Какой общественный транспорт бывает в Праге?
Пражская система транспорта отечественному туристу покажется весьма непривычной, но если разобраться, все становится предельно просто и достаточно удобно.
Метро
Пражский метрополитен состоит из 3 линий красного, желтого, зеленого цвета с 3 переходами. Пересадки с одной линии на другую есть на станциях Muzeum, Můstek, Florenc.
Метро открыто с 5 утра и до полуночи, а поезда приходят с временным интервалом 2-4 минуты в пиковую загрузку и 5-10 в обычное время. Билеты продаются не на каждой станции, и купить их можно в газетных киосках или специально оборудованных желтых автоматах.
Интересная деталь: турникетов в метро нет, а контролируют проход пассажиров сотрудники Транспортного предприятия. Контролер метрополитена предъявляет свое служебное удостоверение и желто-красный значок.
Метро
Автобусы
Автобусное движение начинается с 4.30, а последние автобусы приходят до 00.30. Есть и ночные автобусы, расписание которых вы можете посмотреть на самих остановочных пунктах или в приложении на смартфоне.
Средний промежуток курсирования – 10 минут. Билеты также продаются на остановках (но не на каждой), в автомате или в киосках с прессой.
Автобусы
Трамвай
Самый аутентичный, пожалуй, транспорт Праги, максимально соответствующий настроению и атмосфере города – это старый добрый трамвай. Он появился в 19 веке и сразу стал своеобразным брендом города. Вагоны начинают ходить с 4.30 и оканчивают движение в 00.00. По некоторым направлениям ходит и ночной транспорт. Все трамваи ночного следования проходят через остановку Lazarská, и вы можете добраться отсюда в любую точку города даже глубоко за полночь.
Весьма продуманной является система замещения трамваев автобусами. При поломках и ремонтных работах на путях отдельные трамвайные маршруты замещают автобусными, причем заменяющему автобусу присваивается абсолютно такая же цифра, что и у трамвая, но спереди номера дописывается символ Х.
Обязательно прокатитесь в историческом трамвае Праги № 41. До ноября 2019 года атмосферный вагончик ездит по выходным и праздникам с полудня до пяти вечера. Есть и другой, не менее популярный у туристов трамвай – ностальгический трамвай № 23.
Трамвай
Фуникулер
Фуникулер в Праге поднимет вас на холм Петршин. Протяженность маршрута составляет чуть больше 500 м. Фуникулер состоит из двух кабин и останавливается в трех пунктах: Újezd, Nebozízek, Petřín. К первой остановке (адрес Petřínské sady 411/14) доехать можно трамваем № 6, 9, 12, 20. Фуникулер работает и зимой, с 9 утра до половины двенадцатого ночи, и ходит каждую четверть часа, а летом (по октябрь) – раз в 10 минут в это же время.
Весной и осенью фуникулер не используется из-за ремонтных и профилактических работ. В этом году технические мероприятия будут проводиться до 25 октября по плану.
Фуникулер
Виды общественного транспорта в Праге
В Праге огромный выбор способов передвижения и наравне с привычными автобусами, трамваями и метро есть нечто необычное:
- фуникулер – это вид транспорта, который передвигается по рельсам и позволяет добраться в места с сильным наклоном. Например, в Праге фуникулер доставит туристов на Петршин холм, на котором находится одна из лучших смотровых площадок Праги;
- канатная дорога, которая находится в самом большом зоопарке Чехии – Пражском;
- лодочные переправы, которые позволяют быстро переплыть из Старого в Новый город и обратно.
На все виды транспорта в Праге действует единый билет, в том числе и на фуникулер и лодочные переправы. Но в городе нет троллейбусов.
Метро
Метрополитен в Праге значительно уступает российскому, да и пражане предпочитают трамваи. Метро работает с 04:00 до 00:00, но в зависимости от последней станции время может немного отличаться. Средний интервал между отправлениями поездов 2-4 минуты во время высокой загруженности и 5-10 минут в обычное время.
Всего пражский метрополитен имеет три линии:
- А – зеленая;
- В – желтая;
- С – красная.
Трамваи
Самый популярный и комфортный вид общественного транспорта в Праге – трамвай. Он позволяет не только добраться до места назначения, но и удобный для туристов, ведь есть маршруты, которые соединяют главные достопримечательности города. Купив проездной можно в отведенное время делать сколько угодно пересадок, что очень удобно. Время отсчитывается с момента компостирования. За проезд без билета пассажиру полагается штраф, который выписывает контролер. Билет нужно купить заранее, ведь в трамваях нет кондукторов, а водитель не продает билеты.
В Праге есть исторический трамвай № 22, который курсирует по всей исторической части города. Также есть трамвай № 41, который курсирует по центру города, но только в теплое время года. И имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, это один из трамваев XX века с деревянными сиденьями. Во-вторых, есть кондуктор, который насвистывает остановки. Единственный кондиционер – это открытые окна и двери, но такой трамвай переносит туристов в 1950-е годы. Стоимость проезда на историческом трамвае: для взрослых – 35 крон, для детей до 15 лет и пенсионеров от 60 лет при наличии подтверждающего документа – 20 крон. Также нужно буде заплатить 20 крон за провоз коляски.
Есть еще один исторический трамвай № 41, который отправляется из депо до выставочного комплекса через каждые 30 минут. Маршрут проложен через многие достопримечательности города, поэтому особенно популярный среди туристов и приезжих.
Также в Праге есть ночные маршруты трамваев, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте общественного транспорта или на остановке. Поэтому можно не волноваться, ведь даже ночью без проблем можно передвигаться по городу. Главная особенность трамваем – работают точно по графику без опозданий.
Ознакомиться со схемой движения трамваев в Праге Вы можете ниже. Карта в хорошем качестве, чтобы подробнее ознакомиться с ней, откройте картинку в новом окне. Для удобства пользователей пражские власти решили объединить на схеме маршрутную сеть трамваев с метро.
Схема трамваев и метро в Праге
Автобусы
Автобусы в Праге имеют ночные и дневные маршруты. Номера автобусов отличаются и зависят от времени суток. Средний интервал между отправлениями 5-20 минут. На каждой остановке есть расписание с графиком работы и номерами маршрута. Также здесь есть информация о текущей остановке и направлениях движения. Заранее можно понять: сколько времени будет потрачено на передвижение благодаря указанным интервалам. В новых автобусах есть бесплатный wi-fi, вывеска на дверях информирует об этом.
Ознакомиться со схемой движения автобусов Вы можете ниже. Карта в хорошем качестве, чтобы подробнее ознакомиться с ней, откройте картинку в новом окне. Для удобства пользователей пражские власти решили объединить на схеме маршрутную сеть автобусов с метро.
Схема движения автобусов и метро в Праге
Фуникулер
В Праге действует фуникулер с 1985 года. Маршрут начинается с Петршинского холма и включает три станции (Újezd, Nebozizek и Petřín). Общая длина маршрута – 510 метров. Интервал между отправлениями фуникулера в среднем 10-15 минут. При этом можно воспользоваться единым проездным для всего общественного транспорта, минимальная стоимость которого – 24 кроны.
Лодочные переправы
Всего есть 5 лодочных переправ через реку в Праге. Переправа возможно по обычному городскому билету. Маршруты P1 и P2 работают круглосуточно и без выходных, но есть маршруты, которые работают только летом и осенью – P3, P5 и P6. Интервал между лодочными переправами составляет от 7 до 30 минут в зависимости от выбранного маршрута.
Автомобильный транспорт
Общая протяженность автодорог составляет более 127 810 км, при этом они охватывают всю территорию страны, включая отдаленные регионы. Их состояние всегда поддерживается на нормальном уровне даже в глубокой провинции. 550 км автодорог – скоростные магистрали, основная из которых связывает два крупнейших города, Прагу и Брно. Развитая сеть наземных путей привела к тому, что самым популярным транспортом в стране стал автобусный. Именно на него приходится основная часть пассажироперевозок внутри страны. Их обеспечением занимается как Министерство транспорта Чехии (IDOS), так и частные компании, например Bohemia Euroexpress International, Connex и т. д. Прямое автобусное сообщение налажено не только внутри страны, но и за ее пределами, в частности с Амстердамом, Берлином, Лондоном и другими с европейскими странами.
Рабочее время и отдых водителей
Условия работы в Германии строго соблюдаются, поскольку от этого зависит безопасность на дорогах и сохранность перевозимых грузов. Так, допускается управление транспортным средством на протяжении не более девяти часов в течение дня. При необходимости это время может продлеваться на час, но не более чем два раза в неделю. Пребывание за рулем составляет не более 56 часов в неделю, при этом суммарное время управления автомобилем за две последовательные недели не должно превышать 90 часов.
После движения на протяжении 4,5 часа обязателен перерыв. Время перерыва в вождении в течение дня суммарно должно составлять не менее 45 минут. Например, первый перерыв может длиться 15 минут, а следующий ‒ не менее получаса или наоборот.
В месте, где приписан автотранспорт, его могут сократить до 36 часов. Ежедневный отдых меньше одиннадцати, но больше 9 часов называют периодом сокращенного отдыха. Допускается максимум три таких периода между еженедельным отдыхом.
За две последовательные недели должно использоваться не менее двух интервалов еженедельного отдыха. Заменить их может регулярный и сокращенный еженедельный отдых (период) – 24 и более часа. Еженедельное время отдыха начинается не позднее завершения шестого 24-часового периода, после того как закончился предыдущий такой отдых. Под неделей подразумевается время между 00.00 часов понедельника и 24.00 воскресенья.
Еженедельный отдых запрещается проводить в кабинах автомобилей и других местах, не оборудованных надлежащим образом. Нарушителям грозит штраф в размере 60€, дополнительно штрафуется транспортная компания на 180€. Следят за соблюдением правил сотрудники Федерального ведомства по грузовым перевозкам и полицейские.
Для отдыха водителей создана соответствующая инфраструктура: на автобанах имеются специальные автостоянки, много заправочных станций, которые обустроены туалетами, местами для сна.
Время движения и отдыха фиксируется тахографами, которыми в обязательном порядке оборудуются все грузовые и пассажирские транспортные средства. Благодаря этому режим работы и отдыха строго соблюдается. Карта тахографа идентифицирует водителя, хранит информацию о его деятельности. Имеется в автомобиле и система, отслеживающая его местоположение.
Проездные документы в городском транспорте Праги
тут
Прага — европейская столица, поэтому здесь действует единая транспортная система, билеты действительны в любом виде транспорта. Это очень удобно, купив билет на автобус, турист сможет использовать его в метро, прокатиться на трамвайчике или подняться на фуникулере. Расстояние здесь не имеет никакого значения, стоимость билета зависит от времени, потраченного на поездку. Оплата производится в чешских кронах, некоторые автоматы принимают только мелочь. Перед началом движения необходимо всего лишь закомпостировать свой билет, с этого момента будет отсчитывается время поездки. Проверка наличия билетов у пассажиров городского транспорта проводиться контроллерами, которые в любой момент могут зайти в салон. Одеты они в штатское и ничем не отличаются от остальных пассажиров, поэтому любителям кататься «зайчиком» следует быть поосторожней. Штрафы за безбилетный проезд достаточно внушительны, так что не стоит так рисковать.
- билет на 30 минут: 24 кроны;
- билет на 90 минут: 32 кроны;
- билет на 24 часа: 110 крон;
- билет на 72 часа: 310 крон.
Детям до 5 лет проездной билет не потребуется, подростки до 14 лет могут кататься по льготной цене, равному половине стоимости билета. Если вы планируете остаться в Праге дольше чем на месяц, лучше всего приобрести специальный проездной за 670 крон в билетной кассе при аэропорте.
Узнать как доехать до нужной остановки не составит труда. Каждая остановка городского транспорта в Праге оборудована специальными стендами, где в доступной форме туристу представлена информация о маршруте следования автобуса или трамвая. К примеру, ночные рейсы выделены черным фоном, ведь транспорт в темное время суток в Праге подчиняется особому расписанию.
Шопинг в Чехии
В этом плане Чехия является этаким европейским раем, где можно купить замечательные товары по очень небольшим с точки зрения европейца ценам. Причем цены будут умеренными даже в самой Праге. Больше всего торговых точек с брендовой продукцией находится на Парижской улице, но желающих сэкономить может заинтересовать и Вацлавская площадь, и район Пршикопе.
Размер скидок необычайно велик – до 8/10 от первоначальной стоимости. Туристы очень высоко ценят чешскую дизайнерскую одежду (видимо, близость к Франции сказалась), местные оригинальные абсенты (лучшие в мире, по мнению экспертов), другие алкогольные напитки, а также изделия из керамики, фарфора, богемского стекла и не только. Еще одним культовым у путешественников товаром является различная лечебная косметика и соль из Карловых Вар.
Стоимость транспорта в Праге
Виды кратковременных абонементов и их стоимость на 1 персону
Тип абонемента | Взрослый Старше 15-и лет | Детский 6 – 15 лет | Пенсионный 60 – 70 лет | Возраст 0 – 6 и 70+ |
Основной на 90 минут | 32 крон | 16 крон | 16 крон | 0 крон |
Кратковременный на 30 минут | 24 крон | 12 крон | 12 крон | 0 крон |
На 1 день – 24 часа | 110 крон | 55 крон | 55 крон | 0 крон |
На 3 дня – 72 часа | 310 крон | — | — | 0 крон |
В пункте «-» билеты не предусмотрены.
Дети до 15-и лет и пенсионеры до 70-и лет для получения скидки должны оформить специальную справку DPP в пунктах продажи PID и инфоцентрах. Цена справки для электронного талончика – 120 крон, для бумажного – 20 крон. Действуют льготные билеты наравне с обычными в зонах Р, 0 и В.
Виды проездных и их стоимость на 1 персону
Тип электронного/бумажного билета | |
Ежемесячный – 30 дней | 670 крон |
Ежеквартальный – 90 дней | 1 880 крон |
Годовой – 365 дней | 6 100 крон |
Эти долговременные абонементы можно купить без предоставления личных данных в любой день, и они начинают действовать с даты приобретения. Цены актуальны для всех возрастов.
Билеты Lítačka и их стоимость на 1 персону
Тип билета | Взрослый 18 лет и старше | Подростковый 15 – 18 лет | Студенческий 18 – 26 лет | Пенсионный 60 – 65 лет |
Ежемесячный – 30 дней | 550 крон | 130 крон | 130 крон | 130 крон |
Ежеквартальный – 90 дней | 1 480 крон | 360 крон | 360 крон | 360 крон |
На 5 месяцев – 150 дней | 2 450 крон | — | — | — |
Годовой – 365 дней | 3 650 крон | 1 280 крон | 1 280 крон | 1 280 крон |
В группе «-» билет не предусмотрены.
Туристические карты
Как и в других мировых столицах туризма, в Праге можно приобрести несколько видов туристических карт, позволяющих сэкономить и увидеть многие достопримечательности без очереди и платы за вход. Кому действительно получится сэкономить, а кому данные карты не принесут выгоды напрямую зависит от количества выбранных достопримечательностей и многих других факторов, но обо всем по порядку.
Prague City Pass
Карта дает право на посещение более 15 самых главных достопримечательностей Праги, речной круиз и автобусный тур по историческому центру города. С актуальным списком доступных достопримечательностей можно ознакомиться здесь. Приобрести Prague City Pass можно в офисах продаж или онлайн на официальном сайте. Карта действительна в течение 30 дней со дня приобретения.
В 2021 году стоимость карты составляет:
- для взрослого — 1390 крон или 54,90 евро;
- для ребенка — 990 крон или 39,90 евро.
Prague Card
Данная карта предоставляет право на посещение более 60 самых знаковых мест города, речной круиз и автобусный тур по историческому центру города, скидки до 50% на развлечения и многое другое. Актуальный список достопримечательностей представлен на официальном сайте. Приобрести Prague Card можно в одном из офисов компании, на официальном сайте или, воспользовавшись мобильным приложением, доступным для iOS и Android.
Стоимость карты в 2021 году составляет:
Взрослый тариф | Детский тариф | |
2 дня | 71 евро | 51 евро |
3 дня | 81 евро | 58 евро |
4 дня | 88 евро | 64 евро |
Еда и питьё
Заведения общественного питания
Рассмотрим несколько кафе из тех многих, которые стоит посетить в Праге:
- Какао. Здесь преобладает европейская кухня, здоровая и вкусная еда – супы, салаты и вторые блюда. Есть специализированное меню, кухня для вегетарианцев. Цены умеренные.
- Кафико – европейская и чешская кухня. Вы можете заказать завтраки, ланчи, спиртное.
- Эма Эмпрессо бар. Есть кухня для вегетарианцев, можно заказать завтраки и ланчи.
- Креме де ля Креме. Особенности – еда на вынос, Wi-Fi, есть вегетарианская кухня.
- Каварное мисто – кафе с европейской, центральноевропейской кухней. Можно заказать завтраки, обеды, ужины.
- Шоколадное кафе. Преобладает европейская и бельгийская кухня, есть большой выбор напитков и завтраков. Помимо этого, здесь подаются пирожные, торты, выпечка собственного приготовления, разнообразные муссы и десерты.
- Пражский пивоварский дом. Кружка пива на 4 литра стоит 280 крон (500 руб.). Здесь варят 8 сортов самого вкусного пива. Среди них есть даже банановое, кофейное и крапивное. А также делают семь сортов крепких напитков на основе пива.
Что стоит попробовать в Праге?
Еда в Чехии вкусная и сытная, ценовой диапазон достаточно широк. Свинина, говядина, птица, карп, кнедлики, картофель, фасоль, подливы, квашеная капуста – основные компоненты чешской национальной кухни.
- Свинина (вепрево колено).
- Тушёная капуста и колбаски.
- Карловарский суп-гуляш в хлебе.
- Запечённая на углях форель из Локета.
Что можно найти на улицах Праги:
- пиццу;
- картофельные чипсы;
- мороженое;
- лимонад;
- кофе из автомата;
- горячее вино;
- горячий шоколад;
- фаст-фуд;
- десерты;
- пиво.
Общая информация
Итак, транспортное сообщение в Праге. Стоит понимать, что город не маленький, его площадь почти 500 км2, а население более миллиона человек. Все это, вместе с пригородом, обслуживается компанией «Транспортное предприятие столичного города Праги».
В транспортную систему входят:
- Метрополитен
- Трамвай
- Автобус
- Фуникулер
- Такси
- Переправы
- Пригородные пассажирские поезда
Город и пригород, в свою очередь, делятся на несколько тарифных зон.
- Двойная тарифная зона P
- Тарифная зона 0
- Тарифная зона B
- 7 тарифных зон пригорода
Зона P включает в себя: все метро, городские автобусы (маршруты под номерами 100 – 299 и 901 – 930) и трамваи, а также паромы, фуникулер и некоторые участки железной дороги.
Зоны 0 и B – это некоторые пригородные автобусы (маршруты 300 – 420 и 951 – 979).
Ниже я вставляю карту тарифных и транспортных зон Праги, что будет крайне полезно многим посетителям города. Но стоит учесть, чтобы долго не заморачиваться: туристы обычно не выезжают за пределы зоны P.
Это имеет свои преимущества. Практически любой тип транспорта можно оплатить одним билетом, а сам подвижной состав находится в хорошем состоянии.
При этом всем, маршруты и расписания тщательно продуманы и составлены с таким учетом, чтобы добраться в любую точку города можно было с минимумом пересадок и за короткий промежуток времени.
Окрестности Праги разделены на 7 внешних зон (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7). В них не действуют городские проездные и для них требуется отдельный проездной билет – PID.
«Наше» такси в Чехии
Специально для российских туристов в столице работают русскоязычные компании:
- «Такси в Праге», тел.: +420 776-251-618, taxi-v-prage.com.
- «Веселое такси», тел.: +420 212-290-290, + 420 773-183-161, veselytaxi.com.
- Premier, тел.: + 420 777-092-045, taxipremier.com.
Водители в таких компаниях ─ местные, но знающие русский язык, или россияне, имеющие длительную визу и получившие лицензию.
Правила работы подчинены европейским требованиям и нормам. В пакет услуг входят трансферы и прокат. Расценки будут чуть выше или на уровне средних чешских.
Такое чисто русское такси с чешским акцентом удобно для клиентов из России, ведь большинство местных порталов имеют максимум англоязычную версию.
Описание фуникулёра и чем он полезен туристам
Этот фуникулёр единственный в Праге. Он также, как метро или трамвай, является городским транспортом, хотя туристы воспринимают его, как одно из развлечений и как достопримечательность. Покататься на этом фуникулёре можно во время составленного мной прогулочного маршрута №4 по Петршиному холму.
Вагончик пражского фуникулёра.Вид из окна, когда вы поднимаетесь наверх.
Что из себя представляет. По сути это рельсовая дорога, которая ведёт на вершину Петршина холма. По этой дороге ездят два вагончика: когда один идёт вверх, то второй спускается вниз. На середине пути они встречаются. Тот вагон, что поднимается вверх, останавливается, пропускает другой вагон, который спускается, а потом продолжает движение. Самое интересное, что вагоны движутся за счет того, что их тянет канат – это называется канатной тягой.
Полезные ссылки:
- Экскурсии в Праге на русском – подборка с лучшими гидами
- Готовые маршруты по Праге – для самостоятельных прогулок
Длина линии фуникулёра всего 500 метров. Время в пути: 5 минут. У фуникулёра есть три станции: нижняя, верхняя и средняя.
Схема пражского фуникулёра.
- Нижняя станция называется Уезд (Ujezd). Это важная станция для нас, потому что именно отсюда отправляются на верх холма вагончики. Как найти эту станцию, подробно .
Средняя станция называется Небозизек (Nebozízek). Эта станция, по большому счету, для нас неинтересна. Обычно все едут на самый верх холма – до конечной станции. Единственное, что может кого-то заинтересовать, это кафе Атлант (Caffe Atlant), расположенное здесь. В кафе на террасе с видом на Прагу можно посидеть и попить относительно недорогого пива. Ещё около этой станции есть ресторан Небозизек (Restaurant Nebozízek).
Верхняя станция называется Петршин (Petřín). Это конечная остановка на самом верху холма. Почти все едут именно до этой станции, потому что от неё рукой подать до Петршинской башни, на которой находится смотровая площадка. Практически все туристы поднимаются на эту площадку – виды с неё стоят тех денег, что берут за входной билет. Эта смотровая занимает третье место в рейтинге смотровых площадок в Праге. После смотровой туристы в основном идут просто гулять и, как правило, спускаются вниз с холма пешком. Однако некоторые (их немного) посещают ещё зеркальный лабиринт и обсерваторию.
В вагоне.Вход на нижнюю станцию, которая называется Уезд.
Чем интересен пражский фуникулёр. Этому фуникулёру больше 100 лет. Запустили его в 1891 году, специально чтобы горожане могли подниматься к смотровой Першинской башне. Кстати, 100 лет назад билет вниз стоил в два раза дешевле, чем билет наверх. Высота, на которую вас поднимает вагон, равна 130 метрам. А угол наклона пола в вагоне составляет примерно 30 градусов, что равно углу подъёма на холм.