Детские дошкольные учреждения в Германии

Отделяться от ребенка нужно постепенно

И вот настал «день Х»! Он начался с того, что я и дочь приехали к 9 утра в садик и поиграли вместе в группе около часа. Затем ближайший месяц ежедневно мы ходили в группу вдвоем на три часа. Я ждала дочь в раздевалке, а она спокойно шла в группу: ей уже исполнилось четыре года, и она очень хотела играть с детьми.

Через месяц она осталась на дневной сон в группе. Со сном тоже было много волнений, потому что в садиках не предусмотрены спальни, и дети спят на полу на матрасах. На деле все оказалось не так страшно, ведь спальная комната у детей есть, только нет кроватей, а пол с подогревом.

Кто-то буквально день в день спешит вернуться к работе. За полтора года я видела нескольких мам с новыми детьми в нашей группе, и все мы прошли примерно одинаковый путь — это постепенное отпускание ребенка.

   

Питание и гигиена

Каши, супы, запеканки – десятилетиями не меняющаяся схема детского питания в Украине. Но в Германии она совершенно другая. В садах нет пищеблоков. Обычный завтрак немецкого дошкольника – хлопья с молоком и сэндвич с маслом. Детям-аллергикам положено молоко без лактозы. Кроме того, к завтраку могут добавить изюм, ягоды, орехи семечки. Разрешается брать боксы с перекусами из дома. Обеды доставляют готовыми и разогревают. Это могут быть суп, котлеты, рыба, картофель, макароны. Иногда бывают сырные, и даже колбасные дни – детям дают сосиски и разные виды колбасы. При этом обязательно в меню присутствуют фрукты и овощи, йогурты. Каждая семья периодически должна приносить в сад корзину с фруктами, которыми угощают всю группу.

После каждого приема пищи дети обязательно чистят зубы

Гигиене полости рта уделяется большое внимание, поэтому воспитатели с тематическими песенками регулярно учат малышей, как правильно чистить зубы

Адаптация – это дело всей семьи

Начнем с того, что в Германии с садиками «все не так»: чтобы попасть в дошкольное учреждение не нужно никаких медосмотров, достаточно заключения педиатра, в самом саду нет привязки к полученным прививкам. Однажды наши знакомые предупредили нас: «Вы же знаете, что в детский сад дети могут прийти больными? Мама принесет пакет с лекарствами и все, бегом на работу». Меня это скорее пугало, чем радовало, волнения добавлял и языковой барьер.

Второе важное решение — отсутствие кружков и дополнительных занятий для младшей на ближайшие полгода (а по факту получилось, что на год), потому что привыкание к саду стало для нас приоритетом. Мы договорились, кто будет контактировать с воспитателем и заведующей, кто отвозить, и кто ‒ забирать ребенка

Стало сразу намного проще, появилась ясность мыслей.
Затем мы обсудили перемены с детьми. Младшей мы купили книжки о жизни в садике, стали их читать и обсуждать, что нас скоро будет ожидать.

Как обучают воспитателей?

Спустя несколько лет Светлана все же решила пройти обучение в Германии, поскольку немецкий диплом даст ей возможность получить хорошо оплачиваемую и очень уважаемую профессию педагога. Многие предметы, темы по педагогике и детской психологии похожи на те, что она изучала в Одессе. По словам Светланы, было сложно с разговорным немецким сразу после переезда. В каждой немецкой земле разные диалекты и особенности произношения. Если речь жителей Берлина была более ясна, то во Франкфурте ей порой приходилось обращаться за помощью к мужу-немцу. Сейчас языковой барьер полностью преодолен.

Несмотря на высокие требования к дисциплине, сложные тесты, объемные письменные работы, экзамены, обучение в Германии интересное и творческое. Студентов учат готовить театральные постановки и танцевальные выступления. Свои теоретические знания они обязательно должны представить в виде презентаций.

Вместе со Светланой учатся 8 мужчин, что удивительно для выпускницы украинского пединститута. В Германии у преподавателей высокий статус, зарплата, льготы, поэтому в эту сферу стали переходить работать и мужчины.

И хотя Светлана каждый год приезжает с семьей к любимому Черному морю и с любопытством заглядывает в наши садики, все же свое будущее она уже видит только в Германии.

У нас появился Viber канал в котором мы рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях. Присоединяйтесь!

Система образования в Германии: структура и особенности

В Германии классическая система образования, состоящая из нескольких основных ступеней:

  • Дошкольное.
  • Школьное.
  • Высшее.

Обязательным является школьное образование, подразделяемое на начальную и среднюю школу. В зависимости от региона оно длится 10-12 лет. Дело в том, что в каждой земле Германии — свой закон об образовании. Поэтому, например, в Берлине и Бранденбурге начальная школа состоит из 6 классов, а в других регионах страны — всего из 4.

Помимо государственных образовательных учреждений в Германии есть и частные. Например, школы-пансионы, в которых дети получают не только требуемый багаж знаний, но и полный комплект услуг по питанию и проживанию. Правда, туда не так просто попасть, особенно иностранцам — для поступления необходимо пройти собеседование и сдать экзамены. Также в стране есть католические школы, где обучение ведется с религиозным уклоном.

На долю частных и католических учреждений приходится лишь 2% всех немецких школьников. Изображение с сайта freepik.com.

Как поступают в детском саду при возникновении проблем (они есть и в Германии!)

Что делать, когда ребенок плачет и дерется в садике? Слезами и драками ребенок пытается донести до нас свои чувства: важно понять, что же стоит за слезами и вместе с ребенком помочь ему справиться.

Что делать, когда ребенок не хочет спать? Неспящие дети в нашей группе могут тихо играть. Их не заставляют лежать

Но наша девочка любит поспать. 

Что делать, когда ребенок не хочет кушать? Иногда наши дети не едят, да и мы взрослые тоже не всегда с аппетитом идем на кухню. Воспитатель за это никого не ругает. В садике есть опция – обеды для детей-веганов (равно как и в школе в обед каждый день есть блюдо для веганов).

В заключение хочется сказать, что ребенок нуждается в нашей любви и поддержке, если у него получается влиться в группу, и в сто раз больше он нуждается в поддержке, когда у него не получается влиться в группу. А наша смелая дочка в этом году уже будет посещать подготовительные курсы к школе при садике, и уже совсем скоро можно будет писать об адаптации детей в начальной школе. До новых встреч, буду рада вашим комментариям и вопросам!

12.08.2020

  
  детский сад, ребенок и родители  Другие статьи автора

Начальное образование в Германии

Дети посещают немецкую начальную школу (Grundschule, Primarschule) 4 года. Исключение федеральные земли Берлин и Бранденбург, где начальное образование длится 6 лет.

В большинстве населенных пунктов детей отдают в ближайшую к дому начальную школу. В некоторых городах родителям разрешено выбирать любую.

Урок в начальной школе в Германии

Начальное образование в Германии одинаково, но в 4 классе обучения проводится тестирование и оценка уровня способностей, знаний детей. Его результаты обсуждаются с родителями, после чего выдается рекомендация (Übergangsempfehlung) о переводе в старшую школу конкретного типа.

Дошкольные учреждения

Система дошкольных и школьных учреждений в Германии  включает в себя ясли от 0 до 3 лет,  детские сады до 6 лет и школы от 6 лет.

Ясли

Ясли – это место,  где дети в возрасте до 3  лет могут играть,  отдыхать под пристальным надзором воспитателей, подготовленных для работы с детьми самого раннего  возраста. Они помогают малышам через игру приобрести самые первые знания и умения в жизни. Дети получают там соответствующее возрасту питание,  ходят на прогулки, имеются перерывы на дневной сон. Большинство учреждений придерживаются гибкого графика посещений.

Ясли бывают как частными, так и государственными, а также при церквях. Цены сильно  варьируются. Цена складывается с учетом заработка родителей.

Детские сады

На немецком языке  детский сад – Kindergarten – киндергартен. Его  посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет.  Воспитание детей базируется преимущественно на удовлетворении естественного любопытства и растущего интереса детей к познанию мира и предоставлении широких возможностей для активных игр.  Простые эксперименты и игры позволяют получить  знания о природе и технике, попутно развивая мышление и речь.

Режим работы садов с утра и до вечера,  можно забирать ребенка и раньше.  Сады,  как и ясли, находятся в ведении государства, частных лиц, церквей или организаций. Сады бывают бесплатными и платными (до нескольких сотен  евро в год в зависимости от дохода родителей и региона).

Домашний детский сад.

В Германии есть сеть домашних детских садов для детей любого возраста. В группе обычно несколько человек, так что скучно ребенку не будет. А родители могут спокойно идти на работу и быть уверены, что качественный присмотр за малышом обеспечен. 20 часов в неделю пребывание ребенка в таком саду обойдется от 300 до 600 евро в месяц.

Няни.

Если вам не подходит ни один из вышеперечисленных вариантов, вы можете пригласить няню. В отличие от яслей, ни няни,  ни домашние детские сады могут не иметь специального образования для ухода за детьми раннего возраста. Тем не менее, они должны получить лицензию в комитете по делам молодежи на право заниматься уходом за детьми.

Как правильно выбирать садик для ребенка в Германии.

  1. Начните с интернета.  Хорошую  информацию можно получить на местных муниципальных сайтах.  На форумах и специальных семейных порталах вашего района можно обменяться мнениями, задать вопросы и получить совет.
  2. Сделав свой выбор,  обойдите детские сады. Поговорите с учителями, домашними воспитателями и нянями. Заодно и ваш ребенок будет иметь возможность познакомиться и привыкнуть.  Также опросите соседей и знакомых,  может быть они смогут порекомендовать вам конкретное учреждение.
  3. Если вы определились с предпочтениями, то необходимо внести имя  ребенка в лист ожидания в выбранных вами учреждениях, поскольку в  садах бывают очереди.

С  1 августа 2013 года в Германии вышел закон обязывающий местные власти в обязательном порядке предоставить всем желающим место в детском саду.  Конечно, садик  могут предоставить не тот,  который нравится вам, и расположен он может быть далеко от дома. Поэтому, желательно, сразу же после рождения ребенка записать его в понравившийся сад. В таком случае шансы ваши увеличиваются, и  к моменту достижения малышом 2-3-летнего возраста вам приходит приглашение или отказ.  При формировании групп учитывается национальность – немцы следят за тем, чтобы в одной группе не преобладали дети  какой-то одной (не немецкой) национальности

Важно, чтобы общение шло на немецком языке. Преимущество при записи имеют дети работающих родителей.  Если доход семьи до 18 тысяч евро, то плата  за нахождение ребенка в саду не взимается

Однако родители оплачивают  питание ребенка. Завтрак можно давать с собой,  обед платный, фрукты или мороженое после обеда также оплачиваются. В случае легкого заболевания ребенка  справка от врача не обязательна.

Школьная система в Германии.

Школьное образование в Германии является обязательным для всех детей, достигших возраста 6 лет.  Подавляющее большинство школ находятся в ведении государства и являются  бесплатными. Есть также частные и международные школы с оплатой за обучение. Соотношение частных и государственных школ 164 к 2905. Школьная программа и учебники в разных землях (земля – административная единица Германии) могут различаться. Но в целом  немецкая школьная система имеет следующую структуру:

Начальная школа – как правило, четырехлетняя. В Берлине и Бранденбурге – шестилетняя. По окончании начальной школы родители с учетом мнения учителей, способностей и наклонностей ребенка решают, где дальше он  будет учиться. Этот выбор предопределяет профессиональное будущее ребенка.  Варианты последующего обучения

Hauptschule – простая общеобразовательная (основная) школа с пятого по девятый, иногда по десятый классы.

Realschule – общеобразовательная школа промежуточного уровня с пятого по десятый классы.

Гимназия –  академическая школа с пятого по двенадцатый (тринадцатый) классы.

По окончании Hauptschule или Realschule выпускникам предоставляется возможность  получить профессиональное (не высшее) образование или продолжить обучении в гимназии.

По окончании гимназии выпускники получают аттестат (диплом) и сдают экзамены, так называемый абитур , который дает им право учиться в университете. Некоторые выпускники гимназий не используют эту возможность и сразу после школы начинают трудовую деятельность.

Как определить хорошая школа или нет?

Как правило, одним из признаков хорошей школы  является наличие внеклассных занятий –  спорт, иностранный язык, музыка, театральная студия, и школьные экскурсии.  Также обратите внимание, преподается ли в школе немецкий язык как иностранный, что свидетельствует о заинтересованности школы  в полном понимании ребенком-иностранцем школьной программы. Успеваемость оценивается по пятибальной системе, единица – самая высокая оценка,  пятерка – самая низкая

Успеваемость оценивается по пятибальной системе, единица – самая высокая оценка,  пятерка – самая низкая.

Родительские собрания в немецких садиках

Мы посещаем все праздники в группе и собрания родителей за кофе.

Вообще о собраниях стоит сказать, что обязательное собрание всего одно, и одна личная встреча с воспитателем. Остальные встречи за кофе родители могут посещать или пропускать по желанию. Праздники и традиции в первый год тоже вызывали волнения, но в садике довольно спокойно можно обо всем узнать у воспитателя

Сейчас я думаю о важности участия в жизни группы моего ребенка. Мое участие — это стараться всегда поддерживать контакт с группой; несмотря на наши различия, стараться увидеть нечто общее, а общего у нас много: наши дети проводят ежедневно много времени вместе

Когда я поняла, что мой ребенок остается на весь день в садике, то я стала в некоторые дни считать приоритетом прогулки и плавание. Ведь за несколько лет в декрете мы привыкли думать, прежде всего, о детях, и теперь настало время заботы о себе. Дорогие мамы, углы нас подождут! Подарите себе время.

  

     

Швеция

Настя, мама Юакима

Почти все шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание, построенное буквой П, с игровой площадкой в середине. Шведские сады внутри уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для стен сада, комната типа спортзала или музыкальной. В раздевалке у каждого есть своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер». Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс. Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром. Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира. Сладкое, типа джема к каше, дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято. В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил, типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 тысяч рублей), это около 1500 рублей в месяц. Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада. То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов). В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Без инструкций и шаблонов

Воспитатели должны планировать свою работу с детьми, но обязательных отчетов и письменных планов нет. Дети должны играть без инструкций взрослых и творить без шаблонов.

Одесситка рассказывает, что в немецких садиках сейчас много детей мигрантов. В одной группе могут быть, к примеру, выходцы из Казахстана, Эфиопии и Сирии. Это, безусловно, усложняет работу воспитателей, которым приходится обучать ребенка основам немецкого языка и преодолевать различия в религии и культуре.

Группу, в которой работает Светлана, посещает девочка, которая является одним из отпрысков русского писателя Льва Толстого. Ее отец – принц немецкой земли, где проживает Светлана.  Малышка ее очень любит, тянется к ней, а воспитатели шутят, что девочка чувствует родную кровь.

Очень важно здесь взаимодействие с родителями. Один день в году каждый родитель должен помогать воспитателю в садике

Вместе с мамами и папами здесь проводятся благотворительные ярмарки. При этом ни о каких взносах и сборах денег речи не идет. Родители оплачивают только пребывание в саду, а все нужды сада финансируются государством. О закупке штор, пылесосов и шкафчиков немцы никогда не слышали. Подарки и, тем более, конверты с деньгами для воспитателей, тоже не приняты.

Утренники в Германии не похожи на наши театральные постановки со сложными костюмами, в поисках которых Светлана проводила все предпраздничные дни в Одессе. Теперь утренники – это просто праздники, организованные для детей, на которых они поют любимые песенки, танцуют и веселятся.

Как выбрать детский сад в Германии

Обращаться за информацией о наличии мест в детских садах в регионе следует в ведомство по делам детей и молодёжи Jugendamt. Они отвечают за предоставление полной информации по всем дошкольным учреждениям в своём регионе, включая данные о методиках и концепциях воспитания. Кроме того, можно обращаться напрямую в детские сады. Срок нахождения места в дошкольном учреждении составляет до полугода. Вопрос надо начинать решать сильно заранее.

Не стесняйтесь также расспрашивать соседей, коллег, знакомых. Немцы охотно делятся информацией о детских садах, няньках и дневных мамах, потому что понимают, как нелегко в Германии найти подходящее место для маленького ребёнка.

Если место нашлось, нужно немедленно там зарегистрироваться. Обычно это означает заполнение одного листочка с личными данными родителей и ребёнка. Во многих садиках регистрация не означает начало посещения, особенно при переезде. Бывает, что приходится занимать место ещё не ушедшего из группы ребёнка, регистрироваться и ждать, пока оно освободится.

Наш ребёнок пошёл в садик с четырёх лет. Сначала только на час с мамой, потом на два часа, а примерно через полгода – на четыре. Одновременно мы стали в очередь на место в хорошем частном детском садике, в который было очень сложно попасть. Получилось перейти туда только через полтора года. Так что это тоже может быть вариантом: сначала найти любое место, но продолжать поиски чего-нибудь получше.

Расторжение договора

Учитывайте необходимость заранее разорвать контракт с воспитательным учреждением. Договор о посещении ребенком детского сада определяет срок, по истечению которого соглашение может быть расторгнуто – 1-6 месяцев. При посещении ребёнком садика больше года, период сокращается.

Если просто заявить, что ребёнок переходит в другой садик, текущий потребует заплатить за указанные месяцы вперёд. Лучше заранее уведомить об уходе, а не срываться с места в один день.

С 2018 действует решение суда, что детский сад должен назвать существенные причины, объясняющие, почему требуется соблюдение срока уведомления.

Если в контракте ничего не указано, по закону срок уведомления составляет 1 месяц.

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Как устроен детский сад в Германии?

Садик, в котором работает наша героиня, открывается в 7.00, а к 16.30 детей уже должны забрать. Ясли в немецких садиках небольшие – до 10 человек. В старших группах может быть 20-25 ребятишек. На одну группу приходится два воспитателя и одна помощница (няня).

Детским садам дают общие образовательные программы, но они являются лишь общими рекомендациями. В каждой немецкой земле процесс развития малышей может происходить по-разному. При этом обязательны занятия физкультурой, музыкой и рисованием

Большое внимание уделяется индивидуальным предпочтениям ребенка, поэтому пока одни играют, другие рисуют, третьи мастерят поделку. В распоряжении детей много интересных книг, игрушек, материалов для творчества и развития

А иногда здесь проводят простейшие химические эксперименты.

Одним из приоритетов в воспитании детей в Германии считается обучение их своим правам. Детям в игровой форме рассказывают, на что они имеют право, как к ним должны относиться окружающие, как и у кого они могут попросить помощи и защиты. Также с раннего возраста малышам прививается осознание того, что у них есть право выбора. Дети даже могут выбирать, какое из блюд они сегодня предпочтут.

Особую роль играет знакомство детей с природой. Детей часто отводят на прогулку в лес, знакомят с местными растениями, объясняют перемены погоды и времени года.

Интересная традиция есть для выпускников садика – весь месяц май они играют в школу. Дети приходят с рюкзаками и тетрадями, а воспитатели выступают в роли учителей и дают несложные задания для будущих школьников.

Нехватка детских садов в Германии

Немецким детям остро не хватает мест в дошкольных учреждениях.

Для многих бюргеров выход из декретного отпуска не представляется возможным — не хватает детских садов. Особенно яслей для детей до 3-х лет.

В Германии не хватает 273 тыс. — 11,6% – детских садов для трехлетних детей. В 2017 цифра была ещё выше – 279 тыс., что составляло 12,1%. Несмотря на заметные позитивные сдвиги в этом вопросе, рост рождаемости и приток иммигрантов непропорционально увеличивает спрос на детские учреждения. В дальнейшем тенденция только укрепится.

Садики в Германии станут лучше и дешевле

В 2019 вступил в действие новый закон о детских садах, разработанный Федеральным министерством по делам семьи.

До 2022 из средств федерального бюджета будет выделено 5,5 млрд. евро и направлено в федеральные земли. Первые 500 млн. получены уже в 2019.

Согласно проекту закона, будет введена общенациональная система градации родительских взносов, в частности, по доходам. Малообеспченные семьи полностью освобождены от сборов в детские сады.

На сегодняшний день федеральные земли и органы местного самоуправления несут львиную долю от общих расходов по организации ухода за детьми в размере 30 миллиардов евро. Теперь доля дохода от налогов будет увеличиваться в пользу органов местной власти. Сколько дотаций получит каждая федеральная земля, будет зависеть от размера налоговых поступлений и численности населения.

21-09-2018, Степан Бабкин

Китай

Юлия, мама Миши

Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа.

В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет. Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, уделяли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делают зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище. Потом расходятся по классам и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее. Также в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.

Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

P.S. Здесь вы можете найти текст о том, как работают детские сады в Италии.

Детские сады

Официально детские сады не входят в систему образования — их посещение исключительно добровольное, а детей там не готовят к поступлению в школу. Поэтому все дошкольные учреждения в стране частные. Их цель — разгрузить родителей. Многие детсады работают по сокращенному графику, например, с утра и до обеда. Но даже в тех, что работают полный день, детей принято забирать на обед домой — горячее питание в детсадах отсутствует.

Немецкие сады больше напоминают дневные школьные лагеря, где дети просто проводят досуг, а не учатся. Изображение с сайта freepik.com.

Также предусмотрены группы продленного дня для тех родителей, которые не могут забирать своих чад слишком рано. Помимо садов есть и ясли, в которые берут детей в возрасте от шести месяцев, но далеко не у всех есть возможность туда  попасть. Обычно в яслях находятся малыши из неполных семей. Также полностью или частично освобождаются от оплаты малоимущие семьи. Впрчоем, в некоторых землях посещение частных садов субсидируется из местного бюджета для всех.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий