Религия в США

История развития религии в Америке

История религии США насыщена многими событиями. Исторически сложилось, что Америка длительное время являлась протестантским государством. Связано это было с тем, что после открытия Нового мира Христофором Колумбом сюда начали съезжаться эмигранты из различных стран. Северо-восточную часть США заняли британские эмигранты, которых преследовала англиканская церковь. Они были против насаждения католицизма. Паломники установили на новой земле жесткие религиозные устои. Любого рода развлечения считались смертным грехом.

Постепенно в Америке образовалось множество протестантских направлений. Произошло это благодаря тому, что эмигранты из различных стран считали должным устанавливать на новой земле свои принципы и устои, так как считали, что она никому не принадлежит.

Северную Америку в то время населяли индейские племена, которые ранее прибыли из Азии. Вначале они расположились на Аляске, затем перекочевали в Америку.

В конце 17-го столетия население Америки было условно разделено на чернокожих невольников и белое население, которое составляло 98% всех жителей Америки. Все они были протестантами.

Южная Америка начала заселяться испанцами, которые облекали индейцев в католическую веру. Поэтому население Латинской Америки в большинстве своем католики. Другие преобладающие религии в США будут подробно описаны ниже.

В Новом Свете спасались от религиозных преследований

В XVI — XVII вв. Европа горела в огне религиозных войн. Людей преследовали за убеждения. Пылали костры инквизиции.

Реформация — движение за перестройку католической церкви.

Отколовшиеся от католической церкви религиозные движения стали назваться протестантскими.

Несмотря на единую антикатолическую позицию, протестанты не смогли договориться друг с другом и начали с азартом преследовать не только католиков, но и всех тех, кто не принадлежал к конкретному протестантскому движению.

1492
в этом году Колумб открыл Америку, новый континент начали осваивать

Неизвестно, как бы сложилась судьба преследуемых, но в 1492 г. Колумб открыл Америку. В течение XVI в. новый континент начали осваивать.

Угнетенные люди, не желающие жить в постоянном страхе и борьбе за свои убеждения, увидели возможность построить свое общество и жить так, как считали нужным.

История США началась с маленьких религиозных общин.

Особенности религии мормонов

Наверняка, многие слышали об одном из направлений Реформаторской церкви – мормонах или Новой церкви Иисуса Христа. Их учение до сих пор вызывает множество споров, поскольку оно весьма противоречиво и хотя пытается чисто внешне опираться на Библию, но его скорее можно назвать оккультной сектой.

Центром этого учения является южный штат Юта. Управляет каждой общиной мормонов выбранный тайным голосованием Президент и два его помощника, которые выполняют также функции казначеев. Мормоны весьма активно занимаются миссионерской деятельностью и количество их членов медленно, но неуклонно повышается.

У мормонов отсутствуют специальные молитвы и псалмы, их собрания построены на импровизации и проповедях. Они по своему проводят обряды крещения и венчания, при этом это единственная церковь в христианстве, которая признает многоженство.

Выйти из данной секты достаточно трудно и она запрещает бывшим своих членам проводить новое крещение в качестве наказания.

Религиозные направления

Выше была описана религия США кратко. Хотелось бы разобраться глубже в основных верованиях Америки.

Большинство населения США исповедует христианство. Приблизительно 55% – протестанты, и 28% – католики. В Америке также проживает небольшой процент иудаистов и представителей других религиозных течений. Среди афроамериканцев, проживающих на территории США, большинство мусульман.

В 60-е годы в США произошел религиозный всплеск. К тому времени в стране существовало более тысячи религиозных организаций. Участниками культовых движений являются преимущественно молодые люди.

Преобладающие религии США – религии «Нового века». Среди них можно выделить общину Учеников Христа, основанную еще в 19-м веке, мормонов, Адвентистов Седьмого дня, баптистов, Свидетелей Иеговы, лютеран, методистов.

Основная религия США – христианство. Большинство современных течений вытекают именно из него.

Религия в США | Основные религии в США, информация, карты, статистика по штатам

  • Города США
  • Статьи
  • Религия в США

Соединенные Штаты Америки очень религиозная страна. С раннего колониального времени европейские переселенцы приезжали в Новый Свет и сохраняли собственную веру. Гарантия свободного вероисповедания, отсутствие государственной религии и уважение к чувствам других людей способствовали становлению большого количества религиозных конфессий.

Сколько в США верующих?

Точной цифры нет. Во время переписи населения США сотрудники бюро не задают вопросы, относящиеся к вере или религии. По разным оценкам примерно 85% населения являются верующими.

Какая религия в США основная?

В США нет явно доминирующей религии. Можно лишь говорить о том, что большинство граждан (78,4%) считают себя христианами (точнее связывают себя с одним из направлений христианства). Ниже представлена статистика, показывающая серьезное религиозное разнообразие. Данные собраны авторитетной социологической службой The Pew Forum on Religion & Public Life.

  • Христиане – 78,4%
    • Протестанты – 51,3%
      • Евангельские христиане (традиционные ценности) – 26,3%
      • Основные протестанты (более либеральные взгляды) – 18,1%
      • Христиане «черной» церкви – 6,9%
    • Католики – 23,9%
    • Мормоны – 1,7%
    • Свидетели Иеговы – 0,7%
    • Ортодоксальные христиане (включая греческую и русскую ортодоксальную церковь) – 0,6%
    • Другие христианские верования – 0,3%
  • Иудеи – 1,7%
  • Буддисты – 0,7%
  • Мусульмане – 0,6%
  • Индуистские верующие – 0,4%
  • Другая вера – 1,2%

Стоит отметить, что из 15% не связывающих себя с какой то верой, только 1,6% граждан назвали себя атеистами.

Также стоит отметить, что более четверти взрослых жителей США (28%) оставили веру, в которой они были воспитаны в пользу другой религии. Это говорит о свободе выбора. Верующие люди в праве посещать близкую им по духу церковь.

Протестанты (51% всего населения США) – самая большая группа населения, но их доля постоянно уменьшается. Среди протестантов выделяются большие религиозные группы: баптисты (15,8%), методисты (5%), лютеране (3,8%).

Карты религий в США

Данные карты наглядно демонстрируют религиозные предпочтения в масштабах каждого штата и всей страны.

Число верующих

Процент верующих людей от всего населения (чем темнее, тем больше процент).

Основная религия

Каждый округ штата окрашен в цвет религии, являющейся основной в данном округе.

Католицизм

Процент католиков (чем темнее, тем больше).

Баптизм

Процент баптистов (чем темнее, тем больше).

Методизм

Процент методистов (чем темнее, тем больше).

Лютеранство

Процент верующих-лютеран (чем темнее, тем больше).

Иудаизм

Процент иудеев (чем темнее, тем больше).

Церковь Иисуса Христа последних дней

Процент мормонов (чем темнее, тем больше).

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм в США

Протестантизм в США представлен множеством направлений: англиканство, пресвитерианство, лютеранство, конгрегационализм, квакерство, баптизм, методизм и другие.

История США неразрывно связана с протестантизмом. В период с 1630 по 1643 г. около 20 тысяч пуритан поселились в колониях Новой Англии, спасаясь от религиозных гонений в Англии и Шотландии. Протестантская этика, аскетизм первых поселенцев повлияли на формирование национального самосознания американцев. Без знаний Библии, хорошей репутации и безупречного образа жизни нельзя было занять никакого ответственного поста. Все решения принимались с благословения протестантского пастора.

Американское общество характеризовалось религиозным плюрализмом. Именно в Америке появилось понятие «деноминация», поскольку господствующих, государственных церквей там не было. Каждая протестантская деноминация стремилась привлечь на свою сторону как можно больше верующих. Члены каждой деноминации селились отдельно, пытаясь строить на новом месте свой идеал церкви и государства. Так, к примеру, колония Род-Айленд была основана баптистами, а в Пенсильвания проживали квакеры. Последователи малочисленных групп, таких как социниане, менониты, пиетисты, гернгутеры, образовывали округа и города. Самой многочисленной деноминацией стал методизм.


Собрание методистов в США в 1839 г.

Акроним WASP (Белые англосаксонские протестанты), был аналогичен понятию «стопроцентный американец» — то есть представители более зажиточных слоёв общества США, ранее игравшие доминирующую роль в формировании элиты американской политической и экономической жизни.

В соответствии с крупным исследованием Pew Research Center 2007 года доля от всего населения США составляет: евангельские христиане — 26,3 %, мейнстрим-протестанты — 18,1 %, прихожане церквей чернокожих — 6,9 %. Другое исследование 2007 года Pew Research Center предоставляет немного иную статистику: евангелисты — 21 %, мейнстрим-протестанты — 18 %, члены церквей чернокожих — 8 %, однако это исследование предлагает ещё и четвёртую группу протестантских меньшинств, куда относит 6 %. Данное исследование совместно с исследованиями следующих пяти лет представляет картину снижения числа членов церквей, которая отлична от широко распространённого представления, основанного на других источниках, о том, что численность мейнстим-протестантов существенно снижается, в то время как численность евангельских протестантов возрастает (число чернокожих и других меньшинств протестантов практически неизменно).

Исследования Pew Research Center 2007 года были широкомасштабными и показали разницу взглядов в среднем между протестантами основных церквей и евангельских: первые в большем числе продемонстрировали либеральные взгляды и рационализм, в то время как вторые в большем числе разделяют консервативные убеждения и традиционную веру. Мейнстрим-протестанты в среднем меньше соблюдают традиционную практику религиозной жизни: менее часто посещают богослужения, молятся и читают Библию.

Наиболее сильны позиции евангельских христиан в так называемом Библейском поясе, ядром которого традиционно являются Южные штаты.

В середине XX века появился такой феномен, как мегацеркви — религиозные организации с десятками тысяч прихожан, бизнес-структурой и гигантскими доходами. Их число за последние полстолетия выросло с 16 до 1 300. Службы в них, нередко сопровождающиеся концертами звезд эстрады и другими яркими мероприятиями, привлекают множество неофитов, особенно молодежи. Другим религиозным феноменом современности стал телевангелизм. Некоторые телевангелисты являются пасторами, читающими проповеди и в более традиционных богослужебных учреждениях, однако большинство их последователей слушают их проповеди по радио и телевидению. Многие телевангелисты щедро обещают своим последователям материальное, финансовое, физическое и духовное благополучие (en:prosperity gospel). Некоторые телевангелисты располагают значительными активами, дорогими автомобилями, недвижимостью, или даже частными самолётами.

Телевангелист Джоель Остин в мегацеркви Lakewood Church, Хьюстон, штат Техас

Однако в 2012 г. число представителей взрослого населения США, исповедующего протестантизм, достигло самого низкого уровня в 48%, впервые упав ниже 50%. Одну из причин произошедшего эксперты видят в том, что за последнее время выросло число американцев, не определивших свою религиозную принадлежность. Как показало исследование The Pew Forum on Religion & Public Life, об этом заявило около 20% американцев. В 2007 г. их число составляло 15%.

Религиозный состав населения Америки

А раз так, то, как и предполагали основатели, никаких межрелигиозных конфликтов в городах страны не возникает. Мирно соседствуют:

  • религиозные общины афроамериканцев, индейцев;
  • различные течения псевдопротестантского и неопротестантского толка;
  • небольшие замкнутые общины в маленьких уединенных городках, в которых словно остановилось время;
  • крупные религиозные направления – вроде протестантских, православных или католических;
  • довольно многочисленная (по количеству членов) церковь сатаны;
  • и многие другие.

То есть большинство населения исповедуют своим Спасителем Иисуса Христа. Живут в стране и представители иных крупных мировых религий – иудеи, мусульмане, кришнаиты, буддисты и даже синтоисты, но эти религиозные направления малочисленны.

А вот христианские конфессии весьма разнообразны, множественны и многочисленны:

  • Основным, то есть самым крупным, считается здесь протестантское вероисповедание – протестантизм исповедует более половины населения США.
  • Около четверти населения – католики.
  • Довольно заметную роль в духовной жизни страны играет Русская Православная церковь – в Штатах проживает много выходцев из СССР, России и других стран постсоветского пространства, и они тоже имеют возможность отправлять свои религиозные надобности.

Большим спросом среди них пользуются православные храмы в Нью-Йорке – в них проводятся богослужения в чисто православных традициях, принятых в России. Адреса русских церквей в различных городах страны при необходимости можно найти в любом специализированном справочнике, так что жители страны, имеющие славянские корни, вполне могут получить для себя возможность посетить одну из них.

Да и вообще – православная Америка и церковь занимает довольно прочные позиции и играет важную роль в формировании духовной жизни Америки, а Епархия Православной церкви достаточно влиятельна.

Православие

В США действует частично признанная автокефальная поместная православная церковь — Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата.

Всего в США, согласно подсчетам социологов 1,1 млн православных верующих. Согласно официальным данным на 2012 год в канонических православных приходах США сейчас состоит 797 тыс. 600 чел., при этом регулярно (то есть еженедельно) участвуют в приходской жизни 209 тыс. человек. При этом 797,6 тысяч человек разделяется по юрисдикциям следующим образом:

  • Греческая американская архиепископия (Константинопольский Патриархат) — 476 000
  • Православная Церковь в Америке — 84 600
  • Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки — 75 000
  • Сербская Православная Церковь в США и Канаде — 68 000
  • Русская Православная Церковь Заграницей — 27 000
  • Украинская православная церковь в США (Константинопольский Патриархат) — 23 000
  • Патриаршие приходы в США — 12 400
  • Румынская православная архиепископия Америки и Канады — 11 200
  • Американская Карпаторосская православная епархия (Константинопольский Патриархат) — 10 500
  • Викариатство палестино-иорданских общин в США (Константинопольский Патриархат) — 6 800
  • Болгарская православная епархия в США, Канаде и Австралии — 2 600
  • Грузинские православные приходы в США — 900
  • Албанская православная епархия Америки — 700

См. также: Православные храмы США

Защитники англосаксонской теории

Одним из главных защитников англосаксонской теории стал директор Бюро цензов Ф. Уокер. Он считал, что приток иммигрантов сокращает рождаемость у истинных американцев, сами же иммигранты не поддаются ассимиляции и вносят в жизнь Америки рабочие союзы и другие виды классовой борьбы, что Ф. Уокер полагал вредным. Он же ввел в американскую литературу различие между «старой» и «новой» иммиграцией. В «старую» включались иммигранты, прибывшие в страну приблизительно до 80-х годов XIX в. и происходившие главным образом из Северной и Западной Европы, в «новую» — выходцы из Южпой и Восточной Европы, а также из Азии, въезжавшие в США начиная с этого времени. «Старые» считались иммигрантами высшей категории, способными к ассимиляции — в противоположность «новым», которым приписывались всевозможные пороки, неспособность слиться с прежним американским населением, стачки, склонность к социализму. Для англосаксонистов это разделение обусловливалось, в частности, расовым подходом: большинство «старых» иммигрантских групп принадлежало к «тевтонской породе», «новые» же объявлялись неполноценными.

Научных оснований для принципиального противопоставления двух иммигрантских потоков не было, но оно послужило демагогическим средством разобщения американского рабочего класса и антииммигрантской травли. Этот прием оказал очень большое влияние на американскую литературу и хотя серьезные иммигрантоведы давно признали его несостоятельным, он имеет широкое хождение вплоть до наших дней. И защитники «новых» иммигрантов иногда противопоставляют их «старым».

Со всем этим связана сомнительная периодизация иммиграции в США, которую можно встретить в целом ряде общеисторических работ, а иногда и книг по истории иммиграции. Этапы ее — ранний период, подъем — в 30—80-е годы XIX в. и все последующее. Более правильным представляется сообразовать историю американской иммиграции с этапами развития — экономического, социального, политического — США, а также стран эмиграции и вообще мировой истории. С такой точки зрения — и в соответствии со статистическими данными — в иммиграции XIX в. резко выделяется период, заключенный между революциями 1848—1849 гг. в Европе и гражданской войной в Америке, период, сыгравший решающую роль в этническом развитии американской нации. Далее вырисовывается период, приходящийся на первые десятилетия американского империализма — до мировой войны 1914—1918 гг., после которой эпоха массовой иммиграции для США закончилась.

Среди идеологов и популяризаторов англосаксонской школы можно назвать Дж. Фиска, который объявил иммигрантов «битыми людьми из битых рас». Ту же мысль повторил другой участник этого движения, Фейрчайлд, в работе, изданной много лет спустя. Аргументы их школы получили самое широкое распространение и оказали влияние на целый ряд американских историков той поры. Послужили они также идеологическим арсеналом для весьма влиятельной «Лиги ограничения иммиграции», возникшей в 90-х годах в бостонских аристократических кругах.

Одним из руководящих деятелей этой лиги стал видный историк Дж. Р. Коммонс, глава «висконсинской школы» историографии рабочего движения. Выпущенная им впервые в 1907 г. книга «Расы и иммигранты в Америке» весьма характерна для рестрикционистской литературы. Неприкрыто расистские взгляды высказываются им неоднократно на протяжении этой книги, в частности по отношению к афроамериканцам и выходцам из Азии. Узко-экономический подход к рабочему движению приводит Коммонса к концепции, что в ограничении иммиграции заинтересованы именно профсоюзы, неограниченного же продолжения ее хотят «реакционные капиталисты». При этом Коммонс высказывает страх перед революцией, который в действительности испытывали капиталисты. Можно добавить, что книга Коммонса изобилует фактическими неточностями и ошибками.

Англосаксонский расизм, преобладавший в американской исторической науке конца XIX в., встречал, однако, противников среди тех мыслителей, которым были дороги гуманистические и демократические традиции доимпериалистической Америки. В самой Новой Англии, центре сторонников ограничения иммиграции — рестрикционистов — к ним принадлежали аболиционистские круги. Здесь иммиграция и вносимое ею культурное разнообразие считались благом для Америки. Таких же взглядов придерживался философ Вильям Джеймс.

Религия колониального периода

Какая вера у американцев появлялась на протяжении столетий и почему возникло богатое религиозное разнообразие? С началом колониального освоения заокеанских земель англиканцы, католики, протестанты, евреи, прибывая из Европы, сохраняли, а заем распространяли свою веру в Новом Свете. Появлялись регионы, где доминировало одно религиозное направление. К примеру, присутствие православной церкви обусловлено русским заселением Аляски.

Многие протестанты были не согласны с церковной ситуацией у себя на родине. Прибыв со своим видением вероисповеданий в Америку, они довольно сильно разнообразили религиозный ландшафт, основав совершенно отличительные направления. Уже к началу XVIII века в Новой Англии на базе протестантизма распространились многочисленные христианские общины, продолжавшие долгое время развиваться в отдельные церковные ответвления такие, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитерианство, баптизм, конгрегационализм, квакерство, другие. Охватившее в конце XVIII века Северную Америку религиозное движение, названное Великим Пробуждением, породило многочисленные евангельские протестантские деноминации, то есть христианские организации промежуточного между церковью и сектой характера.

Потому большинство историков, религиоведов, публицистов характеризует население Соединенных Штатов как протестантскую нацию или основанную на протестантских принципах, особо подчеркивая ее кальвинистское наследие.

Протестанты

Протестантизм является одним из трех направлений христианства. На вопрос о том, какая религия преобладает в США, можно ответить следующим образом: “Протестантство”. Движение возникло после католицизма и православия в эпоху Реформации. Протестанты в США представлены целым рядом церквей и самостоятельных вероисповеданий. К основным течениям протестантства относят лютеранство, евангелизм, баптизм, кальвинизм, англиканство, адвентизм, пятидесятничество, методизм и многие другие.

В основе вероисповедания протестантизма стоит изучение Библии. Каждый должен знать единственный источник вероучения и строить свою жизнь на его основе.

К основным догматам протестантизма можно отнести идеи триединства (Отец, Сын, Святой Дух), Боговоплощения, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа.

Протестанты строго следуют решениям, установленным двумя первыми Вселенскими Соборами (Никейским и Константинопольским). Приверженцы этого течения твердо убеждены, что спасти человечество могут только вера и предопределение.

Особенности протестантских богослужений

Для тех, кто привык посещать православную церковь, богослужения в протестантских приходах могут показаться несколько непривычными и необычными. Типичное богослужение в одной из протестантских церквей Сан-Франциско или в любом другом городе страны в обязательном порядке включает исполнение религиозных гимнов в сопровождении настоящей музыкальной группы. Стили исполнения могут быть различными.

Баптистская русскоязычная церковь, например, отличается некоторой строгостью стиля, и это не только пение гимнов, но и манеры поведения, отношения между людьми – короче говоря, весь стиль жизни. Такова, например, славянская баптистская церковь Спасение в Сиэтле. Поражает некоторая строгость богослужений, атмосфера смирения и хорошо развитая работа с молодежью.

Среди баптистских русскоязычных церквей можно назвать также:

  • церковь Вефиль;
  • церковь Благодать в Ванкувере;
  • церковь на горе Спокен США;
  • церковь Пилигрим (Спокен);
  • многие другие.

Некоторые баптистские приходы распространили свое влияние на другие страны. Церкви Благодать, например, имеются в Европе, России, Белоруссии и во многих других местах.

Кроме баптистской, в стране действуют епископальная церковь, методистская, пресвитерианская и некоторые другие.

Иное дело – приходы неопротестантской волны, список которых в Америке не так уж и мал. Главное их отличие от баптистов – всеобъемлющая радость от того, что каждый уверовавший в Иисуса и принявший Его Крестную Жертву как великий дар, будет спасен. В таких приходах всегда царит оживление, люди радуются общению друг с другом. В этой среде Иисуса почитают живым и радуются тому, что Он присутствует среди тех, кто собрался на богослужение, которое стало максимально близким к большинству людей.

Прославление Иисуса – важнейшая часть традиционных богослужений в неопротестантских церквях. Служение в группе прославления считается почетным и важным и доверяется далеко не каждому, пусть даже профессиональному музыканту.

Основные положения вероучения Адвентистов

  1. На второе пришествие Иисуса Христа указывает 5 знамений: падение нравственности, существование папства, усиление страха людей перед будущими событиями, возникновение адвентизма, открытая проповедь по всему миру.
  2. Наряду с Библией Адвентисты Седьмого дня изучают также «Пророчества» Елены Уайт. На основании этого «божественного откровения» базируются практически все доктрины Церкви Адвентистов.
  3. Основной пункт учения – почитание субботы. Возник он на основании видения Елены Уайт, в котором она увидела, как все Божественные заповеди пылают ярким огнем, кроме одной, в которой призывается почитать субботу. На основании этого Адвентисты сделали вывод, что все остальные религиозные направления отступили от Господа, нарушая эту заповедь, и поэтому не могут быть приняты в Царство Бога. Только Адвентисты Седьмого дня способны спастись.
  4. Говоря о душе, Адвентисты считают, что она смертна до тех пор, пока Господь не воскресит ее. Также они отрицают тот факт, что за свои грехи человек может попасть в ад.

Со временем учения Адвентистов Седьмого дня стали более похожими на протестантские. И даже авторитет Елены Уайт начал подвергаться сомнению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий