Нужно ли это?
В наши дни обучение за рубежом после 11 класса или до этого момента в инклюзивной системе – шанс принять участие в школьной жизни, подстроенной под требования участников. Европейские, американские образовательные учреждения, работающие по такой системе, дают своим школьникам достаточную поддержку, чувство защищенности, безопасности. Каждый участник может стремиться к новому, достигать успехов, новых высот, наслаждаться социальной жизнью и ценить каждую минуту такого общения.
Инклюзивное образование в России и за рубежом направлено на несколько иные цели, нежели обычная традиционная система. Достижения, к которым стремятся участники школы, – жить социальной жизнью, быть активными участниками коллектива. Каждый школьник имеет на это право, а нюансы его физиологии или психического состояния не должны ограничивать возможности. Инклюзивная образовательная система направлена на максимально высокий и продуктивный уровень межличностного взаимодействия, а каждый ученик может рассчитывать на помощь в любой сложной ситуации.
Школа в Йене
Школа в городе Йена 10 лет назад стала первым государственным инклюзивным учебным заведением начального образования в Тюрингии. Более 200 детей и подростков учатся в открытой школе продленного дня, коллектив которой представляет собой команду, состоящую из учителей начальных классов, коррекционных и социальных педагогов, воспитателей, медицинских работников и специалистов по инклюзии. Школа открыта для всех учеников: ни один ребенок не получил отказ в обучении по состоянию здоровья. В настоящее время потребность в особом подходе имеют 34 ребенка, и все они участвуют в обычных занятиях вместе с другими ребятами. Девиз школы: «Вместе жить и учиться в нашем доме».
Программа уроков адаптирована подо всех без исключения учеников. Цель занятий — индивидуальное развитие каждого ребёнка. В учебных кабинетах имеется обширный набор образовательных материалов, с помощью которых отдельные ученики могут прорабатывать одни и те же задания на разных уровнях. В дополнение к этому имеются курсы немецкого языка, математики и природоведения, на которых совместно обучаются дети с одинаковым уровнем успеваемости.
Школа разделена на три так называемых «учебных дома», каждый из которых состоит из двух учебных групп 1 и 2 класса и двух учебных групп 3 и 4 класса. К каждой группе прикреплен постоянный преподавательский состав и один воспитатель группы продленного дня. Дети проводят в своем «доме» весь учебный день, продолжительность которого зависит от их индивидуальных потребностей. Помимо гибкого вводного этапа, который может длиться от одного до трех лет, обучение в 3 и 4 классе также можно продлить еще на один год.
Занятия в школе начинаются в 07:30 утра. После совместного обеда в учебных домах во второй половине дня предлагаются разные тематические кружки. Почти все школьники обучаются в школе по схеме продленного дня до 17:30. Сотрудничество с эрготерапевтом и логопедом, которые занимаются с детьми прямо в школе, помогает родителям спокойно работать полный день, не беспокоясь о своем ребенке. В процессе занятий школа использует разные формы обучения, методы и цели, которые помогают оптимально сопровождать развитие каждого ученика.
Оснащение школы соответствует потребностям всех детей. При поддержке спонсоров, школьного совета и городской администрации были профинансированы установка лифта, закупка санитарно-гигиенических устройств для инвалидов, а также две индукционные системы свободного звукового поля, с помощью которых в процессе обучения могут активно участвовать и слабослышащие школьники. В комнате снузелен (комнате контролируемой мультисенсорной стимуляции) — уютном помещении с водяным матрасом, звуковыми и световыми эффектами — дети могут улучшить сенсорное восприятие и просто отдохнуть.
Работа школы в Йене дополняется разнообразными видами спорта. Учебное заведение поддерживает партнерские отношения с местным футбольным клубом, организует дневные группы для тренировок и игр. В дополнение к спортивным занятиям члены проекта «Jenaktiv» ежедневно проводят в школе упражнения по физическому и моторному развитию.
Успешная работа школы приносит свои плоды: дети с ограниченными возможностями здоровья успешно поступают в гимназию. В последние годы при проверках успеваемости школа в Йене постоянно превышает среднее значение по стране.
Оснащение инклюзивной школы
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50 – 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов, дублированы шрифтом Брайля.
Классные кабинеты
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты целесообразно предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не может быть менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Кроме этого, рекомендуется оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях мог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению необходимо оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола
Особое внимание рекомендуется уделить освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с нарушенным зрением, а написанные на доске тексты нужно обязательно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка с ослабленным зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном
Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Принятие в Москве специального закона об образовании детей с особыми возможностями – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в России больше не является экспериментом. Это официальная программа, в которой четко прописаны права и обязанности всех заинтересованных сторон.
Будем надеяться, что законодательно оформленный опыт столичных образовательных учреждений станет отправной точкой для принятия аналогичных правовых документов и в других регионах страны. Россия сделает еще один шаг на пути к признанию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образования.
Как организована инклюзия в школах
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Инклюзивные школы:
- имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
- имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
- используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.
Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.
Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:
- представление информации для поддержки понимания;
- представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
- стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.
В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.
Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.
Педагогическая концепция
Педагогическая работа преследует следующую цель: создать условия для индивидуального обучения всех учеников, поощрять их и стимулировать; все ребята должны вместе учиться и открывать для себя что-то новое каждый день.
Что касается таких вопросов, как разнородность и индивидуальность, то здесь руководством к действию должны служить следующие положения:
- Как дополняют друг друга преимущества и чем компенсируются недостатки?
- Какой вклад может внести в группу каждый ребенок?
- Кто и как может стать друг другу взаимным помощником и партнёром?
- Каковы потребности детей?
Благодаря индивидуальным учебным программам дети могут развивать свои собственные таланты и определять необходимые именно для них задачи и цели. При этом педагоги стремятся к следующему:
- как можно активнее поддерживать детей в их работе над собой, но лишь в той мере, в какой это необходимо: дети не должны попасть в зависимость от взрослых;
- бросать детям вызов, чтобы они опробовали свои собственные возможности для развития своих наиболее сильных сторон.
Качество преподавания в инклюзивной школе, как и раньше, является одной из самых сложных задач, так как почти все учебные материалы адресуются, как правило, либо обычным школьникам, либо детям с особыми образовательными возможностями. Поэтому нам приходится самим разрабатывать инклюзивные материалы для занятий, моделировать соответствующий учебный ландшафт, в котором дети могли бы пойти своим собственным путем в соответствии с индивидуальными возможностями. Базовая работа, учебные семинары и проектные недели для отдельных классов и всей школы превращаются при этом в важнейшие элементы рабочего процесса.
Чтобы в почасовом планировании выделить как можно больше места для практической междисциплинарной учебы, были созданы следующие открытые пространства:
1. Каждый день начинается с получасовой свободной работы или с недельного планирования.
2. Пятница в почасовом плане рассматривается в качестве проектного дня, который классы могут использовать самостоятельно или в сотрудничестве с другими, чтобы разрабатывать важные или интересные для них темы или проекты.
3. Занятия по интересам (в том числе и для открытия дарований), встроенные в почасовой план, предлагают детям трижды в неделю (по понедельникам, вторникам и четвергам) возможность выбрать один из кружков, которых сегодня насчитывается более 40. Тот, кто ничего не выбрал на этот час, занимается самостоятельно. Ребенок должен выбрать как минимум один кружок, но может выбрать для себя по одному кружку на каждый час из трех. Мы предлагаем следующее: игра на скрипке, саксофоне и синтезаторе, тренировки по кроссу, футбол, водные виды спорта, рыбалка, добровольная пожарная дружина, математический клуб, мастерская чистописания, театр, хор, творческая мастерская, керамика, верховая езда, йога, дзюдо, танцы, вязание спицами, крючком и много другое.
Работа в группе
Специальная поддержка, на которую могут рассчитывать инвалиды в рамках инклюзивного образования, предоставляется со стороны команды учителей из разных дисциплин. С детьми работают воспитатели, помощники, социальные работники, дефектологи, доктора, родители и заинтересованные в их судьбе представители социальных объединений. Суммарно, таким образом, реализована единая образовательная политика, позволяющая избавить ребенка от маргинальных сторон жизни и дать ему возможность на лучшее будущее. Каждый из взрослых, участвующий в процессе, несет ответственность за успех работы.
Проблемы инклюзивного образования в украинских школах
Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:
- Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
- Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
- Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
- Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
- Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.
Открытая школа Вальдау (интегрированная общеобразовательная школа в Касселе)
Открытая школа Вальдау в городе Кассель представляет собой интеграционную общеобразовательную школу с 5-го по 10-й классы. Инклюзивный подход учебное заведение использует уже с момента приема нового ученика в коллектив. Из городского квартала Вальдау принимаются абсолютно все кандидаты. Сегодня в школу поступают заявки со всей территории города Кассель. В школе обучается почти 900 учеников, которые относятся к 24 национальностям. Каждый четвертый ученик имеет особые образовательные потребности. Успешная работа школы основывается на трех столпах ее педагогической концепции: обучение в группе в зависимости от года рождения, продленный день и самостоятельная работа.
Каждый класс имеет собственный кабинет, где помимо классной комнаты присутствуют зоны для общения, обмена опытом и других видов коммуникации. За отдельно взятый класс в течение всего времени обучения отвечает постоянная команда из коррекционных педагогов и других преподавателей. Для учителей предусмотрено отдельное помещение в пределах каждого учебного курса, где они могут проводить консультации и обмениваться опытом. При этом коррекционные педагоги работают в классе не просто в какие-то определенные часы, они могу выполнять функции классных руководителей. Совместное обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья и без них достаточно давно стало нормой для открытой школы Вальдау.
Продленный день гарантирует комплексное наблюдение за учениками. Школьный день начинается в 7:30. После двухчасовых занятий дети все вместе ходят на завтрак. Уроки для всех кончаются в 14:35, после чего предлагаются разнообразные кружки.
Под девизом «Получать знания — повышать квалификацию» в школе введено свободное обучение. Его цель — поощрять самостоятельную работу и использовать разные методы обучения. С 5 по 8 класс еженедельно выделяется от 2 до 6 часов, а в 9 и 10 классах — 3 часа для свободного обучения. В это время школьники работают самостоятельно по избранным темам.
Задача стандартных занятий — сгладить неоднородность учеников. Если с 5 по 7 класс ученики занимаются обычно в полном составе, то, начиная с 8 класса, немецкий язык, английский язык и математика преподаются в зависимости от уровня успеваемости. Начиная с 9 класса, этот же принцип соблюдается в отношении природоведения и второго или третьего иностранного языка. В любое время возможен переход между курсами по договоренности с администрацией школы.
Чтобы как можно лучше развивать детей, открытая школа Вальдау тесно сотрудничает с родителями. Уже во время поступления администрация школы и родители заключают договор о сотрудничестве. В процессе обучения они регулярно обмениваются самой разной информацией, которая касается как организации учебного процесса, так и внешкольных мероприятий. Классный руководитель в 5-м классе посещает дома каждого из своих учеников. Школьники, родители и педагоги раз в полугодие обсуждают прогресс обучения. Для каждого ребенка устанавливаются индивидуальные цели обучения. Некоторые ученики получают так называемые «педагогические отметки» для описания их школьных достижений.
Школа проверяет каждого пятиклассника на моторные навыки и способность к чтению. На основе этих результатов разрабатывается стратегия индивидуальной поддержки. Работа школьного социального работника сосредоточена на пятых классах, что позволяет достаточно рано взглянуть на индивидуальное развитие школьников и их роль в классе.
Школа работает успешно. Так, в учебном году 2011/2012 74% учеников открытой школы Вальдау после 10-го класса поступили в высшую ступень гимназии, профессиональную среднюю школу или колледж. Практически ни один ученик не покинул школу без выпускного свидетельства.
Все совершенствуется
Хотя развитие инклюзивного образования за рубежом началось около полувека тому назад, только в последнем десятилетии прошедшего столетия были опубликованы важные работы, посвященные этому вопросу
В них особенное внимание уделялось родительской самостоятельной организации, активности в обществе инвалидов совершеннолетней возрастной группы. Привлекли внимание противники узкого подхода к социализации, реабилитации, защите людей с особенными потребностями
Именно тогда впервые громко заговорили о защите прав людей, чьи возможности ограничены в силу особенностей физиологии и психики, а также о необходимости расширения их шансов во взрослой самостоятельной жизни. Именно эти публикации стали своего рода катализатором. Они привлекли внимание широкой общественности к проблеме образования инвалидов, на фоне чего разгорелись дискуссии о правах, возможностях, образовании, интеграции в общество.
История инклюзивного образования за рубежом включает немало исследований, направленных на оценку эффективности такой программы. Специалисты анализируют итоги успеваемости и финансовые вливания в разные системы обучения. Проведенные в течение практически десятилетия крупные статистические и аналитические исследования наглядно показали: интегрированная схема помогает на уровне адекватных затрат добиться больших достижений учеников, поэтому справедливо считается выгодной. Впрочем, за границей образовательные учреждения имеют право на специальную финансовую поддержку, направляемую именно для обеспечения возможностей инвалидов учиться. Чем больше таких школьников будет в учреждении, тем обильнее будет финансирование, что делает заинтересованными в привлечении особенных учеников и преподавателей, и административный состав.
Школа Кеттелер (начальная школа в Бонне)
Начальная школа Кеттелер в городе Бонн — школа продленного дня с комплексным принципом обучения и инклюзии во всех классах. Сюда принимают любого ребенка из Дрансдорфа, городского квартала с очень сложной социальной структурой. Школу посещают 200 детей, каждый пятый ребенок имеет потребность в особом подходе.
По 25 человек из всех четырех классов обучения вместе составляют «учебную семью»; две такие семьи составляют партнерство. Решение о составе этих семей принимается ежегодно на общем собрании. Учитель проводит всестороннюю вступительную диагностику каждого ребенка, принятого в школу.
Совместные занятия в школе Кеттелер проводятся с 1993 года. С 2006 года интенсивно внедряются принципы инклюзии, охватывающие сегодня все классы.
Благодаря принципам совместного обучения взгляд на отдельного ребенка и его возможности находится на первом плане: любой ученик имеет свою учебную цель. Соответствующим образом организованы и занятия. В школе нет звонка, его заменяет ритмичная повседневная жизнь. Множество методов обучения и преподавания, а также адаптированная к потребностям особых учеников среда с хорошо организованным материалом позволяет детям работать успешно и самостоятельно. Например, смешанная возрастная группа мальчиков может прочесть доклад о героях любимых мультфильмов, в то время как две девочки в ходе исследовательского проекта изучают тему «ток». Часто дети могут выбирать, где хотят работать: у каждой из восьми «семей» имеется классная комната, прихожая и комната для отдыха, которые связаны между собой и могут использоваться в любое время. Большинство школьных семей предпочитают заниматься в исследовательских уголках. Время обучения в учебной семье в целом и в возрастных классах чередуется. Регулярные обсуждения между школьниками и педагогами, в ходе которых дети оценивают свое состояние, помогают добиваться заметного прогресса в учебе и в повседневной жизни.
Каждая учебная семья имеет постоянный преподавательский состав, включающий в себя учителя начальной школы, коррекционного педагога и воспитательницу. Оба учителя равноценны для всех детей. Кроме того, в школе работают социальные педагоги, обслуживающий персонал и социальные волонтеры.
Участие в продленной смене является обязательным для всех детей. Для их физического благополучия предусмотрен завтрак и совместный обед
Приём пищи происходит в учебной семье, благодаря чему ребята целый день остаются в знакомой группе, что особенно важно для детей с недостаточным эмоционально-социальным развитием. Школьный двор оформлен согласно концепции активных перемен, с разными пространственными уровнями, зоной отдыха и лужайками
На переменах желанным спутником во время игр и прогулок становится школьная собака Фини. Она регулярно «работает» с двумя учебными семьями. Помимо этого, школа сотрудничает с эрготерапевтом и логопедом.
Школа является жизненным пространством и местом обучения для всех детей, учителей и родителей. Это и есть залог успеха. С тех пор, как школа Кеттелер превратилась в инклюзивную, доля учеников, которые по ее окончании поступили в гимназию, выросла с 7% до 14%, а доля продолживших обучение в средней школе утроилась — с 25% до 70%.
Структурная концепция школы Вальдхоф
В каждом классе совместно учатся и живут не более 18 учеников, примерно поровну с особыми учебными потребностями и без них.
Ответственность за один класс разделяют два-три педагога и вспомогательный персонал. Они работают по схеме обязательного присутствия в школе (35 часов присутствия, из них 28 часов активной работы с детьми). Каждый имеет свое индивидуальное рабочее место в учительской, предназначенной для данного года обучения.
Вальдхоф работает как обычная школа продленного дня с 8-00 до 15-00 часов (в пятницу до 13-00). Однако ребята могут приходить к 7-00 утра и оставаться до 17-00 (в пятницу до 15-00).
Каждый класс имеет классное и групповое помещение, включая кухонный уголок. Лаборатория и школьная медиатека позволяют проводить самостоятельное научное обучение с проведением экспериментов. Помещения для терапии и отдыха, а также комната снузелен создают пространство для индивидуально оформленных учебных процессов.