему городу, но, как и на любом другом кинофестивале, знают о них в основном люди, имеющие отношение к кинобизнесу. Самый действенный способ узнать, где и что проходит, — беспрестанно знакомиться со всеми подряд в кафе и барах Потсдамер-плац и вести настоящую фестивальную жизнь.
Среди тех вечеринок, куда вы можете попасть без отдельного приглашения, но купив билет, церемония награждения Teddy Award и следующая за ней шумная афтепати. Teddy Award вручается фильмам о гомосексуализме, в основном из числа тех, что показывают в программе «Панорама». В этом году награда будет вручаться в 28-й раз и все пройдет в здании Komische Oper.
Потсдамер-плац постоянно заполнена туристами, и ресторанов здесь достаточно. Большинство из них нельзя назвать дешевыми, да и для того, чтобы перекусить между показами, имея в распоряжении 30 минут, они вряд ли подойдут. Самый доступный из всех — это, пожалуй, неплохой итальянский фастфуд Vapiano, где можно взять еду и на вынос. В основном фестивальная публика спускается на фуд-корт или в супермаркет на нижнем уровне торгового центра Potsdamer Platz Arkaden. Выпить кофе можно в кофейнях на Stresemannstrasse, в Starbucks или вместе с пончиками в Dunkin’ Donuts.
Билеты
Фотография: Getty Images/Fotobank
Сказать, что Берлинский фестиваль популярен у жителей и гостей города, будет недостаточно — свидетельством полной его включенности в жизнь Берлина являются забитые до отказа кинозалы, длинные очереди за билетами и ежедневный солд-аут на основные и большинство остальных показов. В ситуации, когда каждое утро видишь перед еще закрытыми фестивальными кассами в торговом центре Potsdamer Platz Arkaden людей в спальных мешках, которые определенно заняли очередь еще ночью, можно только посоветовать позаботиться о билетах заранее, заказав их через сайт berlinale.de, а в остальных случаях действовать по ситуации (но не рассчитывать на спекулянтов, которых вы вряд ли найдете на Берлинале).
Последний фестиваль Косслика
Кинофестиваль этого года вошел в историю еще до первой звезды на красной дорожке. 2018-й Берлинале станет последним под предводительством художественного и исполнительного директора Дитера Косслика, который руководил форумом на протяжении 17 лет. Кто сменит его на посту, пожалуй, один из главных вопросов текущего фестиваля. Но то, что перемены необходимы, было понятно еще за несколько месяцев до начала форума этого года, когда 79 немецких кинематографистов подписали открытое письмо о необходимости проведения радикальной реформы Берлинале.
О том, что в последние годы фестиваль в Берлине существенно уступает своим ближайшим соседям — Каннскому и Венецианскому — и теряет свое международное значение, говорят не только немецкие кинематографисты, но и журналисты. Основной конкурс фестиваля — 2018 как только не называли: «посредственным» (Антон Долин), «предсказуемым» (Андрей Плахов), «скромным», «неровным» (Марина Латышева). В действительности большинство картин основной программы этого года не претендуют на открытие в области киноязыка, не расширяют эстетическую парадигму — это во многом удобные, понятные зрителю, чаще всего одноразовые фильмы. Или упражнения с художественной формой (как вышло, скажем, с португальским «Деровом» (программа «Форум») или в какой-то степени с нашумевшим фильмом «Утойя, 22 июля», снятой одним планом историей о теракте в Норвегии).
К приятным исключениям можно отнести немецкую ленту «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Гренинга. Фильм, который разделил публику на пресс-показе на два лагеря: одна половина зала тонула в овациях, вторая — в недовольных «бу-у-у».
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Режиссер Филип Гренинг
Фильм Гренинга — трехчасовое погружение в то, что принято сейчас называть поиском новой идентичности. Немец анализирует сущность человека, который за тысячи лет эволюции сделал колоссальные шаги в познании окружающего мира и материй вроде времени и пространства, но не продвинулся в познании себя. При этом погружаясь в рефлексию о склонности человека к саморазрушению. Впрочем, жюри фильм полностью проигнорировало.
Из российских фильмов, представленных в конкурсах Берлинале, без наград остался, пожалуй, только «День Победы» Лозницы. А зря — тонкая, ироничная, местами бьющая по щекам документальная картина о том, как русские отмечают День Победы в берлинском Трептов-парке. Картина, кстати, с белорусским следом — над звуком в фильме Лозницы по традиции трудился белорусский звукорежиссер Владимир Головницкий. Талантливая работа со звуковой палитрой и четкий холодный режиссерский взгляд сделали фильм одним из самых ярких в программе.