История строительства
История современной Берлинской оперы началась во времена правления Фридриха II. Она выполняла роль Придворной оперы. Первое здание, в котором выступали исполнители, к сожалению, не сохранилось. В начале XVIII века строение было повреждено в ходе масштабного пожара. Повторно опера открылась лишь в 1843 году в заново возведенном здании.
Главным архитектором стал Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Он жил во времена расцвета стиля барокко, однако современники отметили в его работах наличие мотивов раннего классицизма. Кнобельсдорф известен реконструкцией парка Тиргартен, работой над дворцом Сан-Суси в Потсдаме. Его называют одним из основателей так называемого фридерицианского рококо, распространившегося на территории Пруссии во времена правления Фридриха.
Опера расположена на бульваре Унтер-ден-Линден в Берлине. Сам бульвар представляет собой длинную улицу, идущую от Бранденбургских ворот до реки Шпрее.
Deutsche Oper Berlin
Город
Берлин
Год основания
1912
Тип
театры и залы
Не следует путать с Немецкой государственной оперой.
Немецкая опера (Дойче Опер) в Берлине (нем. Deutsche Oper Berlin) — оперный театр в Берлине. Основан в 1912 году как оперный театр города Шарлоттенбург, под названием Немецкий дом оперы (нем. Deutsches Opernhaus), и открылся постановкой оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио» (дирижировал Игнац Вагхальтер).
В 1920 г. Шарлоттенбург был включён в состав Берлина, в 1925 г. театр был переименован в Городскую оперу (нем. Städtische Oper), однако вскоре после перехода власти в Германии к нацистам управление театром перешло от городской администрации к Имперскому министерству народного просвещения и пропаганды, и театру было возвращено старое название. В 1935 г. была проведена реконструкция здания на Бисмаркштрассе, а 23 ноября 1943 года оно было разрушено бомбардировкой.
По окончании Второй мировой войны Берлинская государственная опера оказалась в Восточном Берлине, а в Западном Берлине оперная труппа, наследующая Немецкому оперному дому, начала давать спектакли в помещении Западного театра (нем. Theater des Westens) на Кантштрассе, до войны использовавшегося по-разному, но в том числе и как оперный театр, особенно после 1935 года, когда в нём открылась (постановкой оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио») так называемая Народная опера (нем. Volksoper), подконтрольная нацистской общественной организации «Сила через радость». 4 сентября 1945 года на этой сцене был представлен первый послевоенный оперный спектакль в Берлине — опера Людвига ван Бетховена «Фиделио».
Новое здание Немецкой оперы было построено к 1961 году по проекту Фрица Борнемана и открылось 24 сентября — но на этот раз уже оперой Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» (в заглавной партии был занят Д. Фишер-Дискау, оркестром дирижировал Ф. Фричай).
Другой моцартовский спектакль Немецкой оперы, вошедший в историю, состоялся 2 июня 1967 года: в этот вечер давали «Волшебную флейту» в присутствии находившегося в Западном Берлине с официальным визитом шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви, и при разгоне проходившей перед театром демонстрации протеста был убит один из демонстрантов, студент Бенно Онезорг, что привело к радикализации и расколу германского студенческого движения.
Среди значительных музыкальных событий в послевоенной истории театра — мировые премьеры опер Роджера Сешенса «Монтесума» (1964), Ханса Вернера Хенце «Молодой лорд» (1965), Луиджи Даллапикколы «Улисс» (1968), Вольфганга Фортнера «Елизавета Тюдор» (1972), Маурисио Кагеля «Из Германии» (1981), Вольфганга Рима «Эдип» (1987).
Театр рассчитан на 1900 зрителей. Сезон длится с сентября по март. Среди главных дирижеров театра: Бруно Вальтер, Ференц Фричай, Лорин Маазель, Йезус Лопес-Кобос, Джузеппе Синополи и др.
Публикации
Борис Блох и Николай Овчинников беседуют об опере, о театре, о певцах, педагогах и не только… 01.08.2020 в 16:32
Немецкая опера в Берлине завершила трехлетний цикл Мейербера 13.12.2017 в 22:12
Неувядающая Эдита Груберова: 50 лет на сцене 09.12.2017 в 19:10
На спектаклях «Немецкой оперы» (operanews.ru) 26.12.2016 в 20:08
Четыре часа счастья с музыкой Мейербера в «Дойче Опер» (operanews.ru) 12.12.2016 в 19:01
«Свадьбе Фигаро» Моцарта в Берлинской «Дойче Опер» почти 37 лет! 27.10.2015 в 19:03
«Васко да Гама» Мейербера: впечатления от берлинской премьеры (operanews.ru) 26.10.2015 в 19:52
На главном событии «Недель Пуччини» в Берлине 28.03.2015 в 17:58
Предрождественская музыкальная неделя в Берлине (operanews.ru) 05.01.2015 в 21:48
«Лоэнгрин» Вагнера в Немецкой Опере (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:26
«Риголетто» в «Дойче Опер» (operanews.ru) 16.12.2013 в 21:40
Вердиевские спектакли в Берлине (operanews.ru) 01.12.2013 в 18:31
Премьера «Набукко» в Deutsche Oper (operanews.ru) 22.09.2013 в 17:28
Deutsche Oper Berlin: позитивные впечатления от «Дон Жуана» (operanews.ru) 10.02.2013 в 19:14
Оперный город Берлин (operanews.ru) 13.01.2013 в 21:56
Традиции «Тоски», искания «Травиаты»… (operanews.ru) 12.02.2012 в 17:12
«Танкред», берлинская премьера… (operanews.ru) 05.02.2012 в 22:05
Три оперных вечера в Берлине 04.03.2008 в 13:53
Оперу Моцарта покажут при повышенных мерах безопасности 18.12.2006 в 19:15
Другие известные театры Германии
Берлин станет отличным местом для туриста, любящего театры – их в городе очень и очень много. У каждого неповторимый репертуар и своя изюминка. Чего стоит один только «Концертхаус», берлинский драматический театр на площади Жандарменмаркт. Ранее мы упоминали о Komische Oper Berlin, однако она заслуживает более детального рассказа.
Именно Комическая опера первой внедрила в свою работу автоматическую систему перевода текстов, звучащих на сцене. С целью реализации данной опции все сидения в зрительном зале оборудовали дисплеями, на них появляется сопроводительный текст. Немцы и иностранцы, знающие язык, могут просто выключить отображение субтитров.
В 2007 году Комическую оперу признали «Театром года» в Германии. По сей день она несет в массы не только художественные, но и социальные ценности, ставя н жизненно важные, современные и злободневные произведения.
ндант театра Дитмар Шварц, занявший пост в августе этого года. Теперь, когда 100-летний рубеж позади, у театра с вековой историей большие планы по модернизации.
Конкуренты в Берлине
Берлинская государственная опера (нем. Staatsoper Berlin), или, как ее еще называют, Немецкая государственная опера (нем. Deutsche Staatsoper), открытая в 1742 году, предлагает своим зрителям постановки оперной классики нескольких столетий. В репертуаре сегодня есть и оперы Моцарта, Пуччини, Верди, Вагнера, и спектакли для детей и юношества, и симфонические концерты, и балет. Кстати, главным балетмейстером там работает Владимир Малахов, выпускник Московского хореографического училища.
В настоящий момент в здании Государственной оперы ведутся реставрационные работы, поэтому весь коллектив переехал на время с Унтер ден Линден в Театр им. Шиллера в Шарлоттенбурге. Ремонт был завершен 3 октября 2014 года.
Оперный театр в Берлине «Комише Опер» (нем. Komische Oper), в свое время один из ведущих музыкальных театров ГДР (основан в 1947 году), приглашает сегодня опять-таки на Моцарта и Верди, оперу для детей, и симфонические концерты. Именно на этой сцене наш театральный режиссер Кирилл Серебренников поставил неоконченную оперу австрийского композитора Альберта Берга «Американская Лулу» — премьера состоялась 30 сентября.
Особенностью репертуара «Комише Опер» на протяжении столетий считался язык спектаклей: актеры пели на немецком с тем, чтобы быть ближе и понятнее зрителю. Однако и в этом уже наблюдается отход от традиций и заветов основателя театра Вальтера Фельзенштайна. Так, «Лулу» исполняют на английском.
Опера «Богема»
Композитор: Джакомо ПуччиниЛибретто Джузеппе Джакозы и Луиджи ИлликиРежиссер: Жан-Роман ВеспериниДирижер: Антон Гришанин (10, 11 и 13 февраля) / Пласидо Доминго (12 и 14 февраля)
Состав исполнителей
Мими (сопрано) – Динара Алиева (10 и 13 февраля) / Анастасия Щеголева (11 февраля) / Светлана Лачина (12 и 14 февраля)Мюзетта (сопрано) – Анна Аглатова (10 и 13 февраля) / Анастасия Сорокина (11 февраля) / Аида Гарифуллина (12 и 14 февраля)Рудольф (тенор) – Маттео Липпи (10 и 13 февраля) / Павел Валужин (11 февраля) / Бехзод Давронов (12 и 14 февраля) Марсель (баритон) – Андрей Потатурин (10, 11 и 13 февраля) / Маркус Верба (12 и 14 февраля)
Дни показа
10 февраля (ср) 2021 11 февраля (чт) 202112 февраля (пт) 2021 – с участием Аиды Гарифуллиной и Пласидо Доминго13 февраля (сб) 2021 14 февраля (вс) 2021 – с участием Аиды Гарифуллиной и Пласидо Доминго
Начало в 19.00 Опера в четырех картинах. Продолжительность – 2 часа 30 минут с антрактом. Исполняется на итальянском языке с субтитрами на русском языке. Премьера спектакля состоялась 24 июля 2018 года.
С 10 по 14 февраля Большой театр приглашает зрителей на оперу Джакомо Пуччини «Богема». Ведущие партии в предстоящих спектаклях исполнят замечательные оперные певцы – Аида Гарифуллина, Динара Алиева, Анна Аглатова, Анастасия Сорокина, Бехзод Давронов, а за дирижерский пульт встанет легендарный маэстро Пласидо Доминго!
«Богема» – непревзойденный образец лирической оперы, который продолжает жить на сценах оперных театров всех стран уже более ста лет. Либретто оперы основано на автобиографическом романе французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», повествующем о жизни бедных, мечтающих о славе молодых художников, поэтов и музыкантов из Латинского квартала Парижа.
С невероятной проницательностью и теплотой Пуччини очерчивает музыкальные портреты главных действующих лиц. «Искренность, с какой композитор воплотил в музыке трогательные, забавные и скорбные события из жизни бедных художников, во многом обусловлена тем, что Пуччини хорошо знал своих героев: когда-то в пору занятий в Миланской консерватории, он нередко сам голодал, как они», – отмечал музыковед Абрам Гозенпуд.
Большой театр представит постановку молодого французского режиссера Жан-Романа Весперини. Для него это не первый опыт сотрудничества с российскими театрами – ранее режиссер поставил оперу «Осуждение Фауста» в Большом театре и оперу «Аида» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского.
Аида Гарифуллина – всемирно известная российская оперная певица, солистка Венской оперы. Аида Гарифуллина завоевала ряд национальных и международных наград, в том числе первую премию на престижном конкурсе оперных певцов «Опералия». Парижская опера, Ковент-Гарден, Метрополитен-Опера, Мариинский театр, Берлинская государственная опера – неполный список знаменитых оперных сцен, которые покорила певица. Дебютный альбом Аиды Гарифуллиной был отмечен премией «ECHO Klassik».
Динара Алиева – знаменитая оперная певица, ведущая солистка Большого театра. Певица выступает на лучших европейских сценах, в числе которых Венская опера, Гран Театро дель Лисео, Баварская опера, Королевский театр Ла Монне, Гамбургская опера. Динара Алиева является основателем Международного музыкального фестиваля «OperaArt», который проводится в Москве с 2015 года.
Анна Аглатова – солистка Большого театра. В 2017 году с успехом дебютировала в Венской опере в постановке «Дон Паскуале». Выступает в спектаклях и концертах с выдающимися дирижерами, в числе которых Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Теодор Курентзис, Энрике Маццола, Эвелино Пидо.
На спектаклях 12 и 14 февраля за пульт оркестра Большого театра встанет выдающийся оперный певец и дирижер Пласидо Доминго. Дирижерский дебют Доминго состоялся в 1973 году в Нью-Йорк Сити опере. Маэстро сотрудничает со многими знаменитыми коллективами: Венским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, оркестром театра Ковент-Гарден, Берлинским филармоническим оркестром и другими. Также Пласидо Доминго регулярно выступает с оркестром фестиваля «Арена ди Верона», а в 2018 году маэстро впервые встал за пульт оркестра Байройтского фестиваля.
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
Государственная опера Унтер-ден-Линден
Государственная опера на Унтер-ден-Линден также называется Берлинской государственной оперой или Немецкой государственной оперой. Это старейший театр Германии, который был основан при Фридрихе II в 1742 году как Королевская придворная опера. В момент своего основания в 1743 году Опера была крупнейшей в Европе.
Здание Государственной Оперы
Здание Оперы расположено на знаменитом бульваре «под липами» и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Унтер-ден-Линден. Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф – немецкий архитектор, создавший это великолепное здание.
Сегодня уникальное здание Оперы является самым старым среди театральных зданий Берлина.В здании Королевской Оперы после пожара 1843 года была проведена первая модернизация. В дальнейшем здание Оперы перестраивалось и модернизировалось неоднократно.
В ходе реконструкции в период 1924 — 1928 годов под сценой был возведен новый фундамент, были достроены дополнительные боковые сцены, что позволило производить быструю смену кулис, режиссура того времени требовала непременного соблюдения этого.
Здание оперы было оснащено двухэтажными подиумами, появились гидравлические подъемники и передвижные боковые платформы.
Реконструкция была закончена в 1928 году и в ознаменование этого в Опере была премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта»
В годы ІІ мировой войны здание Оперного театра дважды разрушалось, в 1941 году и в 1944 году, но каждый раз восстанавливалось. Оно было восстановлено в 1942 году и в 1955 году. Каждый раз после реконструкции театральный сезон начинался оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера. Театр того времени вмещал 1396 человек.
Музыканты Государственной оперы
Театр дал первое свое представление еще до официального открытия. Это произошло 7 декабря 1742 года.
Первым представлением стала опера «Цезарь и Клеопатра» композитора Карла Генриха Грауна, который долгое время был Директором и главным дирижером Оперы.
Изначально хором Оперы стал любительский сводный хор учеников гимназий Берлина. Только в 1821 году в театре был организован собственный хор.
В период с 1820 по 1842 годы Главным дирижером Оперы был неизменно Гаспаре Спонтини. В это время ставились произведения исключительно итальянских композиторов и выступали только итальянские певцы.
Но наибольшего расцвета театр достиг, когда находился под руководством таких имен как Феликс Вейнгартнер, Карл Мук, Рихард Штраус и Лео Блех. Публика услышала «Женитьбу Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарта, «Весталка» «Фернанд Кортес или Завоевание Мексики» Г. Спонтини, «Летучий голландец» Вагнера. Здесь впервые публика услышала оперу «Волшебный стрелок» Вебера.
Во времена кайзера Вильгельма II репертуар Оперы значительно обогатился произведениями современных авторов, эпоха началась премьерой оперы «Воццек» австрийского композитора Альбана Берга.
С 1925 по 1935 годы главный дирижер Э. Клайбер, существенно расширил репертуар, публика услышала русскую оперу «Царская невеста», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Борис Годунов».
Военные годы пагубно сказались на Государственной опере, помимо дважды разрушенного здания театр лишился и многих исполнителей.
С 1950 по 1960 годы самыми значительными постановками были «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Хованщина» Мусоргского, «Макбет» Верди, «Дон Паскуале» Доницетти
Дирижёр и пианист Даниэль Баренбойм выдающийся музыкант, звезда мирового масштаба после воссоединения страны и театра принес новый импульс в руководимую им Государственную оперу Унтер-ден-Линден.
Государственная Опера сегодня
Немецкая государственная опера сегодня придерживается исторических традиций и развивает новые. В 2008 году состоялась премьера оперы «Игрок» Сергея Прокофьева в постановке Дмитрия Чернякова.
В постоянном репертуаре театра «Тоска», Джакомо Пучини, произведения Шиллера.
Регулярно проходят симфонические концерты Государственной капеллы Берлина, звучат произведения Листа, Шумана и Бетховена
Государственной оперой Унтер-дер-Линден проводятся ежегодные фестивали классической музыки с одноименным названием.
Стоимость билетов от € 48 до € 230.
Как добраться до Государственной Оперы
Здание Государственной оперы находится по адресу Унтер-дер_Лиден, 7Добраться можно на метро до станции Hausvogteiplatz;Автобусом №№ 100, 200
Стоимость единого проездного билета от € 6.30 до € 6.80.
Постановки и премьеры Берлинской оперы
Многие деятели искусства выбрали главную немецкую оперу для своих премьер. За время своего существования Staatsoper стала первым домом для работ, прославившихся затем на весь мир. Стоит отметить премьеру оперы Карла Вебера «Вольный стрелок» в 1821 году, состоявшуюся еще в старом здании оперы до пожара. На сцене музыкального театра прозвучала работа Дариюса Мийо «Кристофор Колумб».
В 1955 Немецкая государственная опера открылась в восстановленном здании (архитектор Р. Паулинк) оперой Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Среди значительных постановок 50-60-х годов — «Водоворот» Сухоня, «Ревизор» Эгка, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Лоэнгрин», «Хованщина»; «Макбет» Верди, «Махагони» Вайля, «Дон Паскуале» Доницетти. В театре пели — И. Германн, Р. Кэлингер, Э. Витте. Главный дирижёр в 1955-62 — Ф. Конвичный.
Развивая лучшие традиции немецкой оперной классики, Немецкая государственная опера пропагандирует оперные произведения композиторов разных стран. В числе крупных художественных достижений конца 60-х-70-е годы — постановки опер «Ланцелот» Дессау (1969), «Юлий Цезарь» Генделя (1970), «Женщина без тени» Р. Штрауса (1971), «Воццек» (1971), «Борис Годунов» (1972), «Отелло» (1972), «Катерина Измайлова» (1973), «Кавалер роз» (1973), «Кольцо нибелунга» (1973), «Дон Паскуале» (1974); «Эйнштейн» Дессау (1974). Среди солистов — Т. Адам, П. Шрайер, Л. Дворжакова, А. Томова-Синтова, А. Бурмайстер, Р. Зюсс, 3. Фогель, К. Рем, И. Шпрингер, Г. Шретер, М. Рицман, Р. Хофф, Э. Бюхнер, Б. Ридель. Главный дирижёр с 1964 — О. Суитнер; спектаклями дирижировали также В. Реннерт, X. Фрикке, X. Кох, А. Апельт.
Последним перед закрытием театра во времена Второй мировой войны стало исполнение «Женитьбы Фигаро» Моцарта, а после открытия публике показали «Дон Жуана» того же композитора.
Цены на билеты и экскурсии
Посещение наиболее известного и старейшего бульвара Берлина – Унтер-ден-Линден – включают в себя практически все пешие и автобусные прогулки.
Помимо оперы, тут находятся университет Гумбольдта, Государственная библиотека и Немецкий исторический музей, художественная галерея. Deutsche Oper Berlin особенно сказочно смотрится в темное время суток, когда весь бульвар освещает романтическая подсветка.
В среднем гиды предлагают двух-трех часовые прогулки по городу, стоимость для одного человека варьируется от 20 до 130 евро в зависимости от насыщенности программы.
Бесплатных концертов, которые дает, например, Берлинская филармония, в Государственной опере не бывает. Всем, кто хочет попасть на представление, следует купить билет. Полная афиша с указанием всех премьер регулярно обновляется . Программа стартует в 16:00 по местному времени, наиболее поздние представления начинаются в 19:30.
В наши дни репертуар оперы включает в себя как современные новинки, так и разнообразные интерпретации известных произведений.
Отметим, что стоимость билета может увеличиваться за счет театральных и сервисных сборов. Некоторые онлайн-сервисы не указывают эти статьи расходов, другие сразу прибавляют их к цене.
Для определения стоимости билета оперные театры Берлина используют четырехступенчатую структуру. Самые недорогие билеты продаются на дальние ряды первого и третьего ярусов, обозначенные зеленым цветом. Пропуск на представление в таком случае обойдется в 33-35 евро.
По 59 евро продаются билеты для желающих занять места в секторах, раскрашенных в голубой цвет: это ряды с 16 по 22 в основном зале, некоторые места в боковых ложах, дальние ряды второго сектора и 2-3 ряды третьего сектора.
Розовым цветом представлена вторая ценовая категория, билеты стоят 84-89 евро. Купив такой билет, можно выбрать боковые места в первых рядах, ложи, центральные сидения на втором ярусе. Наконец, наиболее дорогостоящие билеты (желтые секторы) продаются на центральные места в первых рядах в основном зале и на втором ярусе.
Известные люди оперы
В 1842 году некоторыми концертами дирижировал Феликс Мендельсон. В конце XIX – начале XX века в Королевской опере работало множество выдающихся людей, например, Феликс Вейнгартнер, входивший в «послевагнеровскую пятерку». Именно он первым записал все девять симфоний Бетховена, а также все работы Иоганнеса Брамса.
Карл Мук, также ставивший оперы в Берлинском музыкальном театре, известен прежде всего высококачественным исполнением работ Вагнера, особенно его «Парсифаля».
Его работы отличались величавостью и торжественностью. Современники отмечали, что далеко не все слушатели могли сразу постичь его исполнительскую манеру, но, когда это случалось, оставались его поклонниками навсегда.
Стиль позднего романтизма представлял Рихард Штраус, а Лео Блех знаменит поставленной более шести сотен раз оперой «Кармен» Жоржа Бизе.