Чем особенны детские сады в Финляндии

Индивидуальный подход

Интересно отметить, что здания финских школ проектируются профессиональными архитекторами. При этом при строительстве новой школы учитываются предпочтения будущих учеников и их семей. Поэтому типичная финская школа не похожа на больницу или казарму, как во многих других странах.

Подход к занятиям здесь имеет индивидуальный характер, то есть к каждому ребенку учитель старается подойти с особой стороны. Каждого обучающегося здесь уважают как личность. Индивидуальность детей не только ценят, но и всецело развивают. В каждом классе работает одновременно два учителя. Это, с одной стороны, снимает нагрузку с каждого из них, а с другой – упрощает и ускоряет процесс принятия ответственных решений. По окончании каждого урока школьники рассказывают, что они поняли, а что нет. При этом учителя спрашивают учеников о том, насколько они усвоили материал, так, что тем действительно хочется ответить и разобраться в непонятных моментах. Неполноценное освоение учеником материала считается недоработкой учителя в проектировании системы подачи знаний.

Согласно финской традиции, детей всегда отдают в ту школу, которая находится ближе к дому. Более того, раньше закон страны запрещал родителям самостоятельно подбирать школу для ребенка. Этот запрет был снят совсем недавно. Тем не менее, как правило, родители не утруждают себя подбором наиболее подходящей школы для своего чада, а отдают его в самую близкую к дому. Они делают это совершенно спокойно, помня о политике выравнивая образования, проводимой в государстве.

Основные государственные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций в сфере дошкольного образования Финляндской Республики

Система дошкольного образования и ухода Финляндии основывается на новом Законе о дошкольном образовании и уходе (540/2018, Varhaiskasvatuslaki / Act on Early Childhood Education and Care) 13, который вступил в силу 1 сентября 2018 года, и частично на Законе о базовом образовании (628/1998, Perusopetuslaki / Basic Education Act) 14. Также на официальном сайте Министерства образования и культуры Финляндии размещены отдельные положения и постановления о пошлинах, финансовой помощи и услугах. Например, закон, касающийся системы оплаты дошкольного образования (1503/2016, Act on Customer Fees for Early Childhood Education / The law of early childhood education customer payments) 15.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

https://youtube.com/watch?v=2a6O45ChD68

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

 Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Финские вузы

Для наглядного примера рассмотрим несколько знаменитых финских вузов.

Университет Хельсинки. Один из старейших и крупнейший университетов Финляндии. В вузе обучается порядка 40 тысяч студентов, 5 тысяч из которых – аспиранты. Здесь можно получить степень бакалавра, магистра и доктора наук. В рамках учебного заведения функционирует ботанический сад и много других организаций.

Университет искусств (Хельсинки). Вуз был учрежден в 2013 году путем слияния трех университетов государства, специализирующихся на живописи, музыке и театре. Сегодня здесь учится около двух тысяч человек. Примечательно, что данное учебное заведение лидирует по количеству иностранцев (29% от общего количества приезжих студентов Финляндии).

Технологический университет Лаппеэнранта. Еще один вуз, которым может похвастаться Финляндия. Хельсинки – не единственный город, в котором можно получить качественное высшее образование, и университет города Лаппеэнранта является отличным тому оказательством. Вуз вместе с городской администрацией разработал концепцию, по которой малые домашние хозяйства могут помогать централизованной городской энергосети, переводя в нее избыточную солнечную энергию со своих панелей.

Родной язык – основа для освоения других языков

Русско-финские детсады поддерживают двуязычие с помощью живого общения, детского творчества и специальных методик. Фото: Дарина Катсудас

В русскоязычных семьях русский является «материнским» языком, он становится основой для освоения других языков. Свое мнение по этому поводу высказывает магистр философских наук Виктория Петровская, защитившая диплом на тему двуязычия в Хельсинкском Университете: «Привычный к использованию нескольких языков ребенок легко овладевает и другими языками, и иными знаниями, он тонко чувствует границу, с кем и на каком языке говорить».

Говоря о психолингвистических и социолингвистических аспектах, которые влияют на развитие двуязычного ребенка, Виктория обращает внимание на то, что такие дети начинают говорить на двух языках, не смешивая их, и «практически моментально могут переходить с языка на язык, переключая так называемый ”языковой код”». Далее Виктория подчеркивает, что параллельное развитие нескольких языков у ребенка требует и работы родителей

Воспитатель Светлана Матвеенко, более двадцати лет проработавшая в детских садах России и Финляндии, отмечает, что дети начинают осваивать язык в ходе игры и общения со сверстниками, и поначалу у них происходит смешение русской и финской речи.

«Иногда дети сами решают, на каком языке общаться с родителями, – говорит Светлана, – хотя хорошо понимают оба языка

Очень важно, чтобы знание языка не осталось на бытовом уровне, ведь ребенок чаще всего довольствуется простыми выражениями, достаточными для общения, но для дальнейшей жизни и обучения в школе этого мало». По мнению Светланы, только семья сможет развить в ребенке интерес и любовь к родной речи

Дарить детям счастье

Финны акцентируют внимание не только на школьном образовании. В стране, к примеру, работает частная Международная школа Хельсинки (Helsinki International Schools (HEI)), цель которой — сделать высококачественное дошкольное образование доступным для как можно большего числа детей

Она ценится и за рубежом — её филиалы, в частности, находятся в таких странах, как Австралия, Китай и Южная Корея. Концепция школы оказалась настолько успешной, что с момента открытия первого филиала в городском округе Баотоу в 2017 году было решено открыть шесть дополнительных отделений, в которых учатся 300 детей в возрасте от трёх до шести лет.

Международная школа Хельсинки

По словам генерального директора HEI Миллы Кокко, идея состоит в том, чтобы сотрудничать с педагогами из других стран, а не отправлять в филиалы школы учителей из Финляндии. Для того чтобы создать отражающие финскую модель дошкольные учреждения за границей, принятых на работу в HEI местных жителей обучают. Также к работе подключают финских дизайнеров и архитекторов, которые создают вдохновляющую на учёбу среду.

Кокко отметила, что согласно исследованиям, дети обучаются наиболее эффективно, когда они увлечены предметом

Однако в условиях конкурентной среды тяжело объяснить родителям, что нужно просто расслабиться и позволить ученикам акцентировать внимание на том, что им действительно будет интересно

По словам Хеллиуэлла, образование в Финляндии не всегда было первоклассным. Однако несколько десятилетий назад в этой сфере было проведено много важных реформ, и финны активно о них рассказывают, чтобы показать, что качество образования может улучшаться в любой стране, несмотря на культуру и национальность проживающих там граждан.

Преподаватель педагогического факультета Кембриджского университета Рийкка Хофманн, в свою очередь, выразила неуверенность касательно того, «будут ли вещи, которые работают в одном культурном и политическом контексте, работать так же и в другом». Тем не менее она отметила, что Международная школа Хельсинки пытается позволить своей модели развиваться «конструктивно», путем её реализации учителями в разных уголках мира.

Одной из стран, где царит почти противоположная образовательная культура, является Южная Корея — акцент тут сосредоточен на академических достижениях. По словам Сеолми Ли из Сеула, южнокорейское образование застряло в традиционной системе, где дети загнаны в рамки. На неё произвёл впечатление тот факт, что в финской модели ученики берут на себя инициативу и сами решают, каким видом деятельности они хотели бы заниматься. Такой подход даёт детям уверенность в себе, что в конечном итоге делает их жизнь счастливой, отметила Сеолми Ли.

Ученик на занятиях в финской школе Zhao Changchun/Global Look Press

Исследования подтверждают, что прочная основа в первые годы жизни оказывает влияние на всю жизнь человека, отметила бывший директор школы и автор книги «Токсичное детство» Сью Палмер.

Ключом к успеху Финляндии в сфере образования является более поздний возраст детей, которые идут в школу, считает Палмер. По её словам, две трети стран начинают обучение детей с шести лет, 22% — с семи, 12% — с четырёх-пяти лет.

Мы готовим детей к жизни: школьное образование в Финляндии

Финское образование считается лучшим в мире. Финские школьники демонстрируют самый высокий в мире уровень знаний. В естественных науках они занимают второе, а в математических – пятое место и относятся к самым читающим детям планеты. Вместе с тем, они проводят в школе времени меньше, чем ученики остальных стран. Феномен финского образования вызывает восхищение педагогического сообщества.

Сами же финские педагоги объясняют его так:

«Образование готовит ребенка либо к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое».

Обучение детей практической жизни начинается с семьи. Уже к школьному возрасту де

ти знают о налогах, банках, кредитах. В проектах типовых детских садов имеется особое помещение – торговый киоск, где с 4-5-летнего возраста детишки учатся

пользоваться кассовым аппаратам, расплачиваться карточками и наличными, делать покупки в соответствии со своими возможностями. В детских садах дети играют в кухню: знакомятся с кухонными приборами, учатся готовить еду. Выпускники детских садов говорят по-фински и по-шведски, так как шведский является в Финляндии государственным языком.

В школе обучение подчиняется девизу: «Больше полезных знаний». Екатерина М. уже 20 лет живет в столице Финляндии, работает в музее, воспитывает троих детей.

Прогулки в школе обязательны

Елена Кавлак, преподаватель английского языка в финской школе@kavlusha_finland

В финских школах есть специальность – «учитель будущего» — педагог, который помогает детям найти самих себя, выбрать предметы по своим наклонностям, определиться с дальнейшей судьбой. После 9-го класса часть учеников покидает школу, переходит в колледж, где получает практическую профессию. Те, кто остается в лицее, готовятся получить высшее образование. Выбор жизненного пути подростки делают самостоятельно. Они не раз проверили свои способности и знакомы с реалиями общества, в котором живут.

Вам будет интересно: Как объяснить ученику, как надо себя вести — сравниваем российский и зарубежный опыт

Образование для иностранцев

В вузах Финляндии преподают преимущественно на финском и шведском языках, но с каждым годом все больших оборотов набирает англоязычная программа обучения, которая создана в основном для иностранных студентов. Чтобы иностранцу получить высшее образование в Финляндии, он должен в совершенстве владеть английским языком. В противном случае абитуриент просто не будет допущен к обучению. Навыки владения английским языком все приезжие подтверждают посредством сдачи теста. Каждый из иностранных абитуриентов может выбрать из двух тестов: IELTS или TOEFL. Стоит отметить, что первый из них считается стандартным испытанием для любого студента, желающего получить образование за границей, чьим родным языком не является английский. А второй тест чаще всего используется при поступлении в вузы Америки и Канады.

Если иностранный абитуриент хочет поступить на учебу в финский университет, он должен не только сдать вступительные экзамены и доказать знание одного из допустимых языков, но и подтвердить свое финансовое положение. Также от иностранцев, поступающих в финские вузы, требуют оконченного среднего образования. Некоторые вузы вводят квоты на прием иностранцев.

Стоит отметить, что высшее образование в Финляндии для русских и других приезжих проводится по международным программам и имеет более узкую направленность, нежели классическое образование, проводимое на финском языке. Поэтому для получения более качественного и емкого образования желательно овладеть финским языком. К примеру, экономический университет (Хельсинки) честно признается, что на английском языке в вузе преподается гораздо меньше предметов по специальности «международный бизнес», нежели на финском.

Ежегодно в Финляндии обучается примерно 250-300 тысяч своих студентов и около 6-7 тысяч приезжих. Университеты Финляндии пользуются наибольшей популярностью как у местных студентов, так и у приезжих. На них приходится порядка 60-70% человек, получающих высшее образование в этом государстве. Политехникам отдают предпочтение, соответственно, от 30 до 40% студентов. Стоит отметить, что иностранные студенты чаще выбирают университеты, нежели местные. Система образования в Финляндии довольно сложна и проработана. При этом северное государство опекает иностранную молодежь, предоставляя ей право на бесплатное обучение.

Можно ли рассчитывать на стипендию или грант

Практически все финские вузы предоставляют стипендии тем, кто обучается на платной основе. Обычно ее хватает, чтобы полностью или частично покрыть взнос за учебу, а иногда еще и на оплату общежития и транспортных расходов.

К примеру, университет Лахти предлагает своим студентам стипендиальные выплаты в размере 50 % от стоимости обучения на первом курсе. Те, которые успешно прошли первый год учебы, получают возможность продлить выплаты на весь период обучения.

А в университете Тампере стипендии и гранты присуждаются только отличникам. Для них предусмотрено стопроцентное покрытие расходов на оплату учебы и сумма в 7000 евро в год для оплаты жилья.

Чтобы получать помощь от вуза, необходимо выполнить одно из следующих требований:

  • продемонстрировать отличную успеваемость;
  • иметь в разработке научный проект;
  • нуждаться в поддержке вуза в силу материальных или других причин.

Иногда академия или университет предоставляет выплаты отдельным студентам за особый вклад в жизнь вуза.

Список литературы

  1. Видеосюжет по итогам Семинара-2012 / Международный Семинар «Система дошкольного образования Финляндии». Режим доступа: http://legko-i6.ru/video/ozdorovlenie/rolik-doshkolnoe-obrazovanie-v-finljandii.html
  2. Русская планета. В Рязани с нового года вырастет размер родительской платы за детский сад. – // Режим доступа:http://ryazan.rusplt.ru/index/v-ryazani-s-novogo-goda-vyirastet-razmer-roditelskoy-platyi-za-detskiy-sad-502116.html
  3. Детские сады в Финляндии. – // Режим доступа: http://tupa-finlandia.ru/zhizn-v-finlyandii/detskie-sady-v-finlyandii.html
  4. Морозова О.С. Кризис идеи «Социального государства» в современном мире. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/krizis-idei-sotsialnogo-gosudarstva

Типы детских садов

Финская система детских садов охватывает несколько типов:

  1. Муниципальный (kunnalliset päiväkoti). В каждой группе от 10 до 25 детей, с которыми занимаются 2–3 воспитателя.
  2. Частный (yksityinen päiväkoti). Имеют разные направления: искусство, языки, спорт и так далее.
  3. Частный, у которого муниципалитет покупает услуги. Сумма оплаты такая же, как и в муниципальном.
  4. Семейный (perhepäiväkoti). Может размещаться в квартире или частном доме воспитателя или ребенка. Один воспитатель может проводить занятия с 4 детьми, которые находятся полный день, и с 1 ребенком, который находится полдня. При этом должны быть оборудованы места для игр, спальные места и площадка для прогулок.
  5. Групповой семейный (ryhmäperhepäivähoito). Рассчитан на 8–12 детей.

Существуют открытый детский сад (avoin päiväkoti), где за ребенком следят его родители, и детские дошкольные учреждения, в которых занятия проводятся на иностранном языке (vieraskieliset päiväkoti). Первый является своеобразным клубом по интересам: родители вместе с ребенком лепят, рисуют, читают сказки, играют в игры. Занятия в таком садике бесплатны.

Дошкольное

В финском законе о дошкольном воспитании говорится, что самая важная задача работников подготовительных заведений – дневной уход за детьми и содействие папам и мамам в процессе воспитания ребенка. Главное требование, которое выдвигается к детскому саду, – создание благожелательной атмосферы и поддержка разнообразия в обучении.

Система дошкольного образования в Финляндии предусматривает разные варианты присмотра за детьми:

  • четырехчасовые группы – с малышами гуляют, играют, занимаются, но не кормят;
  • ночные заведения – предназначены для экстренных случаев, когда родителей вызывают в ночную смену или отправляют в командировки.

Минимальный возраст воспитанников детских садов Финляндии – 9 месяцев. Если в садиках не хватает мест, но родителям необходима помощь в присмотре, государство выплачивает семье 500 в месяц, чтобы один из них оставался с ребенком дома.

Порядка 60% малышей с трехлетнего возраста и до поступления в первый класс школы посещает дошкольные заведения. С 6 лет дети могут быть переведены в подготовительную группу детского сада или аналогичный по уровню класс при школе.

Количество детей в группах зависит от их возраста, но в любом случае по закону на одного педагога не может приходиться больше четырех воспитанников.

Культ собак

В последние годы в Финляндии наблюдается довольно много таких «собачьих лихорадок», а количество четвероногих членов семей стремительно растет. Но вопрос о том, насколько здорова такая любовь, остается открытым.

Некоторые специалисты считают, что подобная одержимость никак не идет на пользу самим собакам: по словам профессиональных дрессировщиков, животные перестают осознавать свое место возле человека и свою роль. Из-за этого собаки не только становятся менее послушными, но и перестают понимать границы дозволенного, что чревато гораздо большими проблемами, чем очередная пара кроссовок, разорванная на куски зубами скучающего питомца.

Тем не менее люди на собак продолжают тратить огромные деньги и всячески баловать их. Одежда для питомцев, которая подчас стоит дороже того, что мы видим в бутиках для людей, судя по всему, – еще «цветочки». Для собак открывают свои кафе, отели и даже барбер-шопы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий